Вы когда-нибудь слышали древнегреческий миф о ящике Пандоры? Пандоре - девушке, созданной Гефестом из земли и воды,- сказали ни в коем случае не открывать ящик, но не объяснили, почему этого нельзя было делать. Жизнь ее текла мирно и безмятежно, как в райском саду. Но однажды запретный плод снова оказался непреодолимо притягательным, и Пандора открыла ящик. Внезапно все несчастья мира вылетели из него в виде тучи жалящих насекомых, повалили из ящика, искусали Пандору и скрылись с ликованием, разлетевшись по всему свету подобно сонму злых духов. И лишь одно осталось в ящике - надежда. И когда она стала умолять Пандору выпустить ее, испуганная девушка открыла ящик еще раз. И надежда утешила ее.
У этого мифа очень глубокий смысл. Он говорит нам, что всегда существует надежда. Надежда - как противоположность беспокойству и депрессии. В ней таится намек на лучшее будущее. "Ошибочная надежда" - это нелепость. Любая надежда является реальной, если она заставляет вас действовать, чтобы приблизить желаемое будущее.
Надежда не имеет никакого смысла, если она не побуждает к действиям. Непростительно ждать пассивно, что всT само собой улучшится, вместо того, чтобы самому начать творить стоящее будущее.
У этого мифа очень глубокий смысл. Он говорит нам, что всегда существует надежда. Надежда - как противоположность беспокойству и депрессии. В ней таится намек на лучшее будущее. "Ошибочная надежда" - это нелепость. Любая надежда является реальной, если она заставляет вас действовать, чтобы приблизить желаемое будущее.
Надежда не имеет никакого смысла, если она не побуждает к действиям. Непростительно ждать пассивно, что всT само собой улучшится, вместо того, чтобы самому начать творить стоящее будущее.
Беспокойство обычно начинается с внутреннего диалога. В постоянном внутреннем диалоге немного пользы, а иногда он может стать причиной стресса. Порой мы разговариваем сами с собой так, как никогда не позволили бы общаться с другими людьми. Любое имеющееся у нас ограничивающее убеждение или предпосылка будет включать внутренний диалог.
Когда мы разговариваем сами с собой, то используем слова точно так же, как в разговоре с другими людьми. Но иногда мы забываем о том, что язык является лишь способом представления опыта, а не самим опытом. Одна из первых моделей НЛП, разработанных Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в 1975 году, известна под названием метамодель и представляет собой набор определяющих вопросов, позволяющих распутать вводящие в заблуждение действия языка. Эти вопросы оказываются очень полезными в тех случаях, когда необходимо сделать ясным общение между людьми. В этой книге мы воспользуемся некоторыми из них, чтобы исследовать то, что вы говорите сами себе.
Мы знаем, что наши мысли непосредственно влияют на нашу нервную систему. Мы полагаем, что иммунная система подслушивает наш внутренний диалог. Возможно даже, что она подчиняется его указаниям без нашего сведения. Следовательно, прояснение нашего внутреннего диалога могло бы оказать самое благоприятное воздействие на внутреннее состояние и устойчивость иммунной системы.
Когда мы разговариваем сами с собой, то используем слова точно так же, как в разговоре с другими людьми. Но иногда мы забываем о том, что язык является лишь способом представления опыта, а не самим опытом. Одна из первых моделей НЛП, разработанных Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в 1975 году, известна под названием метамодель и представляет собой набор определяющих вопросов, позволяющих распутать вводящие в заблуждение действия языка. Эти вопросы оказываются очень полезными в тех случаях, когда необходимо сделать ясным общение между людьми. В этой книге мы воспользуемся некоторыми из них, чтобы исследовать то, что вы говорите сами себе.
Мы знаем, что наши мысли непосредственно влияют на нашу нервную систему. Мы полагаем, что иммунная система подслушивает наш внутренний диалог. Возможно даже, что она подчиняется его указаниям без нашего сведения. Следовательно, прояснение нашего внутреннего диалога могло бы оказать самое благоприятное воздействие на внутреннее состояние и устойчивость иммунной системы.
Беспокойство ведет в никуда, и поэтому лучше его остановить.
Во-первых, узнайте свою собственную стратегию беспокойства. Наверное, это будет до боли знакомая последовательность шагов, близкая к основной стратегии или чуть видоизмененная.
Чтобы выйти из замкнутого цикла, сначала следует осознать, что вы находитесь внутри него. Это значит, что вам необходимо выскочить наружу и диссоциироваться. Увидьте его таким, какой он есть.
Оказавшись снаружи, посмотрите со стороны на эту до боли знакомую картину и отвлекитесь. Подумайте о состоянии своего тела прямо сейчас. Как оно себя чувствует? Заметьте, как это осознание изменяет ваше состояние.
Теперь задайте вопрос: "Что необходимо, чтобы это стало реальностью? Существуют ли какие-то доказательства того, что это произойдет?". Часто вы будете обнаруживать целый набор весьма маловероятных ситуаций, которые должны произойти все вместе. И беспокоящий вас сценарий имеет такие же шансы на существование, как и возможность быть пораженным молнией сразу после выигрыша в лотерею.
Во-первых, узнайте свою собственную стратегию беспокойства. Наверное, это будет до боли знакомая последовательность шагов, близкая к основной стратегии или чуть видоизмененная.
Чтобы выйти из замкнутого цикла, сначала следует осознать, что вы находитесь внутри него. Это значит, что вам необходимо выскочить наружу и диссоциироваться. Увидьте его таким, какой он есть.
Оказавшись снаружи, посмотрите со стороны на эту до боли знакомую картину и отвлекитесь. Подумайте о состоянии своего тела прямо сейчас. Как оно себя чувствует? Заметьте, как это осознание изменяет ваше состояние.
Теперь задайте вопрос: "Что необходимо, чтобы это стало реальностью? Существуют ли какие-то доказательства того, что это произойдет?". Часто вы будете обнаруживать целый набор весьма маловероятных ситуаций, которые должны произойти все вместе. И беспокоящий вас сценарий имеет такие же шансы на существование, как и возможность быть пораженным молнией сразу после выигрыша в лотерею.
У беспокойства есть несколько характерных особенностей:
* Много рассуждений - и ни одного действия. Беспокойство сдерживает действия.
* Беспокойство ставит вас в положение либо полной ответственности, либо абсолютной беспомощности. Причина и следствие подобны противоположным концам детских качелей. Один тип беспокойства перетягивает вас полностью на причинный конец. Вы можете думать, что вы полностью отвечаете за все, что произойдет, что все зависит от ваших действий, и когда что-то идет не так, то обвинять следует себя. Второй тип беспокойства равным образом неприятен. Только теперь вы на другом конце качелей под названием "следствие", во власти событий, которые, метафорически говоря, подбрасывают вас вверх. Вы можете решить, что вы полностью во власти событий. Это сильное упрощение. Реальный мир намного сложнее. Мы можем влиять на события, но не в состоянии управлять ими в полной мере, так же как и они нами.
* Беспокойство не направлено на достижение результата, оно отталкивает нас от нежелательных событий. Чтобы избежать их, вам необходимо представить себе нежелательные последствия. Поэтому вы представляете себе, как все, что может пойти не так, на самом деле пойдет не так, да еще и с разными неприятными деталями. Мышление, направленное на результат, противоположно беспокойству, потому что, двигаясь по направлению к цели, вы начинаете строить план действий, а это лишает беспокойство его силы.
* Никаких проверок во внешнем мире. Беспокойство ходит замкнутыми кругами, это похоже на ловушку, в которую вы попадаете, разглядывая рисунки Эшера (Escher), в которых вы теряете перспективу и обнаруживаете себя в начале того же самого витка спирали как раз в тот момент, когда вы думаете, что уже вышли на вершину. Один виток встроен в другой. И эти витки никогда не кончаются, они состоят из воображаемых событий, не приходящих к какому-то разрешению, потому что очередная возможность втягивает вас снова в круговорот. Единственный способ выйти из него - это сделать что-нибудь в реальном мире: собрать больше информации, сделать телефонный звонок, поговорить с другими людьми, чтобы изменить свою точку зрения.
* Много рассуждений - и ни одного действия. Беспокойство сдерживает действия.
* Беспокойство ставит вас в положение либо полной ответственности, либо абсолютной беспомощности. Причина и следствие подобны противоположным концам детских качелей. Один тип беспокойства перетягивает вас полностью на причинный конец. Вы можете думать, что вы полностью отвечаете за все, что произойдет, что все зависит от ваших действий, и когда что-то идет не так, то обвинять следует себя. Второй тип беспокойства равным образом неприятен. Только теперь вы на другом конце качелей под названием "следствие", во власти событий, которые, метафорически говоря, подбрасывают вас вверх. Вы можете решить, что вы полностью во власти событий. Это сильное упрощение. Реальный мир намного сложнее. Мы можем влиять на события, но не в состоянии управлять ими в полной мере, так же как и они нами.
* Беспокойство не направлено на достижение результата, оно отталкивает нас от нежелательных событий. Чтобы избежать их, вам необходимо представить себе нежелательные последствия. Поэтому вы представляете себе, как все, что может пойти не так, на самом деле пойдет не так, да еще и с разными неприятными деталями. Мышление, направленное на результат, противоположно беспокойству, потому что, двигаясь по направлению к цели, вы начинаете строить план действий, а это лишает беспокойство его силы.
* Никаких проверок во внешнем мире. Беспокойство ходит замкнутыми кругами, это похоже на ловушку, в которую вы попадаете, разглядывая рисунки Эшера (Escher), в которых вы теряете перспективу и обнаруживаете себя в начале того же самого витка спирали как раз в тот момент, когда вы думаете, что уже вышли на вершину. Один виток встроен в другой. И эти витки никогда не кончаются, они состоят из воображаемых событий, не приходящих к какому-то разрешению, потому что очередная возможность втягивает вас снова в круговорот. Единственный способ выйти из него - это сделать что-нибудь в реальном мире: собрать больше информации, сделать телефонный звонок, поговорить с другими людьми, чтобы изменить свою точку зрения.
В условиях полной неопределенности нет ничего плохою в том, чтобы надеяться.
Беспокойство приводит к напряжению и вполне заслуживает того, чтобы ему посвятить отдельную главу книги. Несчастье уже само по себе неприятно, но беспокойство по поводу его последствий еще больше усугубляет положение. Хуже того, мы часто начинаем тревожиться о том, что могло бы произойти, но не происходит на самом деле. Мы заранее чувствуем себя плохо без всяких видимых причин. Эта ситуации может быть просто плодом нашего воображения, но вызываемый ею стресс достаточно реален. Беспокойство может разогнать сон и привести к болям в пояснице и таким желудочно-кишечным проблемам, как метеоризм и колит И даже тогда, когда проблема оказывается реальной, беспокойство ничем не может помочь ее разрешению.
Мы способны беспокоиться по любому поводу. Ведь существует неисчислимое количество вариантов, и события могут пойти не так, как нам хотелось бы. Чем больше у вас таких вариантов, тем больше и поводов для беспокойства. Мы беспокоимся о самих себе, о своих любимых и близких и особенно о детях. Если этого недостаточно, можно начать беспокоиться по поводу работы или каких-нибудь глобальных проблем: перенаселенность, общее потепление климата на Земле и увеличение дыр в озоновом слое. Беспокойству интересны ужасные сценарии будущего. Противоположностью является надежда - стремление к хорошему и прекрасному будущему.
Как у любого другого состояния или настроения, у беспокойства есть своя структура, которая может быть изучена методами НЛП. -Как только вы узнаете структуру, вы сможете изменить ее.
Карл Саймонтов
Беспокойство приводит к напряжению и вполне заслуживает того, чтобы ему посвятить отдельную главу книги. Несчастье уже само по себе неприятно, но беспокойство по поводу его последствий еще больше усугубляет положение. Хуже того, мы часто начинаем тревожиться о том, что могло бы произойти, но не происходит на самом деле. Мы заранее чувствуем себя плохо без всяких видимых причин. Эта ситуации может быть просто плодом нашего воображения, но вызываемый ею стресс достаточно реален. Беспокойство может разогнать сон и привести к болям в пояснице и таким желудочно-кишечным проблемам, как метеоризм и колит И даже тогда, когда проблема оказывается реальной, беспокойство ничем не может помочь ее разрешению.
Мы способны беспокоиться по любому поводу. Ведь существует неисчислимое количество вариантов, и события могут пойти не так, как нам хотелось бы. Чем больше у вас таких вариантов, тем больше и поводов для беспокойства. Мы беспокоимся о самих себе, о своих любимых и близких и особенно о детях. Если этого недостаточно, можно начать беспокоиться по поводу работы или каких-нибудь глобальных проблем: перенаселенность, общее потепление климата на Земле и увеличение дыр в озоновом слое. Беспокойству интересны ужасные сценарии будущего. Противоположностью является надежда - стремление к хорошему и прекрасному будущему.
Как у любого другого состояния или настроения, у беспокойства есть своя структура, которая может быть изучена методами НЛП. -Как только вы узнаете структуру, вы сможете изменить ее.
"Оптимист может увидеть свет даже там, где его нет, так почему же пессимист всегда стремится задуть его?"
Мишель де Сент-Пьер
"Бог, дай нам смирение, чтобы безмятежно принять то, что мы не в силах изменить; храбрость, чтобы изменить то, что должно быть изменено; и мудрость отличить одно от другого".
Рейнольд Нибур
"Музыка, способная проникнуть глубже всего и вылечить от всех болезней,- это задушевная речь".
Эмерсон
"Человек, ставший оптимистом до сорока восьми лет, знает слишком много; если же он стал оптимистом после сорока восьми, значит он знает слишком мало".
Марк Твен
"Оптимист утверждает, что мы живем в самом лучшем из всех возможных миров, а пессимист опасается, что это является правдой".
Джеймс Кейбл
"Пессимист - это тот, кто, сталкиваясь с двумя неприятными вариантами, выбирает оба".
Энон
"Изменение и боль являются частью жизни, а страдание - вещь добровольная".
Энон
Мишель де Сент-Пьер
"Бог, дай нам смирение, чтобы безмятежно принять то, что мы не в силах изменить; храбрость, чтобы изменить то, что должно быть изменено; и мудрость отличить одно от другого".
Рейнольд Нибур
"Музыка, способная проникнуть глубже всего и вылечить от всех болезней,- это задушевная речь".
Эмерсон
"Человек, ставший оптимистом до сорока восьми лет, знает слишком много; если же он стал оптимистом после сорока восьми, значит он знает слишком мало".
Марк Твен
"Оптимист утверждает, что мы живем в самом лучшем из всех возможных миров, а пессимист опасается, что это является правдой".
Джеймс Кейбл
"Пессимист - это тот, кто, сталкиваясь с двумя неприятными вариантами, выбирает оба".
Энон
"Изменение и боль являются частью жизни, а страдание - вещь добровольная".
Энон
Мы хотим предложить вам процедуру для исследования любых взаимоотношений, в частности тех, которые вызывают стресс. Взаимоотношения - это двустороннее движение, а мы порой оказываемся настолько заинтересованными в изменении другого человека, что не замечаем того, что наше поведение тоже является частью проблемы. Вы в состоянии изменить свое поведение. Но для этого вам понадобится взглянуть на вещи по-новому.
Подумайте о таком человеке, в общении с которым вы испытываете трудности.
Представьте себе, что вы снова общаетесь с ним. Ассоциируйтесь с этим воспоминанием. Как бы вы обозначили его поведение? "Враждебное", "пассивное", "отстраненное"? Какие ощущения вы испытываете по отношению к этому человеку? Например, вы могли бы чувствовать гнев, расстройство или беспомощность. Это ваши собственные ощущения об этом человеке в той ситуации. Это ваша реакция из первой позиции на другого человека в этих взаимоотношениях.
На каком, по вашему мнению, логическом уровне возник этот конфликт? Касается ли это поведения, ставит ли это под вопрос ваши убеждения или угрожает вашей идентичности?
Теперь прервитесь, подумайте о чем-нибудь другом.
Перейдите во вторую позицию. Представьте себе, что вы - другой человек.
Находясь в этой позиции, как вы воспринимаете эту ситуацию?
Что вы пытаетесь сделать? Что вы чувствуете по поводу этих взаимоотношений?
Прервите это состояние и вернитесь в себя.
Подумайте о таком человеке, в общении с которым вы испытываете трудности.
Представьте себе, что вы снова общаетесь с ним. Ассоциируйтесь с этим воспоминанием. Как бы вы обозначили его поведение? "Враждебное", "пассивное", "отстраненное"? Какие ощущения вы испытываете по отношению к этому человеку? Например, вы могли бы чувствовать гнев, расстройство или беспомощность. Это ваши собственные ощущения об этом человеке в той ситуации. Это ваша реакция из первой позиции на другого человека в этих взаимоотношениях.
На каком, по вашему мнению, логическом уровне возник этот конфликт? Касается ли это поведения, ставит ли это под вопрос ваши убеждения или угрожает вашей идентичности?
Теперь прервитесь, подумайте о чем-нибудь другом.
Перейдите во вторую позицию. Представьте себе, что вы - другой человек.
Находясь в этой позиции, как вы воспринимаете эту ситуацию?
Что вы пытаетесь сделать? Что вы чувствуете по поводу этих взаимоотношений?
Прервите это состояние и вернитесь в себя.
Взаимоотношения являются главным источником стресса в жизни большинства людей. Устойчивые хорошие взаимоотношения, вероятно, лучший способ поддерживать здоровье и благополучие. Можно начать с установления хороших взаимоотношений с самим собой. Любое непонимание или конфликт, с которыми мы сталкиваемся в отношениях с другими людьми, может также произойти внутри нас. Насколько хорошо наши части уживаются друг с другом, настолько хорошие отношения мы способны поддерживать.
Раппорт - уровень доверия, чувствительности и силы ответной реакции - является основой хороших взаимоотношений. Он строится путем подстройки на каждом логическом уровне. Раппорт с самим собой устанавливается, когда вы подстраиваетесь к себе. Осознайте свои ощущения, обратите внимание на свое тело и на свою внутреннюю обстановку. Давайте своему телу отдых, упражнения и питание, в которых оно нуждается. Осознайте то, что вы делаете и что могли бы сделать, не пытаясь сначала изменить это поведение .и способности. Осознайте свой убеждения и ценности, доверяя тому, во что вы решили верить и считать важным для себя. Осознайте свою идентичность, что за личностью вы являетесь, но не в виде застывшего идола, a в виде изменяющегося и развивающегося существа. Это поможет открыть путь в том направлении, которое выше идентичности.
Чтобы построить раппорт с другими людьми, подстраивайтесь к ним на каждом логическом уровне. Встаньте на защиту их идентичности, принимайте их за тех, кто они есть на самом деде, а не теми, кем они должны быть по вашему мнению. Ведь так легко сделать из человека страшилище или идола, а затем обращаться с ним как с маской, а не человеком. Подстройтесь к их убеждениям и ценностям. Вы не обязаны соглашаться с ними, достаточно их осознать. Затем подстройтесь к их способностям, отнеситесь с уважением к их способу мышления и образу действий. Узнайте, какими умениями они владеют. Вы можете присоединиться к их поведению, используя подстройку к положению, движениям тела и к голосу с целью установления раппорта. Это - область, глубоко изученная в НЛП и подробно описанная в других книгах по НЛП.
Раппорт - уровень доверия, чувствительности и силы ответной реакции - является основой хороших взаимоотношений. Он строится путем подстройки на каждом логическом уровне. Раппорт с самим собой устанавливается, когда вы подстраиваетесь к себе. Осознайте свои ощущения, обратите внимание на свое тело и на свою внутреннюю обстановку. Давайте своему телу отдых, упражнения и питание, в которых оно нуждается. Осознайте то, что вы делаете и что могли бы сделать, не пытаясь сначала изменить это поведение .и способности. Осознайте свой убеждения и ценности, доверяя тому, во что вы решили верить и считать важным для себя. Осознайте свою идентичность, что за личностью вы являетесь, но не в виде застывшего идола, a в виде изменяющегося и развивающегося существа. Это поможет открыть путь в том направлении, которое выше идентичности.
Чтобы построить раппорт с другими людьми, подстраивайтесь к ним на каждом логическом уровне. Встаньте на защиту их идентичности, принимайте их за тех, кто они есть на самом деде, а не теми, кем они должны быть по вашему мнению. Ведь так легко сделать из человека страшилище или идола, а затем обращаться с ним как с маской, а не человеком. Подстройтесь к их убеждениям и ценностям. Вы не обязаны соглашаться с ними, достаточно их осознать. Затем подстройтесь к их способностям, отнеситесь с уважением к их способу мышления и образу действий. Узнайте, какими умениями они владеют. Вы можете присоединиться к их поведению, используя подстройку к положению, движениям тела и к голосу с целью установления раппорта. Это - область, глубоко изученная в НЛП и подробно описанная в других книгах по НЛП.
Воспользуйтесь упущением, искажением и в особенности обобщением, чтобы сделать себя более здоровым. Подумайте о неприятном переживании, как:
* о комбинации внешних обстоятельств, союзных по отношению к вашей реакции. Это не провал, а обратная связь для вас о вашем поведении, а не о вас как личности;
* об отдельном случае. Подумайте о том, что нового вы могли бы сделать, чтобы избежать неприятностей и чтобы извлечь урок из этого опыта;
* о конкретном эпизоде, который вряд ли окажет какое-то влияние на другое ваше поведение. Когда что-то идет хорошо, переверните этот способ мышления:
* поставьте что-нибудь себе в заслугу;
* вспомните все другие случаи, когда все шло хорошо. Это событие добавляется к прежним, составляя закономерность;
* подумайте о том, как это событие повлияет на вашу жизнь, и чему вы можете научиться, чтобы сделать такую удачу доступной и в будущем.
* о комбинации внешних обстоятельств, союзных по отношению к вашей реакции. Это не провал, а обратная связь для вас о вашем поведении, а не о вас как личности;
* об отдельном случае. Подумайте о том, что нового вы могли бы сделать, чтобы избежать неприятностей и чтобы извлечь урок из этого опыта;
* о конкретном эпизоде, который вряд ли окажет какое-то влияние на другое ваше поведение. Когда что-то идет хорошо, переверните этот способ мышления:
* поставьте что-нибудь себе в заслугу;
* вспомните все другие случаи, когда все шло хорошо. Это событие добавляется к прежним, составляя закономерность;
* подумайте о том, как это событие повлияет на вашу жизнь, и чему вы можете научиться, чтобы сделать такую удачу доступной и в будущем.
Обвините самого себя. Внешний мир в полном порядке.
Решите для себя, что всегда так и будет, ничего не изменится. И что бы вы ни сделали, не случится ничего нового. Предположите, что это повлияет на все, что вы делаете. Когда же все идет хорошо, переверните эту процедуру:
Скажите себе, что это всего лишь удачная отсрочка и ничего тут не поделаешь, или припишите все заслуги другим людям.
Убедите себя, что это ненадолго.
Подумайте о том, что это почти никак не отразится на вашей дальнейшей жизни.
Другим атрибутивным стилем является оптимизм. Это внешний, нестабильный, конкретный стиль (EUS: external, unstable, specific). Внешним причинам придается соответствующее им значение, никаких самообвинений. События рассматриваются в контексте, а не обобщаются.
Ни оптимизм, ни пессимизм нельзя считать правильным стилем. Просто это разные точки зрения на мир. Если у вас есть выбор, идите по более здоровому пути - оптимизму.
Решите для себя, что всегда так и будет, ничего не изменится. И что бы вы ни сделали, не случится ничего нового. Предположите, что это повлияет на все, что вы делаете. Когда же все идет хорошо, переверните эту процедуру:
Скажите себе, что это всего лишь удачная отсрочка и ничего тут не поделаешь, или припишите все заслуги другим людям.
Убедите себя, что это ненадолго.
Подумайте о том, что это почти никак не отразится на вашей дальнейшей жизни.
Другим атрибутивным стилем является оптимизм. Это внешний, нестабильный, конкретный стиль (EUS: external, unstable, specific). Внешним причинам придается соответствующее им значение, никаких самообвинений. События рассматриваются в контексте, а не обобщаются.
Ни оптимизм, ни пессимизм нельзя считать правильным стилем. Просто это разные точки зрения на мир. Если у вас есть выбор, идите по более здоровому пути - оптимизму.
Определенные способы мышления повышают риск заболевания. Доктор Мартин Селигман вместе с коллегами из Университета Пенсильвании провел исследования того, как мы объясняем происходящее с нами. Он назвал это "атрибутивным стилем" ("attributional style").
Первый путь - стиль пессимиста. Здесь имеется в виду не поведение, направленное на поиск неудачи, а способ ее объяснения, когда она происходит. У него есть три составляющие:
* Люди, использующие этот стиль, относятся к любой неудаче, как к собственной ошибке. Они обвиняют сами себя, упуская из вида внешние факторы и обобщая, когда берут всю ответственность на себя. Чтобы придать какой-то смысл случившемуся, они также упрощают событие, а это уже искажение.
* Они склонны думать, что эта ситуация будет повторяться, Ничто не изменится, мир останется таким же, как сейчас. Они делают обобщение на одном событии, думая, что жизнь всегда будет течь тем же порядком.
* В-третьих, они снова занимаются обобщением, думая, что то же самое будет проявляться во всем.
Этот тройной пессимистический принцип мышления известен в медицинской литературе под названием ISG (internal, stable, global - внутренний, стабильный, глобальный). Он приводит к тому, что Селигман называет "приобретенной беспомощностью" - отказ от действий, потому что кажется, что ничто не может изменить ситуацию. Это фатальное поведение, ведущее к депрессии, к ощущению полной беспомощности и повышению риска заболевания.
Первый путь - стиль пессимиста. Здесь имеется в виду не поведение, направленное на поиск неудачи, а способ ее объяснения, когда она происходит. У него есть три составляющие:
* Люди, использующие этот стиль, относятся к любой неудаче, как к собственной ошибке. Они обвиняют сами себя, упуская из вида внешние факторы и обобщая, когда берут всю ответственность на себя. Чтобы придать какой-то смысл случившемуся, они также упрощают событие, а это уже искажение.
* Они склонны думать, что эта ситуация будет повторяться, Ничто не изменится, мир останется таким же, как сейчас. Они делают обобщение на одном событии, думая, что жизнь всегда будет течь тем же порядком.
* В-третьих, они снова занимаются обобщением, думая, что то же самое будет проявляться во всем.
Этот тройной пессимистический принцип мышления известен в медицинской литературе под названием ISG (internal, stable, global - внутренний, стабильный, глобальный). Он приводит к тому, что Селигман называет "приобретенной беспомощностью" - отказ от действий, потому что кажется, что ничто не может изменить ситуацию. Это фатальное поведение, ведущее к депрессии, к ощущению полной беспомощности и повышению риска заболевания.
НЛП вместе с другими системами психологии и философии предполагает, что мы, не видя мир таким, каким он является на самом деле, строим модель этого мира. То, что мы воспринимаем, проходит сквозь фильтры наших органов чувств, а потом мы интерпретируем свой опыт в свете собственных убеждений, интересов, воспитания, забот и настроений. Мы составляем карту и отправляемся с ней в плавание по жизни. Если это хорошая карта, мы будем путешествовать долго, получая при этом удовольствие. Карта, ограниченная небольшой территорией, гарантирует короткое путешествие. Все мы двигаемся по одной и той же территории, но с разными картами в руках. На протяжении всей истории человечества люди сражались и умирали в борьбе за то, чья карта является правильной. НЛП не предлагает вам "правильную" карту, а претендует на то, чтобы показать вам процесс ее составления. Это может расширить ту карту, которая у вас есть, и тогда вы сможете предпринять более увлекательное путешествие.
НЛП предполагает, что мы создаем свои карты тремя различными способами:
Во-первых, мы стираем часть своего опыта. Из всех доступных нам картинок, звуков, ощущений, вкусов и запахов мы осознаем только те, которые выделяет наше внимание. Упущение имеет существенное значение: мы очень скоро оказались бы перегруженными информацией, если бы не относились избирательно к тому, на что следует обратить внимание. Мы фильтруем свой опыт, опираясь на свои убеждения, интересы и состояние здоровья. Если вы когда-либо забывали о боли, стараясь быстрее завершить какую-то работу, или искали ключи, лежащие у вас под носом, то вы знаете, что такое упущение.
НЛП предполагает, что мы создаем свои карты тремя различными способами:
Во-первых, мы стираем часть своего опыта. Из всех доступных нам картинок, звуков, ощущений, вкусов и запахов мы осознаем только те, которые выделяет наше внимание. Упущение имеет существенное значение: мы очень скоро оказались бы перегруженными информацией, если бы не относились избирательно к тому, на что следует обратить внимание. Мы фильтруем свой опыт, опираясь на свои убеждения, интересы и состояние здоровья. Если вы когда-либо забывали о боли, стараясь быстрее завершить какую-то работу, или искали ключи, лежащие у вас под носом, то вы знаете, что такое упущение.