Государство как субъект гражданских правоотношений

Наука » Право » Основы права
Участником гражданских правоотношений, наряду с юридическими и физическими лицами, выступает государство, т.е. Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы. Государство вступает в гражданские правоотношения на началах равенства с физическими и юридическими лицами. Государство обладает гражданской правоспособностью и дееспособностью. Оно само определяет содержание и объем принадлежащей ему и его административно-территориальным образованиям правоспособности. От имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в гражданско-правовых отношениях выступают соответствующие органы государства.
Гражданская правоспособность и дееспособность государства имеет свои специфические черты: 1) государству принадлежат такие гражданские права, которыми не может обладать ни один субъект, кроме самого государства. Например, только оно вправе выпускать государственные займы; 2) государство, в отличие от других субъектов гражданского права, само определяет условия и объем своей ответственности, как участника гражданских правоотношений (законы, издаваемые государством, обязательны и для самого государства); 3) для государства не существует ограничений по линии правоспособности и дееспособности, установленные законом применительно к другим субъектам гражданского права. Поэтому государство – особый субъект гражданского права.

Административная ответственность.

Наука » Право » Основы права
Административная ответственность. Виды административных взысканий.
Административная ответственность – один из видов юридической ответственности. Она направлена на защиту существующего правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву. Основанием административной ответственности является административное правонарушение (административный проступок). Субъектами административной ответственности являются физические лица – граждане, должностные лица, несовершеннолетние. Физическое лицо подлежит административной ответственности, если к моменту совершения административного правонарушения оно достигло возраста 16 лет.
Мерой административной ответственности является административное взыскание. Административные взыскания являются карательными по своей сути, поскольку состоят в ограничении или лишении каких-либо прав или благ. В КоАП закреплены следующие виды административных взысканий:
1) Предупреждение. Оно выносится в письменной форме и является наиболее мягкой мерой наказания. Устное предупреждение в адрес физического лица не является административным взысканием.
2) Штраф. Это взыскание имущественного характера в денежной форме в доход государства. Максимальный и минимальный размер штрафа устанавливается законодательством.

Административное правонарушение

Наука » Право » Основы права
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) под административным правонарушением понимают посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное виновное действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Из данного определения можно выделить следующие признаки административного правонарушения:
1) Общественная опасность. Действие или бездействие является антиобщественным когда оно представляет опасность для общества, государства, причиняет вред интересам граждан, создает угрозу охраняемым общественным отношениям. Деяние, лишенное общественной опасности, не может квалифицироваться как административный проступок (административное правонарушение).
2) Противоправность. Это означает, что совершенное деяние нарушает действующие нормы права. Поэтому действие либо бездействие не запрещенное нормами права не может образовать административного правонарушения.
3) Виновность. Это означает наличие вины (умысла или неосторожности) в действиях правонарушителя. Отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением и, следовательно, исключает административную ответственность лица.
4) Наказуемость деяния. Административным правонарушением признается лишь такое правонарушение, за совершение которого предусмотрена административная ответственность.

Избирательная система.

Наука » Право » Основы права
Избирательная система – это установленный в государстве порядок организации и проведения выборов.
Согласно Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в республике является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно или через своих представителей. Основными формами осуществления народовластия являются выборы и референдумы.
В Республике Беларусь граждане избирают Президента, депутатов Палаты представителей и местных Советов депутатов.
Выборы являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ему в выборах и за кого голосовать. Выборы являются равными: избиратели имеют равное голосов, а кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.
Выборы Президента и депутатов являются прямыми: граждане избирают их непосредственно. Выборы членов Совета республики являются косвенными.
Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается.
Конституция Республики Беларусь устанавливает исчерпывающий перечень оснований для ограничения избирательных прав граждан. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными; лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Эти лица лишены как активного (права избирать), так и пассивного (права быть избранным) избирательного права. Не принимают участия в голосовании лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – заключение под стражу.

Основы конституционного строя Республики Беларусь.

Наука » Право » Основы права
Под основами конституционного строя понимаются главные устои государства, его основные принципы. Основы конституционного строя Республики Беларусь закреплены в разделе 1 Конституции. Конституция определяет Республику Беларусь как унитарное демократическое социальное правовое государство.
Унитарным называется государство, которое по административно-территориальному делению едино (в отличие от федеративного и конфедеративного). Территория Республики Беларусь едина и неотчуждаема. Единство означает, что административно-территориальные единицы Республики Беларусь (области, районы и другие) не обладают политической самостоятельностью. Неотчуждаемость означает, что территория Республики Беларусь не может быть предметом купли-продажи и других форм уступки за исключением равноценного обмена.
Демократическим называется государство, основанное на народовластии. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
Социальным называется государство, которое заботится о своих гражданах и стремится обеспечить им достойный уровень и качество жизни. Социальное государство обязано создавать все условия для беспрепятственной реализации каждым человеком права на защиту своей жизни и здоровья. Обеспечить абсолютную безопасность нельзя, но можно снизить ее до так называемого приемлемого риска, при котором опасность минимальна. Например, мало предпринимать меры по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан, необходимо, чтобы им была в полной мере обеспечена свобода развития, ощущение разумной безопасности. Жизнь под постоянной угрозой стать объектом преступников, например террористов, не может считаться полноценной. И это тоже аспекты деятельности институтов социального государства.

Понятие, предмет и источники конституционного права.

Наука » Право » Основы права
Конституционное право – это отрасль права в системе национального права. Его нормы регулируют: а) отношения по закреплению и охране основ конституционного строя; б) отношения в области конституционно-правового статуса человека и гражданина; в) отношения по организации и функционированию государственной власти.
Конституционное право регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной и др. Предметом регулирования являются наиболее важные (фундаментальные) общественные отношения. В то же время предметом регулирования других отраслей является какая-либо одна область жизни. В этом принципиальное отличие конституционного права от других отраслей права. Конституционное право содержит основополагающие принципы взаимоотношений государства и личности.
Нормы конституционного права определяют сам процесс формирования права, они закрепляют систему государственной власти (статус государственных органов, форму государства, форму государственного устройства, форму правления), предусматривают формы собственности, принципы хозяйственной деятельности, виды юридических актов и их соотношение.