Диагностируемость цели обучения

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Каждое контрольное задание по изучаемой теме, модулю или по всей изучаемой дисциплине можно представить как некую совокупность контрольных элементов – вопросов, операций, действий. Если отнести число правильно выполненных обучающимся контрольных элементов (П) к общему числу этих элементов (О), то можно определить коэффициент усвоения или освоения контролируемого учебного материала.

Для удобства назовем коэффициенты усвоения и освоения коэффициентами обученности.

Ку=Ко=П/О=Коб

Максимальное значение этого коэффициента 1, а минимальное 0 в условиях полного отсутствия правильно выполненных контрольных элементов.

Установлено, что при значении коэффициента обученности меньше 0,7 обучающийся “…в последующей деятельности совершает систематические ошибки и не способен к их исправлению. Такое усвоение всегда непрочное и в последующем обязательно стремиться к распаду” [Беспалько].

Обучающийся с таким значением коэффициента обученности «…не способен к совершенствованию своих знаний, …не может ими свободно владеть – он совершенно беспомощен в нестандартных ситуациях и при решении нетиповых задач …он не видит возможности к совершенствованию, у него не возникает сомнений в своей некомпетентности и не появляется стремления к совершенствованию»

Учебный материал считается усвоенным и освоенным, если соответствующие коэффициенты усвоения (Ку) и коэффициенты освоения (Ко) равны или больше 0,7.

Обучающийся способен в дальнейшем к самообучению в той или иной области общественной практики, если коэффициенты обученности по всем дисциплинам государственного образовательного стандарта равны или больше 0,7.

Процесс обучения, который позволяет обучающимся овладеть учебным материалом с коэффициентом обученности, равным или больше 0,7, получил в педагогике название завершенного.

А вот уже в пределах значений коэффициента обученности от 0,7 до 1,0 можно устанавливать и оценивать уровни обученности. Так, например, достаточно широко используется следующие оценки уровня обученности:

Коб = 0,7÷0,79 – «удовлетворительно»;

Коб = 0,8÷0,89 – «хорошо»;

Коб = 0,9÷1,0 – «отлично».

Очевидно, что на нижней границе завершенного обучения обучающийся «совершает сравнительно много ошибок (до 30%), однако он имеет объективную возможность их исправить и самостоятельно найти правильные варианты решений» [С. 261].

В некоторых видах профессиональной деятельности ошибки при выполнении этой деятельности могут привести к серьезным авариям и даже человеческими жертвами, что делает исправление этих ошибок и совершенствование своего профессионализма в ходе самой деятельности совершенно недопустимым (водители транспорта, врачи, летчики).

В этом случае уровень обученности должен быть только на «отлично», коэффициент обученности не менее 0,9, а шкала оценки двухбальная: «сдал», «не сдал»; или «обучен», «не обучен».

Таким образом, можно сформулировать «…один из важнейших общедидактических принципов педагогики – принцип завершенности обучения… обучение может быть успешным только в том случае, если оно является завершенным» [С. 261].

Однако признать принцип завершенности обучения в упомянутой выше формулировке нам кажется будет не совсем корректным.

Дело в том, что качество обучения характеризуется не только усвоением учебного материала, но и способностью его представления в знаковой форме, речевой или письменной.

Исходя из всего сказанного, можно рекомендовать следующую систему объективного контроля, диагностики и оценки уровня обученности по учебной дисциплине:

· входная диагностика коэффициентов усвоения и освоения по уровню остаточных знаний по сервисным дисциплинам путем тестирования по критерию завершенности обучения 0,7;

· текущий контроль по отдельным темам, модулям содержания обучения путем тестирования по критерию завершённости обучения 0,7;

· рубежный и итоговый контроль с тестированием по критерию завершённости обучения 0,7 и устные или письменные формы контроля осмысленности и осознанности учебного материала для определения уровня обученности.

В любом случае, несмотря на то, что при устном опросе и на письменных контрольных работах, в том числе и на экзаменах, оценивание уровня обученности достаточно субъективно, тем не менее следует:

· мысленно учитывать критерий завершения обучения 0,7;

· экзаменационную оценку складывать со средней текущей.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.