Вот несколько психологических клише, способных дать ключ к пониманию нашего поведения и поведения тех, с кем мы вступаем в переговоры.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (ЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ). Обычно люди истолковывают ситуацию таким образом, чтобы самим выглядеть в лучшем свете. Герой оперетты Гилберта и Салливана «Микадо» определял ложь как «простую вспомогательную деталь, призванную придать голым и неубедительным фактам вид художественной достоверности». Чтобы заглушить неприятные чувства и полнее соответствовать своему собственному идеалу, люди часто «подправляют» прошлое в свою пользу. Они стремятся «логически обосновать», а по сути оправдать свои решения, дать выход накопившимся эмоциям или предстать в лучшем свете перед окружающими.
Кто не пытается по завершении переговоров по-своему истолковать их результаты? Все мы знаем басню о лисе, которая, сколько ни старалась, не могла дотянуться до аппетитной грозди винограда и утешалась тем, что «виноград зелен, я его не очень-то и хотела». На самом деле хотела — и даже очень, но убедившись в его недоступности, постаралась закамуфлировать чувство поражения и досады. Лиса сама себя обманывала. Психолог сказал бы, что она занимается рационализацией, то есть подтасовкой.
К этому типу рационализации близка модель
СУБЛИМАЦИИ, или «созревания зеленого винограда». Если человека отвергает группа, он видит своего рода эмоциональный реванш в том, чтобы принять ее ценности и превзойти остальных. Например, рабочий перевыполняет норму. Очень многими преуспевающими людьми в начале их карьеры двигало желание «показать им» свое превосходство.
ПРОЕКЦИЯ означает приписывание своих мотивов другим людям. Зачастую это делается бессознательно. К примеру, недавно меня попросили тактично прервать переговоры о покупке сети отелей неким мистером Эдвардсом. Я спросил мистера Эдвардса, какова была его стратегия на этих переговорах. Он признался, что, как правило, играет на жажде наживы. Он переносил на других людей свойства собственной натуры, приписывал им свою доминирующую черту — всепоглощающую алчность. Во многих случаях его метод срабатывал, потому что в его основе лежала фундаментальная человеческая потребность. Однако в данном случае он потерпел фиаско. Мой клиент дорожил своей репутацией и престижем данной сети отелей, ставил самоуважение выше сверхприбылей.
Проекция — один из наиболее распространенных способов судить о человеческом поведении. Обычно это происходит на уровне подсознания: люди не сознают, что искажают мир, наделяя его собственными свойствами. При этом переносятся обычно отрицательные качества. Привыкший лгать утешает себя убеждением, что лгут все. Говорят, Бернард Шоу однажды заметил: главным наказанием для лжеца служит его неспособность верить людям.
ЗАМЕЩЕНИЕ. Люди часто вымещают гнев или агрессию не на тех, кто их вызвал. Ищут козла отпущения. Это прежде всего свойственно родителям, возвращающимся с работы после «вызова на ковер» к начальнику. Их переполняют отрицательные эмоции, и они разряжаются, ногой открывая дверь своей квартиры, шпыняя детей или затевая драку с посторонним человеком. История знает немало примеров, когда бессовестные личности возглавляли массы, играя на их слабостях. Поиск «врага», на котором можно отыграться за все грехи своего народа, является самым популярным занятием от древности до наших дней. Неожиданный всплеск эмоций во время переговоров иногда может быть отнесен на счет замещения.
ВЫТЕСНЕНИЕ. Человек склонен исключать из своего сознания мысли, чувства и желания, которых стыдится или которые причиняют ему страдания. Типичные примеры — удобное «забывание» тягостного события в прошлом или будущих обязанностей. Фрейд утверждал, будто такое «забывание» не случайно, а глубоко мотивированно. Несомненно, если человек вдруг «вспоминает» о неприятной встрече, когда уже поздно, мы имеем дело с вытеснением. Опытному участнику переговоров не составит труда догадаться, что другая сторона стремилась избежать встречи.
РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Зачастую люди подавляют сильные, однако нежелательные импульсы, а затем мыслят и поступают противоположным образом — в утрированной манере. Следует иметь в виду, что подавление — бессознательный процесс. В «Гамлете» приводится классический пример реактивных образований. Во дворце разыгрывается пьеса, где Королева напыщенно заявляет, что, если Королю случится умереть, она больше никогда не выйдет замуж. Мать Гамлета разоблачает ее следующей, часто цитируемой репликой: «Эта женщина, по-моему слишком щедра на уверения».
ОБРАЗ СЕБЯ. Каждый из нас имеет так называемый образ себя, сложившийся под влиянием идеалов, жизненного опыта и оценок, выставляемых нам другими людьми — в первую очередь Друзьями и близкими. Большая часть принимаемых нами решений направлена на защиту или возвышение образа себя. Зная, каким человек видит себя, можно строить предположения о его мотивах и возможной реакции на будущие события. Конечно, всегда существует вероятность, что человек не раскрылся до конца. Для более точного и полного представления следует изучить его прежние поступки.
ИГРАЕМ РОЛЬ. Этот вариант поведения строится главным образом на предшествующем жизненном опыте. Человек, которому предстоит выступить в роли строгого отца и наказать маленького сына, скорее всего будет исходить из опыта своего отца, либо копируя его действия, либо действуя прямо противоположным путем. Обычно мы имеем — или думаем, что имеем,— четкое представление о той роли, которую стремимся играть. Иногда приходится искать подходящую роль методом проб и ошибок.
Словно специально затем, чтобы еще более усложнить понимание мотивов человеческого поведения, некоторые психологи утверждают: когда двое — А и Б — сходятся в споре, на самом деле в дискуссии участвуют шесть человек. Потому что А — это три разных человека: А-1 — каков он на самом деле; А-2 — каким он сам себя видит, и А-3 — каким хочет казаться. То же относится к Б. Это полезно помнить, садясь за стол переговоров, где каждый играет роль, в зависимости от своей функции в данной ситуации. Иногда таких ролей несколько. Усвоив ролевый подход к поведению людей, мы поймем, что даже в простых переговорах принимает участие множество индивидов.
ЛОГИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Некоторые виды поведения называют иррациональными, или нелогичными. Однако прежде чем решить, логично ли человек поступает, нужно разобраться в том, что стоит за его поступками. Один философ сказал: «Девять десятых серьезнейших противоречий, возникающих в жизни, обязано своим происхождением тому, что один человек не знает фактов, важных для другого, или не понимает его намерений». Мы говорим, что люди поступают логично, если они: а) способны предвидеть возможные последствия своих поступков; б) могут правильно определить желательность этих последствий; в) выбирают такой образ действий, который, с их точки зрения, наверняка приведет к желательным последствиям. Другими словами, если мы понимаем смысл и логику их поступков. А если не понимаем, говорим, что они поступают иррационально. Но это — подмена понятий. Это МЫ не всегда умеем определить задачи, которые они перед собой ставят. Стороны способны впадать в «беспричинный» гнев, но за этим может скрываться вполне «рациональная» стратегия — заставить противника поверить в серьезность угрозы.
Проблема определения логичного, или рационального поведения сложна, потому что во многом зависит от вероятного поведения других людей. В азартной игре «рационально» поступает тот, кто повышает ставку в расчете на то, что другие «рациональные» участники игры сделают то же самое. Все это говорит о том, что логичное поведение не есть что-то абсолютное, а зависит от множества сложных, меняющихся элементов — людей, их прошлого, их поведения, взглядов, общей структуры ситуации. Говоря о теории потребностей применительно к переговорам (речь об этом пойдет в следующих главах), мы покажем, что даже явное отсутствие логики имеет смысл в общем контексте переговоров.
Говоря об иррациональном поведении, можно вспомнить историю о человеке, который проезжал мимо сумасшедшего дома и у него спустило колесо. Когда он выбрался из машины, чтобы поставить запасное колесо, один из обитателей этого заведения подошел к забору и стал наблюдать за ним. Автомобилист открутил гайки и аккуратно ссыпал в отвинченный колпак, который затем положил на обочину. Пока он доставал запаску, мимо на полной скорости промчался другой автомобиль, задел колпак, и все гайки рассыпались в разные стороны. Сколько водитель ни искал, он не нашел ни одной гайки. Что делать? Тогда обитатель сумасшедшего дома подозвал его поближе и сказал: «Сними по одной гайке с каждого колеса, это поможет тебе как-нибудь доехать до ближайшей станции техобслуживания и купить недостающие гайки».
Естественно, незадачливый водитель счел это отличным выходом из положения. Но ему было явно не по себе. Обитатель сумасшедшего дома спросил: «Вас что-то смущает?»— «Да,— честно признался тот.— Ты, больной, даешь ценный совет мне, здоровому». Ответ был: «Возможно, я и больной, но не сумасшедший!»
В этот момент поведение пациента клиники для душевнобольных представляется абсолютно рациональным. Но, конечно, это не значит, что он здраво судит обо всем остальном.
Наша неспособность понять, что стоит за поведением индивида, и, вследствие этого, склонность считать его поступки нелогичными — всего лишь один из искусственных барьеров, которые воздвигают между собой люди. Мы проходим по жизни, воздвигая преграды на пути к достижению важных для нас целей, упорно цепляясь за свои предрассудки. Нижеследующий эпизод послужит тому иллюстрацией.
Один фермер окружил свое пастбище проволокой под электрическим током. Спустя год сосед-фермер похвалил его за такое новшество: по его наблюдениям, на протяжении всего года коровы даже близко не подходили к ограде. «Жалко,— продолжал сосед,— мне это не по карману: слишком большой расход электроэнергии». Первый фермер только посмеялся над ним: «Пусть это тебя не волнует: я уже на третий день отключил ток. Коровы и не заметили разницы».
Спросите в детском саду, кто умеет рисовать,— взметнется лес рук. А теперь попробуйте задать тот же вопрос группе взрослых. Скорее всего, они все скажут, что у них нет способностей. Люди сами загоняют себя в рамки. Сломав барьер, они могли бы творить. Цель переговоров — свести к минимуму искусственные барьеры. Это способствует открытости, а она, в свою очередь, стимулирует творческий поиск решения. Чем больше люди открыты для самых разных возможностей, тем выше их творческий потенциал. Одни вещи способствуют проявлению творческого подхода, другие служат ему помехами. В состоянии стресса люди редко бывают способны на творческое взаимодействие: они ищут прибежища в стереотипах. Оказавшись в темной комнате, человек обычно закрывает глаза: «знакомая» темнота кажется менее опасной.
Если вы заранее связываете себя заявлением: «Это — лучший (или даже единственный) способ решения проблемы!»— перед вами захлопывается дверь к творческому поиску. Пусть даже правильный ответ находится у вас перед глазами — внушив себе что-то другое, вы останетесь слепы или, что еще хуже, заметите, однако проигнорируете альтернативное решение.
Стоит только задуматься о психологических ловушках, как начинаешь понимать все трудности, связанные с обучением искусству переговоров на собственном опыте.
В прежние времена человеческое поведение представлялось не таким сложным. Еще недавно разуму приписывали способность решить все проблемы. Люди думали, что логика ведет к постижению истины, а человеческие поступки бывают логичными либо нелогичными. Они вслед за Аристотелем верили, будто разум есть высшая человеческая способность, и противопоставляли его эмоциям. Потом представители прогрессивных течений в психологии доказали, что человеческое поведение не может быть сведено к борьбе между двумя антагонистическими силами: разумом и эмоциями, головой и сердцем,— а является результатом их взаимодействия, плюс множество посторонних факторов, таких как физическое и культурное окружение, жизненный опыт.
Тем не менее, как мы видим, эта сложность не обязательно является препятствием для понимания человеческих поступков.
Очень важно — ставить во главу угла элементы, общие для всех людей, временно абстрагируясь от индивидуальных различий. Ставя во главу угла объединяющие моменты, мы лучше понимаем человеческие потребности, а это — ключ к успешным переговорам.
Итак, люди рационализируют, сублимируют, проецируют, вымещают, играют роль. Иногда вытесняют. Склонны к реактивным образованиям. Стараются соответствовать «образу себя» и «логично» себя вести.
Научитесь прислушиваться к тому, что профессор А.Г.Маслоу называет «внутренним голосом». Зная о его существовании, вы лучше разберетесь в своих симпатиях и антипатиях, выберете то, что доставляет вам больше удовольствия, и решите, когда вам следует есть, пить или отдыхать. Это — более надежный советчик, чем правила, программы и расписания других людей или даже календарь. Кто-то из великих говорил: «Внезапное прозрение подчас дороже опыта целой жизни». То, что прежде принимали за инстинкт, может обрести глубокий смысл. Любое решение, мнение или совет может быть ошибочным. Практическая проверка никогда не помешает. Так что обогащайте свой опыт, извлекайте пользу из любой неудачи.
Маслоу утверждал: «Психология должна изучать человека не как пассивную глину, беспомощный объект воздействия внешних сил, а как активного (хотя бы потенциально), независимого и самоуправляемого субъекта, способного сделать сознательный выбор и самостоятельно контролировать свою жизнь». Мы же часто забываем, что жизнь — постоянно развивающийся процесс, и ждем, что одни и те же действия дадут одни и те же результаты. И раздражаемся, если этого не происходит.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (ЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ). Обычно люди истолковывают ситуацию таким образом, чтобы самим выглядеть в лучшем свете. Герой оперетты Гилберта и Салливана «Микадо» определял ложь как «простую вспомогательную деталь, призванную придать голым и неубедительным фактам вид художественной достоверности». Чтобы заглушить неприятные чувства и полнее соответствовать своему собственному идеалу, люди часто «подправляют» прошлое в свою пользу. Они стремятся «логически обосновать», а по сути оправдать свои решения, дать выход накопившимся эмоциям или предстать в лучшем свете перед окружающими.
Кто не пытается по завершении переговоров по-своему истолковать их результаты? Все мы знаем басню о лисе, которая, сколько ни старалась, не могла дотянуться до аппетитной грозди винограда и утешалась тем, что «виноград зелен, я его не очень-то и хотела». На самом деле хотела — и даже очень, но убедившись в его недоступности, постаралась закамуфлировать чувство поражения и досады. Лиса сама себя обманывала. Психолог сказал бы, что она занимается рационализацией, то есть подтасовкой.
К этому типу рационализации близка модель
СУБЛИМАЦИИ, или «созревания зеленого винограда». Если человека отвергает группа, он видит своего рода эмоциональный реванш в том, чтобы принять ее ценности и превзойти остальных. Например, рабочий перевыполняет норму. Очень многими преуспевающими людьми в начале их карьеры двигало желание «показать им» свое превосходство.
ПРОЕКЦИЯ означает приписывание своих мотивов другим людям. Зачастую это делается бессознательно. К примеру, недавно меня попросили тактично прервать переговоры о покупке сети отелей неким мистером Эдвардсом. Я спросил мистера Эдвардса, какова была его стратегия на этих переговорах. Он признался, что, как правило, играет на жажде наживы. Он переносил на других людей свойства собственной натуры, приписывал им свою доминирующую черту — всепоглощающую алчность. Во многих случаях его метод срабатывал, потому что в его основе лежала фундаментальная человеческая потребность. Однако в данном случае он потерпел фиаско. Мой клиент дорожил своей репутацией и престижем данной сети отелей, ставил самоуважение выше сверхприбылей.
Проекция — один из наиболее распространенных способов судить о человеческом поведении. Обычно это происходит на уровне подсознания: люди не сознают, что искажают мир, наделяя его собственными свойствами. При этом переносятся обычно отрицательные качества. Привыкший лгать утешает себя убеждением, что лгут все. Говорят, Бернард Шоу однажды заметил: главным наказанием для лжеца служит его неспособность верить людям.
ЗАМЕЩЕНИЕ. Люди часто вымещают гнев или агрессию не на тех, кто их вызвал. Ищут козла отпущения. Это прежде всего свойственно родителям, возвращающимся с работы после «вызова на ковер» к начальнику. Их переполняют отрицательные эмоции, и они разряжаются, ногой открывая дверь своей квартиры, шпыняя детей или затевая драку с посторонним человеком. История знает немало примеров, когда бессовестные личности возглавляли массы, играя на их слабостях. Поиск «врага», на котором можно отыграться за все грехи своего народа, является самым популярным занятием от древности до наших дней. Неожиданный всплеск эмоций во время переговоров иногда может быть отнесен на счет замещения.
ВЫТЕСНЕНИЕ. Человек склонен исключать из своего сознания мысли, чувства и желания, которых стыдится или которые причиняют ему страдания. Типичные примеры — удобное «забывание» тягостного события в прошлом или будущих обязанностей. Фрейд утверждал, будто такое «забывание» не случайно, а глубоко мотивированно. Несомненно, если человек вдруг «вспоминает» о неприятной встрече, когда уже поздно, мы имеем дело с вытеснением. Опытному участнику переговоров не составит труда догадаться, что другая сторона стремилась избежать встречи.
РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Зачастую люди подавляют сильные, однако нежелательные импульсы, а затем мыслят и поступают противоположным образом — в утрированной манере. Следует иметь в виду, что подавление — бессознательный процесс. В «Гамлете» приводится классический пример реактивных образований. Во дворце разыгрывается пьеса, где Королева напыщенно заявляет, что, если Королю случится умереть, она больше никогда не выйдет замуж. Мать Гамлета разоблачает ее следующей, часто цитируемой репликой: «Эта женщина, по-моему слишком щедра на уверения».
ОБРАЗ СЕБЯ. Каждый из нас имеет так называемый образ себя, сложившийся под влиянием идеалов, жизненного опыта и оценок, выставляемых нам другими людьми — в первую очередь Друзьями и близкими. Большая часть принимаемых нами решений направлена на защиту или возвышение образа себя. Зная, каким человек видит себя, можно строить предположения о его мотивах и возможной реакции на будущие события. Конечно, всегда существует вероятность, что человек не раскрылся до конца. Для более точного и полного представления следует изучить его прежние поступки.
ИГРАЕМ РОЛЬ. Этот вариант поведения строится главным образом на предшествующем жизненном опыте. Человек, которому предстоит выступить в роли строгого отца и наказать маленького сына, скорее всего будет исходить из опыта своего отца, либо копируя его действия, либо действуя прямо противоположным путем. Обычно мы имеем — или думаем, что имеем,— четкое представление о той роли, которую стремимся играть. Иногда приходится искать подходящую роль методом проб и ошибок.
Словно специально затем, чтобы еще более усложнить понимание мотивов человеческого поведения, некоторые психологи утверждают: когда двое — А и Б — сходятся в споре, на самом деле в дискуссии участвуют шесть человек. Потому что А — это три разных человека: А-1 — каков он на самом деле; А-2 — каким он сам себя видит, и А-3 — каким хочет казаться. То же относится к Б. Это полезно помнить, садясь за стол переговоров, где каждый играет роль, в зависимости от своей функции в данной ситуации. Иногда таких ролей несколько. Усвоив ролевый подход к поведению людей, мы поймем, что даже в простых переговорах принимает участие множество индивидов.
ЛОГИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Некоторые виды поведения называют иррациональными, или нелогичными. Однако прежде чем решить, логично ли человек поступает, нужно разобраться в том, что стоит за его поступками. Один философ сказал: «Девять десятых серьезнейших противоречий, возникающих в жизни, обязано своим происхождением тому, что один человек не знает фактов, важных для другого, или не понимает его намерений». Мы говорим, что люди поступают логично, если они: а) способны предвидеть возможные последствия своих поступков; б) могут правильно определить желательность этих последствий; в) выбирают такой образ действий, который, с их точки зрения, наверняка приведет к желательным последствиям. Другими словами, если мы понимаем смысл и логику их поступков. А если не понимаем, говорим, что они поступают иррационально. Но это — подмена понятий. Это МЫ не всегда умеем определить задачи, которые они перед собой ставят. Стороны способны впадать в «беспричинный» гнев, но за этим может скрываться вполне «рациональная» стратегия — заставить противника поверить в серьезность угрозы.
Проблема определения логичного, или рационального поведения сложна, потому что во многом зависит от вероятного поведения других людей. В азартной игре «рационально» поступает тот, кто повышает ставку в расчете на то, что другие «рациональные» участники игры сделают то же самое. Все это говорит о том, что логичное поведение не есть что-то абсолютное, а зависит от множества сложных, меняющихся элементов — людей, их прошлого, их поведения, взглядов, общей структуры ситуации. Говоря о теории потребностей применительно к переговорам (речь об этом пойдет в следующих главах), мы покажем, что даже явное отсутствие логики имеет смысл в общем контексте переговоров.
Говоря об иррациональном поведении, можно вспомнить историю о человеке, который проезжал мимо сумасшедшего дома и у него спустило колесо. Когда он выбрался из машины, чтобы поставить запасное колесо, один из обитателей этого заведения подошел к забору и стал наблюдать за ним. Автомобилист открутил гайки и аккуратно ссыпал в отвинченный колпак, который затем положил на обочину. Пока он доставал запаску, мимо на полной скорости промчался другой автомобиль, задел колпак, и все гайки рассыпались в разные стороны. Сколько водитель ни искал, он не нашел ни одной гайки. Что делать? Тогда обитатель сумасшедшего дома подозвал его поближе и сказал: «Сними по одной гайке с каждого колеса, это поможет тебе как-нибудь доехать до ближайшей станции техобслуживания и купить недостающие гайки».
Естественно, незадачливый водитель счел это отличным выходом из положения. Но ему было явно не по себе. Обитатель сумасшедшего дома спросил: «Вас что-то смущает?»— «Да,— честно признался тот.— Ты, больной, даешь ценный совет мне, здоровому». Ответ был: «Возможно, я и больной, но не сумасшедший!»
В этот момент поведение пациента клиники для душевнобольных представляется абсолютно рациональным. Но, конечно, это не значит, что он здраво судит обо всем остальном.
Наша неспособность понять, что стоит за поведением индивида, и, вследствие этого, склонность считать его поступки нелогичными — всего лишь один из искусственных барьеров, которые воздвигают между собой люди. Мы проходим по жизни, воздвигая преграды на пути к достижению важных для нас целей, упорно цепляясь за свои предрассудки. Нижеследующий эпизод послужит тому иллюстрацией.
Один фермер окружил свое пастбище проволокой под электрическим током. Спустя год сосед-фермер похвалил его за такое новшество: по его наблюдениям, на протяжении всего года коровы даже близко не подходили к ограде. «Жалко,— продолжал сосед,— мне это не по карману: слишком большой расход электроэнергии». Первый фермер только посмеялся над ним: «Пусть это тебя не волнует: я уже на третий день отключил ток. Коровы и не заметили разницы».
Спросите в детском саду, кто умеет рисовать,— взметнется лес рук. А теперь попробуйте задать тот же вопрос группе взрослых. Скорее всего, они все скажут, что у них нет способностей. Люди сами загоняют себя в рамки. Сломав барьер, они могли бы творить. Цель переговоров — свести к минимуму искусственные барьеры. Это способствует открытости, а она, в свою очередь, стимулирует творческий поиск решения. Чем больше люди открыты для самых разных возможностей, тем выше их творческий потенциал. Одни вещи способствуют проявлению творческого подхода, другие служат ему помехами. В состоянии стресса люди редко бывают способны на творческое взаимодействие: они ищут прибежища в стереотипах. Оказавшись в темной комнате, человек обычно закрывает глаза: «знакомая» темнота кажется менее опасной.
Если вы заранее связываете себя заявлением: «Это — лучший (или даже единственный) способ решения проблемы!»— перед вами захлопывается дверь к творческому поиску. Пусть даже правильный ответ находится у вас перед глазами — внушив себе что-то другое, вы останетесь слепы или, что еще хуже, заметите, однако проигнорируете альтернативное решение.
Стоит только задуматься о психологических ловушках, как начинаешь понимать все трудности, связанные с обучением искусству переговоров на собственном опыте.
В прежние времена человеческое поведение представлялось не таким сложным. Еще недавно разуму приписывали способность решить все проблемы. Люди думали, что логика ведет к постижению истины, а человеческие поступки бывают логичными либо нелогичными. Они вслед за Аристотелем верили, будто разум есть высшая человеческая способность, и противопоставляли его эмоциям. Потом представители прогрессивных течений в психологии доказали, что человеческое поведение не может быть сведено к борьбе между двумя антагонистическими силами: разумом и эмоциями, головой и сердцем,— а является результатом их взаимодействия, плюс множество посторонних факторов, таких как физическое и культурное окружение, жизненный опыт.
Тем не менее, как мы видим, эта сложность не обязательно является препятствием для понимания человеческих поступков.
Очень важно — ставить во главу угла элементы, общие для всех людей, временно абстрагируясь от индивидуальных различий. Ставя во главу угла объединяющие моменты, мы лучше понимаем человеческие потребности, а это — ключ к успешным переговорам.
Итак, люди рационализируют, сублимируют, проецируют, вымещают, играют роль. Иногда вытесняют. Склонны к реактивным образованиям. Стараются соответствовать «образу себя» и «логично» себя вести.
Научитесь прислушиваться к тому, что профессор А.Г.Маслоу называет «внутренним голосом». Зная о его существовании, вы лучше разберетесь в своих симпатиях и антипатиях, выберете то, что доставляет вам больше удовольствия, и решите, когда вам следует есть, пить или отдыхать. Это — более надежный советчик, чем правила, программы и расписания других людей или даже календарь. Кто-то из великих говорил: «Внезапное прозрение подчас дороже опыта целой жизни». То, что прежде принимали за инстинкт, может обрести глубокий смысл. Любое решение, мнение или совет может быть ошибочным. Практическая проверка никогда не помешает. Так что обогащайте свой опыт, извлекайте пользу из любой неудачи.
Маслоу утверждал: «Психология должна изучать человека не как пассивную глину, беспомощный объект воздействия внешних сил, а как активного (хотя бы потенциально), независимого и самоуправляемого субъекта, способного сделать сознательный выбор и самостоятельно контролировать свою жизнь». Мы же часто забываем, что жизнь — постоянно развивающийся процесс, и ждем, что одни и те же действия дадут одни и те же результаты. И раздражаемся, если этого не происходит.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи