МЕТОД РАССКАЗА И ОБЪЯСНЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ

Наука » Педагогика » Специальная (коррекционная) педагогика
Методы рассказа и объяснения относят к группе словесных методов обучения. Рассказ - это устная форма изложения учебного материала, которая пред­ставляет собой словесное описание событий, фак­тов, процессов и др. Метод рассказа удобен в том случае, если необходимо предоставить учащимся информацию о научных открытиях, исторических со­бытиях, явлениях природы или поделиться впечат­лениями об экскурсии, прочитанной книге или про­смотренном фильме. В зависимости от тематики рассказ может занимать на уроке как самостоятель­ное место так и быть включенным в процесс объясне­ния. К рассказу в коррекционной школе предъявляют­ся следующие требования:

1) единство темы и содержания. Рассказ учителя всег­да запоминается и усваивается учениками гораз­до легче, если все сообщаемые сведения объеди­нены общей темой, которая на протяжении всего рассказа раскрывается последовательно и проду­манно;

2) четкость структуры. Рассказ как метод сообщения информации используется на разных этапах урока, в первую очередь для сообщения новых знаний в том случае, когда материал не требует теорети­ческих доказательств. Поэтому рассказ учителя должен иметь четкую структуру и иметь начало, раз­витие событий, кульминацию, финал;

3) эмоциональная наполненность. Эмоциональный и интересный рассказ учителя, опирающийся на личный опыт учащихся, местные события иусловия, делает его более запоминающимся и доступ­ным для понимания умственно отсталыми учащи­мися. При учете учителем психологических особен­ностей учащихся можно добиться сопереживания и пробуждения чувств с их стороны. Рассказу уделяется большая часть урока, если он является основным методом сообщения новых знаний. В процессе рассказа учитель систематизирует и обоб­щает знания по представленной в рассказе теме.

Объяснение - особый метод овладения теорети­ческим материалом, главной особенностью которого являются теоретические доказательства. К объясне­нию в специальной школе предъявляются следующие требования:

1) тщательный отбор теоретического материала;

2) определенная форма рассуждений, включающая следующие процессы: анализ, синтез, наблюдения, выводы, индукцию и дедукцию;

3) использование грамотного иллюстративного мате­риала: схем, блоков, рисунков, картин;

4) включение при необходимости дополнительных разъясняющих моментов, особенно когда необхо­димо подчеркнуть связи с конкретной ситуацией;

5) обязательная формулировка выводов.

При подготовке к объяснению учебного материала необходимо предвидеть появление каких-либо труд­ностей в понимании и потому готовить различные варианты работы. Составить представление учителя о понимании учащимися предлагаемого учебного материала помогает установление так называемой обратной связи. Она реализуется за счет постановки вопросов, побуждающих учащихся к высказыванию своего понимания предложенного материала. Нали­чие обратной связи в процессе объяснения помогает учителю вносить необходимые изменения в процесс объяснения по ходу урока.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.