Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Наука » Педагогика
Святое чувство – патриотизм – поистине является источником духовной силы российского человека, побуждает каждого готовить себя к защите Отечества, предполагает формирование высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, гражданского и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества. Патриотизм – наиболее сложное человеческое чувство. Оно так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному гимну, флагу, гербу, Родине. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые должны знать дети. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Воспитание патриотизма требует творческих усилий и педагогических поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность воспитателей, постоянное пополнение знаний.
Проблема патриотического воспитания приобрела в последние годы государственное значение. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг.», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г., определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время» [6, с. 2].
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни, произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания, поэтому значительная роль в воспитании патриотизма должна лечь не только на семью, но и на дошкольные учреждения, в рамках которых в немалой степени происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни.
Нестабильность в обществе требует вернуться к лучшим традициям народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм. Основой понятия «патриотизм» является

чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, но
для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка-дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. В современных условиях нет задачи важнее, чем формирование патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно, поэтому каждому педагогу, важно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. По нашему мнению, сам педагог должен быть искренне убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности.
Патриотизм – сложное чувство, которое возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Патриотическое воспитание напрямую связано с духовностью человека, её глубиной, поэтому не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Огромное значение имеет формирование интереса у детей к явлениям общественной жизни, российским традициям, праздникам: дню города, Дню защитников Отечества, Родительскому дню, Дню Победы, Дню Конституции. Дети всегда должны быть участниками всех событий родного края. Это рождает прекрасные чувства к своей Родине. Чувства любви к Родине «вырастают» из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей – работников дошкольного учреждения, соседей, знакомых [2, с.6].
Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Они чутко понимают особенности, характер отношений между людьми. Игры детей в дочки-матери дают воспитателю богатый материал для

понимания характера отношений между взрослыми в семьях. Задача заключается в том, чтобы сделать чувство любви и привязанности к людям более осмысленным действительным.
Педагог рассказывает дошкольникам о значимости труда родителей, подчеркивая их заботу о детях. Для этой цели он использует беседы, художественную литературу, показывает картины, проводит экскурсии по примечательным местам.
Дошкольное учреждение – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников детского сада. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, воспитатель раскрывает детям смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дети должны стремиться беречь результаты туда взрослых и по возможности помогать им, вместе создавать красоту окружающего быта.
Надо развивать у детей интерес к своим сверстникам, желание идти в детский сад, чтобы играть с друзьями. Интересные занятия и игры, веселье и радости, пережитые в коллективе сверстников, делают для ребенка детский сад вторым домом (Л.С. Выготский, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский).
Воспитывать у детей любовь к родной природе, способность чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь и приумножать ее богатства – такова другая сложная задача воспитателя. Чувство любви к природе будет устойчивым, если воспитатель осуществляет эту работу начиная с младшей группы. Воспитатель учит детей воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с нею. Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства. На прогулке дети любуются красотой природы, учатся бережно относиться к ней.
Таким образом, патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитания. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире,

отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.
Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, усваивающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Россия, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост пост – отрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов – новая социальная функция дошкольных учреждений и всей системы воспитания детей.
После анализа научной литературы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, мы сделали вывод, что вопросы патриотического воспитания дошкольников исследованы довольно широко и на разных уровнях. Вместе с тем в коррекционной педагогике не изучена проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В специальной отечественной и зарубежной педагогике образовательная интеграция ребенка с ограниченными возможностями развития считается предпосылкой его дальнейшей эффективной социальной интеграции. Социальная интеграция подразумевает в конечном итоге гармонизацию и гуманизацию отношений в обществе в целом (Л.М. Кобрина, Н.Н. Малофеев).
На наш взгляд, в дошкольных учреждениях в логопедических группах учителя-логопеды, традиционно занимаясь коррекцией речи, развитием памяти, внимания, мышления, обучением грамоте, занимаясь художественно-эстетическим, умственным, коммуникативным, нравственным воспитанием дошкольника, мало уделяют внимания патриотическому воспитанию, поэтому мы решили провести экспериментальную работу по изучению патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Нами было проведено исследование, которое осуществлялось с помощью анкетирования дошкольников с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи и носило сопоставительный характер. Цель анкетирования – выявление уровня патриотической воспитанности у детей с речевыми нарушениями и с нормальным

речевым развитием. Эксперимент проходил на базе дошкольных учреждений ЗАО г. Москвы. Исследованием было охвачено 5 Государственных дошкольных учреждений № 2637, 825, 827, 1894, 1934. В экспериментальном исследовании принимали участие 160 дошкольников детских садов города Москвы: среди них 90 детей имели речевые нарушения и 70 детей с нормальным речевым развитием.
Для оценки результатов было введено понятие «уровень патриотической воспитанности дошкольника» и разработаны критерии, по которым определялись уровни патриотической воспитанности детей дошкольного возраста. В качестве критериев патриотической воспитанности дошкольников с нарушениями речи и с нормальным речевым развитием выделены: когнитивный, эмоциональноценностный, деятельностно-поведенческий. Критерии включают ряд показателей, отражающих их наиболее существенные стороны, качественные и количественные характеристики. Показатели конкретизируют содержание критерия.
Нами была разработана анкета, в которой детям предлагали ответить на специально сформулированные вопросы, позволяющие оценить уровень патриотической воспитанности. При анализе результатов определяли процент правильных ответов.
Показателями патриотической воспитанности дошкольников по когнитивному критерию выступали: а) объем патриотических знаний; б) устойчивость познавательного интереса к патриотическим знаниям.
Показателем патриотической воспитанности дошкольников по эмоционально-ценностному критерию является: а) готовность к формированию патриотических чувств, любви к Родине; б) степень развития эмоционально-ценностного отношения к историческому и духовному наследию России.
Деятельностный критерий оценивали по следующим показателям: а) приоритетность выбора для просмотра отечественных мультфильмов, чтения русских народных сказок, посещения музеев; б) участие в праздничных мероприятиях посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню Города.
В ходе экспериментальной работы изучалась специфика формирования патриотической воспитанности дошкольников, типичные уровни их сформированности.

Под уровнем понималось отношение каких-либо высших и низших ступеней развития структур определенных объектов или процессов. Переход с одного уровня на другой характеризуется следующим:
1) усложнением развития элементов, приводящим к совершенствованию; 2) созданием более совершенной структуры с последующим развитием элементов до уровня развития структуры; 3) одновременным совершенствованием элементов и структуры [3, с. 11].
На основе выявленных критериев и их показателей выделяли уровни патриотической воспитанности дошкольников: высокий, средний и низкий. Дадим их характеристику.
Высокий уровень. На этом уровне дошкольники правильно отвечали на поставленные вопросы по истории Родины, о национальных героях, народных традициях, о русских писателях и поэтах (не менее 70% правильных ответов).
У дошкольников заложено начало формирования патриотических чувств, любовь к Родине, желание познавать историю, традиции и культуру родного города, страны. Для них характерна активность, инициативность участия в праздничных мероприятиях посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню Города.
Средний уровень. Дошкольники на этом уровне правильно отвечали на поставленные вопросы по истории Родины, о национальных героях, народных традициях, о русских писателях и поэтах (от 69 до
30% правильных ответов).
Интерес к изучению и пополнению знаний патриотической направленности не устойчив, часто проявляется под педагогическим и родительским воздействием.
Низкий уровень. Дошкольники на этом уровне не отвечали на поставленные вопросы, по истории Родины, о национальных героях, народных традициях, о русских писателях и поэтах или отвечают с помощью наводящих вопросов. Не сформирован интерес и готовность к изучению и пополнению знаний патриотической направленности. Не проявляют эмоционально-ценностного отношения к истории и духовному наследию России, родного города Москвы. В праздничных мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню Города полностью пассивны (менее 30% правильных ответов).
В результате проведенного исследования выявлено, что у детей с нормальным речевым развитием высокий уровень патриотической воспитанности отмечен у 10% детей, средний – у 15%, низкий – 75%, а у дошкольников с нарушениями речи соответственно – 4%, 6%, и 92%.
Полученные в ходе экспериментальной работы результаты, показали крайне низкий уровень патриотической воспитанности как у детей с нарушениями речи, так и у детей с нормальным речевым развитием, однако у детей с нарушениями речи уровень патриотической воспитанности значительно ниже (в 2,5 раза), чем у дошкольников с нормальным речевым развитием. Это обусловлено тем, что речь занимает центральное место в процессе развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом, отклонения в развитии речи затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети с нарушениями речи отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением.
Данные нашего исследования позволили говорить, о необходимости разработки комплексной программы для целенаправленной работы с дошкольниками с нарушениями речи по патриотическому воспитанию.
Общеизвестно, что воспитание и обучение неразрывно связаны между собой. В воспитательный общедидактический принцип мы должны включать патриотическое воспитание с детьми с нарушениями речи.
Содержание программы по патриотическому воспитанию дошкольников с нарушениями речи разрабатывалось с опорой на комплексный подход к проблеме патриотического воспитания и реализовывалось как:
а) логопедическая коррекция на фронтальных занятиях по лексическим темам патриотической направленности;
б) проведение в группе комплекса интегрированных занятий воспитателем по тематическому плану работы патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи;
в) проведение музыкальным руководителем тематических утренников патриотической направленности.

Наша программа включала в себя решение задач не только патриотического воспитания, но и нравственного, умственного, трудового, эстетического и физического, так при отборе и систематизации знаний мы учитывали умственные возможности дошкольников с нарушениями речи – развитие их мышления, способности к обобщению, анализу. При планировании занятий сотрудники согласовывали темы занятий, обращали особое внимание на формирование и развитие чувства патриотизма. На занятиях, проводимых учителемлогопедом, воспитателем, музыкальным работником, осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход в связи с речевыми возможностями ребенка. Подбор лексики к каждому занятию, согласовывался с учителем-логопедом.
Темы «Детский сад»: на логопедических занятиях учительлогопед активизировал предметный словарь детей, используя названия профессий сотрудников, работающих в детском саду. Активизировал глагольный словарь, используя глаголы «заниматься»,
«лепить», «рисовать», «вырезать», «слушать». Дети составляли рассказ на тему «День в детском саду». На занятиях, проводимых воспитателем, дети рисовали «Мой любимый детский сад», беседовали о важности труда всех людей, работающих в детском саду. Музыкальный работник на своем занятии разучивал с детьми песню о детском саде. Все это способствовало формированию и обретению у детей любви и привязанности к детскому саду, воспитания уважения к труду. Ребенок должен был почувствовать, что в детский сад он ходит не только потому, что ему нельзя оставаться одному дома, но еще и потому, что в детском саду много интересных занятий, многому можно научиться, обрести друзей. Дети чувствовали творческую радость труда, его необходимость, почетность, смысл.
Развитие у дошкольников патриотических чувств и любви к городу, в котором они живут, воспитание бережного отношения к истории Москвы, к ее культурному наследию отрабатывались на занятиях, посвященных Москве. Учитель-логопед обогащал предметный словарь детей, например, названия улиц: Моховая, Остоженка, Тверская. Активизировал глагольный лексикон словами
«строить», «ремонтировать», «украшать», «охранять», «убирать». Дети учились употреблять грамматические категории, такие как: согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже: один проспект, два проспекта; образование относительных

прилагательных: улица в Москве – московская, башни в Кремле – кремлевские. В конце занятия детям было предложено составить рассказ по теме «День рождения города». На занятиях, проводимых воспитателем, дети играли в сюжетно-ролевую игру «Пароход по Москве-реке», занимались конструированием Московского Кремля. Музыкальный работник разучивал с дошкольниками песни о Москве.
Воспитанию у детей любви к своей семье, дому; формированию чувства уважения к старшему поколению, так как прикосновение к истории своей семьи вызывало у ребенка сильные эмоции, заставляя сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, помогли темы «Дом, семья». Учительлогопед на логопедических занятиях с детьми обогащал словарь признаков. Качественные прилагательные: Мама – какая? – добрая, ласковая, нежная, заботливая; словарь наречий: Как мама говорит?
– нежно, ласково. Дети учились образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мамочка, папочка, дедулечка; образовывать однокоренные слова: брат – братик, братишка. Логопед формировал навыки диалогической речи, с помощью драматизации сценок из семейных отношений. На занятиях, проводимых воспитателем, дети играли в сюжетно-ролевую игру «Семья», домашним заданием было составить вместе с родителями генеалогическое древо своей семьи. Музыкальный руководитель провел музыкальную викторину «Мама, папа я – дружная семья» в которой участвовали дети со своими родителями.
На занятиях по темам, посвященным защитникам Отечества, учитель-логопед обогащал предметный словарь детей: Отечество, Родина, армия, войска; словарь качественных признаков: бесстрашные, геройские, смелые, отважные; глагольный словарь: защищать, воевать, стрелять, заряжать; словарь наречий: смело, метко, быстро, решительно, настойчиво. Дети учились образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа: Много кого? – моряков, солдат, летчиков; глаголы с помощью приставок: побежал, выбежал, забежал, перебежал, отбежал. Ребята заучивали стихотворения к праздничному вечеру. Воспитатель на своих занятиях объяснял детям смысл пословиц о храбрости, героизме воинов, ребята рисовали защитника Отечества, изготавливали подарки папам и дедушкам. Музыкальный работник организовывал утренник, посвященный Дню защитника Отечества.

Занятия по темам «Восьмое марта» решали задачу осознания ребенком чувства любви и уважения к своей маме, бабушке. На логопедических занятиях у детей обогащался и активизировался предметный словарь: женщина, мама, бабушка, весна, праздник; глагольный словарь: Что умеет мама? – печь, варить, жарить, шить, вязать. Дошкольники учились образовывать глаголы с помощью приставок: гладить – погладить, выгладить, загладить, отгладить, составляли рассказ-описание о маме, бабушке по плану. На занятиях, проводимых воспитателем, дети рассматривали иллюстрации с национальными русскими костюмами, изготавливали подарки для мам. Музыкальный работник организовал утренник «Восьмое марта».
Сформировать чувство уважения к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны, дополнить у детей элементарные представления об истории Отечества, узнать, ценой каких огромных потерь нашему народу и Красной армии удалось спасти весь мир от фашизма, дали возможность занятия по темам «Этот День Победы». На логопедических занятиях у детей обогащался предметный словарь: Победа, партизаны, битва, орден, медаль, Вечный огонь, танк; активизировался глагольный словарь: освобождать, воевать, наступать. Ребята учились согласовывать существительные с числительными в роде, числе и падеже: один танк, два танка, три танка, четыре танка, пять танков. Дети заучивали стихотворения, посвященных Дню Победы. Воспитатель организовал встречу с фронтовиком, прадедушкой одного из детей, проводилась беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. Музыкальный работник разучивал с детьми песни военных лет, организовывал утренник «День Победы».
Каждая из вышеперечисленных тем дополняла друг друга, усиливая воздействие на сознание дошкольников, находящихся значительное время в коррекционно-развивающем пространстве патриотической направленности.
Все дети с удовольствием принимали активное участие в занятиях.
Далее было проведено повторное анкетирование дошкольников с нарушениями речи с целью определения эффективности работы разработанной программы по патриотическому воспитанию детей. В контрольном эксперименте принимало участие 65 дошкольников с нарушениями речи ГОУ Детский сад №№ 2637, 825, 827, 1934 ЗАО

г. Москвы обучавшихся по разработанной программе (ЭГ) и 25 воспитанников с нарушениями речи обучавшихся по традиционной программе обучения и воспитания в детском саду (КГ) ГОУ Детский сад
№1894 ЗАО г. Москвы.
Сравнительные результаты исследования уровней патриотической воспитанности дошкольников с нарушениями речи до проведения экспериментальной работы, и после ее завершения, показали, что:
высокий уровень патриотической воспитанности повысился с
4% до 30% (по сравнению с КГ)
средний уровень патриотической воспитанности детей увеличился с 6% до 48% (по сравнению с КГ)
низкий уровень сократился с 92% до 22% (по сравнению с КГ)
анализ уровней патриотической воспитанности показал, что у детей ЭГ значительно повысился уровень патриотической воспитанности в среднем на 47%, когда как у детей КГ он не изменился.
Таким образом, предложенные комплексные направления работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями речи позволили эффективно решать проблему патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи.


Список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс,
1996.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам Русской народной культуры: учеб.-метод. пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 1998.
3. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса управления школой. – М., 1997.
4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996.
5. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.
6. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной программе Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» – 11 июля 2005 г. № 422.
7. Селиверстов В.И., Денисова О.А., Кобрина Л.М. Специальная семейная педагогика. – М.: Владос, 2009.
8. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Пед. соч.: в 6 т. – Т. 2. – М., 1988.

Источник: Е. В. Борисова, О. С. Орлова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.