Д. Колб и Р. Фрай выделили четыре типа предпочтений, каждому из которых соответствует определенный «стиль обучения» или «учебный стиль». Впоследствии П. Хони и А. Мэмфорд разработали (1982) методику «Определитель стилей обучения» (Learning Styles Questionnaire), позволяющую диагностировать эти стили. Она охватывает многие рабочие аспекты, в которых проявляется учебный эффект. «Наложив» результаты выполнения опросника на модель Д. Колба, можно понять, какой этап обучения находится в поле внимания данного человека и как целесообразнее строить его дальнейшее обучение.
Предложенная П. Хони и А. Мэмфордом типология, выделяющая Деятелей, Прагматиков, Теоретиков и Рефлексирующих, доминирует во многих странах в настоящее время. Она весьма полезна для работы преподавателя. Зная индивидуально-стилевые особенности учебной деятельности студента, преподаватель имеет возможность создать условия, при которых в максимальной степени реализуются сильные стороны преобладающего стиля (этапа) обучения студента и происходит развитие других этапов (стилей) учебной деятельности.
Рассмотрим немного подробнее каждый учебный стиль деятельности.
Деятели: импульсивные, нацеленные на поиск ощущений экстраверты полностью и без предубеждений погружаются в новый опыт. Они открыты, не скептичны и полны энтузиазма, склонны вначале действовать, а уже потом анализировать последствия. Их дни заполнены действиями, они с удовольствием берутся за решение задач методом мозгового штурма. Как только возбуждение от одного задания спадает, они сразу же с нетерпением ждут следующего, расцветая от вызова, который им бросают новые проблемы, но выполнение и длительное использование сделанного им быстро надоедает. Деятели общительны, постоянно вовлекаются в работу с другими людьми, стремясь сконцентрировать всю деятельность в своих руках.
Обучение Деятеля происходит наиболее эффективно в ситуациях:
– дающих ему возможность находиться в центре внимания, например, руководить проектом, вести дискуссию;
– позволяющих ему узнать что-то новое (то, что он не знал или не умел делать до этого);
– большого разнообразия всевозможных упражнений;
– позволяющих вести себя раскованно, допускать ошибки, шутить;
– напряжения, быстрых изменений, чередования разнообразных задач;
– свободы генерирования идей, отсутствия необходимости подчиняться установленным правилам;
– нехватки ресурсов и в неблагоприятных обстоятельствах;
– взаимодействия с другими людьми, например, сбор идей, групповое решение проблемы;
– требующих проявления инициативы и активных действий.
Снижают эффективность обучение Деятеля:
· пассивное обучение, например, выслушивание монологов (лекций, объяснений), чтение, наблюдение;
· невозможность вмешаться в происходящее;
· необходимость усваивать, анализировать и интерпретировать большие объемы «запутанных» данных;
· индивидуальная работа, например, написание рефератов, самостоятельные размышления;
· сугубо теоретические рассуждения об истории проблемы, ее причинах;
· необходимость многократного выполнения одного и того же действия (практические упражнения);
· необходимость следовать точным инструкциям, оставляющим малое пространство для маневра;
· монотонная, кропотливая деятельность, тщательная проработка деталей.
Рефлексирующие стремятся держаться в стороне от происходящих событий. Они тщательно размышляют над ситуацией, рассматривая ее с разных точек зрения. Для тщательных размышлений используют данные, собранные самостоятельно и полученные от других людей. Скрупулезный подбор и анализ данных имеет для них основное значение, поэтому они стремятся отложить принятие окончательного решения настолько, насколько это возможно. Они стремятся быть незамеченными, им присуща некоторая отстраненность, терпимость и невозмутимость. Их действия основываются на полной картине ситуации, включающей в себя как прошлое, так и настоящее, и учитывающей наблюдения окружающих наряду с их собственными.
Обучение Рефлексирующего происходит наиболее эффективно в ситуациях:
– предоставляющих возможность заранее подготовиться, изучить существо вопроса;
– позволяющих выслушать мнения других людей (желательно большого количества), представляющих широкое разнообразие взглядов;
– требующих поиска информации, тщательного исследования проблемы и необходимости
добраться до сути явлений;
– позволяющих повторять и пересматривать изученное;
– дающих возможность тщательного наблюдения и обдумывания;
– позволяющих наблюдать действие со стороны, например, наблюдать работу группы или совещания, смотреть видеозапись;
– обеспечивающих «безопасный» обмен мнениями, например, по заранее согласованным правилам в виде структурированных учебных заданий;
– позволяющих принимать решения в собственном ритме, без давления извне и жестких окончательных сроков.
Снижают эффективность обучение Рефлексирующего:
· необходимость что-то делать без предварительной подготовки, например, выдавать мгновенные реакции на неожиданные стимулы, высказывать первые пришедшие на ум идеи, импровизировать на ходу;
· навязанная из вне активность, например, исполнение функций ведущего или участие в ролевых играх перед аудиторией;
· недостаток данных для надежных выводов;
· конкретные инструкции, предписывающие определенный способ действий;
· ограничения по времени и необходимость быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;
· давление обстоятельств, вынуждающее ограничиться поверхностным анализом и результатом работы.
Теоретики, рассматривая проблемы по вертикали, поэтапно, формируют порой весьма сложные, но корректные с точки зрения логики теории, стремятся к совершенству и не могут быть спокойны до тех пор, пока все данные не будут классифицированы и вписаны в рациональную схему. Им нравится процесс анализа и синтеза. Они интересуются базовыми предположениями, принципами, фундаментальными теориями, моделями системного мышления. Они склонны оставаться беспристрастными, аналитичными и приверженными рациональной объективности, поэтому чувствуют себя дискомфортно перед субъективным суждением, нестрогими методами мышления и отклонения от главной темы и тому подобным «легкомыслием».
Обучение Теоретика происходит наиболее эффективно в ситуациях:
– когда объект изучения дается в контексте систем, моделей, концепций;
– наличия времени для методичного исследования связей между идеями, событиями и ситуациями;
– позволяющих поставить под сомнение и проверить методологию и логику, лежащую в основании изучаемого предмета, например путем вопросов и ответов или поиска противоречий в текстах;
– интеллектуального вызова, например, анализа сложных ситуаций, тестирования, беседы с компетентными специалистами;
– структурированного обучения, имеющего четко сформулированные цели и программу;
– изучения рациональных и логичных идей и концепций, изложенных аргументированно и
элегантно;
– совместного обучения с людьми близкого уровня;
– позволяющих анализировать причины удач и ошибок, делать общие выводы;
– требующих исследования и изучения сложных, интересных вопросов.
Снижают эффективность обучение Теоретика:
· необходимость выполнять что-либо без понимания цели или общего контекста;
· необходимость участвовать в ситуациях, где основной акцент делается на чувства и эмоции;
· участие в слабоструктурированных заданиях и упражнениях, отличающихся высокой степенью неопределенности, например, работа с открытыми проблемами или тренинги сензитивности;
· необходимость действовать или принимать решения без опоры на какие-либо концепции или принципы;
· необходимость ознакомления с широким разнообразием противоречивых методик без возможности глубокого их изучения;
· сомнения в методологической обоснованности изучаемого предмета, например в валидности применяемых тестов;
· необходимость изучения поверхностного или излишне изощренного предмета.
Прагматики проявляют энтузиазм в проверке идей, теорий и техники, чтобы проверить их работоспособность на практике. Им нравится преуспевать, быстро и уверенно работать над идеями, которые их привлекли. Прагматики относятся к категории людей, которые возвращаются после обучения, переполненные новыми идеями, которые они обязательно хотят опробовать на практике. Прагматики не терпят долгих размышлений и бесконечных дискуссий, проявляют себя как люди, которые любят принимать конкретные решения, а не «разглагольствовать впустую». Они реагируют на возникающие проблемы и возможности как на бросаемый им вызов.
Обучение Прагматика происходит наиболее эффективно в ситуациях:
– наличия очевидной связи между изучаемым предметом и проблемами, решаемыми в практической деятельности;
– когда предлагаются сведения и техники, позволяющие получить конкретные практические результаты, например сэкономить время, произвести хорошее впечатление, лучше общаться с трудными людьми;
– взаимодействия со специалистами, которые успешно используют то, чему учат и могут это продемонстрировать;
– предоставляющих возможность опробовать новые методы на практике, желательно под руководством авторитетного специалиста;
– когда существует возможность немедленного практического применения изучаемого;
– позволяющих сосредоточиться на практических аспектах, например планировании действий для достижения конкретных целей, придумывании практических усовершенствований.
Снижают эффективность обучение Прагматика:
· отсутствие очевидной связи между изучаемой темой и насущными потребностями;
· восприятие организаторов обучения и преподавателей как оторванных от реальности теоретиков;
· отсутствие ясных инструкций и указаний;
· ощущение, что процесс обучения «идет по кругу» или движется вперед с недостаточной скоростью;
· политические, бюрократические или психологические препятствия на пути практической реализации решений;
· отсутствие явных улучшений в результате обучения.
Знакомясь с характеристиками различных стилей, можно заметить, что они касались не только обучения в рамках формальных учебных занятий, но и особенностей поведения человека при решении тех или иных производственных или житейских задач. Тот, кто владеет в одинаковой мере всеми четырьмя стилями и умеет использовать каждый из них в соответствии с ситуацией, обладает колоссальными преимуществами перед другими людьми. Однако на практике такая гармония стилей встречается редко. Учебные дисциплины, так же, как и производственные ситуации, требуют от человека использования разных стилей, но не в равных пропорциях. Например, для изучения психологии наилучшим образом подошло бы рефлексирование, а вот философия предполагает высокий уровень владения теоретизированием. Деятели хорошо себя чувствуют в экспериментальных лабораториях, а прагматики – при изучении конкретных техник и технологий.
Предложенная П. Хони и А. Мэмфордом типология, выделяющая Деятелей, Прагматиков, Теоретиков и Рефлексирующих, доминирует во многих странах в настоящее время. Она весьма полезна для работы преподавателя. Зная индивидуально-стилевые особенности учебной деятельности студента, преподаватель имеет возможность создать условия, при которых в максимальной степени реализуются сильные стороны преобладающего стиля (этапа) обучения студента и происходит развитие других этапов (стилей) учебной деятельности.
Рассмотрим немного подробнее каждый учебный стиль деятельности.
Деятели: импульсивные, нацеленные на поиск ощущений экстраверты полностью и без предубеждений погружаются в новый опыт. Они открыты, не скептичны и полны энтузиазма, склонны вначале действовать, а уже потом анализировать последствия. Их дни заполнены действиями, они с удовольствием берутся за решение задач методом мозгового штурма. Как только возбуждение от одного задания спадает, они сразу же с нетерпением ждут следующего, расцветая от вызова, который им бросают новые проблемы, но выполнение и длительное использование сделанного им быстро надоедает. Деятели общительны, постоянно вовлекаются в работу с другими людьми, стремясь сконцентрировать всю деятельность в своих руках.
Обучение Деятеля происходит наиболее эффективно в ситуациях:
– дающих ему возможность находиться в центре внимания, например, руководить проектом, вести дискуссию;
– позволяющих ему узнать что-то новое (то, что он не знал или не умел делать до этого);
– большого разнообразия всевозможных упражнений;
– позволяющих вести себя раскованно, допускать ошибки, шутить;
– напряжения, быстрых изменений, чередования разнообразных задач;
– свободы генерирования идей, отсутствия необходимости подчиняться установленным правилам;
– нехватки ресурсов и в неблагоприятных обстоятельствах;
– взаимодействия с другими людьми, например, сбор идей, групповое решение проблемы;
– требующих проявления инициативы и активных действий.
Снижают эффективность обучение Деятеля:
· пассивное обучение, например, выслушивание монологов (лекций, объяснений), чтение, наблюдение;
· невозможность вмешаться в происходящее;
· необходимость усваивать, анализировать и интерпретировать большие объемы «запутанных» данных;
· индивидуальная работа, например, написание рефератов, самостоятельные размышления;
· сугубо теоретические рассуждения об истории проблемы, ее причинах;
· необходимость многократного выполнения одного и того же действия (практические упражнения);
· необходимость следовать точным инструкциям, оставляющим малое пространство для маневра;
· монотонная, кропотливая деятельность, тщательная проработка деталей.
Рефлексирующие стремятся держаться в стороне от происходящих событий. Они тщательно размышляют над ситуацией, рассматривая ее с разных точек зрения. Для тщательных размышлений используют данные, собранные самостоятельно и полученные от других людей. Скрупулезный подбор и анализ данных имеет для них основное значение, поэтому они стремятся отложить принятие окончательного решения настолько, насколько это возможно. Они стремятся быть незамеченными, им присуща некоторая отстраненность, терпимость и невозмутимость. Их действия основываются на полной картине ситуации, включающей в себя как прошлое, так и настоящее, и учитывающей наблюдения окружающих наряду с их собственными.
Обучение Рефлексирующего происходит наиболее эффективно в ситуациях:
– предоставляющих возможность заранее подготовиться, изучить существо вопроса;
– позволяющих выслушать мнения других людей (желательно большого количества), представляющих широкое разнообразие взглядов;
– требующих поиска информации, тщательного исследования проблемы и необходимости
добраться до сути явлений;
– позволяющих повторять и пересматривать изученное;
– дающих возможность тщательного наблюдения и обдумывания;
– позволяющих наблюдать действие со стороны, например, наблюдать работу группы или совещания, смотреть видеозапись;
– обеспечивающих «безопасный» обмен мнениями, например, по заранее согласованным правилам в виде структурированных учебных заданий;
– позволяющих принимать решения в собственном ритме, без давления извне и жестких окончательных сроков.
Снижают эффективность обучение Рефлексирующего:
· необходимость что-то делать без предварительной подготовки, например, выдавать мгновенные реакции на неожиданные стимулы, высказывать первые пришедшие на ум идеи, импровизировать на ходу;
· навязанная из вне активность, например, исполнение функций ведущего или участие в ролевых играх перед аудиторией;
· недостаток данных для надежных выводов;
· конкретные инструкции, предписывающие определенный способ действий;
· ограничения по времени и необходимость быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;
· давление обстоятельств, вынуждающее ограничиться поверхностным анализом и результатом работы.
Теоретики, рассматривая проблемы по вертикали, поэтапно, формируют порой весьма сложные, но корректные с точки зрения логики теории, стремятся к совершенству и не могут быть спокойны до тех пор, пока все данные не будут классифицированы и вписаны в рациональную схему. Им нравится процесс анализа и синтеза. Они интересуются базовыми предположениями, принципами, фундаментальными теориями, моделями системного мышления. Они склонны оставаться беспристрастными, аналитичными и приверженными рациональной объективности, поэтому чувствуют себя дискомфортно перед субъективным суждением, нестрогими методами мышления и отклонения от главной темы и тому подобным «легкомыслием».
Обучение Теоретика происходит наиболее эффективно в ситуациях:
– когда объект изучения дается в контексте систем, моделей, концепций;
– наличия времени для методичного исследования связей между идеями, событиями и ситуациями;
– позволяющих поставить под сомнение и проверить методологию и логику, лежащую в основании изучаемого предмета, например путем вопросов и ответов или поиска противоречий в текстах;
– интеллектуального вызова, например, анализа сложных ситуаций, тестирования, беседы с компетентными специалистами;
– структурированного обучения, имеющего четко сформулированные цели и программу;
– изучения рациональных и логичных идей и концепций, изложенных аргументированно и
элегантно;
– совместного обучения с людьми близкого уровня;
– позволяющих анализировать причины удач и ошибок, делать общие выводы;
– требующих исследования и изучения сложных, интересных вопросов.
Снижают эффективность обучение Теоретика:
· необходимость выполнять что-либо без понимания цели или общего контекста;
· необходимость участвовать в ситуациях, где основной акцент делается на чувства и эмоции;
· участие в слабоструктурированных заданиях и упражнениях, отличающихся высокой степенью неопределенности, например, работа с открытыми проблемами или тренинги сензитивности;
· необходимость действовать или принимать решения без опоры на какие-либо концепции или принципы;
· необходимость ознакомления с широким разнообразием противоречивых методик без возможности глубокого их изучения;
· сомнения в методологической обоснованности изучаемого предмета, например в валидности применяемых тестов;
· необходимость изучения поверхностного или излишне изощренного предмета.
Прагматики проявляют энтузиазм в проверке идей, теорий и техники, чтобы проверить их работоспособность на практике. Им нравится преуспевать, быстро и уверенно работать над идеями, которые их привлекли. Прагматики относятся к категории людей, которые возвращаются после обучения, переполненные новыми идеями, которые они обязательно хотят опробовать на практике. Прагматики не терпят долгих размышлений и бесконечных дискуссий, проявляют себя как люди, которые любят принимать конкретные решения, а не «разглагольствовать впустую». Они реагируют на возникающие проблемы и возможности как на бросаемый им вызов.
Обучение Прагматика происходит наиболее эффективно в ситуациях:
– наличия очевидной связи между изучаемым предметом и проблемами, решаемыми в практической деятельности;
– когда предлагаются сведения и техники, позволяющие получить конкретные практические результаты, например сэкономить время, произвести хорошее впечатление, лучше общаться с трудными людьми;
– взаимодействия со специалистами, которые успешно используют то, чему учат и могут это продемонстрировать;
– предоставляющих возможность опробовать новые методы на практике, желательно под руководством авторитетного специалиста;
– когда существует возможность немедленного практического применения изучаемого;
– позволяющих сосредоточиться на практических аспектах, например планировании действий для достижения конкретных целей, придумывании практических усовершенствований.
Снижают эффективность обучение Прагматика:
· отсутствие очевидной связи между изучаемой темой и насущными потребностями;
· восприятие организаторов обучения и преподавателей как оторванных от реальности теоретиков;
· отсутствие ясных инструкций и указаний;
· ощущение, что процесс обучения «идет по кругу» или движется вперед с недостаточной скоростью;
· политические, бюрократические или психологические препятствия на пути практической реализации решений;
· отсутствие явных улучшений в результате обучения.
Знакомясь с характеристиками различных стилей, можно заметить, что они касались не только обучения в рамках формальных учебных занятий, но и особенностей поведения человека при решении тех или иных производственных или житейских задач. Тот, кто владеет в одинаковой мере всеми четырьмя стилями и умеет использовать каждый из них в соответствии с ситуацией, обладает колоссальными преимуществами перед другими людьми. Однако на практике такая гармония стилей встречается редко. Учебные дисциплины, так же, как и производственные ситуации, требуют от человека использования разных стилей, но не в равных пропорциях. Например, для изучения психологии наилучшим образом подошло бы рефлексирование, а вот философия предполагает высокий уровень владения теоретизированием. Деятели хорошо себя чувствуют в экспериментальных лабораториях, а прагматики – при изучении конкретных техник и технологий.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи