Границы применимости статических экранных средств

Наука » Педагогика » Дидактика
Значительное место общей системе применения технических средств обучения принадлежит статическим экранным пособиям: диафильмам, диапозитивам, транспарантам. Использование статичной проекции позволяет не только оживить содержание урока, но и экономно использовать учебное время за счет быстрой выдачи на экран рисунков, текстов, схем, таблиц, на выполнение которых на доске затрачивается много времени и сил. Привлечение внимания учащихся к изображению на экране и всестороннее обсуждение дает возможность организовать одновременную работу всех учащихся с содержанием кадра. Статичность изображения — это возможность удерживать его на экране столько времени, сколько требуется для объяснения материала или для проверки знаний учащихся. Если же изображение проецируется на доску, то можно выполнять на нем дополнительные построения, дорисовывать, дописывать и т.д.

Функции статичных экранных средств разнообразны:

1) пробуждение и укрепление интереса к изучаемому материалу;

2) иллюстрация слова учителя или ученика;

3) изложение новой учебной информации в сочетании с демонстрационным или ученическим экспериментом (по физике, химии, биологии);

4) формирование и формулировка условий учебной проблемы, познавательного задания;

5) обобщение учебного материала, повторение и углубление содержания;

6) инструктирование и т.д.

В практике работы учителей определились следующие формы применения статичных экранных пособий.

1. Содержание пособия используют как опору для словесного изложения материала или подтверждения изучаемого явления.

2. Содержание пособия используют для иллюстрации высказанной мысли, ее конкретизации с целью создания более ясного представления об изучаемом явлении. В этом отношении большое значение имеют экранные пособия, в которых последовательность видеоряда соответствует последовательности изложения учебной информации. Такие экранные пособия особенно эффективны для закрепления и совершенствования знаний учащихся.

3. Основная часть кадров экранного пособия выполняет функции объяснения, когда словесно-логические средства оказываются недостаточными.

4. Видеоряд экранного пособия используют для доказательства правильности или ошибочности суждений учащихся.

Большую педагогическую эффективность имеют рисунки, выполняемые непосредственно на глазах учащихся по ходу объяснения нового материала. Однако создание рисунка на доске занимает много времени. Установлено, что на рисование тратится тем больше времени, чем сложнее рисунок и чем ниже умение учителя рисовать. Использование графопроектора позволят сохранить положительные стороны рисунка и значительно уменьшить время, необходимое для его выполнения. Для этого до урока учитель выполняет рисунок простым мягким карандашом на прозрачной специальной пленке, а во время урока обводит специальным фломастером изображение, которое видно только ему, но не отображается на экране.

Специфическим свойством этого метода является возможность сочетания рисунка учителя с рисунком, выполненным типографским способом или распечатанным на принтере из программы Power Point.

Важным и широко используемым статичным экранным средством обучения являются диапозитивы (слайды). Главное их преимущество перед демонстрационной таблицей заключается в больших размерах изображения, что дает возможность рассматривать такие детали, которые нельзя увидеть на таблице из-за малых углов зрения. Возможность демонстрации небольших серий, в которых каждый последующий кадр дополняет и развивает предыдущий, придает диапозитивам динамику. Диапозитивы можно демонстрировать в том порядке, который соответствует методике изложения материала, принятой учителем.

Необходимость затемнения помещения при демонстрации диапозитивов усложняет процесс наблюдения и вызывает быструю утомляемость учащихся.

Особое место среди статичных экранных средств занимает диафильм, который, в отличие от отдельных транспарантов и слайдов, обладает динамичностью. Она обусловлена тем, что в диафильме кадры связаны друг с другом и образуют систему логически взаимосвязанных образов, данных в развитии. Если диапозитивы — это картинки к рассказу, то диафильм - это рассказ в картинках. Поэтому он занимает промежуточное положение между диапозитивом и кинофильмом: от диапозитива диафильм взял статичность, позволяющую рассматривать изображение так долго, сколько это требуется для его объяснения, а от кинофильма — динамику, позволяющую проследить главные фазы изучаемого явления.

Изучение возможностей диафильмов и обширного опыта их применения свидетельствуют о том, что их целесообразно применять при изложении такого материала, характерным признаком которого является необходимость подробного анализа ограниченного числа последовательных, наиболее существенных фаз явления или процесса в статической состоянии.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.