Методология педагогической пропедевтики девиантного поведения молодежи

Наука » Педагогика
В последнее время происходит стремительное расширение спектра девиантного поведения молодежи. К очевидным химическим зависимостям (алкоголизм, наркомания) сегодня прибавился постоянно увеличивающийся список социокультурных девиаций и зависимостей, таких как игромания, интернет–зависимость, шопинг и другие. Предпринимаемые государством меры и реализуемые профилактические программы не обеспечивают существенного снижения социальных патологий. Более того, сохранение негативных тенденций в социальной, экономической и духовной сферах общества позволяет делать неблагоприятные прогнозы относительно дальнейшего роста социальных и личностных девиаций. Особенно неблагоприятная ситуация складывается в системе среднего профессионального образования: исследования фиксируют среди уча
щихся профессиональных училищ и средних специальных учебных заведений максимально высокую «группа риска» (около 20% от общего числа учащихся, в то время как в школе среди старшеклассников «группа риска» – 6%.). При этом задача разработки эффективных педагогических методов профилактики и коррекции девиантного поведения остается одной из самых сложных как в методологическом, так и в технологическом плане.
Продуктивному решению данной проблемы препятствует современное состояние педагогического знания. Несмотря на значительный теоретический потенциал исследований проблемы девиации в рамках социологии, культурологии, права, философии, этики, мало изученным остаются вопросы, касающиеся социально-психологических причин подростковой девиации, специфики отклоняющегося поведения молодежи в условиях глобализирующегося мира. Одной из важнейших проблем превентивной педагогики является ее разрыв с огромным теоретическим и практическим багажом педагогической и клинической психологии, неспособность адаптировать эффективные социально–культурные практики воздействия на сознание и поведение личности, разработанные и апробированные в других областях деятельности. Современное педагогическое знание не успевает интегрировать результаты, полученные в рамках других гуманитарных наук, что способствует утрате его мировоззренческой целостности и ослаблению технологических возможностей. Крайне ослаблены концептуальные и смысловые связи между основными направлениями педагогики (коррекционной, превентивной, реабилитационной и т.д.). Отсутствуют исследования, посвященные разработке и адаптации эффективных социальных технологий, способных минимизировать пространство и факторы девиации подростков в условиях учебного заведения.
В сложившейся ситуации возникает необходимость разработки целостной системы педагогической пропедевтики, способной интегрировать знания, полученные в рамках различных наук гуманитарного профиля (и прежде всего в педагогике, психологии, социологии, культурологи), востребовать актуальные социально-культурные технологии, разработанные в других областях и сферах социальной практики, комплексно решать проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения. При этом проблему ненормативного и зависимого поведения следует рассматривать комплексно – как в социально–культурном, так и в личностном плане. В методологии педагогической пропедевтики общим для этих двух уровней является феномен культурно–образовательной среды, выступающей для учащегося, с одной стороны, важнейшей сферой социализации и самореализации личности, с другой стороны, пространством экспансии ненормативного поведения (девиантное поведение можно рас
сматривать как результат «социальной инфекции», распространение которой происходит внутри социальных групп)1.
Особую роль здесь могут сыграть социально и личностно–
ориентированные технологии, способные минимизировать воздействие деструктивных факторов и создать благоприятные условия для социализации и самореализации личности. В рамках педагогической пропедевтики для выработки эффективных мер воздействия на учащуюся молодежь необходимо: комплексное изучение сущности, специфики и областей
проявления девиантного поведения современной молодежи; исследование особенностей подростковой девиации, обусловленных воспитанием в семье, личностными характеристиками, социально–психологическими условия социализации в неформальной группе; разработка методологических основ профилактической деятельности; адаптация сложившихся в других областях практики эффективных социальных технологий влияния на сознание и поведение личности.
Объективными факторами актуальности проблемы разработки методологии и технологической базы педагогической пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи являются: рост количества и
расширение спектра деструктивных и зависимых форм девиантного поведения, омоложение и феминизация социальной базы девиации; утрата мировоззренческой целостности педагогики и сужение спектра эффективных практик воздействия на сознание и поведение личности; слабая
включенность результатов современного гуманитарного знания в современный методологический и технологический арсенал педагогики; неразработанность методологических и технологических основ профилактики
девиации в рамках педагогического знания; отсутствие в современном педагогическом знании эффективных социально–культурных технологий профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, адаптированных к специфике образовательных учреждений и соответствующих масштабу
и глубине проблемы.
Базовыми социально-культурными и психологическими предпосылками и факторами девиантного поведения, находящимися в зоне педагогической компетенции, выступают: а) изменения в системе ценностей и образе жизни, вызванные общекультурными тенденциями: изменение в обществе ценностей по оси «индивидуализм–коллективизм» в сторону большего индивидуализма; социально–культурная аномия, формирующая опыт переживания вседозволенности, «избыточности» возможностей удовлетворения потребностей в ситуации отсутствия всяческих помех и препятствий; утрата ответственности как определяющей нравственной детерминанты, готовности и способности к самостоятельному и морально
1 Это хорошо видно на примере распространения наркотической зависимости изолированное существование наркомана в среде невозможно, рано или поздно вокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу потребления наркотиков. – См.: Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2000. – С.34.
вменяемому поведению; б) специфическая группа психологических качеств личности, препятствующих позитивной социализации; психологическая неготовность своевременно разрешать актуальные проблемы, возникающие в значимом социальном окружении и внутреннем мире личности; в) обостренные проблемы личностной идентичности – антикультурные формы молодежной активности выступают в качестве компенсаторного и адаптивно–психологического механизма, в рамках котокоторого социально неконкурентоспособная молодежь дистанцируется от общества, вырабатывая нетрадиционные для социума ценности и формы самореализации, принимая деструктивные модели и формы поведения; г) негативное влияние социальной среды, ближайшего социального окружения.
Методология педагогической пропедевтики, детерминированная остротой проблемного поля, должна основываться на междисциплинарном подходе, принципах дополнительности, позволяющих синтезировать
различные концепции и теории на базе теоретической парадигмы девиантного поведения. Ее «кирпичиками» могут стать: концепция средовой обусловленности сознания и поведения личности (Л.С.Выготский); концепции ненормативного поведения как формы психологической защиты личности; фундаментальные положения психологической теории деятельности; принципы дифференциальной психодиагностики и психологической коррекции как информационно–аналитической основы
педагогического процесса; личностно–центрированная психология, опирающаяся на процесс переживания; антропосоциоцентрический подход, исповедующий системное видение личности учащегося с учетом его социального положения, психологических особенностей, характера личностных проблем и отрицательного опыта социализации.
Профилактика и коррекция девиантного поведения учащейся молодежи в образовательном учреждении может быть эффективной при условии выработки единой методологии педагогической пропедевтики, способной востребовать и интегрировать потенциал педагогической мысли, ресурсы современного гуманитарного знания, инструментарий эффективных социально–культурных технологий, сформировавшихся вне педагогической практики.
Выработка единой методологии профилактики и коррекции ненормативного поведения учащейся молодежи позволит сформировать эффективную систему педагогических технологий, способных осуществлять оптимизацию культурно–образовательной среды как главного пространства социализации и самореализации личности учащегося. Для расширения технологической базы необходима адаптация к специфике и задачам педагогической пропедевтики социальных технологий, отработанных в системе маркетинга, рекламы, информационных коммуникаций.
В исследовании девиантного поведения до сегодняшнего времени доминирует социологическая линия в трактовке девиации, которая получила развитие в теориях аномии и социальной дезорганизации

(Э.Дюркгейм, Р.Мертон, Т.Парсонс, П.Сорокин, У.Томас), культурологических концепциях (Р.Клауорд, П.Миллер, Л. Оулин, Э.Сатерленд, Т.Селлин), в области социальной конфликтологии (Р.Квинни, Л.Козер, О.Турк)1. Общая теория девиантности и социального контроля исследована Я.И.Гилинским, Т.В.Шипуновой; криминологическое направление отклоняющегося поведения изучалось Д.М.Овсянниковым, А.М.Шариповым; проблемы наркотизации молодежной субкультуры рассматривались Ю.Ю.Комлевым, А.Л.Салагаевым; девиантогенный потенциал ценностно– мировоззренческих установок различных социальных групп в современной России изучали А.В.Маркин, Т.А.Хагуров2.
Несмотря на теоретический потенциал указанных исследований, мало изученным остаются вопросы, касающиеся социально– психологических причин подростковой девиации, специфики отклоняющегося поведения молодежи в условиях глобализирующегося мира. Нет исследований, посвященных разработке и адаптации эффективных социальных технологий, способных минимизировать зону девиации подростков в условиях учебного заведения. Кроме того, назрела необходимость творческого осмысления результатов исследований проблем девиации, полученных в рамках специализированных областей знания, и прежде всего социологического, культурологического, психологического и медицинского. В рамках методологии педагогической пропедевтики необходимо: переосмыслить результаты исследований, выполненных в иной социокультурной ситуации; скорректировать сформулированные на их основе рекомендации, идеологическая ангажированность которых снижает эффективность и возможности их использования в современной педагогической практике, погруженной в принципиально новый социокультурный контекст; адаптировать к специфике деятельности образовательного учреждения наработанный в иных областях практики социально–культурных инструментарий воздействия на сознание и поведение личности.
Педагогическая пропедевтика зависимого поведения в образовательном учреждении – это интеграционная концепция профилактики и

1 См.: Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. – М., 2003; Тард Г. Законы подражания. – СПб, 1992; Тард Г. Молодые преступники. – СПб., 1899; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1995; Дюркгейм Э. Самоубийство. – СПб : Изд-во «Союз», 1998; Мертон Р. Социальная структура и аномия. // Социология преступности. – М., 1966; Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: Академический Проект, 2000.
2 См. работы: Девиантное поведение: методология и методика исследования. –
М., 2004; Комлев Ю.Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростковомолодежной среды. – Казань, 2005; Позднякова М.Е. Социальные и психологические предпосылки наркотизации // Россия: трансформирующееся общество. – М., 2001; Коробкина З.В., Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи.– М., 2002; Шереги Ф.Э. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. – М., 2001; Шипунова Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. – СПб, 2003. коррекции девиантного поведения учащей молодежи, которая рассматривает личность с зависимым поведением как носителя целостного жизненного мира, в структуру которого встроен определенный симптом
«критических ситуаций». Она исповедует сопереживающую (деятельно–
участную) позицию педагога, его деятельную включенность в судьбу учащегося, выстраивает диалог на основе понимания и сопереживания проблемам и ожиданиям субъекта и постоянной рефлексии совместного опыта взаимодействия.
В технологическом плане педагогическая пропедевтика представляет целостную социально–психологическую практику, культурно– деятельностную и духовную активность педагога, направленную на оптимизацию культурно–образовательной среды, понимание и продуктивное решение проблем учащихся, провоцирующих девиантное поведение, минимизацию неблагоприятных внешних воздействий и деструктивных факторов внешней среды.
Приоритетами педагогической пропедевтики являются: сокращение
«зоны риска» зависимого поведения учащейся молодежи путем минимизации социально–психологических факторов формирования зависимого поведения; оптимизация культурно–образовательной среды, которая для
учащегося является основной сферой жизнедеятельности; корректировка
ценностно–нормативной модели личности, формирование социальной направленности и конструктивных межличностных коммуникаций в процессе проектирования общественно–значимых акций; компенсация и коррекция психологических качеств, определяющих предрасположенность к девиантному поведению и способствующих формированию ненормативной и девиантной активности; оснащение личности способами и приемами сохранения социально–нормативных параметров стиля жизни и техникой «духовной безопасности» в условиях провоцирующей среды и в ситуации воздействия неблагоприятных факторов социальной и психологической природы; защита от влияния внешних провоцирующих факторов.
В качестве критериев личностного развития, препятствующих формированию зависимых форм девиантного поведения, можно рассматривать:
1) нравственную направленность личности, фиксируемую характером ценностных ориентаций, наличием интереса к морально–этическим проблемам, способностью к этико–педагогической рефлексии;
2) социально ориентированный тип коммуникации, который на личностно–психологическом уровне обеспечивается экстернальной направленностью сознания, эмпатией, эмоциональной отзывчивостью,
«резонансностью» по отношению к чужой боли, а на поведенческом уровне проявляется в форме деятельной включенности в решение проблем других;
3) личностную ответственность за свое настоящее и будущее, готовность и способность к самостоятельному и морально вменяемому поведению;
4) социально–культурную и психологическую идентичность – способность личности осознанно действовать в рамках основного репертуара социальных ролей, удерживать на разных жизненных этапах целостный образ своего «я», эффективно разрешая возникающие личностные проблемы.
Объектом профилактической и коррекционной деятельности выступают ключевые социально–педагогические паттерны («мишени» воздействия), а именно: а) проблемные области культурно–образовательной
среды жизнедеятельности учащегося, провоцирующие девиантное поведение; б) система ценностей и психологических черт личности, детерминирующая различные формы зависимого поведения; в) критические проблемные ситуации, выражающиеся в невозможности осуществить основные жизненные программы и ведущие к утрате смысла жизни.
В системе педагогической пропедевтики особую роль играет социально–культурная деятельность учащейся молодежи как ведущее средство оптимизации культурно–образовательной среды. Педагогическое значение социально-культурной деятельности существенно возрастает в ситуации сокращения культуротворческих ресурсов учебно– образовательной деятельности, усиления деструктивного влияния социальной среды и частичной аномии традиционных институтов социализации. Воспитательные ресурсы социально–культурной деятельности определяются ее инициативным и свободным характером, способным активизировать и максимально востребовать личностный потенциал; комплексной природой, способностью оптимизировать условия личностного становления и развития в единстве социализации, инкультурации и самореализации личности. Социально–культурная деятельность, функционально и содержательно дополняя и расширяя пространство развития личности в рамках образовательных институтов и семейной среды, оптимизирует совокупные условия социальной адаптации, культурной интеграции и личностной самореализации.
Опыт профилактической работы позволяет автору сформулировать условия реализации профилактического потенциала культурно– образовательной среды:
– обеспечение информационной и социально–психологической безопасности жизнедеятельности учащихся: корректировка ценностных ориентаций и оснащение учащихся позитивными практиками самоопределения; освоение социальных технологий и навыков успешной адаптации в условиях агрессивной информационной среды и негативных воздействий социума; минимизация социально–психологических причин и факторов агрессивного поведения учащихся;
– тренинг коммуникативной компетентности: формирование коммуникативной компетентности и оптимизация социально–психологической
среды жизнедеятельности учащихся с целью профилактики поведенческих девиаций; освоение эффективных навыков диалога, позволяющих адаптироваться в условиях коллектива группы и колледжа в целом;
– активизация социально–значимой деятельности учащихся в досуговом объединении: формирование социальной направленности и развитие проектных качеств личности; освоение технологий в сфере социального проектирования (в частности, использование таких социально–культурные технологий как референтация, проблематизация, позиционирование, символизация, организация социальных акций по методу
«флешмоб»);
– оптимизация внутренней среды личностного развития (индивидуальные консультации с целью коррекции психологических особенностей учащихся «группы риска»); индивидуальное проектирование жизненных стратегий – цели и ведущие мотивы образования, типы карьеры и профессионального роста, варианты семейного самоопределения; рекомендации по формам оптимального досуга (информация о возможных рисках разных способов отдыха и удовлетворения желаний);
– реализация педагогического потенциала общегуманитарных дисциплин как средства духовно–нравственного развития личности учащихся (корректировка тематики курсов, разработка системы модульных содержательных и коммуникативно–диалоговых инсталляций в предметы социально–гуманитарного цикла).
Комплексная педагогическая методология пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи синтезирует теоретические основы девиантологии, превентивной педагогики и теории социально–культурной
деятельности, интегрирует и востребует результаты социально– педагогических, психологических и клинических исследований различных форм девиации и аддикции; заимствует и адаптирует различные социально–культурные технологий: методы воздействия на сознание и поведение, отработанные в сфере массовых коммуникаций; психотерапевтические практики, единой методологической базой которых выступает «участная» позиция педагога, его глубинное сопереживание
проблемам воспитанника; технологии оптимизации процесса социализации, инкультурации и самореализации личности, наработанные в рамках теории и методики социально–культурной деятельности.

Источник: В. Д. Гатальский
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.