Представление базового категориального аппарата акмеологии в строгой и обоснованной, внутренне непротиворечивой системы понятий и определений позволяет решать задачи как теоретического, так и практического плана, связанных с личностно-профессиональным развитием, использовать более продуктивно акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования.
Таким образом, разработка понятийно-категориального аппарата, признаваемого большинством ученых (Н.Г. Алексеев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, О.С. Анисимов, А.С. Гусева, А.А. Деркач, А.В. Брушлинский) как важнейшая часть теоретического анализа и обобщения эмпирических данных любого исследования, позволяет:
1. Однозначно трактовать ход и результаты исследования, в том числе и в условиях высшего профессионального образования;
2. Качественно, с высокой степенью достоверности решать исследовательские задачи, связанные с условиями и факторами личностно-профессионального развития студентов высшей школы;
3. Показать обогащение психолого-акмеологической теории и практики новыми научными знаниями, основанных на результатах и выводах исследования.
Таким образом, разработка понятийно-категориального аппарата, признаваемого большинством ученых (Н.Г. Алексеев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, О.С. Анисимов, А.С. Гусева, А.А. Деркач, А.В. Брушлинский) как важнейшая часть теоретического анализа и обобщения эмпирических данных любого исследования, позволяет:
1. Однозначно трактовать ход и результаты исследования, в том числе и в условиях высшего профессионального образования;
2. Качественно, с высокой степенью достоверности решать исследовательские задачи, связанные с условиями и факторами личностно-профессионального развития студентов высшей школы;
3. Показать обогащение психолого-акмеологической теории и практики новыми научными знаниями, основанных на результатах и выводах исследования.
Все применяемые в акмеологии техники и технологии опираются на предварительную диагностику субъектов, на которых оказывается воздействие, и предполагают субъективную приемлемость для него этих оперативных средств.
Методы развивающего воздействия опираются на операционально-технологический принцип, характеризующий сущность акмеологии как прикладной, практической дисциплины, носящей критериальный характер и ценностную направленность (О.С. Анисимов).
Разрабатывая концепцию профессионализма, А.К. Маркова выделила операциональную сферу, показав, что к «технологиям» относятся: акмеологические технологии, акмеологические поддержки и сопровождения, спектр личностных и профессиональных ресурсов, профессиональное сознание и самосознание, профессиональное мышление. Таким образом, система технологического обеспечения деятельности, связанной с освоением профессии должна включать оптимальное использование психологических ресурсов личности, их развитие и совершенствование.
Конкретными методами развивающего воздействия могут быть:
· тренинг в сочетании со спецкурсами личностно-профессионального роста, представляющих собой комплексный программно-целевой проект, разработанный на основании значимых психологических характеристик и выявленных проблем в профессионально-личностном развитии, обусловленных доминированием определенных стратегий профессионального самоутверждения. Тренинг может осуществляться на двух уровнях: групповом и индивидуальном;
Методы развивающего воздействия опираются на операционально-технологический принцип, характеризующий сущность акмеологии как прикладной, практической дисциплины, носящей критериальный характер и ценностную направленность (О.С. Анисимов).
Разрабатывая концепцию профессионализма, А.К. Маркова выделила операциональную сферу, показав, что к «технологиям» относятся: акмеологические технологии, акмеологические поддержки и сопровождения, спектр личностных и профессиональных ресурсов, профессиональное сознание и самосознание, профессиональное мышление. Таким образом, система технологического обеспечения деятельности, связанной с освоением профессии должна включать оптимальное использование психологических ресурсов личности, их развитие и совершенствование.
Конкретными методами развивающего воздействия могут быть:
· тренинг в сочетании со спецкурсами личностно-профессионального роста, представляющих собой комплексный программно-целевой проект, разработанный на основании значимых психологических характеристик и выявленных проблем в профессионально-личностном развитии, обусловленных доминированием определенных стратегий профессионального самоутверждения. Тренинг может осуществляться на двух уровнях: групповом и индивидуальном;
Учитывая тот факт, что акмеологические закономерности носят не только комплексный, но интегральный характер («интеграция естественнонаучного, гуманитарного, технологического в самостоятельное акмеологическое знание подчеркивает его теоретико-прикладное значение – направленность на конкретного человека» – А.С. Гусева), стратегия акмеологического исследования обладает определенностью и предполагает конкретную последовательность существенных этапов и способов исследования, привязанных к его предмету, целям и задачам, а также имеет характеристики, выражающиеся в категориях моделей, факторов, критериев и закономерностей.
Акмеологический, т.е. направленный на оптимизацию, эффективность, характер исследования проявляется в использовании уровневой стратегии, а также стратегии выделения акмеолого-психологических, акмеолого-профессиональных факторов и прослеживании их прямого или многократно опосредованного воздействия. Стратегия моделирования используется и самим исследователем в качестве метода проектирования и интеграции наличных, желательных идеальных состояний, уровней, свойств и средств их достижения и в качестве средства описания акмеологических особенностей самого субъекта деятельности.
Акмеологические стратегии направлены на выявление закономерностей особого рода: закономерности любой области действительности и науки о ней выявляют сущностные, устойчивые объективные связи этой действительности, безотносительные к способу познания и познающему человеку.
Закономерности, которые исследует акмеология, относятся к субъект-субъектной действительности. Акмеология раскрывает закономерности, которые содействуют совершенствованию субъекта, достижению им вершин жизни и мастерства в профессии в ходе профессионального образования.
Акмеологический, т.е. направленный на оптимизацию, эффективность, характер исследования проявляется в использовании уровневой стратегии, а также стратегии выделения акмеолого-психологических, акмеолого-профессиональных факторов и прослеживании их прямого или многократно опосредованного воздействия. Стратегия моделирования используется и самим исследователем в качестве метода проектирования и интеграции наличных, желательных идеальных состояний, уровней, свойств и средств их достижения и в качестве средства описания акмеологических особенностей самого субъекта деятельности.
Акмеологические стратегии направлены на выявление закономерностей особого рода: закономерности любой области действительности и науки о ней выявляют сущностные, устойчивые объективные связи этой действительности, безотносительные к способу познания и познающему человеку.
Закономерности, которые исследует акмеология, относятся к субъект-субъектной действительности. Акмеология раскрывает закономерности, которые содействуют совершенствованию субъекта, достижению им вершин жизни и мастерства в профессии в ходе профессионального образования.
Проблемное пространство акмеологической науки, ее ориентации и социальный спрос определили общеметодологические принципы, позволившие представить самую общую характеристику ее объекта – развивающегося человека, личности (индивида, индивидуальности), выявить основные характеристики развития – ценностный и субъектный характер.
Методологическое определение предмета акмеологии раскрывается на основе конкретно-методологических принципов – модель изменения реального объекта от наличного к стартовому, идеальному состоянию. Целью данной модели является не ее уровневое строение, а изменение, совершенствование способа ее организации от наличного к более оптимальному (М.И. Сетров).
Методологическое осмысление в акмеологии позволяет вскрыть основное противоречие акмеологического знания: с одной стороны, не заданность, не конечность, а проективность высшего «вершинного», желательного состояния личности, невозможность его определения как «порога», с другой – определенность и жесткость целого ряда критериев, факторов, условий, необходимых для достижения этого оптимального состояния. Это противоречие снимается методологическим смыслом понятия «оптимальность», к которому постепенно пришла акмеология, выстраивая систему понятий «организованность», «конструктивность», «проектирование». Высший уровень, совершенное состояние, качество определяется не абстрактно, а по критерию оптимальности, которая определяется относительно данного субъекта, данной совокупности условий, особенностей его деятельности.
Методологическое определение предмета акмеологии раскрывается на основе конкретно-методологических принципов – модель изменения реального объекта от наличного к стартовому, идеальному состоянию. Целью данной модели является не ее уровневое строение, а изменение, совершенствование способа ее организации от наличного к более оптимальному (М.И. Сетров).
Методологическое осмысление в акмеологии позволяет вскрыть основное противоречие акмеологического знания: с одной стороны, не заданность, не конечность, а проективность высшего «вершинного», желательного состояния личности, невозможность его определения как «порога», с другой – определенность и жесткость целого ряда критериев, факторов, условий, необходимых для достижения этого оптимального состояния. Это противоречие снимается методологическим смыслом понятия «оптимальность», к которому постепенно пришла акмеология, выстраивая систему понятий «организованность», «конструктивность», «проектирование». Высший уровень, совершенное состояние, качество определяется не абстрактно, а по критерию оптимальности, которая определяется относительно данного субъекта, данной совокупности условий, особенностей его деятельности.
Субъектный подход. Принцип субъекта является парадигмальным для акмеологии. Личность становится субъектом совершенствования как непосредственного самосовершенствования, так и опосредованного своей деятельностью и акмеологическими технологиями. В качестве основного признака субъекта выделены: способность совершенствования, способность человека достигать высшего оптимального уровня своего развития, идеала (С.Л. Рубинштейн). Однако для личности достижение субъектности не есть достижение заранее отмеченной планки, а непрерывное движение к самосовершенствованию (А.А. Деркач). С этой точки зрения понятие «акме» означает не конечный пункт жизненного движения и развития, а ту вершину, с которой открываются новые горизонты дальнейшего движения. Одновременно субъект – это автономия, самостоятельность, инициатива и ответственность. Важным критерием субъектности для акмеологии является свобода владения внешними и внутренними условиями своей жизнедеятельности, способности к построению оптимально развивающих саму личность и других людей как субъектов отношений – исторически зрелому типу жизнеотношений (Е.Б. Старовойтенко). Наконец, важнейшим критерием субъектности личности является наличие «я»-концепции, которая, несомненно, представляет собой и базисное личностное образование, но в своей конкретной архитектонике, в своей соразмерности позволяет судить о мере субъектности личности.
Первоначально акмеология понималась и развивалась как раздел возрастной психологии. Однако, как отмечалось выше, ее научный статус приобретается, как только объектом становится не широкий спектр всевозможных характеристик зрелого человека как таковых, но прежде всего, – мастерство его профессиональной деятельности, его профессионализм, уже с точки зрения которого акмеологией привлекаются к рассмотрению и исследуются различные стороны жизни взрослого человека, характеристики его психики, условия его воспитания и образования, способы и развернутые технологии осуществления им своей профессиональной деятельности, способы овладения и уровень владения ими и т.д., – но теперь уже строго в перспективе выявления, изучения и дальнейшего практического использования различного рода факторов, способствующих повышению профессионального мастерства, достижению вершин профессионализма (А.А. Деркач). Таким образом, акмеология уже не может рассматриваться как раздел возрастной психологии, выходит за рамки чисто психологической науки, обращаясь к результатам научных исследований, полученных в других областях знания, например, в социологии и педагогике, а также при изучении теории и технологии конкретных производств и видов профессиональной деятельности и, интегрируя их на основе применения собственных понятий, реализации собственного методологического основания, нацеленного на достижение специфических теоретических и практических целей, не свойственных тем отдельно взятым наукам, данными которых пользуется акмеология.
Необходимо отметить, что профессиональная деятельность, являющаяся объектом изучения акмеологии, исследуется также другими науками, рассматривающими ее в своих специфических аспектах, преследуя собственные цели.
Общая психология исследует механизмы мотивации деятельности, особенности аффективного поведения, закономерности различных психических функций человека: мышления, восприятия, памяти и т.д.
Необходимо отметить, что профессиональная деятельность, являющаяся объектом изучения акмеологии, исследуется также другими науками, рассматривающими ее в своих специфических аспектах, преследуя собственные цели.
Общая психология исследует механизмы мотивации деятельности, особенности аффективного поведения, закономерности различных психических функций человека: мышления, восприятия, памяти и т.д.
Теоретические основы акмеологии были заложены в русской философии, а экспериментальные в отечественной медицине, социологии и психологии. Идеи акмического можно найти у Н.И. Пирогова, В.М. Бехтерева, П.А. Сорокина и др. Особенно ярко акмическое представлено в литературе (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий). А. Ахматова писала: «Я стала акмеисткой …, потому что мы чувствовали себя людьми ХХ века и не хотели оставаться в предыдущем». Выбор в пользу акмеистической школы был выбором в пользу нового, более тревожного и драматичного и, в конечном счете, более человечного мироощущения. Одно из требований акмеистов – смотреть на мир глазами первооткрывателя.
В античных биографиях слово «акме» означает высшую точку, время расцвета, лучшую пору в жизни и творчестве. Часто, наряду с датами рождения и смерти человека, указывались хронологические границы пережитого им «периода расцвета». И современную акмеологию – науку о «периоде расцвета» – интересуют люди разных профессий, достигающие вершин своих возможностей, и как долго удерживаются они на этом уровне. Главной проблемой акмеологии становится не отрезок жизненного времени, объективно, статистически наиболее благоприятный для творчества в той или иной области, а состояние духа самого творца, которое может превратить любой период жизни в «период расцвета».
Само понятие «акмеология» впервые было введено Н.А. Рыбниковым в 1928 г. для обозначения особого раздела возрастной психологии – психологии зрелости или взрослости. Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» показал место и значение акмеологии в системе наук о человеке, поместив ее в ряд: «педагогика – акмеология – геронтология». Это обстоятельство определялось принципом развития, на который опирался Б.Г. Ананьев при анализе психофизиологических функций, психических процессов, психических свойств и состояний человека. Конечным продуктом онтогенетического развития человека, с точки зрения Б.Г. Ананьева, является обретение им собственной индивидуальности, когда он становится субъектом своего жизнетворчества, самостоятельного, глубоко осознанного выстраивания своего жизненного пути.
В античных биографиях слово «акме» означает высшую точку, время расцвета, лучшую пору в жизни и творчестве. Часто, наряду с датами рождения и смерти человека, указывались хронологические границы пережитого им «периода расцвета». И современную акмеологию – науку о «периоде расцвета» – интересуют люди разных профессий, достигающие вершин своих возможностей, и как долго удерживаются они на этом уровне. Главной проблемой акмеологии становится не отрезок жизненного времени, объективно, статистически наиболее благоприятный для творчества в той или иной области, а состояние духа самого творца, которое может превратить любой период жизни в «период расцвета».
Само понятие «акмеология» впервые было введено Н.А. Рыбниковым в 1928 г. для обозначения особого раздела возрастной психологии – психологии зрелости или взрослости. Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» показал место и значение акмеологии в системе наук о человеке, поместив ее в ряд: «педагогика – акмеология – геронтология». Это обстоятельство определялось принципом развития, на который опирался Б.Г. Ананьев при анализе психофизиологических функций, психических процессов, психических свойств и состояний человека. Конечным продуктом онтогенетического развития человека, с точки зрения Б.Г. Ананьева, является обретение им собственной индивидуальности, когда он становится субъектом своего жизнетворчества, самостоятельного, глубоко осознанного выстраивания своего жизненного пути.
Позиции педагога и психолога в общеобразовательных учреждениях зачастую разделены уже на уровне целеполагания. Педагоги в качестве основной цели своей деятельности видят сформированность у ученика знаний, умений и навыков, а также социальных норм поведения, а психологи считают, что их цель — помощь в развитии личности ученика и выполнение «заказов» педагогов. Соответственно строится и деятельность психологических служб: предоставить педагогам информацию о развитии учащихся, просветить их, как надо действовать, консультировать всех участников педагогического процесса, корректировать личностное развитие учеников, проводить профилактику и пр. В этом случае следует исходить из того, что и психолог, и педагог выполняют единую деятельность по организации поддержки личностного роста, социализации и индивидуализации ученика и им нужно согласовывать не цели, а действия и операции. В первую очередь это касается организации учебной деятельности, являющейся одной из основных в образовании, в которой, однако, психологи почти не участвуют.
Содержание образования, оформленное в виде учебной дисциплины, неизбежно отражает иерархическую структуру и измерения культуры как исторически заданного универсума «кристаллизованных, опредмеченных творческих возможностей людей» (В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев). Однако актуализация этих измерений зависит от способа включения содержания образования в общение и взаимодействие участников образовательного процесса. Можно выделить два «крайних» способа такого включения:
Содержание образования, оформленное в виде учебной дисциплины, неизбежно отражает иерархическую структуру и измерения культуры как исторически заданного универсума «кристаллизованных, опредмеченных творческих возможностей людей» (В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев). Однако актуализация этих измерений зависит от способа включения содержания образования в общение и взаимодействие участников образовательного процесса. Можно выделить два «крайних» способа такого включения:
Раскрывая роль психолога в обществе, (Е.А.Климов) его основные предназначения:
предоставление отдельным людям, группам, коллективам, сообществам и обществу в целом информации по воспитанию детей, самосовершенствованию, совершенствованию общего и профессионального образования, организации труда и отношений в трудовом коллективе, восстановлению, сохранению и укреплению психического здоровья и многое другое — области использования психологической информации столь разнообразны, сколь различны области человеческой деятельности;
систематическая работа по повышению психологической грамотности и психологической культуры населения. Осуществление этой функции — необходимое условие признания психологии в обществе и, следовательно, возникновения потребности в психологическом обслуживании даже у лиц, которые еще не имеют опыта использования психологической информации.
Вариантов ожиданий такое множество, что невозможно и не нужно соответствовать всем и каждому из них. Необходимо иметь в виду, что помимо субъективных есть и объективные требования к статусу психолога. социальных ожиданий:
предоставление отдельным людям, группам, коллективам, сообществам и обществу в целом информации по воспитанию детей, самосовершенствованию, совершенствованию общего и профессионального образования, организации труда и отношений в трудовом коллективе, восстановлению, сохранению и укреплению психического здоровья и многое другое — области использования психологической информации столь разнообразны, сколь различны области человеческой деятельности;
систематическая работа по повышению психологической грамотности и психологической культуры населения. Осуществление этой функции — необходимое условие признания психологии в обществе и, следовательно, возникновения потребности в психологическом обслуживании даже у лиц, которые еще не имеют опыта использования психологической информации.
Вариантов ожиданий такое множество, что невозможно и не нужно соответствовать всем и каждому из них. Необходимо иметь в виду, что помимо субъективных есть и объективные требования к статусу психолога. социальных ожиданий:
Воздействие одной личности на другую — это влияние на сознание, волю, эмоции, через них — на поведение и деятельность человека в целом. Оно осуществляется с помощью различных психологических механизмов. Влияние — это процесс и результат изменения одним человеком другого, его установок и других сторон психической реальности в ходе взаимодействия с ним.
Убеждение — интеллектуально-эмоциональное воздействие, основанное на логике, на доказательствах.
Внушение — это воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, понимания и поведения в соответствии с ней.
Эм-ное заражение — воздействие через непосредственную передачу эмоциональных состояний (чувств, эмоций) не словесно, а так называемыми параречевыми и неречевыми средствами (громкость, интонация, темп, ритм, тембр; жесты, мимика, движения).
Итак, для психолога как профессионала очень важна его личность, она является главным инструментом его профессиональной деятельности.
Основным фактором, определяющим проф-ную пригодность психолога, является гуманистическая направленность его личности. Важными личностными характеристикам психолога явля-ются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость социальная адаптированность.
Убеждение — интеллектуально-эмоциональное воздействие, основанное на логике, на доказательствах.
Внушение — это воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, понимания и поведения в соответствии с ней.
Эм-ное заражение — воздействие через непосредственную передачу эмоциональных состояний (чувств, эмоций) не словесно, а так называемыми параречевыми и неречевыми средствами (громкость, интонация, темп, ритм, тембр; жесты, мимика, движения).
Итак, для психолога как профессионала очень важна его личность, она является главным инструментом его профессиональной деятельности.
Основным фактором, определяющим проф-ную пригодность психолога, является гуманистическая направленность его личности. Важными личностными характеристикам психолога явля-ются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость социальная адаптированность.
Личность человека развивается и формируется в системе общественных отношений в зависимости от условий его жизни и деятельности, но прежде всего в процессе д-ти и общения, и каж-дая из этих сфер предъявляет особые требования к личн-ым качествам.
Структура личности представляет собой систему взаимосвязанных подструктур: биологически детерминированной и социально детерминированной.
Проблема соотношения биологического и социального, физиологического и психологического неизменно остается одной из центральных и острейших проблем психологии личности.
Крайние точки зрения. Согласно первой, все основные особенности и способы развития психики предопределены биологическими факторами — врожденными или приобретенными. Другая крайняя точка зрения состоит в том, что особенности психики целиком и полностью определяются качеством воспитания и обучения.
Эти две точки зрения, крайние, и немногие авторы принимают эти позиции. Поэтому самой популярной и распространенной является средняя между двумя позициями. Согласно ей, в психическом развитии равно определяющую роль играют и биологические, и социальные моменты. Последние, как правило, превалируют, не заглушая, однако, большего или меньшего звучания первых.
Структура личности представляет собой систему взаимосвязанных подструктур: биологически детерминированной и социально детерминированной.
Проблема соотношения биологического и социального, физиологического и психологического неизменно остается одной из центральных и острейших проблем психологии личности.
Крайние точки зрения. Согласно первой, все основные особенности и способы развития психики предопределены биологическими факторами — врожденными или приобретенными. Другая крайняя точка зрения состоит в том, что особенности психики целиком и полностью определяются качеством воспитания и обучения.
Эти две точки зрения, крайние, и немногие авторы принимают эти позиции. Поэтому самой популярной и распространенной является средняя между двумя позициями. Согласно ей, в психическом развитии равно определяющую роль играют и биологические, и социальные моменты. Последние, как правило, превалируют, не заглушая, однако, большего или меньшего звучания первых.
Для разработки «Я-концепции» творческого саморазвития также важно, насколько учитель объективно оценивает себя. Чтобы ответить на этот вопрос, рекомендуется соотнести свою самооценку с оценкой других учителей, администрации, учеников, близких друзей.
В процессе разработки «Я-концепции» творческого саморазвития большое значение имеет осмысление, самоосознание того, в рамках какой культуры учитель осуществляет свою жизнедеятельность. Поскольку мы, россияне, принадлежим к евроазиатской культуре, то у нас есть устремленность к синтезу европейской и азиатской культур. Поэтому, развивая свое видение, вы с неизбежностью будете осмысливать, отбирать характерное для европейской и азиатской культурной традиции.
Для европейской культурной традиции характерны:
- стремление к аналитическому осмыслению мира;
- быстрое приятие нового;
- приоритет материальных ценностей;
- стремление как можно раньше уйти от опеки родителей, обрести самостоятельность, независимость;
- быстрая смена профе-ных интересов, увлечений;
В процессе разработки «Я-концепции» творческого саморазвития большое значение имеет осмысление, самоосознание того, в рамках какой культуры учитель осуществляет свою жизнедеятельность. Поскольку мы, россияне, принадлежим к евроазиатской культуре, то у нас есть устремленность к синтезу европейской и азиатской культур. Поэтому, развивая свое видение, вы с неизбежностью будете осмысливать, отбирать характерное для европейской и азиатской культурной традиции.
Для европейской культурной традиции характерны:
- стремление к аналитическому осмыслению мира;
- быстрое приятие нового;
- приоритет материальных ценностей;
- стремление как можно раньше уйти от опеки родителей, обрести самостоятельность, независимость;
- быстрая смена профе-ных интересов, увлечений;