Внушение подразумеванием (импликация)
Внушение подразумеванием, пожалуй, одно из самых изощрённых среди косвенных внушений. Идея, на которой делается смысловой акцент, как само собой подразумевающееся обозначает и другую идею, которая внушается. Внушаемая идея формально вторична по отношению к идее с внешним смысловым акцентом. Подразумевание может быть более или менее откровенным. Важно учесть, что связь внешне акцентированной идеи и внушаемой идеи логически безупречна. «Технически» ассоциативная реакция должна автоматически переместиться в русло внушаемой идеи. Таким образом, внушаемая идея бессознательным воспринимается как своя собственная.
Иногда даже внушаемая идея не проговаривается, так как и так понятно, что с чем логически связано. Внушение подразумеванием используется по большей части в фазе формирования сложных психологических установок. Если клиент уже погружён в достаточно глубокий гипнотический транс, то в большинстве сложных косвенных внушений нет необходимости.
Внушение подразумеванием, пожалуй, одно из самых изощрённых среди косвенных внушений. Идея, на которой делается смысловой акцент, как само собой подразумевающееся обозначает и другую идею, которая внушается. Внушаемая идея формально вторична по отношению к идее с внешним смысловым акцентом. Подразумевание может быть более или менее откровенным. Важно учесть, что связь внешне акцентированной идеи и внушаемой идеи логически безупречна. «Технически» ассоциативная реакция должна автоматически переместиться в русло внушаемой идеи. Таким образом, внушаемая идея бессознательным воспринимается как своя собственная.
Иногда даже внушаемая идея не проговаривается, так как и так понятно, что с чем логически связано. Внушение подразумеванием используется по большей части в фазе формирования сложных психологических установок. Если клиент уже погружён в достаточно глубокий гипнотический транс, то в большинстве сложных косвенных внушений нет необходимости.
Внушение намёком (аллюзия)
Внушение намёком произносится с особой эмоциональной нагрузкой. Здесь нужен эффект неопределённой смысловой многозначности. Цель довольно проста. Клиент должен на какое-то время «зависнуть в воздухе» с размышлениями в духе – чтобы это значило. Его же собственное бессознательное обязательно найдёт ответ, пусть он даже и не вынырнет на поверхность сознания. Внушение намёком требует определённого мастерства. Далеко не всегда есть резон гипнотизёру вкладывать что-то своё в намёк. Клиент может подспудно не принять какой-то подтекст, который ему не подходит или не интересен, даже если формально и согласится. Совсем иное дело, когда гипнотизёр использует неопределённый, неограниченно широкий намёк. «Технически» неопределённый намёк делает идею очень объёмной, обладающей многими смыслами, многогранной и интригующей. Ассоциативный отклик резко увеличивается, пожалуй, даже «взрывается». Можно сказать и так, что неопределённый намёк оставляет после себя продолжительное «эхо» в бессознательном. Кстати, после такого намёка следует выдержать паузу.
Есть хорошее упражнение для тренировки аллюзий. Нужно рассказать какую-нибудь полнейшую банальность (что-то вроде того, как покинули квартиру, спустились на лифте и вышли из подъезда и т.п.), но максимально заинтриговать слушателей, чтобы те аж «зависли в воздухе» с раскрытыми ртами от некоей интриги и особого подсмысла, спрятанного в этом рассказе.
Внушение намёком произносится с особой эмоциональной нагрузкой. Здесь нужен эффект неопределённой смысловой многозначности. Цель довольно проста. Клиент должен на какое-то время «зависнуть в воздухе» с размышлениями в духе – чтобы это значило. Его же собственное бессознательное обязательно найдёт ответ, пусть он даже и не вынырнет на поверхность сознания. Внушение намёком требует определённого мастерства. Далеко не всегда есть резон гипнотизёру вкладывать что-то своё в намёк. Клиент может подспудно не принять какой-то подтекст, который ему не подходит или не интересен, даже если формально и согласится. Совсем иное дело, когда гипнотизёр использует неопределённый, неограниченно широкий намёк. «Технически» неопределённый намёк делает идею очень объёмной, обладающей многими смыслами, многогранной и интригующей. Ассоциативный отклик резко увеличивается, пожалуй, даже «взрывается». Можно сказать и так, что неопределённый намёк оставляет после себя продолжительное «эхо» в бессознательном. Кстати, после такого намёка следует выдержать паузу.
Есть хорошее упражнение для тренировки аллюзий. Нужно рассказать какую-нибудь полнейшую банальность (что-то вроде того, как покинули квартиру, спустились на лифте и вышли из подъезда и т.п.), но максимально заинтриговать слушателей, чтобы те аж «зависли в воздухе» с раскрытыми ртами от некоей интриги и особого подсмысла, спрятанного в этом рассказе.
Внушение с переносом времени
Внушение с переносом времени внушаемую идею предлагает клиенту реализовать в будущем, но когда конкретно не указывает или не уточняет. Клиент вполне может позволить себе сопротивление с целью не делать что-то сейчас. С другой стороны, внушаемая идея сохраняется «про запас». Возможно, клиент невольно рассуждает так – если не надо делать сейчас, значит не надо спорить с идеей, мало ли, что будет потом. Даже если идея клиенту кажется неправдоподобной для использования в дальнейшем, то всё равно она хранится как вариант, т.е. свою роль она играет.
«Технически» задача внушения с переносом времени заключается в ассоциативно-рефлекторном возникновении внушаемой идеи в сознании клиента вновь и вновь в будущем. Другой вариант использования внушения с переносом времени заключается в том, что клиенту бывает трудно сразу выполнить какое-нибудь поручение гипнотизёра. Тогда это поручение выполняется через некоторое время, когда клиент становится готов к выполнению поручения. Часто при выводе клиента из гипнотического транса надо дать ему естественную возможность вернуться в обычную реальность удобным для него способом и в соответствующем ему ритме. Ещё один вариант внушения с переносом времени используется, когда гипнотизёру и клиенту неизвестно, сколько потребуется времени для появления определённых результатов (заложенных стратегией воздействий гипнотизёра). Бессознательное всегда действует по своим принципам и законам. С опытом гипнотизёр научается кое-что замечать, но только кое-что. Очень важно в практике научиться давать бессознательному столько времени, сколько ему потребуется.
Внушение с переносом времени внушаемую идею предлагает клиенту реализовать в будущем, но когда конкретно не указывает или не уточняет. Клиент вполне может позволить себе сопротивление с целью не делать что-то сейчас. С другой стороны, внушаемая идея сохраняется «про запас». Возможно, клиент невольно рассуждает так – если не надо делать сейчас, значит не надо спорить с идеей, мало ли, что будет потом. Даже если идея клиенту кажется неправдоподобной для использования в дальнейшем, то всё равно она хранится как вариант, т.е. свою роль она играет.
«Технически» задача внушения с переносом времени заключается в ассоциативно-рефлекторном возникновении внушаемой идеи в сознании клиента вновь и вновь в будущем. Другой вариант использования внушения с переносом времени заключается в том, что клиенту бывает трудно сразу выполнить какое-нибудь поручение гипнотизёра. Тогда это поручение выполняется через некоторое время, когда клиент становится готов к выполнению поручения. Часто при выводе клиента из гипнотического транса надо дать ему естественную возможность вернуться в обычную реальность удобным для него способом и в соответствующем ему ритме. Ещё один вариант внушения с переносом времени используется, когда гипнотизёру и клиенту неизвестно, сколько потребуется времени для появления определённых результатов (заложенных стратегией воздействий гипнотизёра). Бессознательное всегда действует по своим принципам и законам. С опытом гипнотизёр научается кое-что замечать, но только кое-что. Очень важно в практике научиться давать бессознательному столько времени, сколько ему потребуется.
Внушение отсутствием упоминания
Внушение отсутствием упоминания очень ловкое. Гипнотизёр перечисляет много разных элементов, вариантов, деталей, предметов, но старательно обходит вокруг самого главного. А вот это самое главное, как раз и является внушаемой идеей, предназначенной клиенту. Таким образом, главный элемент выводится в сторону. Клиент, безусловно, быстро догадывается (с помощью гипнотизёра, разумеется), чего именно не хватает в словах гипнотизёра. В итоге, неупомянутый элемент застревает в сознании и подсознании клиента, максимально провоцируя ассоциативную цепную реакцию. Причём в сознании данный элемент может появиться позже. Неважно когда он появится, важно, чтобы гипнотическая стратегия была успешной. Внушение отсутствием упоминания в особенности эффективно, когда гипнотизёр вынужден работать с очень неприятным, болезненным и вытесняемым материалом клиента. Есть вещи, которые люди в себе очень не любят и не хотят об этом говорить и с этим работать. В таких случаях внушение отсутствием упоминания весьма удобно.
Внушение отсутствием упоминания очень ловкое. Гипнотизёр перечисляет много разных элементов, вариантов, деталей, предметов, но старательно обходит вокруг самого главного. А вот это самое главное, как раз и является внушаемой идеей, предназначенной клиенту. Таким образом, главный элемент выводится в сторону. Клиент, безусловно, быстро догадывается (с помощью гипнотизёра, разумеется), чего именно не хватает в словах гипнотизёра. В итоге, неупомянутый элемент застревает в сознании и подсознании клиента, максимально провоцируя ассоциативную цепную реакцию. Причём в сознании данный элемент может появиться позже. Неважно когда он появится, важно, чтобы гипнотическая стратегия была успешной. Внушение отсутствием упоминания в особенности эффективно, когда гипнотизёр вынужден работать с очень неприятным, болезненным и вытесняемым материалом клиента. Есть вещи, которые люди в себе очень не любят и не хотят об этом говорить и с этим работать. В таких случаях внушение отсутствием упоминания весьма удобно.
Парадоксальное составное внушение
Парадоксальное составное внушение состоит из нескольких фраз, между которыми нет прямой логической связи. Возникает некоторый смысловой парадокс. Клиент и осознанно, и подспудно на какое-то время «застревает» на парадоксе, пытаясь понять суть логической связи. В том-то и вся соль парадоксального составного внушения, что связка сохраняется в памяти, пока не будет найден ответ. Этот принцип очень широко используется в рекламе, когда рекламируемый товар связывается с какой-нибудь историей, которая никакого отношения не имеет к данному товару. Однако одно связано с другим, и разные компоненты активизируют бессознательные процессы совместно.
Парадоксальное составное внушение широко используется в практике. Это элегантный и удобный способ «закружить» сознание клиента хорошо составленными фразами. После ряда таких внушений, клиент, как правило, бросает попытки понять смысл взаимосвязи разных идей и движется в направлении, заданном гипнотизёром. Парадоксальное составное внушение может использоваться на протяжении всего сеанса.
Парадоксальное составное внушение состоит из нескольких фраз, между которыми нет прямой логической связи. Возникает некоторый смысловой парадокс. Клиент и осознанно, и подспудно на какое-то время «застревает» на парадоксе, пытаясь понять суть логической связи. В том-то и вся соль парадоксального составного внушения, что связка сохраняется в памяти, пока не будет найден ответ. Этот принцип очень широко используется в рекламе, когда рекламируемый товар связывается с какой-нибудь историей, которая никакого отношения не имеет к данному товару. Однако одно связано с другим, и разные компоненты активизируют бессознательные процессы совместно.
Парадоксальное составное внушение широко используется в практике. Это элегантный и удобный способ «закружить» сознание клиента хорошо составленными фразами. После ряда таких внушений, клиент, как правило, бросает попытки понять смысл взаимосвязи разных идей и движется в направлении, заданном гипнотизёром. Парадоксальное составное внушение может использоваться на протяжении всего сеанса.
Контекстуальное внушение
Контекстуальное внушение демонстрируется в каждой главе данного раздела. В начале раздела есть следующие рекомендации:
1) .. (а также точка и запятая)– небольшая смысловая пауза,
2) быть решительным – выделение другим шрифтом подразумевает интонационное усиление, энергетически более мощную подачу слова (слов).
Это и есть правила контекстуального внушения. Суть контекстуального внушения заключается в интонационном «подчёркивании» ключевых слов и умелом использовании пауз, благодаря которым бессознательное клиента активизируется ассоциациями и вовлекает сознание во внутренние интересы и переживания. Контекстуальное внушение гипнотизёрами используется постоянно, как нечто само собой разумеющееся. Оно вообще заметно усиливает эффективность любого другого внушения, с которым переплетается. Тем ни менее, контекстуальное внушение может существовать и в чистом виде. Так бывает, когда разговор между клиентом и гипнотизёром может идти на какую-то отвлечённую тему или не имеющую непосредственного отношения к сеансу. Тогда гипнотизёр просто делает особые акценты и небольшие паузы к определённым словам.
Контекстуальное внушение демонстрируется в каждой главе данного раздела. В начале раздела есть следующие рекомендации:
1) .. (а также точка и запятая)– небольшая смысловая пауза,
2) быть решительным – выделение другим шрифтом подразумевает интонационное усиление, энергетически более мощную подачу слова (слов).
Это и есть правила контекстуального внушения. Суть контекстуального внушения заключается в интонационном «подчёркивании» ключевых слов и умелом использовании пауз, благодаря которым бессознательное клиента активизируется ассоциациями и вовлекает сознание во внутренние интересы и переживания. Контекстуальное внушение гипнотизёрами используется постоянно, как нечто само собой разумеющееся. Оно вообще заметно усиливает эффективность любого другого внушения, с которым переплетается. Тем ни менее, контекстуальное внушение может существовать и в чистом виде. Так бывает, когда разговор между клиентом и гипнотизёром может идти на какую-то отвлечённую тему или не имеющую непосредственного отношения к сеансу. Тогда гипнотизёр просто делает особые акценты и небольшие паузы к определённым словам.
Внушение отрицанием
Внушение отрицанием использует речевые формы, не только формально указывающие на отрицание некой идеи, но и подталкивающие к этой же идее, которая на самом деле и внушается. Банальная разновидность внушения отрицанием хорошо известна в народе, как «взять на слабо». В гипнотической практике предпочтения отдаются более сложным и утончённым формам данного внушения. С одной стороны, внушение отрицанием может подтолкнуть бессознательное клиента найти свой ответ. С другой стороны, внушение отрицанием может «толкнуть» сопротивление в другую сторону. Так М.Эриксон описывал историю из своего детства, в которой он заводил корову в сарай, потянув её за хвост в обратном направлении (корова отличалась упрямым нравом). С третьей стороны, внушение отрицанием как бы снимает некую обязанность или необходимость из-за чего внушаемую идею делает привлекательной. С четвёртой стороны, внушение отрицанием в любом случае акцентирует внимание на какой-то идее, заставляя ассоциативный аппарат «крутиться» вокруг неё. С пятой стороны, частенько бессознательное не обращает внимание на отрицающие предлоги и приставки, в особенности, если клиент уже погружён в гипнотический транс. Возможно, все эти стороны могут проявлять себя, не считая неназванных аспектов.
В практике внушение отрицанием удобно, когда клиент не берёт идею запросто на веру или находится в некоторой оппозиции к гипнотизёру. Также в этом внушении заложен элемент провокации. Бывает что клиент «знает, что ему делать и, о чём думать», а гипнотизёр перечисляет те же моменты, но в стиле внушения отрицанием. Получается забавно. Клиент невольно чувствует, как спадает очарование от его же внутренних тактических уловок. Таким образом, внушение отрицанием можно ещё использовать в ситуациях, когда желательно изменить настрой клиента.
Внушение отрицанием использует речевые формы, не только формально указывающие на отрицание некой идеи, но и подталкивающие к этой же идее, которая на самом деле и внушается. Банальная разновидность внушения отрицанием хорошо известна в народе, как «взять на слабо». В гипнотической практике предпочтения отдаются более сложным и утончённым формам данного внушения. С одной стороны, внушение отрицанием может подтолкнуть бессознательное клиента найти свой ответ. С другой стороны, внушение отрицанием может «толкнуть» сопротивление в другую сторону. Так М.Эриксон описывал историю из своего детства, в которой он заводил корову в сарай, потянув её за хвост в обратном направлении (корова отличалась упрямым нравом). С третьей стороны, внушение отрицанием как бы снимает некую обязанность или необходимость из-за чего внушаемую идею делает привлекательной. С четвёртой стороны, внушение отрицанием в любом случае акцентирует внимание на какой-то идее, заставляя ассоциативный аппарат «крутиться» вокруг неё. С пятой стороны, частенько бессознательное не обращает внимание на отрицающие предлоги и приставки, в особенности, если клиент уже погружён в гипнотический транс. Возможно, все эти стороны могут проявлять себя, не считая неназванных аспектов.
В практике внушение отрицанием удобно, когда клиент не берёт идею запросто на веру или находится в некоторой оппозиции к гипнотизёру. Также в этом внушении заложен элемент провокации. Бывает что клиент «знает, что ему делать и, о чём думать», а гипнотизёр перечисляет те же моменты, но в стиле внушения отрицанием. Получается забавно. Клиент невольно чувствует, как спадает очарование от его же внутренних тактических уловок. Таким образом, внушение отрицанием можно ещё использовать в ситуациях, когда желательно изменить настрой клиента.
Внушение вопросом
Это хорошее и удобное внушение. Оно очень часто используется в быту самыми разными людьми, даже и не подозревающими о существовании пресловутых внушений. «Техническая» суть внушения вопросом проста. Вопрос на какое-то время задействует психические процессы субъекта, пока тот ищет ответ на вопрос или моделирует идею, почему он не хочет отвечать на этот вопрос. Сам факт «переваривания» идеи активизирует ассоциативный ряд. Активность ассоциативного отклика может быстро пройти, но может дать цепную реакцию. В свою очередь, цепная реакция зависит от удачного попадания в пространство внутренних интересов клиента.
Внушение вопросом также отчётливо диагностирует состояние и настрой человека. Клиент, так или иначе, реагирует на вопрос, благодаря чему гипнотизёр корректирует тактику взаимодействия. Рядом вопросов удобно направлять чувственные и мыслительные процессы в определённое русло. Само мышление построено по принципу: вопрос – ответ. В известном смысле хорошо умеет думать тот, кто умеет самому себе задавать толковые, хорошо структурированные вопросы. В состоянии гипнотического транса любой человек, как правило, склонен к значительному уменьшению внутренних вопросов или сужению их направленности. Мышление замедляется, становится инертным (менее пластичным), идеи более глубоко и ёмко обрабатываются в бессознательном, как бы застревая. Эту особенность важно умело использовать гипнотизёру и направлять внимание клиента в русло конкретных задач.
Это хорошее и удобное внушение. Оно очень часто используется в быту самыми разными людьми, даже и не подозревающими о существовании пресловутых внушений. «Техническая» суть внушения вопросом проста. Вопрос на какое-то время задействует психические процессы субъекта, пока тот ищет ответ на вопрос или моделирует идею, почему он не хочет отвечать на этот вопрос. Сам факт «переваривания» идеи активизирует ассоциативный ряд. Активность ассоциативного отклика может быстро пройти, но может дать цепную реакцию. В свою очередь, цепная реакция зависит от удачного попадания в пространство внутренних интересов клиента.
Внушение вопросом также отчётливо диагностирует состояние и настрой человека. Клиент, так или иначе, реагирует на вопрос, благодаря чему гипнотизёр корректирует тактику взаимодействия. Рядом вопросов удобно направлять чувственные и мыслительные процессы в определённое русло. Само мышление построено по принципу: вопрос – ответ. В известном смысле хорошо умеет думать тот, кто умеет самому себе задавать толковые, хорошо структурированные вопросы. В состоянии гипнотического транса любой человек, как правило, склонен к значительному уменьшению внутренних вопросов или сужению их направленности. Мышление замедляется, становится инертным (менее пластичным), идеи более глубоко и ёмко обрабатываются в бессознательном, как бы застревая. Эту особенность важно умело использовать гипнотизёру и направлять внимание клиента в русло конкретных задач.
Внушение двойной связкой
Внушение двойной связкой предлагает два и более двух вариантов, решение которых, по сути, одинаково. Другими словами, двойная связка это иллюзия выбора. Во всех вариантах выбора есть одна и та же составляющая – внушаемая идея. Для внушения двойной связкой даже не важно, будет ли выбран какой-либо конкретный предложенный вариант. Главное в принятии осевой идеи. «Технически» сознание направляется на восприятие частных случаев идеи, то есть на менее существенные факторы, чем главная идея.
В практике внушение двойной связкой весьма эффективный приём. Но и здесь есть свои нюансы. Любой предложенный вариант вторичен по отношению к главной идее. И в то же время, набор слишком примитивных вариантов может не защитить главную идею. Тут требуется максимальная загрузка ассоциативного аппарата. Если идеи просты, то подать их желательно контрастно, чтобы внутренне внимание клиента было поглощено. Если идеи более сложны, то подать их желательно ёмко и образно, чтобы бессознательному было где развернуться. Внушение двойной связкой принципиально следует отличать от внушения, охватывающего разные возможности класса. В первом случае все варианты объединяет внушаемая идея, во втором случае осевая идея не предусматривается.
Внушение двойной связкой предлагает два и более двух вариантов, решение которых, по сути, одинаково. Другими словами, двойная связка это иллюзия выбора. Во всех вариантах выбора есть одна и та же составляющая – внушаемая идея. Для внушения двойной связкой даже не важно, будет ли выбран какой-либо конкретный предложенный вариант. Главное в принятии осевой идеи. «Технически» сознание направляется на восприятие частных случаев идеи, то есть на менее существенные факторы, чем главная идея.
В практике внушение двойной связкой весьма эффективный приём. Но и здесь есть свои нюансы. Любой предложенный вариант вторичен по отношению к главной идее. И в то же время, набор слишком примитивных вариантов может не защитить главную идею. Тут требуется максимальная загрузка ассоциативного аппарата. Если идеи просты, то подать их желательно контрастно, чтобы внутренне внимание клиента было поглощено. Если идеи более сложны, то подать их желательно ёмко и образно, чтобы бессознательному было где развернуться. Внушение двойной связкой принципиально следует отличать от внушения, охватывающего разные возможности класса. В первом случае все варианты объединяет внушаемая идея, во втором случае осевая идея не предусматривается.
Внушение последовательностью принятия
Последовательность принятия состоит из истинных высказываний, с которыми клиент (субъект) автоматически соглашается, как само собой разумеющимися фактами, а также внушаемой идеи, которая прикреплена к истинным высказываниям. При этом критерием истинности высказываний является мнение клиента, а не гипнотизёра. Другими словами, гипнотизёру следует хорошо понимать, что для клиента является истинными высказываниями, то есть с чем он не может не согласиться, иначе правило внушения может быть нарушено. Обычно внушаемая идея помещается в середине или конце предложения. «Технически» на волне явных «да» клиент невольно склонен внушаемой идее придать тот же положительный статус.
Внушение последовательностью принятия строится простыми позитивными формулировками идей, так как подсознание ухватывает внушаемую идею буквально. Это важный нюанс. Смысл последовательности слов, несущих внушаемую идею, должен быть понятен даже 6-ти летнему ребёнку. Сложный смысл или сложно закрученная фраза бессознательным клиента на автомате воспринимаются как какая-то ерунда. Частичным исключением могут быть фразы, которыми конкретный человек очень часто пользуется, такие фразы в прямом смысле могут сработать на уровне рефлекса.
Последовательность принятия состоит из истинных высказываний, с которыми клиент (субъект) автоматически соглашается, как само собой разумеющимися фактами, а также внушаемой идеи, которая прикреплена к истинным высказываниям. При этом критерием истинности высказываний является мнение клиента, а не гипнотизёра. Другими словами, гипнотизёру следует хорошо понимать, что для клиента является истинными высказываниями, то есть с чем он не может не согласиться, иначе правило внушения может быть нарушено. Обычно внушаемая идея помещается в середине или конце предложения. «Технически» на волне явных «да» клиент невольно склонен внушаемой идее придать тот же положительный статус.
Внушение последовательностью принятия строится простыми позитивными формулировками идей, так как подсознание ухватывает внушаемую идею буквально. Это важный нюанс. Смысл последовательности слов, несущих внушаемую идею, должен быть понятен даже 6-ти летнему ребёнку. Сложный смысл или сложно закрученная фраза бессознательным клиента на автомате воспринимаются как какая-то ерунда. Частичным исключением могут быть фразы, которыми конкретный человек очень часто пользуется, такие фразы в прямом смысле могут сработать на уровне рефлекса.
Косвенные внушения.
Косвенное внушение обходит сознательные процессы. Косвенное внушение решает определенную задачу, чтобы клиент (субъект) не распознал настоящую цель суггестивного влияния. Таким образом, преодолевается сопротивление фильтров сознания. Косвенные внушения чаще используются в фазах, когда состояние гипнотического транса не очень глубокое. Также косвенные внушения используются для того, чтобы работать с теми проблемами клиента, которых он избегает.
Косвенное внушение обходит сознательные процессы. Косвенное внушение решает определенную задачу, чтобы клиент (субъект) не распознал настоящую цель суггестивного влияния. Таким образом, преодолевается сопротивление фильтров сознания. Косвенные внушения чаще используются в фазах, когда состояние гипнотического транса не очень глубокое. Также косвенные внушения используются для того, чтобы работать с теми проблемами клиента, которых он избегает.
Постгипнотическое внушение
В своё время Бернгейм (представитель Нансийской школы гипноза) внушал некоторым своим пациентам, чтобы те в полдень в ясную солнечную погоду вышли на центральную площадь Станислава и несколько раз открыли зонтик над головой. По современным меркам это явно излишний профессиональный пафос. Человеку вообще очень трудно внушить что-то, что противоречит его интересам и жизненным установкам. К тому же важно учитывать практическую ценность внушаемых идей. В наше время представление о целях и задачах постгипнотического внушения изменилось. С помощью постгипнотического внушения удобно «прикреплять» психические процессы к каким-либо повседневным, житейским явлениям и феноменам. То есть, когда что-то очень простое и бытовое происходит, то одновременно запускается или усиливается механизм гипнотический стратегии.
Постгипнотическое внушение ассоциативно связывает результат работы гипнотизёра с какими-нибудь банальностями. Банальностям отводится роль запускающих механизмов, так как ассоциативно одно связанно с другим. Можно сказать так, что в постгипнотическом периоде (после сеанса), когда гипнотизёра нет рядом, кто-то или что-то должно его заменить, чтобы поддерживать процессы, активизированные на сеансе. Таким образом, банальности играют роль помощников гипнотизёра, они как бы напоминают клиенту о том, что ему надо делать, что думать и что чувствовать. Постгипнотическое внушение (внушения) произносится, как правило, когда человек уже погружён в гипнотический транс. Клиент в состоянии гипнотического транса как само собой разумеющееся принимает, что одно связано с другим. Ставится своего рода условный рефлекс, который через некоторое время угаснет, но свою роль сыграет.
В своё время Бернгейм (представитель Нансийской школы гипноза) внушал некоторым своим пациентам, чтобы те в полдень в ясную солнечную погоду вышли на центральную площадь Станислава и несколько раз открыли зонтик над головой. По современным меркам это явно излишний профессиональный пафос. Человеку вообще очень трудно внушить что-то, что противоречит его интересам и жизненным установкам. К тому же важно учитывать практическую ценность внушаемых идей. В наше время представление о целях и задачах постгипнотического внушения изменилось. С помощью постгипнотического внушения удобно «прикреплять» психические процессы к каким-либо повседневным, житейским явлениям и феноменам. То есть, когда что-то очень простое и бытовое происходит, то одновременно запускается или усиливается механизм гипнотический стратегии.
Постгипнотическое внушение ассоциативно связывает результат работы гипнотизёра с какими-нибудь банальностями. Банальностям отводится роль запускающих механизмов, так как ассоциативно одно связанно с другим. Можно сказать так, что в постгипнотическом периоде (после сеанса), когда гипнотизёра нет рядом, кто-то или что-то должно его заменить, чтобы поддерживать процессы, активизированные на сеансе. Таким образом, банальности играют роль помощников гипнотизёра, они как бы напоминают клиенту о том, что ему надо делать, что думать и что чувствовать. Постгипнотическое внушение (внушения) произносится, как правило, когда человек уже погружён в гипнотический транс. Клиент в состоянии гипнотического транса как само собой разумеющееся принимает, что одно связано с другим. Ставится своего рода условный рефлекс, который через некоторое время угаснет, но свою роль сыграет.