Религия и вера – источник нескончаемых споров и конфликтов, ведь одна из главных функций религии – придание смысла человеческой жизни, а когда посягают на смысл всей твоей жизни, невозможно оставаться равнодушным. Посмотрим на религию, как на социальное явление. Это один из социальных институтов общества, который традиционно играет большую роль в жизни общества. Эту проблему активно разрабатывал в начале 20 века французский социолог Э.Дюркгейм. Он считал, что религия – это ответ на определенные условия существования человека и общества, она отвечает важным социальным потребностям. Источник религии – само общество, и поэтому она существует вне зависимости от существования или несуществования бога и потустороннего мира.
Религия – система верований и ритуалов, на основе которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным. Т.о. религия помогает человеку понять, объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь. Дюркгейм считает необходимым изучать религии не вообще, а в конкретной социальной системе. На разных этапах истории и в разных типах общества роль религии неодинакова. Совершенно очевидно, что на определенных этапах истории «без богов» люди не могли бы жить Архаическим обществам присуще полное поглощение индивидуального сознания коллективным. С развитием общества религия играет все более ограниченную роль и охватывает все более узкую сферу социальной жизни, теряет прежнюю власть над умами и душами. Происходит секуляризация религии – ограничение влияния религии на людей.
Религия – система верований и ритуалов, на основе которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным. Т.о. религия помогает человеку понять, объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь. Дюркгейм считает необходимым изучать религии не вообще, а в конкретной социальной системе. На разных этапах истории и в разных типах общества роль религии неодинакова. Совершенно очевидно, что на определенных этапах истории «без богов» люди не могли бы жить Архаическим обществам присуще полное поглощение индивидуального сознания коллективным. С развитием общества религия играет все более ограниченную роль и охватывает все более узкую сферу социальной жизни, теряет прежнюю власть над умами и душами. Происходит секуляризация религии – ограничение влияния религии на людей.
Классификация семей по различным основаниям:
1. По структуре:
Полные семьи:
С 1 ребенком;
С 2 однополыми;
С 2 разнополыми;
С 3;
Многодетная ( с 4 и более);
Со старшими членами семьи (бабушки, дедушки и другие);
Дети сводные;
Дети неродные;
Усыновленные.
1. По структуре:
Полные семьи:
С 1 ребенком;
С 2 однополыми;
С 2 разнополыми;
С 3;
Многодетная ( с 4 и более);
Со старшими членами семьи (бабушки, дедушки и другие);
Дети сводные;
Дети неродные;
Усыновленные.
Основной функцией семьи является репродуктивная функция. Это биологическое воспроизводство населения, продолжение человеческого рода. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. В настоящее время более половины семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей (10% пар бездетны). Причины – распространение городского образа жизни. Две трети населения сейчас живет в городе. В начале века 7 детей из 10 были сельскими. Еще одна причина – раньше была высокая смертность детей. Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5 – 7 детей. «Бог дал, бог взял», а теперь 2 – 3 ребенка, значит, вслед за резким снижением детской смертности, сократилась и рождаемость. Теперь возможно планировать сколько детей по силам вырастить – вырастает 9 их 10 детей. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь 2 детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, а женщина – матерью. Подсчитано, что население, состоящее из двухдетных семей примерно через зо лет теряет третью часть своей численности. Значит нужно, чтобы половина семей имела по 3, остальные – по 2 детей, а для того, чтобы численность возрастала, надо, чтобы больше половины семей имело по 3 детей
Но существует еще ряд социальных функций семьи:
- хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми; традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслом
- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых; традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслом.
Но существует еще ряд социальных функций семьи:
- хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми; традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслом
- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых; традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслом.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе с другими социальными институтами. Так как именно в семье формируется и развивается личность, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни, в семье регулируются отношения ребенка к окружающему миру, там он получает первые уроки нравственности и опыт взаимоотношений с социумом.
Анализ социального влияния семьи наличность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% - средства массовой информации, на 20 % - школа и на 10 % - улица.
Во все времена семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Когда жили большими семьями, несколько поколений, да еще дяди и тети, то необходимые социальные навыки естественно передавались от поколения к поколению. Сейчас, когда связь между поколениями нарушена, общество тем более должно помогать семье в воспитании детей. К тому же вторая половина 20 века нарушила привычный способ взаимодействия поколений. Молодые люди вынуждены решать такие проблемы, которые не стояли перед их отцами, они пользуются такой техникой, которая в новинку для их родителей. На них ежедневно обрушивается огромный вал новой информации. Следовательно, новое поколение уже не может жить только опытом своих отцов и дедов. Именно поэтому так резко ослабевает эффективность традиционного семейного воспитания. Но от состояния семьи зависит состояние государства, так как семья рассматривается как самая малая социальная ячейка общества.
Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Анализ социального влияния семьи наличность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% - средства массовой информации, на 20 % - школа и на 10 % - улица.
Во все времена семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Когда жили большими семьями, несколько поколений, да еще дяди и тети, то необходимые социальные навыки естественно передавались от поколения к поколению. Сейчас, когда связь между поколениями нарушена, общество тем более должно помогать семье в воспитании детей. К тому же вторая половина 20 века нарушила привычный способ взаимодействия поколений. Молодые люди вынуждены решать такие проблемы, которые не стояли перед их отцами, они пользуются такой техникой, которая в новинку для их родителей. На них ежедневно обрушивается огромный вал новой информации. Следовательно, новое поколение уже не может жить только опытом своих отцов и дедов. Именно поэтому так резко ослабевает эффективность традиционного семейного воспитания. Но от состояния семьи зависит состояние государства, так как семья рассматривается как самая малая социальная ячейка общества.
Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Согласно Уложению 1649 года в России убийство сына или дочери каралось лишь 1 годом тюремного заключения. В то же время дети не имели права жаловаться на родителей ни при каких обстоятельствах, общественное мнение не признавало ответственности родителей перед детьми, но жестоко карало детей, которые не почитали родителей (родительское проклятие).
12 век. «Поучение Владимира Мономаха» «Жен своих любите, но власти им над собой не давайте».
16 век. «Домострой». «Да убоится жена мужа своего». Жену можно было побить ремнем, но потом обязательно пожалеть. Но тут же говорится и об обязанностях мужчины – содержать семья, кормить жену и детей, защищать их.
Патриархальная семья на Руси обычно состояла из нескольких поколений. Во главе стоял старший мужчина, после смерти отца – старший сын. Все слушались беспрекословно. Жениться – только по воле родителей. В семье уважался в основном мужчина – женщине – роль подчиненной.
Семья – неотъемлемая ячейка общества, ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Рассмотрим взаимоотношения между такими понятиями как «семья» и «брак». Иногда они взаимозаменяемые, но существуют и различия. Во-первых, брак и семья возникли в разные исторические периоды.
Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Семья развивается вместе с развитием общества, под влиянием социально-экономических условий, т.о. семья является продуктом исторического развития и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.
12 век. «Поучение Владимира Мономаха» «Жен своих любите, но власти им над собой не давайте».
16 век. «Домострой». «Да убоится жена мужа своего». Жену можно было побить ремнем, но потом обязательно пожалеть. Но тут же говорится и об обязанностях мужчины – содержать семья, кормить жену и детей, защищать их.
Патриархальная семья на Руси обычно состояла из нескольких поколений. Во главе стоял старший мужчина, после смерти отца – старший сын. Все слушались беспрекословно. Жениться – только по воле родителей. В семье уважался в основном мужчина – женщине – роль подчиненной.
Семья – неотъемлемая ячейка общества, ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Рассмотрим взаимоотношения между такими понятиями как «семья» и «брак». Иногда они взаимозаменяемые, но существуют и различия. Во-первых, брак и семья возникли в разные исторические периоды.
Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Семья развивается вместе с развитием общества, под влиянием социально-экономических условий, т.о. семья является продуктом исторического развития и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.
Отечественная школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. это деятельность классных руководителей и завучей по воспитательной работе, на которых возлагались и задачи социальной работы и социальной педагогики. Но изменились условия жизни в стране, отношение к учителю и в новых условиях решать социальные проблемы стало необходимо на качественно новом уровне – профессионально. Для обеспечения действенности такой работы социальной службе школы необходимы специалисты, способные решать задачи диагностики (социолог и психолог) и прикладной работы (соц. работник и соц. педагог). Возникла необходимость в специальной социальной службе школы. Что в идеале должна представлять собой такая служба? Общее руководство деятельностью соц. службы школы осуществляет директор через своих заместителей по соц. защите и охране детства и учебно-воспитательной работе. Он определяет общую стратегию деятельности всей соц. службы, контролирует и направляет ход ее реализации. Зам. Директора по соц. защите и охране детства руководит соц. – пед. деятельностью воспитателей групп продленного дня, кл. руководителей, кл. воспитателей и соц. педагогом, психологом, социологом, соц. работником. Должностей социолога и соц. работника в школе пока нет, поэтому функции социолога выполняет психолог, а обязанности соц. работника – соц. педагог (разница в словах – соц. работник и соц. педагог).
Соц. работник – это человек, призванный непосредственно выполнять функции соц. защиты прав ученика, решение его соц. проблем, а при необходимости и соц. защиты учителя.
Главная функция психолога школы - изучение и диагностика различных школьных проблем.
Соц. работник – это человек, призванный непосредственно выполнять функции соц. защиты прав ученика, решение его соц. проблем, а при необходимости и соц. защиты учителя.
Главная функция психолога школы - изучение и диагностика различных школьных проблем.
Социальный педагог ассоциируется в первую очередь с учителем. Действительно, в профессиональной деятельности учителя и соц. педагога есть много общего. Прежде всего то, что объектом их деятельности является ребенок. Но естественно, есть и различи. Учитель выполняет главным образом образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом. В центре же внимания соц. педагога находится социализация ребенка. Его объектом деятельности является подрастающее поколение, нуждающееся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими. Социальными отклонениями от нормы, а также дети, имеющие физические, психические, интеллектуальные нарушения развития. Еще одно отличие состоит в том, что учитель ориентирован на работу в образовательном учреждении, а соц. пед. может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.
Главная цель деятельности учителя – передать ребенку определенные знания, умения и навыки. Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Главная цель деятельности учителя – передать ребенку определенные знания, умения и навыки. Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Механизмы социализации можно рассматривать с нескольких точек зрения. Различают механизмы социально-педагогические и психологические. Социально-психологические механизмы можно охарактеризовать следующим образом:
Традиционный – через семью и ближайшее окружение
Институциональный – через институты общества
Стилизованный – через субкультуры
Межличностный – через значимых лиц
Психологические механизмов намного больше. Выделим несколько наиболее значимых:
Импринтинг (запечатлевание) – фиксирование сведений на подсознательном уровне (преимущественно в младенческом возрасте)
Подражание или имитация – следование какому-либо примеру, образцу, непроизвольное усвоение социального опыта.
Идентификация – отождествление – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образом.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности.
Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его.Подобно имитации или идентификации, чувства стыда и вины надолго западают в душу.
Традиционный – через семью и ближайшее окружение
Институциональный – через институты общества
Стилизованный – через субкультуры
Межличностный – через значимых лиц
Психологические механизмов намного больше. Выделим несколько наиболее значимых:
Импринтинг (запечатлевание) – фиксирование сведений на подсознательном уровне (преимущественно в младенческом возрасте)
Подражание или имитация – следование какому-либо примеру, образцу, непроизвольное усвоение социального опыта.
Идентификация – отождествление – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образом.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности.
Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его.Подобно имитации или идентификации, чувства стыда и вины надолго западают в душу.
На положение детей с ограниченными возможностями влияет ряд факторов: медицинских, биологических, психологических и социальных. Социальные факторы влияния на детей с ограниченными возможностями привлекают все большее значение в нашем обществе. Создаются всевозможные учреждения, способствующие реабилитации и адаптации маленького человека в общество: это и центры социальной реабилитации детей с недостатками психического развития, социально-реабилитационные центры для детей-инвалидов. Иногда, по заключению медицинской комиссии, такому ребенку лучше жить и воспитываться в специализированных школах-интернатах, где он сможет получить специальную медицинскую помощь, с ним будут работать специально подготовленные преподаватели и воспитатели и. что немаловажно, он будет находиться в дружеской, комфортной атмосфере и не будет сильно отличаться от всех остальных детей.
В каждом таком учреждении обязательно предусмотрена должность психолога и социального педагога, которые совместными усилиями стараются помочь ребенку. Главной и основной целью всего процесса реабилитации является включение нетипичного ребенка в жизнь социума и его реабилитация. Данная работа имеет несколько уровней:
- на первом уровне реабилитации (микроуровне) сам ребенок рассматривается как система. Воздействие идет на тело и психику ребенка. При этом должны учитываться возможность включения компенсаторных механизмов самого ребенка с ограниченными возможностями. Основная цель этого уровня – достичь наибольшего физического оздоровления ребенка, помочь ему в осознании своей личности, поэтому работу необходимо проводить совместно с медицинскими и психологическими службами.
В каждом таком учреждении обязательно предусмотрена должность психолога и социального педагога, которые совместными усилиями стараются помочь ребенку. Главной и основной целью всего процесса реабилитации является включение нетипичного ребенка в жизнь социума и его реабилитация. Данная работа имеет несколько уровней:
- на первом уровне реабилитации (микроуровне) сам ребенок рассматривается как система. Воздействие идет на тело и психику ребенка. При этом должны учитываться возможность включения компенсаторных механизмов самого ребенка с ограниченными возможностями. Основная цель этого уровня – достичь наибольшего физического оздоровления ребенка, помочь ему в осознании своей личности, поэтому работу необходимо проводить совместно с медицинскими и психологическими службами.
1. массовый, коллективный характер воспитания, высокая степень регламентации жизни воспитанников, отсутствия свободы выбора ребенка, монотонность жизни;
2. непостоянство (частая сменяемость) взрослых,
3. объединение детей по принципу социально-психологического неблагополучия (практически все воспитанники перенесли психологическую травму, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка);
4. «закрытая» среда учреждения, суженность развивающей среды, порождающая бедность эмоционально-чувственного опыта детей, малое число и однообразие объектов (начиная с игрушек и заканчивая бытовыми приборами);
5. отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего невозможна успешная социализация воспитанников;
6. недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей детских домов.
7. недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения.
2. непостоянство (частая сменяемость) взрослых,
3. объединение детей по принципу социально-психологического неблагополучия (практически все воспитанники перенесли психологическую травму, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка);
4. «закрытая» среда учреждения, суженность развивающей среды, порождающая бедность эмоционально-чувственного опыта детей, малое число и однообразие объектов (начиная с игрушек и заканчивая бытовыми приборами);
5. отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего невозможна успешная социализация воспитанников;
6. недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей детских домов.
7. недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения.
Деятельность социального педагога начинается с:
1. Определение статуса ребенка.(Дети-сироты, дети, чьи родители лишены родительских прав, дети одиноких матерей, дети, находящиеся под опекой, дети, родители которых ограничены в родительских правах, дети из бедных семей, дети, родители которых находятся на длительном лечении, дети, родители которых признаны безвестно отсутствующими, недееспособны, отбывают наказание в исправительных колониях, уклоняются от воспитания детей, отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
2. Диагностика воспитанника (его состояния, желаний и возможностей) Определение возможностей медицинской, психологической и педагогической реабилитации ребенка.
3. Составление индивидуальной программы развития воспитанников.
4. Адаптация, реабилитации, интеграция ребенка.
5. Представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах
1. Определение статуса ребенка.(Дети-сироты, дети, чьи родители лишены родительских прав, дети одиноких матерей, дети, находящиеся под опекой, дети, родители которых ограничены в родительских правах, дети из бедных семей, дети, родители которых находятся на длительном лечении, дети, родители которых признаны безвестно отсутствующими, недееспособны, отбывают наказание в исправительных колониях, уклоняются от воспитания детей, отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
2. Диагностика воспитанника (его состояния, желаний и возможностей) Определение возможностей медицинской, психологической и педагогической реабилитации ребенка.
3. Составление индивидуальной программы развития воспитанников.
4. Адаптация, реабилитации, интеграция ребенка.
5. Представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах
1. Худшее, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях, здоровье детей, как физиологическое, так и психологическое, высокий уровень заболеваемости;
2. Существует проблема интеллектуального развития воспитанников. Основная причина снижения интеллектуального развития воспитанников являются анатомо-физиологические нарушения работы Ц.Н.системы, влияние среды, педагогическая запущенность, одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми;
3. Существуют нарушения в эмоционально-волевой сфере – нарушение социального взаимодействия, неуверенность в себе, снижение самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватная самооценка (чаще сниженная), неспособность выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, неготовность преодолевать трудности, повышенная агрессивность, недоверчивость, эмоциональная холодность;
4. У многих детей в условиях детского дома появляется стихийно складывается феномен «мы». Это совершенно особенное психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению к «чужим» и своим детдомовским. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. Они живут по своим групповым нравственным правилам.
2. Существует проблема интеллектуального развития воспитанников. Основная причина снижения интеллектуального развития воспитанников являются анатомо-физиологические нарушения работы Ц.Н.системы, влияние среды, педагогическая запущенность, одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми;
3. Существуют нарушения в эмоционально-волевой сфере – нарушение социального взаимодействия, неуверенность в себе, снижение самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватная самооценка (чаще сниженная), неспособность выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, неготовность преодолевать трудности, повышенная агрессивность, недоверчивость, эмоциональная холодность;
4. У многих детей в условиях детского дома появляется стихийно складывается феномен «мы». Это совершенно особенное психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению к «чужим» и своим детдомовским. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. Они живут по своим групповым нравственным правилам.