Общее образование в контексте социализации личности

Наука » Педагогика
Острой социальной проблемой современности стала неспособность значительного числа выпускников массовых образовательных школ адаптироваться к новым условиям жизни и труда в нестабильном, с множеством кризисных ситуаций обществе.
Это связано, на наш взгляд, с тем, что обществом востребуется человек не столько как носитель знаний, сколько обладатель умений и навыков в осуществлении функций управления (самоуправления); использовании компьютерных средств, языков, средств общения и передвижения.
Таким образом, обществом востребуется человек (биологическое существо), функционирующий в социуме (социальное существо) с помощью различных средств связи и средств передвижения. Это, бесспорно, опасная тенденция, так как человек с точки зрения антропологии являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной. Именно культура объединяет и помогает разрешить противоречия между природным и социальным началами в человеке. Только через культуру происходит естественное вхождение человека в социальную жизнь. Следовательно, культурная сущность человека является системообразующим компонентом его целостности, а процесс социализации личности – системообразующим компонентом целостности образовательной системы. Это обусловлено тем, что социализация представляет процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, а также установления им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества. Л.С. Выготский [2] рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей культуры общества.
Следовательно, цель образовательной системы — сформировать социально зрелую личность, которая обладает следующими субъектными свойствами:
• свободная личность, способная к самоопределению. С педагогической точки зрения это означает воспитание у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания; чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, самодисциплина; независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей; способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни; умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки; осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего
развития и др.;
• гуманная (гуманизированная) личность. Гуманность – вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных свойств. Педагогические аспекты воспитания этих качеств состоят в необходимости всесторонней гуманитаризации содержания образования, гуманизации его методов и всей системы воспитательных отношений;
• духовная личность. Воспитание духовности – это путь возрождения русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности. Воспитание такой личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономию своего внутреннего мира, поиск смысла жизни, счастья, идеала. Образование – основа духовности. Однако, чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, и включать изучение учащимися основ философии, этики, эстетики, человековедения,
истории религий и других гуманитарных предметов;
• личность творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Творчество проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности: в учении, труде, быту, организации досуга, общении и т. д. Педагогически значимые ориентиры творческой личности сконцентрированы в таких характеристиках, как развитые способности, потребности в преобразующей деятельности; достаточно большой объем усвоенных знаний, умений; сочетание аналитического и интуитивного мышления, способность и стремление к жизнетворчеству;
• личность, практически готовая к жизни в определенном культурном пространстве. Выпускник современной школы готовится к жизни в условиях рыночного хозяйствования, диалога культур и народов, межнационального общения, новой религиозности, повышения роли приватной (частной) жизни. Адаптация к этим условиям требует от него практического овладения основами экономики, компьютерной грамотностью, языками мира, навыками общения, знания основ религиозных культур и т.д. В новых условиях актуализируется бережное отношение человека к своему физическому и психическому здоровью, умение вести здоровый образ жизни, иметь эстетический вкус, хорошие манеры, творить повседневную жизнь по законам красоты, обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать благополучие семьи и богатство страны.
Отличительные качества социально зрелой личности проявляются через личностные функции, которые нужно не только знать, но и учитывать в педагогической деятельности, при организации взаимодействия с воспитанниками. В.В. Сериков [6] выделяет следующие функции:
1) мотивирующая – чтобы личность приняла к действию цель, деятельность, точку зрения, необходимо обосновать значимость этого для нее;
2) опосредующая – личность опосредует внешние воздействия и внутренние импульсы поведения; личность изнутри не всё выпускает,
сдерживает, придаёт социальную форму;
3) коллозийная – личность не приемлет полной гармонии. Нормальная, развитая личность ищет противоречий;
4) критическая – личность критична ко всяким предлагаемым средствам. То, что навязывается, всегда вызывает протест. Личностно то, что создано самой личностью, а не навязано извне;
5) рефлексивная – конструирование и удержание в сознании стабильного образа «Я»;
6) смыслотворческая – личность постоянно уточняет, выверяет иерархию смыслов.
7) ориентирующая – построение личностно-ориентированной картины мира, индивидуального мировоззрения;
8) обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира;
9) творчески преобразующая – творчество – форма существования личности. Вне творческой деятельности очень мало личности, любой деятельности личность придаст творческий характер.
10) самореализующая – стремление обеспечить признание своего «Я» окружающими.
Формирование социально зрелой личности осуществляется с учетом следующих трех фаз социального развития.
Детство – адаптация индивида: овладение нормами социальной жизни; сохранение и обеспечение здоровья ребенка, развитие его природных способностей — ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Основные педагогические механизмы включают: научение на уровне грамотности (чтение, письмо, счет), воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, этическое сопереживание.
Отрочество – индивидуализация: потребность индивида в максимальной персонализации, стремление «быть личностью»; интенсивное
физическое и социальное созревание личности, создающее предпосылки начала культурной самоидентификации, вхождения в мир национальной культуры. Основные педагогические предпосылки развития в этом возрасте – включение подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысления, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечение в культурное творчество.
Юность – интеграция: приобретение черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития; профессиональное самоопределение. Механизмы личностного развития существенно меняются: на первый план выступают теоретическая подготовка в сфере гуманитарных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия,
саморегуляция, принятие решений в ситуациях выбора, жизнетворчество, саморазвитие.
Понимание механизмов социализации, культурного развития личности на каждом возрастном этапе предъявляет требование адекватности не только к содержанию, но и к технологиям образования. Приоритетное значение в младшем школьном возрасте приобретают технологии развивающего обучения; в подростковом – технологии, имеющие ценностно-ориентационный характер (например, проблемное обучение, стимулирующее способности к выбору и ориентации, а также технологии, развертывающиеся на ситуативной основе); в старшем школьном возрасте – технологии рефлексивно-творческого обучения (например, построение учебного процесса на диалогической основе, на личностносмысловой основе и др.) [5].
Существенным фактором социализации является тип поселения, в котором живут нынешние дети, подростки, юноши, взрослые люди.
Различия в социально-экономических, социально-психологических, культурных и природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей. Ведь факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сельской ментальностей. В них по-разному выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции,
обычаи, т. е. основные переменные, входящие как в содержание понятия «ментальность», так и в содержание понятия «образ жизни» (в нем фиксируется широкий диапазон индивидуальных и групповых проявлений или факторов человеческого бытия: материальных, духовных, социальных, культурных, пространственных, временных и т. д.) [1].
Следовательно, влияние такого фактора, как тип поселения, необходимо учитывать при организации в образовательном учреждении целенаправленного процесса социализации личности ребенка в любом возрасте. Особенно это требуется, чтобы в какой-то степени компенсировать недостающие условия, действие социальной среды для реализации личностью необходимых социально-психологических функций: социальная ориентировка (индивид – общество), аффилиация (индивид
– группа), контакт с другими лицами (индивид – другой человек), самоутверждение (индивид – он сам), эмоциональная разрядка [7]. Рассмотрим основное содержание этих функций.
Функция социальной ориентировки опирается на потребность в информации для ориентировки в социуме. Информация о социальных явлениях и группах, получаемая из средств массовой коммуникации, облегчает такие процессы социализации, как усвоение отдельным человеком социального опыта общества, его преобразование в собственные
ценности и установки. В школе эта функция может быть осуществлена за счет коллективного обсуждения актуальных социальных проблем, а также того из увиденного, услышанного, прочитанного, что волнует чувства и ум подрастающего поколения. Это позволит выявить различные точки зрения, сформировать коллективное мнение, которое поможет личности присвоить опыт, не пережитый ею.
Функция аффилиации имеет основой потребность человека чувствовать себя членом определенных групп, чаще всего референтных, вхождение в которые повышает его защищенность и уверенность. Школьная образовательная среда предоставляет большие возможности для этих выборов через систему кружков, секций, клубов, определяемую социальными установками и ценностными ориентациями. При этом наиболее продуктивным является использование механизма идентификации, т. е. отождествление себя с членами этих групп.
Функция контакта обусловлена потребностью личности в связях с другими людьми, которые дают возможность проявить, утвердить себя, персонализироваться. Для этого необходимо вовлекать учащихся в различные социально значимые виды деятельности, чтобы они смогли проявить себя в непосредственном общении, утвердиться в собственной востребованности и способностях, а коллективу — выявить новых лидеров.
Функция самоутверждения проявляется в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды. В таких
ситуациях совпадение выполняет роль психологической поддержки, способствует упрочению личностных установок и ценностных ориентаций, вызывает ощущение правоты и надежности. Функция самоутверждения осуществляется через функции аффилиации и контакта.
Функция эмоциональной разрядки реализуется через включение личности в деятельность системы более высокого уровня (школа – район – область – Россия) посредством участия в развлекательных программах, научном творческом поиске, публикациях и выступлениях, трудовой деятельности, что выполняет роль отвлекающих и переключающих факторов, помогает изменить диапазон личности, расширяя его
«разрешительные» эмоциональные возможности.
Воспитанию отводится важное место как инструменту ускорения и корректировки социализации. С помощью воспитания преодолеваются
или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гуманистическая ориентировка. Это достигается на основе осуществления общих принципов воспитания: гуманизма, личностного подхода, культуросообразности, природосообразности, целостности, непрерывности.
Источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Поэтому главная задача образования состоит в том,
чтобы помочь ему понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
К. Роджерс выделил пять условий личностно-ориентированного
(значимого) учения, приведем их [4].
Первое условие. Наполнение содержания обучения жизненными проблемами учащихся. Создание такой ситуации учения, в которой бы
учащиеся в определённой степени могли определиться с решением
важных для них проблем и вопросов. Второе условие – «реальность личности учителя», т. е. учитель ведет себя соответственно переживае
мым чувствам и состояниям, проявляет свои человеческие качества во взаимодействии с учениками. Третьим условием является позитивное отношение учителя к ученику; принятие учителем учащегося таким, каков он есть. Четвёртое условие касается диалогической позиции учителя к источникам и способам получения знаний учащимися. Пятое условие состоит в необходимости опираться на самоактуализацию личности учащихся. При этом обучение строится на том, что ученики взаимодействуют с жизненными проблемами, которые хотели бы решить. Они стремятся к росту, имеют непреодолимое желание творить, но не всегда способны найти выход из сложной ситуации, поэтому им требуется помощь учителя.
Таким образом, роль учителя заключается в том, чтобы организовать такие личностные взаимоотношения с учащимися и такой психологический климат, которые способствовали бы свободному проявлению названных тенденций. Перечисленные условия личностно значимого учения создаются на основе следующих принципов организации учебного процесса в педагогической системе: системная мотивация с учетом актуальных потребностей личности; психологически обоснованная дифференциация профильного обучения; индивидуализация обучения на основе блочно-модульного и коллективного способа организации
учебного процесса; диалогичность учебного процесса в системе субъект-субъектных отношений; аналитическое, исследовательское, оценочное (оценка достижений в развитии индивидуальности ученика) обучение; сотрудничество «учитель–ученик–родитель»; непрерывность образования; диагностичность и результативность учебного процесса; интеграция и компьютеризация обучения; психологизация и технологизация учебного процесса; профессионализация деятельности учителей и подготовки учащихся; взаимосвязь профильного, допрофессионального и начального профессионального образования учащихся.
Педагогические цели в системе образования отражают социальные ожидания, социальные требования к этой системе и её возможности в развитии личности обучающегося [3]. Выпускнику школы в современных условиях необходимо состояться как человеку, обладающему следующими характеристиками: духовный, с широким кругом культурных потребностей; образованный, достигший уровня компетентности и способный решать задачи в различных сферах жизнедеятельности; гуманный, способный к сотрудничеству с другими людьми, уважающий права граждан, терпимый и внимательный к чужому мнению; воспринимающий и природу как жизненную ценность; свободный, уважающий
права и основные свободы другого человека; с высоким гражданским самосознанием; сознательно и ответственно относящийся к своей жизни и здоровью; творческий, стремящийся стать мастером своего дела.
Именно такая личность может быть названа социально зрелой, а сформировать социально зрелую востребованную личность может только компетентный педагог. Компетентность – интегральная профессионально-личностная характеристика педагога. Она определяется готовностью и способностью выполнять профессиональнопедагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в настоящий момент нормами и стандартами.
Компетентность педагога определяется следующими характеристиками.
1) Способность к критической оценке и интеграции личного и иного (отечественного, зарубежного, исторического, прогнозируемого) опыта педагогической деятельности.
2) Стремление к развитию и (или) формированию личных творческих качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов.
3) Наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса.
4) Наличие высокого уровня общей коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации культурной (сложной) коммуникации, осуществляемой в режиме диалога.
5) Наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности.
6) Готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта.
7) Освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, обработки и интерпретации информации в условиях становления рыночных отношений в образовании.
8) Принятие философии маркетинга в качестве одной из основных идей деятельности педагога в условиях становления рыночных отношений в образовании.
9) Принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога.
10) Наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, т. е. стремление к самоопределению в ситуациях ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции.
11) Сформированность теоретических представлений о системном
педагогическом мышлении и наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности.
12) Осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.
13) Способность к выработке индивидуального стиля педагогического поведения.
14) Способность к принятию гуманистических ценностей современной педагогики (т. е. идеи ценностно-смыслового равенства взрослого и ребёнка).
Достижение образовательным учреждением требуемого результата
– формирование социально зрелой, востребованной обществом личности выпускника – связано, во-первых, с осознанием своей миссии, предназначения с учетом ценностей, разделяемых всеми участниками деятельности. Во-вторых, отбором и структурированием содержания воспитания и образования, исходя из ценностных приоритетов. Втретьих, организацией системы научно-методической работы, обеспечивающей поиск эффективных педагогических решений, диагностику результатов, повышение квалификации педагогов. Таким образом, образовательное учреждение формирует социально зрелую личность за счет организации образовательного пространства, содержания воспитания, образования и педагогических технологий в соответствии с ценностно-смысловым определением и с учетом обеспечения следующих процессов [8]:
1. Расширение круга личностно-значимых для учащихся проблем
1.1. Ориентация в проблемах познания мира, культуры, самого себя; выявление собственного творческого потенциала, своих интересов и возможностей.
1.2. Осознание значимости и необходимости определения ценностно-эмоционального отношения к миру, природе, конкретным явлениям общественной жизни и культуры, к самому себе.
1.3. Понимание сущности проблем преобразования мира и самого себя; развитие чувства личной сопричастности к решению этих проблем, осознание своих возможностей в их решении; развитие способности к саморегуляции поведения; формирование опыта достижений в образовательной, социальной и других видах деятельности.
2. Расширение образовательного пространства учащихся
2.1. Формирование у учащихся умений использовать в целях образования все виды школьных и внешкольных источников информации.
2.2. Развитие у учащихся способности выбирать источники информации в соответствии с целями и условиями познавательной деятельности.
3. Формирование познавательной базы решения значимых для учащихся проблем
3.1. Освоение учащимися базовых знаний и умений в следующих образовательных областях: физическая культура и здоровье, русский язык и литература, общественные и естественнонаучные дисциплины, математика, технология, художественно-эстетические дисциплины, иностранный язык.
3.2. Формирование у учащихся надпредметных знаний и умений (междисциплинарные понятия; знания о методах познания, структуре деятельности; учебные умения практического характера, интеллектуальные умения, организационные умения, психологохарактерологические умения).
3.3. Развитие познавательной самостоятельности учащихся: умение выделять познавательные проблемы, умение определять цели учебнопознавательной деятельности и конкретизировать их в задачах; умение использовать источники информации, адекватные целям учебнопознавательной деятельности; умение выбирать и использовать средства решения познавательных задач; умение представлять результаты познавательной деятельности в форме, соответствующей учебной ситуации; умение сопоставлять цели и результаты познавательной деятельности.
4. Развитие у учащихся универсальных способов решения проблем
4.1. Формирование у учащихся умений моделирования, прогнозирования, системного анализа, проектирования.
4.2. Формирование у учащихся эвристических методов решения проблем.
4.3. Формирование у учащихся методов сотрудничества, применимых в различных сферах жизнедеятельности.
4.4. Формирование у учащихся личностно-субъективной позиции в различных видах деятельности.

Список литературы
1. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. – М., 2004.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
3. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М.: Издательство «Эвгес»,2008.
4. Роджер К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс «Универс», 1994.
5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
6. Сериков В.В. Образование и личность. – М.: Логос, 1999.
7. Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 2002.
8. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. –
М.: Смысл, 2001.

Источник: Г.А. Гонтарева
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.