Среда понимается как окружающее человека пространство, как сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человека. Являясь активным существом, человек в процессе открытого динамичного и диалогичного взаимодействия преобразует среду. Характер этого преобразования, практического влияния на среду определяете) особенностями отношения к ней или переживанием.
В последнее время наукоемкие проекты такой среды (включая ее конкретные модули) разработаны коллективами психологов и педагогов под руководством С. Л. Новоселовой и В. А. Петровского. Психолого-педагогическая мысль пришла к ясному осознанию важности средового окружения для физического и психического развития детей. Результаты исследований о роли среды в формировании ребенка, в процессе воспитания получают сегодня реализацию в педагогике школы и дошкольных учреждений. Ученые изучают не только влияние среды на формирование у ребенка каких-то качеств личности, но и изучают ее структурирование для обшеразвивающего воздействия, призванного стимулировать разнохарактерную активность детей.
Так, В.В. Давыдов и Л.Б. Переверзев определили требования, которым должна отвечать среда учебно-воспитательного учреждения:
1. Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоять из разнообразия элементов, необходимых для формирования и оптимизации всех видов деятельности ребенка. Гетерогенность и сложность среды позволит ребенку отыскивать, выбирать, а затем и самостоятельно создавать (монтировать) предметы своей моторной, сенсорной, манипулятивно-познавательной, игровой и художественной активности.
В последнее время наукоемкие проекты такой среды (включая ее конкретные модули) разработаны коллективами психологов и педагогов под руководством С. Л. Новоселовой и В. А. Петровского. Психолого-педагогическая мысль пришла к ясному осознанию важности средового окружения для физического и психического развития детей. Результаты исследований о роли среды в формировании ребенка, в процессе воспитания получают сегодня реализацию в педагогике школы и дошкольных учреждений. Ученые изучают не только влияние среды на формирование у ребенка каких-то качеств личности, но и изучают ее структурирование для обшеразвивающего воздействия, призванного стимулировать разнохарактерную активность детей.
Так, В.В. Давыдов и Л.Б. Переверзев определили требования, которым должна отвечать среда учебно-воспитательного учреждения:
1. Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоять из разнообразия элементов, необходимых для формирования и оптимизации всех видов деятельности ребенка. Гетерогенность и сложность среды позволит ребенку отыскивать, выбирать, а затем и самостоятельно создавать (монтировать) предметы своей моторной, сенсорной, манипулятивно-познавательной, игровой и художественной активности.
Педагогический процесс - движение вперед, изменение, одна из категорий педагогики. Педагогический процесс - это направленное и организованное взаимодействие воспитателя и детей, реализующее цели дошкольного образования. Это целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является взаимодействие воспитателя и детей. В процессе этого взаимодействия происходит воспитание, обучение и развитие каждого ребенка. В педагогическом процессе задачи воспитания, обучения и развития ребенка всегда решаются комплексно во всех видах деятельности, организуемых педагогом (игра, учение, общение, продуктивные виды деятельности, творческие виды деятельности).
Структурными компонентами педагогического процесса являются: целевой (определение целей и задач дошкольного образования); содержательный (содержание образовательной и воспитательной работы с детьми, которое изложено в «Программе воспитания детей в детском саду»); деятельностный (виды деятельности, через которые решаются поставленные задачи, выбранные методы и средства); оценочно-результативный (анализ результатов работы воспитателя об эффективности педагогического процесса).
Закономерности педагогического процесса - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Можно выделить следующие закономерности педагогического процесса в ДОУ:
Структурными компонентами педагогического процесса являются: целевой (определение целей и задач дошкольного образования); содержательный (содержание образовательной и воспитательной работы с детьми, которое изложено в «Программе воспитания детей в детском саду»); деятельностный (виды деятельности, через которые решаются поставленные задачи, выбранные методы и средства); оценочно-результативный (анализ результатов работы воспитателя об эффективности педагогического процесса).
Закономерности педагогического процесса - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Можно выделить следующие закономерности педагогического процесса в ДОУ:
«Коллектив» от лат. collido «объединяю», collectivus - «собирательный, указывающий на объединение людей». Это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. В педагогической литературе понятие «коллектив» обозначает группу воспитанников, отличающуюся рядом важных признаков: общая социально значимая цель; общая совместная деятельность, отношения общественной зависимости; общий выборный орган.
Понятие «детский коллектив» по отношению к детям дошкольного возраста весьма своеобразно, коллектив дошкольников находится в стадии формирования и не обладает рядом перечисленных признаков, поэтому в дошкольной педагогике принято обозначать его как «детское сообщество». В дошкольном возрасте еще только начинают складываться черты коллективности в процессе совместного общения детей в разнообразных видах деятельности. Детское сообщество - это группа детей объединенная общей деятельностью (игровой, трудовой, художественно эстетической и др.) под руководством воспитателя, который несет определенные обязанности и отвечает за ее организацию.
Понятие «детский коллектив» по отношению к детям дошкольного возраста весьма своеобразно, коллектив дошкольников находится в стадии формирования и не обладает рядом перечисленных признаков, поэтому в дошкольной педагогике принято обозначать его как «детское сообщество». В дошкольном возрасте еще только начинают складываться черты коллективности в процессе совместного общения детей в разнообразных видах деятельности. Детское сообщество - это группа детей объединенная общей деятельностью (игровой, трудовой, художественно эстетической и др.) под руководством воспитателя, который несет определенные обязанности и отвечает за ее организацию.
В условиях роста национального самосознания с одной стороны и усиливающегося проявления национализма и шовинизма с другой стороны актуальной становится проблема воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, этики меж национального общения. Воспитание дружелюбного отношения к сверстникам и людям разных национальностей начинается с раннего детства.
В первые годы жизни доступно отношение к человеку, но оно не окрашено знанием его национальной принадлежности, то есть фактор национальности не принимается им во внимание, так как ребенку он не известен. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже выучить язык, на котором они говорят. Вместе с тем замечены и прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или наоборот, испуг.
Детская бестактность проявляется и при попытках детей «уподобить» свои черты (сделать похожими) на лицо другой национальности, дразнилки, бестактные вопросы к людям иной национальности и др.
В первые годы жизни доступно отношение к человеку, но оно не окрашено знанием его национальной принадлежности, то есть фактор национальности не принимается им во внимание, так как ребенку он не известен. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже выучить язык, на котором они говорят. Вместе с тем замечены и прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или наоборот, испуг.
Детская бестактность проявляется и при попытках детей «уподобить» свои черты (сделать похожими) на лицо другой национальности, дразнилки, бестактные вопросы к людям иной национальности и др.
Нарушения поведения у детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Процесс формирования личности в дошкольном возрасте только начинается, и поведенческие нарушения еще не являются стойкими, поэтому, применительно к дошкольном возрасту, обычно не употребляется понятие девиантное (отклоняющееся) поведение. Однако именно в дошкольном детстве складываются предпосылки отклонений в поведении, и именно в этот период жизни ребенка эффективны профилактические и коррекционные меры.
Наиболее частыми поведенческими отклонениями являются: социальная дезориентация, негативное самопредъявление, уход от деятельности, агрессивное поведение детей, ложь и воровство.
Социальная дезориентация - это психологический синдром, который проявляется в том, что для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, ребенок не понимает запретов, может ломать ценные вещи. При социальной дезориентации причиной поведенческих отклонений служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение.
Предпосылками социальной дезориентации могут являться: отставание в развитии ребенка (в раннем возрасте замедленное овладение предметной деятельностью; в дошкольном возрасте - нарушение игровой деятельности; в изобразительной деятельности проявляется отсутствие типичных для данного возраста шаблонов, общепринятых способов изображения дома, человека и др.). Развитию синдрома способствует и резкое различие правил и требований, предъявляемых ребенку дома и в детском саду, отсутствие гибкости окружающих взрослых.
Наиболее частыми поведенческими отклонениями являются: социальная дезориентация, негативное самопредъявление, уход от деятельности, агрессивное поведение детей, ложь и воровство.
Социальная дезориентация - это психологический синдром, который проявляется в том, что для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, ребенок не понимает запретов, может ломать ценные вещи. При социальной дезориентации причиной поведенческих отклонений служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение.
Предпосылками социальной дезориентации могут являться: отставание в развитии ребенка (в раннем возрасте замедленное овладение предметной деятельностью; в дошкольном возрасте - нарушение игровой деятельности; в изобразительной деятельности проявляется отсутствие типичных для данного возраста шаблонов, общепринятых способов изображения дома, человека и др.). Развитию синдрома способствует и резкое различие правил и требований, предъявляемых ребенку дома и в детском саду, отсутствие гибкости окружающих взрослых.
Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест. Проблема патриотического воспитания - одна из сложнейших проблем в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми.
Патриотизм - это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа. Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность. Гражданственность - это принадлежность к постоянному населению данного государства, наделение совокупностью политических прав и обязанностей. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо отечества, беречь и умножать богатства Родины, это целая палитра эстетических чувств, связанная с любовью к родному городу, родной природе.
Тема любви к отечеству, родной земле рассматривалась в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, про необходимость воспитания основ гражданственности писала Н. К. Крупская. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогических исследованиях советского и постсоветского периодов нашла свое отражение в исследованиях Р, И. Жуковской, Ф. С. Левин-Щирирой, С. А. Козловой, М. И. Богомоловой, Л. И. Беляевой, Э. К. Сусловой, Е. С. Ни-коновой и др.
Патриотизм - это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа. Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность. Гражданственность - это принадлежность к постоянному населению данного государства, наделение совокупностью политических прав и обязанностей. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо отечества, беречь и умножать богатства Родины, это целая палитра эстетических чувств, связанная с любовью к родному городу, родной природе.
Тема любви к отечеству, родной земле рассматривалась в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, про необходимость воспитания основ гражданственности писала Н. К. Крупская. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогических исследованиях советского и постсоветского периодов нашла свое отражение в исследованиях Р, И. Жуковской, Ф. С. Левин-Щирирой, С. А. Козловой, М. И. Богомоловой, Л. И. Беляевой, Э. К. Сусловой, Е. С. Ни-коновой и др.
Частью общечеловеческой культуры является культура взаимоотношений между людьми. Ребенок с ранних лет вступает во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения. Поэтому с ранних лет у детей необходимо воспитывать культуру поведения, которая не ограничивается «детским обществом». Поведение - это образ жизни и действий, формируемый на основе нравственных обычаев, традиций и привычек. Привычка - это сложившийся способ поведения, ставший для человека обычным, постоянным.
Ребенок должен с детских лет овладеть нормами этикета. Этикет - это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Понятие «культура поведения» детей дошкольного возраста можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, общении, различных видах деятельности.
В дошкольной педагогике различают два понятия: «культура внешняя» и «культура внутренняя». Внешняя культура - это культура поведения, связанная с выполнением определенных правил этикета. Внутренняя культура связана с нравственными представлениями, чувствами и понятиями детей. Эти два понятия тесно переплетаются между собой. Если мы требуем от детей внешне привычных форм поведения, то это непременно влияет на их внутренний мир, и наоборот, поведение ребенка в обществе опосредовано сформированными у него представлениями о нормах и правилах этикета.
Ребенок должен с детских лет овладеть нормами этикета. Этикет - это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Понятие «культура поведения» детей дошкольного возраста можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, общении, различных видах деятельности.
В дошкольной педагогике различают два понятия: «культура внешняя» и «культура внутренняя». Внешняя культура - это культура поведения, связанная с выполнением определенных правил этикета. Внутренняя культура связана с нравственными представлениями, чувствами и понятиями детей. Эти два понятия тесно переплетаются между собой. Если мы требуем от детей внешне привычных форм поведения, то это непременно влияет на их внутренний мир, и наоборот, поведение ребенка в обществе опосредовано сформированными у него представлениями о нормах и правилах этикета.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования у ребенка различных чувств, в том числе гуманных. Гуманные чувства - это эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопереживании, жалости, сострадании, милосердии и т.д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку, способности чем-то пожертвовать ради другого.
«Гуманизм» как ключевое философское понятие обозначает «человечность» (humanitas- «человечность»). Оно может употребляться в следующих смысловых значениях: обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты, уважения; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни.
Гуманность - это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу.
Задача воспитания у детей гуманных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач.
«Гуманизм» как ключевое философское понятие обозначает «человечность» (humanitas- «человечность»). Оно может употребляться в следующих смысловых значениях: обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты, уважения; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни.
Гуманность - это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу.
Задача воспитания у детей гуманных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется при использовании определенных методов и средств. Методы нравственного воспитания - это способы педагогического воздействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания. В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников: 1) методы организации практического опыта общественного поведения; 2) методы формирования у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
Классификация, предложенная В.И. Логиной, выстроена на том же основании, что и у В.Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, но она несколько полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы:
1) методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, показ действий, воспитывающие ситуации, пример взрослых, руководство деятельностью);
2) методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, этическая беседа);
3) методы стимулирования (пример, поощрение и наказание).
Классификация, предложенная В.И. Логиной, выстроена на том же основании, что и у В.Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, но она несколько полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы:
1) методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, показ действий, воспитывающие ситуации, пример взрослых, руководство деятельностью);
2) методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, этическая беседа);
3) методы стимулирования (пример, поощрение и наказание).
Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, задачи, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному интерпретировался сам, термин «нравственное воспитание», иногда подменялся понятием «духовное воспитание», «моральное воспитание». Мораль - общественное явление, включающее в себя нормы и правила, определяющие и ограничивающие поведение человека в конкретном обществе, в конкретной ситуации развития. Нравственность, в отличие от морали, - это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека Этика - учение о нравственности и морали. Понятие «моральное воспитание», на наш взгляд, несколько уже, чем понятие «социально-нравственное воспитание». В последние годы используется словосочетание «социально-нравственное воспитание». Значение понятия «социально-нравственное воспитание» значительно шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация», рассматриваемого как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И.С. Кон). Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
Одной из современных проблем дошкольной педагогики является воспитание творческой личности. Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном и общественном». Творческая деятельность - это деятельность, порождающая нечто новое. Это ее существенный признак. Творчество охватывает широкий спектр человеческой деятельности: наука, искусство, все изобретения человеческой цивилизации, да и сами формы жизни людей созданы творчеством.
Творческая деятельность - это свободная деятельность по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я»..
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Проблема детского творчества - одна из актуальных проблем педагогики и психологии. Исследовали ее Л. С. Выготский, Л. И. Венгер, Т. С. Комарова, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Б. М. Теплов, А. И. Волков и др.
Детское творчество - это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, игры); и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).
Творческая деятельность - это свободная деятельность по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я»..
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Проблема детского творчества - одна из актуальных проблем педагогики и психологии. Исследовали ее Л. С. Выготский, Л. И. Венгер, Т. С. Комарова, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Б. М. Теплов, А. И. Волков и др.
Детское творчество - это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, игры); и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).
Художественно-эстетическая деятельность - это духовно-практическая деятельность, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью - гармонизация себя, мира и своих отношений с миром. Художественно-эстетическая деятельность - это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства. Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.
Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка. Оно осуществляется в различных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка.
Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка. Оно осуществляется в различных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка.