Методы рассказа и объяснения относят к группе словесных методов обучения. Рассказ - это устная форма изложения учебного материала, которая представляет собой словесное описание событий, фактов, процессов и др. Метод рассказа удобен в том случае, если необходимо предоставить учащимся информацию о научных открытиях, исторических событиях, явлениях природы или поделиться впечатлениями об экскурсии, прочитанной книге или просмотренном фильме. В зависимости от тематики рассказ может занимать на уроке как самостоятельное место так и быть включенным в процесс объяснения. К рассказу в коррекционной школе предъявляются следующие требования:
1) единство темы и содержания. Рассказ учителя всегда запоминается и усваивается учениками гораздо легче, если все сообщаемые сведения объединены общей темой, которая на протяжении всего рассказа раскрывается последовательно и продуманно;
2) четкость структуры. Рассказ как метод сообщения информации используется на разных этапах урока, в первую очередь для сообщения новых знаний в том случае, когда материал не требует теоретических доказательств. Поэтому рассказ учителя должен иметь четкую структуру и иметь начало, развитие событий, кульминацию, финал;
3) эмоциональная наполненность. Эмоциональный и интересный рассказ учителя, опирающийся на личный опыт учащихся, местные события иусловия, делает его более запоминающимся и доступным для понимания умственно отсталыми учащимися. При учете учителем психологических особенностей учащихся можно добиться сопереживания и пробуждения чувств с их стороны. Рассказу уделяется большая часть урока, если он является основным методом сообщения новых знаний. В процессе рассказа учитель систематизирует и обобщает знания по представленной в рассказе теме.
Объяснение - особый метод овладения теоретическим материалом, главной особенностью которого являются теоретические доказательства. К объяснению в специальной школе предъявляются следующие требования:
1) тщательный отбор теоретического материала;
2) определенная форма рассуждений, включающая следующие процессы: анализ, синтез, наблюдения, выводы, индукцию и дедукцию;
3) использование грамотного иллюстративного материала: схем, блоков, рисунков, картин;
4) включение при необходимости дополнительных разъясняющих моментов, особенно когда необходимо подчеркнуть связи с конкретной ситуацией;
5) обязательная формулировка выводов.
При подготовке к объяснению учебного материала необходимо предвидеть появление каких-либо трудностей в понимании и потому готовить различные варианты работы. Составить представление учителя о понимании учащимися предлагаемого учебного материала помогает установление так называемой обратной связи. Она реализуется за счет постановки вопросов, побуждающих учащихся к высказыванию своего понимания предложенного материала. Наличие обратной связи в процессе объяснения помогает учителю вносить необходимые изменения в процесс объяснения по ходу урока.
1) единство темы и содержания. Рассказ учителя всегда запоминается и усваивается учениками гораздо легче, если все сообщаемые сведения объединены общей темой, которая на протяжении всего рассказа раскрывается последовательно и продуманно;
2) четкость структуры. Рассказ как метод сообщения информации используется на разных этапах урока, в первую очередь для сообщения новых знаний в том случае, когда материал не требует теоретических доказательств. Поэтому рассказ учителя должен иметь четкую структуру и иметь начало, развитие событий, кульминацию, финал;
3) эмоциональная наполненность. Эмоциональный и интересный рассказ учителя, опирающийся на личный опыт учащихся, местные события иусловия, делает его более запоминающимся и доступным для понимания умственно отсталыми учащимися. При учете учителем психологических особенностей учащихся можно добиться сопереживания и пробуждения чувств с их стороны. Рассказу уделяется большая часть урока, если он является основным методом сообщения новых знаний. В процессе рассказа учитель систематизирует и обобщает знания по представленной в рассказе теме.
Объяснение - особый метод овладения теоретическим материалом, главной особенностью которого являются теоретические доказательства. К объяснению в специальной школе предъявляются следующие требования:
1) тщательный отбор теоретического материала;
2) определенная форма рассуждений, включающая следующие процессы: анализ, синтез, наблюдения, выводы, индукцию и дедукцию;
3) использование грамотного иллюстративного материала: схем, блоков, рисунков, картин;
4) включение при необходимости дополнительных разъясняющих моментов, особенно когда необходимо подчеркнуть связи с конкретной ситуацией;
5) обязательная формулировка выводов.
При подготовке к объяснению учебного материала необходимо предвидеть появление каких-либо трудностей в понимании и потому готовить различные варианты работы. Составить представление учителя о понимании учащимися предлагаемого учебного материала помогает установление так называемой обратной связи. Она реализуется за счет постановки вопросов, побуждающих учащихся к высказыванию своего понимания предложенного материала. Наличие обратной связи в процессе объяснения помогает учителю вносить необходимые изменения в процесс объяснения по ходу урока.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи