Первоначально акмеология понималась и развивалась как раздел возрастной психологии. Однако, как отмечалось выше, ее научный статус приобретается, как только объектом становится не широкий спектр всевозможных характеристик зрелого человека как таковых, но прежде всего, – мастерство его профессиональной деятельности, его профессионализм, уже с точки зрения которого акмеологией привлекаются к рассмотрению и исследуются различные стороны жизни взрослого человека, характеристики его психики, условия его воспитания и образования, способы и развернутые технологии осуществления им своей профессиональной деятельности, способы овладения и уровень владения ими и т.д., – но теперь уже строго в перспективе выявления, изучения и дальнейшего практического использования различного рода факторов, способствующих повышению профессионального мастерства, достижению вершин профессионализма (А.А. Деркач). Таким образом, акмеология уже не может рассматриваться как раздел возрастной психологии, выходит за рамки чисто психологической науки, обращаясь к результатам научных исследований, полученных в других областях знания, например, в социологии и педагогике, а также при изучении теории и технологии конкретных производств и видов профессиональной деятельности и, интегрируя их на основе применения собственных понятий, реализации собственного методологического основания, нацеленного на достижение специфических теоретических и практических целей, не свойственных тем отдельно взятым наукам, данными которых пользуется акмеология.
Необходимо отметить, что профессиональная деятельность, являющаяся объектом изучения акмеологии, исследуется также другими науками, рассматривающими ее в своих специфических аспектах, преследуя собственные цели.
Общая психология исследует механизмы мотивации деятельности, особенности аффективного поведения, закономерности различных психических функций человека: мышления, восприятия, памяти и т.д.
Психологии труда выявляет особенности психических процессов, наблюдаемые у людей, занятых конкретными видами профессиональной деятельности, и формулирует рекомендации по оптимизации этих процессов, а также определяет требования, предъявляемые к системе обучения будущих профессионалов, касающиеся степени развития различных психических способностей.
Социология труда исследует профессиональную деятельность в аспекте складывающихся в ее процессе социальных отношений, закономерностей и развития, способов диагностирования и воздействия на процесс их протекания.
Акмеология занимает в этом комплексе наук свое особое место. Выдвигая в качестве своей главной задачи изучение факторов, влияющих на повышение профессионального мастерства и их дальнейшее применение на практике, акмеология проводит собственные исследования и синтезирует данные всех перечисленных выше научных дисциплин на основе ключевого понятия «профессионализм». Акмеологами анализируются различные технологии конкретных видов профессиональной деятельности, выявляются наиболее продуктивные из них, разрабатываются методологические основания и методики различных способов внедрения наиболее продуктивных технологий в различные сферы профессиональной деятельности людей, при этом широко используются данные психологии и педагогики.
Существенное отличие акмеологии от этих наук состоит в том, что акмеология целенаправленно выделяет профессионализм и воздействующие на него факторы в качестве предмета своего исследования и имеет своей задачей построение, разработку и совершенствование систем повышения профессионального мастерства, для которых ключевыми являются понятия продуктивности и уровня профессионализма. Акмеология предполагает спецификацию своих методов для каждой конкретной профессии. Исследования самой профессии, ее технологий – необходимая составная часть акмеологических исследований, без которой не могут быть созданы и прикладные акмеологические программы.
Связь акмеологии с другими науками, особенно с психологией и педагогикой, сложна и многообразна. Психологические науки исследуют закономерности отражения объективной реальности в психике человека безотносительно к его профессии, профессионализму деятельности, уровню продуктивности деятельности. Выводы психологии акмеология учитывает, но используется их применительно к профессионализму.
Педагогика – нормативная наука, она формулирует принципы и правила, определяет средства, формы, методы организации учебно-воспитательного процесса, т.е. предписывает, что делать, не отвечая на вопрос: как делать? Ответ на этот вопрос ищет акмеология. Кроме того, педагогика во многом описательная наука, не нашедшая на сегодня способов измерения эффективности учебно-воспитательного процесса, выявления продуктивных технологий деятельности, рациональных способов совершенствования и коррекции деятельности, поскольку не ориентирует личность на достижение вершин в своей профессии. Акмеология создала новые технологии в этой области, экспериментально их проверила и получила ощутимые результаты. В отличие от педагогики, акмеология предлагает практикам программы и инструментарий, рассчитанные на совершенствование и самосовершенствование профессионализма мышления и деятельности.
Предмет акмеологии – объективные и субъективные факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма, творческого долголетия специалистов, а также закономерности в организации обучения профессионализму будущих специалистов, совершенствовании и коррекции их деятельности.
К объективным факторам относится качество полученного воспитания и образования; к субъективным – талант и способности человека, его ответственность, компетентность, умение эффективно решать профессиональные задачи.
Акмеология также исследует закономерности предотвращения и разрешения основного противоречия образования: между растущим объемом научно-теоретической и научно-практической информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею или создания новой информации, обеспечивающей продуктивное решение творческих задач, – с другой.
Таким образом, акмеология предоставляет практикам не просто рекомендации по наиболее желательным параметрам различных характеристик профессиональной деятельности, выявляемым самой акмеологией, но и собственно акмеологический продукт – способы достижения таких параметров, которые реализуются акмеологами-практиками, а также передаются в распоряжение обучаемых ими профессионалов для дальнейшего самостоятельного использования с целью повышения уровня своего профессионализма.
Как теория профессионализма акмеология не может считаться психологической наукой взрослости, но, исследуя профессионализм, обращается к его условиям и факторам, находимым, выделяемым и анализируемым на различных этапах жизни человека, которые, сами будучи рассматриваемыми при этом через призму профессионализма, понимаются ею уже как этапы становления, развития и совершенствования профессионального мастерства и передачи его поколению будущих профессионалов. Именно это обстоятельство и сближает акмеологию с другой психологической наукой – с психологией «жизненного пути», также стремящейся к целостному охвату всей человеческой жизни.
Акмеология, таким образом, является научным способом изучения максимальных возможностей человеческой природы (ее интересуют позитивные, а не негативные достижения). Изучая свой объект и опираясь на данные жизни и культуры, истории, акмеология не только ищет, подобно любой другой науке, закономерности проявления максимальных возможностей человека, но и ставит насущные (для политики, воспитания, культуры) вопросы о таком изменении условий жизни людей, которое давало бы дорогу талантам, не оставляло бы их нереализованными. Социально-экологический и практически-критический аспекты в акмеологии должны быть мощно звучащими, поскольку они обнаруживают, насколько верен общетеоретический поиск в рамках фундаментальной акмеологии (А.А. Бодалев).
В целях изучения и анализа профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики. Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека, в его становлении как профессионала, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности.
Полученное в результате психолого-акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах достижения вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системообразующий по методологическому значению онтологический атрибут, как «акмеологичность» социокультурного бытия человека.
Необходимо отметить, что профессиональная деятельность, являющаяся объектом изучения акмеологии, исследуется также другими науками, рассматривающими ее в своих специфических аспектах, преследуя собственные цели.
Общая психология исследует механизмы мотивации деятельности, особенности аффективного поведения, закономерности различных психических функций человека: мышления, восприятия, памяти и т.д.
Психологии труда выявляет особенности психических процессов, наблюдаемые у людей, занятых конкретными видами профессиональной деятельности, и формулирует рекомендации по оптимизации этих процессов, а также определяет требования, предъявляемые к системе обучения будущих профессионалов, касающиеся степени развития различных психических способностей.
Социология труда исследует профессиональную деятельность в аспекте складывающихся в ее процессе социальных отношений, закономерностей и развития, способов диагностирования и воздействия на процесс их протекания.
Акмеология занимает в этом комплексе наук свое особое место. Выдвигая в качестве своей главной задачи изучение факторов, влияющих на повышение профессионального мастерства и их дальнейшее применение на практике, акмеология проводит собственные исследования и синтезирует данные всех перечисленных выше научных дисциплин на основе ключевого понятия «профессионализм». Акмеологами анализируются различные технологии конкретных видов профессиональной деятельности, выявляются наиболее продуктивные из них, разрабатываются методологические основания и методики различных способов внедрения наиболее продуктивных технологий в различные сферы профессиональной деятельности людей, при этом широко используются данные психологии и педагогики.
Существенное отличие акмеологии от этих наук состоит в том, что акмеология целенаправленно выделяет профессионализм и воздействующие на него факторы в качестве предмета своего исследования и имеет своей задачей построение, разработку и совершенствование систем повышения профессионального мастерства, для которых ключевыми являются понятия продуктивности и уровня профессионализма. Акмеология предполагает спецификацию своих методов для каждой конкретной профессии. Исследования самой профессии, ее технологий – необходимая составная часть акмеологических исследований, без которой не могут быть созданы и прикладные акмеологические программы.
Связь акмеологии с другими науками, особенно с психологией и педагогикой, сложна и многообразна. Психологические науки исследуют закономерности отражения объективной реальности в психике человека безотносительно к его профессии, профессионализму деятельности, уровню продуктивности деятельности. Выводы психологии акмеология учитывает, но используется их применительно к профессионализму.
Педагогика – нормативная наука, она формулирует принципы и правила, определяет средства, формы, методы организации учебно-воспитательного процесса, т.е. предписывает, что делать, не отвечая на вопрос: как делать? Ответ на этот вопрос ищет акмеология. Кроме того, педагогика во многом описательная наука, не нашедшая на сегодня способов измерения эффективности учебно-воспитательного процесса, выявления продуктивных технологий деятельности, рациональных способов совершенствования и коррекции деятельности, поскольку не ориентирует личность на достижение вершин в своей профессии. Акмеология создала новые технологии в этой области, экспериментально их проверила и получила ощутимые результаты. В отличие от педагогики, акмеология предлагает практикам программы и инструментарий, рассчитанные на совершенствование и самосовершенствование профессионализма мышления и деятельности.
Предмет акмеологии – объективные и субъективные факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма, творческого долголетия специалистов, а также закономерности в организации обучения профессионализму будущих специалистов, совершенствовании и коррекции их деятельности.
К объективным факторам относится качество полученного воспитания и образования; к субъективным – талант и способности человека, его ответственность, компетентность, умение эффективно решать профессиональные задачи.
Акмеология также исследует закономерности предотвращения и разрешения основного противоречия образования: между растущим объемом научно-теоретической и научно-практической информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею или создания новой информации, обеспечивающей продуктивное решение творческих задач, – с другой.
Таким образом, акмеология предоставляет практикам не просто рекомендации по наиболее желательным параметрам различных характеристик профессиональной деятельности, выявляемым самой акмеологией, но и собственно акмеологический продукт – способы достижения таких параметров, которые реализуются акмеологами-практиками, а также передаются в распоряжение обучаемых ими профессионалов для дальнейшего самостоятельного использования с целью повышения уровня своего профессионализма.
Как теория профессионализма акмеология не может считаться психологической наукой взрослости, но, исследуя профессионализм, обращается к его условиям и факторам, находимым, выделяемым и анализируемым на различных этапах жизни человека, которые, сами будучи рассматриваемыми при этом через призму профессионализма, понимаются ею уже как этапы становления, развития и совершенствования профессионального мастерства и передачи его поколению будущих профессионалов. Именно это обстоятельство и сближает акмеологию с другой психологической наукой – с психологией «жизненного пути», также стремящейся к целостному охвату всей человеческой жизни.
Акмеология, таким образом, является научным способом изучения максимальных возможностей человеческой природы (ее интересуют позитивные, а не негативные достижения). Изучая свой объект и опираясь на данные жизни и культуры, истории, акмеология не только ищет, подобно любой другой науке, закономерности проявления максимальных возможностей человека, но и ставит насущные (для политики, воспитания, культуры) вопросы о таком изменении условий жизни людей, которое давало бы дорогу талантам, не оставляло бы их нереализованными. Социально-экологический и практически-критический аспекты в акмеологии должны быть мощно звучащими, поскольку они обнаруживают, насколько верен общетеоретический поиск в рамках фундаментальной акмеологии (А.А. Бодалев).
В целях изучения и анализа профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики. Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека, в его становлении как профессионала, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности.
Полученное в результате психолого-акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах достижения вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системообразующий по методологическому значению онтологический атрибут, как «акмеологичность» социокультурного бытия человека.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи