Социальная работа в системе учреждений исполнения наказаний состоит в создании условий и предоставлении возможностей для осужденных с целью оказания им помощи в преодолении сложных жизненных ситуаций и стимулировании положительного личностного развития в процессе ресоциализации и социальной адаптации после освобождения [1].
Специфика социальной работы с несовершеннолетними воспитанниками исправительных учреждений Америки определяется социальными и психологическими характеристиками данной категории молодежи. У подростков, пребывающих в пенитенциарных учреждениях, ежегодно диагностируется 95 тыс. случаев наркозависимости и 225 тыс. – алкоголизма. Порядка 90 % осужденных молодых людей имеют признаки психических расстройств. При этом отмечается рост
численности девушек в общем количестве юных правонарушителей.
Характерным для США является этническое, расовое и культурное разнообразие подростков, пребывающих в учреждениях исполнения наказаний. Почти четверть из них не посещают учебные заведения, а у трети воспитанников диагностируют низкий уровень обучаемости. К моменту поступления в пенитенциарные учреждения значительная часть подростков становятся родителями. Также особыми характеристиками американской молодежи, пребывающей в заключении, является нетрадиционная сексуальная ориентация, а также опыт пережитого морального и физического насилия [9].
Анализ данных о социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями, пребывающими в пенитенциарных учреждениях, показал, что стратегии ресоциализации и социальной адаптации представляют собой единую эффективную систему действий, реализуемых заинтересованными организациями и учреждениями, благодаря чему обеспечивается удовлетворение многочисленных потребностей юношества. Под эффективными совместными действиями имеются ввиду интегративные услуги, предоставляемые подросткам различными организациями (как государственными, так и общественными) с момента их контакта с системой ювенальной юстиции, на протяжении периода отбывания назначенного наказания и после его окончания. Такое партнерство представляет собой длительные, повсеместно распространенные отношения, которые характеризуются взаимной выгодой, взаимозависимостью и ориентацией на совместную работу с целью достижения положительного результата.
Американские модели программ реабилитации юных правонарушителей предусматривают реализацию пяти элементов процесса перевоспитания:
• диагностирование особых потребностей несовершеннолетних правонарушителей и определение степени угрозы, которую они представляют для общества;
• индивидуализация плана вмешательства;
• координация усилий специалистов междисциплинарной команды вмешательства;
• использование ресурсов общины и социальных групп, которые влияют на формирование личности подростка и их тесное сотрудничество с целью перевоспитания юного правонарушителя;
• применение принципа наказания и поощрения [2].
Американские пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних обеспечивают воспитанникам доступ к академическому образованию и профессионально-техническому обучению, осуществляют индивидуальное консультирование воспитанников, а также психологическое сопровождение родителей. Семьи подростков приглашаются к участию в работе совместных семейных консультационных групп. Девушкам и юношам, находящимся под стражей, гарантируется медицинское обслуживание и удовлетворение религиозных потребностей. Кроме того, социальная работа с юными правонарушителями предполагает проведение комплекса психологических тренингов, направленных на повышение социально-психологической компетенции юношей и девушек, привитие навыков безопасной и самостоятельной жизнедеятельности. Такие мероприятия способствуют преодолению подростками проблем, вызванных разными формами насилия и зависимостью от алкоголя и наркотических веществ. Помимо этого, поощряются участие молодежи в программах восстановительного правосудия и участие в общественных работах. В случае условно-досрочного освобождения молодым людям оказывают помощь в трудоустройстве и содействие в решении бытовых проблем. Предоставление такого исчерпывающего перечня услуг в интересах несовершеннолетних правонарушителей требует и является возможным благодаря тесному сотрудничеству пенитенциарных учреждений с социальными службами, учреждениями образования и здравоохранения, религиозными организациями, членами семьи подростков, находящихся в исправительных учреждениях, и общественности [6].
Стоит отметить, что характерными для американских реабилитационных программ в интересах осужденных подростков является их непрерывность.
Процесс вмешательства с целью перевоспитания девиантной молодежи начинается с момента приема юных правонарушителей в пенитенциарные учреждения, осуществляется на протяжении всего периода их пребывания в заключении и продолжается после освобождения в виде наставничества и консультаций, предоставляемых социальными службами и офицерами службы пробации и надзора за условно-освобожденными.
В течение первых двух недель пребывания в пенитенциарном учреждении юноши и девушки проходят диагностическое медицинское и психологическое обследование для выявления особых потребностей,
включая зависимости от психоактивных веществ, а также с целью выявления пробелов в образовании и профессиональных склонностей. По результатам всестороннего обследования составляется план вмешательства, текущий контроль его реализации, осуществляемый куратором. По общепринятому стандарту, за одним куратором может быть закреплено не более двадцати пяти подростков, находящихся в заключении [4].
Другая особенность процесса перевоспитания и возвращения к нормальной жизни в обществе – поступательный характер перехода несовершеннолетних правонарушителей от жизни в условиях пенитенциарного учреждения к возвращению в общество по окончании срока наказания силами учреждений, которые осуществляют контроль исполнения наказаний, и социальными службами. За шестьдесят дней до
освобождения воспитанникам исправительных учреждений разрешено краткосрочное пребывание в обществе, за пределами учреждения, под надзором. За месяц до освобождения подросткам позволены визиты домой на ночь или в выходные дни. В первые два месяца после освобождения молодые люди продолжают встречаться с ответственными лицами учреждений по надзору за исполнением наказаний от пяти до семи раз в неделю. В следующие два месяца регулярность встреч снижается до трех-пяти посещений в неделю и до трех встреч на протяжении последних 30 дней надзора за условно-досрочно освобожденными. Надзор подразумевает введение таких мер, как комендантский час, нерегулярное тестирование на предмет употребления психоактивных веществ, домашний арест, электронное слежение, ежемесячные судебные проверки. Также поэтапность выражается в снижении интенсивности надзора за юными осужденными в случае их условно-досрочного освобождения: по возвращении в общество молодые люди продолжают находиться под наблюдением с соблюдением режима дня и получать социальные услуги. Другими мероприятиями может быть установление комендантского часа для бывшего правонарушителя и регулярный анализ биоматериалов с целью выявления факта использования психоактивных веществ.
Специальные программы подготовки подростков к освобождению составляются после оценивания степени риска юного правонарушителя для общества и прогресса изменений в его личности.
Соблюдение права подростков на образование является основным компонентом воспитательного и профилактического воздействия на личность несовершеннолетних правонарушителей. В то же время
потребность в продолжении обучения в условиях выполнения назначенного наказания, в том числе связанного с лишением свободы, признается подростками во многих опросах. Содержание образовательных услуг определяется сроком ограничения свободы и предусматривают, прежде всего, подготовку юношей и девушек к сдаче экзаменов для получения свидетельства о среднем образовании и способствовании их реинтеграции в общество. Основой для программ профессиональной ориентации осужденных подростков является целостный подход к перевоспитанию и сочетание профессонально-технического обучения, вспомогательных услуг (повышение способности к трудовой деятельности, обучение навыкам социальной коммуникации, индивидуальная опека над воспитанниками) и общественных работ, реализация которого становится возможным благодаря поддержке производственных предприятий.
Важным заданием для специалистов, которые обучают юных воспитанников пенитенциарных учреждений, является создание условий, в которых каждый подросток имел бы возможность демонстрировать позитивную динамику и прогресс в перевоспитании. Подобная цель
достигается посредством использования стратегий и материалов, которые представляют интерес для молодежи. Это могут быть ссылки на популярные в молодежной среде периодические издания, музыкальные и художественные произведения, правила управления автотранспортным средством [7].
Что касается получения навыков востребованных профессий, то, например, старшим воспитанникам исправительного учреждения для несовершеннолетних предлагают получить профессию и сертификат сварщика, а программа обучения основам косметологии, которые изучают юные правонарушительницы во время выполнения наказания, связанного с ограничением свободы, позволяет девушкам овладеть навыками парикмахерского и маникюрного дела, получить документ, подтверждающий овладение навыками соответствующих профессий, что способствует успешному трудоустройству и социальной адаптации воспитанниц после освобождения [3].
Помимо этого, программы вмешательства учитывают культурные потребности юношества и адаптированы к особым потребностям юных представителей разных этнических групп. Например, большая часть несовершеннолетних правонарушителей из числа коренного населения Америки, которые отбывают наказания, связанные с ограничением свободы, страдают от алкогольной и наркотической зависимости, и, следовательно, имеют потребность в профессиональной психологической помощи. Ориентация на сохранение культурной идентичности и обычаев таких молодых людей в условиях пенитенциарных учреждений имеет критическое значение, поскольку после освобождения они возвращаются в свои родные общины, т. е. в резервации коренных жителей Америки. В связи с этим членам семьи и представителям индианской общины позволено навещать и поддерживать связь с юными заключенными настолько, насколько такие контакты не ставят под угрозу безопасность учреждения. Помимо этого разрешены ритуальные практики, общение с духовными наставниками индианской общины и целителями, а также доступ к литературе коренного населения Америки [4].
Особые образовательные потребности имеют подростки с ограниченным умственными способностями, к которым относят низкий уровень обучаемости, умственную отсталость, нарушения эмоционального развития. План работы с такой категорией правонарушителей предполагает индивидуализацию курсов образовательных программ. Именно потому особенное значение приобретает подготовка подростков с особенностями умственного развития, находящихся в заключении, к возвращению к нормальной жизни в обществе. Общими для такой молодежи образовательными услугами в условиях пенитенциарных учреждений является обучение грамоте, функциональным навыкам, подготовка и сдача экзаменов для получения свидетельства о
среднем образовании, профессиональная ориентация. Несмотря на предпринимаемые на федеральном уровне меры по обеспечению благосостояния подростков с ограниченными умственными способностями, представители социальных служб и пенитенциарных учреждений убеждены в том, что в случаях тяжелых состояний такие несовершеннолетние требуют особого ухода в условиях здравоохранительных учреждений [7].
Услуги по охране здоровья, которые предлагаются молодежи в условиях американских пенитенциарных учреждений, включают первичную медицинскую помощь, оказание помощи в состояниях обострения, профилактические меры, стоматологическую помощь, консультации и лечение у психиатра и офтальмолога, а также реабилитационные мероприятия. В целом достаточно высокий уровень медицинского обслуживания, доступного в условиях пребывания подростков под стражей, позволяет предлагать им исчерпывающий перечень профессиональных медицинских услуг, что гарантирует поддержание и сохранение здоровья молодежи [10].
Имеет место проблема, с которой сталкиваются сотрудники правоохранительных органов и социальные работники, сущность которой состоит в наличии подростков-правонарушителей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Персонал пенитенциарных учреждений принимает метры, способствующие воспитанию толерантного отношения к представителям сексуальных меньшинств среди воспитанников: как среди молодежи, так и среди сотрудников учреждений исполнения наказаний. Проблемы подростков – представители сексуальных меньшинств обсуждаются во время групповых встреч, освещаются в доступных ознакомительных и учебных материалах и учебных дисциплинах [8].
Стоит отметить, что правоохранительные органы США на практике реализуют принципы гендерной политики, суть которой сводится к коррекции поведения несовершеннолетних правонарушителей с учетом характерных для каждой культуры особенностей представлений о сущности мужского и женского начал и усвоением соответствующих моделей поведения. Гендерно-специфические программы для юных правонарушительниц предусматривают реализацию таких мер, которые способствуют актуализации и раскрытию личностного потенциала юных женщин, смене стереотипов, которые препятствуют полной реализации их способностей и возможностей.
Так, гендерно-специфическая программа «Гроус» (рус. – «рост») рассчитана на оказание воздействия на девушек, находящихся в заключении, и на членов их семей. В рамках этой реабилитационной программы для юных правонарушительниц действует направление
«Безопасный Старт», рассчитанное на интенсивную работу с несовершеннолетними матерями и их детьми в дневное время без круглосуточного пребывания в исправительном учреждении.
План программы включает общие и индивидуализированные меры перевоспитания. К общим мероприятиям относятся обучение специфическим для женщин навыкам самостоятельной безопасной жизнедеятельности, выполнение общественных работ, получение образования, посещение занятий по функциональной семейной терапии и дальнейшее реабилитационное сопровождение в течение одного года после окончания срока наказания и возвращения в общество. Индивидуализированные мероприятия включают индивидуальную или групповую терапию, участие в группах преодоления психических травм для девушек, которые подвергались сексуальному насилию, а также в группах преодоления зависимостей от психоактивных веществ.
Например, юные матери, которые пребывают в реабилитационноисправительном учреждении для несовершеннолетних в г. Женева
(штат Небраска), имеют возможность общаться со своими детьми в течение трех часов три-четыре раза в неделю. Встречи проходят в детской комнате, оборудованной для удовлетворения любых потребностей матери и ребенка: от средств гигиены и развивающих игрушек до комнаты приготовления и приема пищи и ванной комнаты. Юным матерям также предлагается посещать занятия по уходу за детьми и их воспитанию. Финансовая поддержка проекта осуществляется за счет благотворительных взносов и пожертвований [5].
Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что в Соединенных Штатах Америки социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями , пребывающими в заключении, нацелена, прежде
всего, на обеспечение ресоциализации и социальной адаптации юношей и девушек. Условием эффективности реабилитационного воздействия на молодежь является координированное взаимодействие между заинтересованными ведомствами, которое дает возможность осуществлять воспитание и перевоспитание поступательно, на каждом этапе контакта подростка с правоохранительными органами, превращая его в продуктивного члена общества, и системно, имея возможность влиять на все факторы и уровни социального формирования личности. В осуществлении процесса реабилитации несовершеннолетних правонарушителей американские правоохранительные органы полагаются не только на присущие им полномочия и возможности, но и задействуют для этого финансовые и кадровые ресурсы органов всей системы ювенальной юстиции, социальных служб, образовательных и здравоохранительных учреждений и общественных организаций. Характерной особенностью социальной работы с осужденными подростками в Америке является ее индивидуализация и ориентация на удовлетворение особых потребностей каждого отдельного несовершеннолетнего правонарушителя.
Список литературы
1. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: учеб. пособие / под ред. проф. А.Н.Сухова. – М.: Московский психолого-социальный институт,
2007. – 300 с.
2. Byrnes M., Macallair D., Shorter A.D. Aftercare as Afterthought: Reentry and the
California Youth Authority. – Aug., 2002.
3. Conlon B., Harris S., Nagel J., Hillman M., Hanson R. Education: Don’t Leave
Prison Without It // Corrections Today. – Feb., 2008. – P. 48–52.
4. Escarcega A. Working Collaboratively: Addressing the Needs of Federally Sentenced Juvenile Offenders // Corrections Today. – Vol. 66. – № 1.
5. Furniss J. Youth Counselor Offers Hands-On Approach to Parenting // Corrections Today. – June, 2009. – P. 43.
6. Gibson S., Duncan G. A Multifaceted Approach from Intake to Discharge // Corrections Today. – Feb., 2008. – P. 58–59.
7. Leone P.E., Meisel S.M., Drakeford W. Special Education Programs for Youth with Disabilities in Juvenile Corrections // Journal of Correctional Education. Volume 53. – Iss. 2. – June, 2002.
8. Lesbian and Bisexual Girls in the Juvenile Justice System // Child and Adolescent Social Work Journal. – Vol.19. – No.4. – Aug., 2002. – P. 285–301.
9. Mitchell, J., Dodder, R.A. Neutralization and delinquency: A comparison by sex and ethnicity // Adolescence. – Summer 90. – Vol. 25. – №. 98
10. Parikh R.C., Henry J., Slott N., Gadow G. Challenges in Health Care Delivery.
Juvenile Corrections in Texas // Corrections Today. – Oct., 2009. – P. 38–43.
Специфика социальной работы с несовершеннолетними воспитанниками исправительных учреждений Америки определяется социальными и психологическими характеристиками данной категории молодежи. У подростков, пребывающих в пенитенциарных учреждениях, ежегодно диагностируется 95 тыс. случаев наркозависимости и 225 тыс. – алкоголизма. Порядка 90 % осужденных молодых людей имеют признаки психических расстройств. При этом отмечается рост
численности девушек в общем количестве юных правонарушителей.
Характерным для США является этническое, расовое и культурное разнообразие подростков, пребывающих в учреждениях исполнения наказаний. Почти четверть из них не посещают учебные заведения, а у трети воспитанников диагностируют низкий уровень обучаемости. К моменту поступления в пенитенциарные учреждения значительная часть подростков становятся родителями. Также особыми характеристиками американской молодежи, пребывающей в заключении, является нетрадиционная сексуальная ориентация, а также опыт пережитого морального и физического насилия [9].
Анализ данных о социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями, пребывающими в пенитенциарных учреждениях, показал, что стратегии ресоциализации и социальной адаптации представляют собой единую эффективную систему действий, реализуемых заинтересованными организациями и учреждениями, благодаря чему обеспечивается удовлетворение многочисленных потребностей юношества. Под эффективными совместными действиями имеются ввиду интегративные услуги, предоставляемые подросткам различными организациями (как государственными, так и общественными) с момента их контакта с системой ювенальной юстиции, на протяжении периода отбывания назначенного наказания и после его окончания. Такое партнерство представляет собой длительные, повсеместно распространенные отношения, которые характеризуются взаимной выгодой, взаимозависимостью и ориентацией на совместную работу с целью достижения положительного результата.
Американские модели программ реабилитации юных правонарушителей предусматривают реализацию пяти элементов процесса перевоспитания:
• диагностирование особых потребностей несовершеннолетних правонарушителей и определение степени угрозы, которую они представляют для общества;
• индивидуализация плана вмешательства;
• координация усилий специалистов междисциплинарной команды вмешательства;
• использование ресурсов общины и социальных групп, которые влияют на формирование личности подростка и их тесное сотрудничество с целью перевоспитания юного правонарушителя;
• применение принципа наказания и поощрения [2].
Американские пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних обеспечивают воспитанникам доступ к академическому образованию и профессионально-техническому обучению, осуществляют индивидуальное консультирование воспитанников, а также психологическое сопровождение родителей. Семьи подростков приглашаются к участию в работе совместных семейных консультационных групп. Девушкам и юношам, находящимся под стражей, гарантируется медицинское обслуживание и удовлетворение религиозных потребностей. Кроме того, социальная работа с юными правонарушителями предполагает проведение комплекса психологических тренингов, направленных на повышение социально-психологической компетенции юношей и девушек, привитие навыков безопасной и самостоятельной жизнедеятельности. Такие мероприятия способствуют преодолению подростками проблем, вызванных разными формами насилия и зависимостью от алкоголя и наркотических веществ. Помимо этого, поощряются участие молодежи в программах восстановительного правосудия и участие в общественных работах. В случае условно-досрочного освобождения молодым людям оказывают помощь в трудоустройстве и содействие в решении бытовых проблем. Предоставление такого исчерпывающего перечня услуг в интересах несовершеннолетних правонарушителей требует и является возможным благодаря тесному сотрудничеству пенитенциарных учреждений с социальными службами, учреждениями образования и здравоохранения, религиозными организациями, членами семьи подростков, находящихся в исправительных учреждениях, и общественности [6].
Стоит отметить, что характерными для американских реабилитационных программ в интересах осужденных подростков является их непрерывность.
Процесс вмешательства с целью перевоспитания девиантной молодежи начинается с момента приема юных правонарушителей в пенитенциарные учреждения, осуществляется на протяжении всего периода их пребывания в заключении и продолжается после освобождения в виде наставничества и консультаций, предоставляемых социальными службами и офицерами службы пробации и надзора за условно-освобожденными.
В течение первых двух недель пребывания в пенитенциарном учреждении юноши и девушки проходят диагностическое медицинское и психологическое обследование для выявления особых потребностей,
включая зависимости от психоактивных веществ, а также с целью выявления пробелов в образовании и профессиональных склонностей. По результатам всестороннего обследования составляется план вмешательства, текущий контроль его реализации, осуществляемый куратором. По общепринятому стандарту, за одним куратором может быть закреплено не более двадцати пяти подростков, находящихся в заключении [4].
Другая особенность процесса перевоспитания и возвращения к нормальной жизни в обществе – поступательный характер перехода несовершеннолетних правонарушителей от жизни в условиях пенитенциарного учреждения к возвращению в общество по окончании срока наказания силами учреждений, которые осуществляют контроль исполнения наказаний, и социальными службами. За шестьдесят дней до
освобождения воспитанникам исправительных учреждений разрешено краткосрочное пребывание в обществе, за пределами учреждения, под надзором. За месяц до освобождения подросткам позволены визиты домой на ночь или в выходные дни. В первые два месяца после освобождения молодые люди продолжают встречаться с ответственными лицами учреждений по надзору за исполнением наказаний от пяти до семи раз в неделю. В следующие два месяца регулярность встреч снижается до трех-пяти посещений в неделю и до трех встреч на протяжении последних 30 дней надзора за условно-досрочно освобожденными. Надзор подразумевает введение таких мер, как комендантский час, нерегулярное тестирование на предмет употребления психоактивных веществ, домашний арест, электронное слежение, ежемесячные судебные проверки. Также поэтапность выражается в снижении интенсивности надзора за юными осужденными в случае их условно-досрочного освобождения: по возвращении в общество молодые люди продолжают находиться под наблюдением с соблюдением режима дня и получать социальные услуги. Другими мероприятиями может быть установление комендантского часа для бывшего правонарушителя и регулярный анализ биоматериалов с целью выявления факта использования психоактивных веществ.
Специальные программы подготовки подростков к освобождению составляются после оценивания степени риска юного правонарушителя для общества и прогресса изменений в его личности.
Соблюдение права подростков на образование является основным компонентом воспитательного и профилактического воздействия на личность несовершеннолетних правонарушителей. В то же время
потребность в продолжении обучения в условиях выполнения назначенного наказания, в том числе связанного с лишением свободы, признается подростками во многих опросах. Содержание образовательных услуг определяется сроком ограничения свободы и предусматривают, прежде всего, подготовку юношей и девушек к сдаче экзаменов для получения свидетельства о среднем образовании и способствовании их реинтеграции в общество. Основой для программ профессиональной ориентации осужденных подростков является целостный подход к перевоспитанию и сочетание профессонально-технического обучения, вспомогательных услуг (повышение способности к трудовой деятельности, обучение навыкам социальной коммуникации, индивидуальная опека над воспитанниками) и общественных работ, реализация которого становится возможным благодаря поддержке производственных предприятий.
Важным заданием для специалистов, которые обучают юных воспитанников пенитенциарных учреждений, является создание условий, в которых каждый подросток имел бы возможность демонстрировать позитивную динамику и прогресс в перевоспитании. Подобная цель
достигается посредством использования стратегий и материалов, которые представляют интерес для молодежи. Это могут быть ссылки на популярные в молодежной среде периодические издания, музыкальные и художественные произведения, правила управления автотранспортным средством [7].
Что касается получения навыков востребованных профессий, то, например, старшим воспитанникам исправительного учреждения для несовершеннолетних предлагают получить профессию и сертификат сварщика, а программа обучения основам косметологии, которые изучают юные правонарушительницы во время выполнения наказания, связанного с ограничением свободы, позволяет девушкам овладеть навыками парикмахерского и маникюрного дела, получить документ, подтверждающий овладение навыками соответствующих профессий, что способствует успешному трудоустройству и социальной адаптации воспитанниц после освобождения [3].
Помимо этого, программы вмешательства учитывают культурные потребности юношества и адаптированы к особым потребностям юных представителей разных этнических групп. Например, большая часть несовершеннолетних правонарушителей из числа коренного населения Америки, которые отбывают наказания, связанные с ограничением свободы, страдают от алкогольной и наркотической зависимости, и, следовательно, имеют потребность в профессиональной психологической помощи. Ориентация на сохранение культурной идентичности и обычаев таких молодых людей в условиях пенитенциарных учреждений имеет критическое значение, поскольку после освобождения они возвращаются в свои родные общины, т. е. в резервации коренных жителей Америки. В связи с этим членам семьи и представителям индианской общины позволено навещать и поддерживать связь с юными заключенными настолько, насколько такие контакты не ставят под угрозу безопасность учреждения. Помимо этого разрешены ритуальные практики, общение с духовными наставниками индианской общины и целителями, а также доступ к литературе коренного населения Америки [4].
Особые образовательные потребности имеют подростки с ограниченным умственными способностями, к которым относят низкий уровень обучаемости, умственную отсталость, нарушения эмоционального развития. План работы с такой категорией правонарушителей предполагает индивидуализацию курсов образовательных программ. Именно потому особенное значение приобретает подготовка подростков с особенностями умственного развития, находящихся в заключении, к возвращению к нормальной жизни в обществе. Общими для такой молодежи образовательными услугами в условиях пенитенциарных учреждений является обучение грамоте, функциональным навыкам, подготовка и сдача экзаменов для получения свидетельства о
среднем образовании, профессиональная ориентация. Несмотря на предпринимаемые на федеральном уровне меры по обеспечению благосостояния подростков с ограниченными умственными способностями, представители социальных служб и пенитенциарных учреждений убеждены в том, что в случаях тяжелых состояний такие несовершеннолетние требуют особого ухода в условиях здравоохранительных учреждений [7].
Услуги по охране здоровья, которые предлагаются молодежи в условиях американских пенитенциарных учреждений, включают первичную медицинскую помощь, оказание помощи в состояниях обострения, профилактические меры, стоматологическую помощь, консультации и лечение у психиатра и офтальмолога, а также реабилитационные мероприятия. В целом достаточно высокий уровень медицинского обслуживания, доступного в условиях пребывания подростков под стражей, позволяет предлагать им исчерпывающий перечень профессиональных медицинских услуг, что гарантирует поддержание и сохранение здоровья молодежи [10].
Имеет место проблема, с которой сталкиваются сотрудники правоохранительных органов и социальные работники, сущность которой состоит в наличии подростков-правонарушителей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Персонал пенитенциарных учреждений принимает метры, способствующие воспитанию толерантного отношения к представителям сексуальных меньшинств среди воспитанников: как среди молодежи, так и среди сотрудников учреждений исполнения наказаний. Проблемы подростков – представители сексуальных меньшинств обсуждаются во время групповых встреч, освещаются в доступных ознакомительных и учебных материалах и учебных дисциплинах [8].
Стоит отметить, что правоохранительные органы США на практике реализуют принципы гендерной политики, суть которой сводится к коррекции поведения несовершеннолетних правонарушителей с учетом характерных для каждой культуры особенностей представлений о сущности мужского и женского начал и усвоением соответствующих моделей поведения. Гендерно-специфические программы для юных правонарушительниц предусматривают реализацию таких мер, которые способствуют актуализации и раскрытию личностного потенциала юных женщин, смене стереотипов, которые препятствуют полной реализации их способностей и возможностей.
Так, гендерно-специфическая программа «Гроус» (рус. – «рост») рассчитана на оказание воздействия на девушек, находящихся в заключении, и на членов их семей. В рамках этой реабилитационной программы для юных правонарушительниц действует направление
«Безопасный Старт», рассчитанное на интенсивную работу с несовершеннолетними матерями и их детьми в дневное время без круглосуточного пребывания в исправительном учреждении.
План программы включает общие и индивидуализированные меры перевоспитания. К общим мероприятиям относятся обучение специфическим для женщин навыкам самостоятельной безопасной жизнедеятельности, выполнение общественных работ, получение образования, посещение занятий по функциональной семейной терапии и дальнейшее реабилитационное сопровождение в течение одного года после окончания срока наказания и возвращения в общество. Индивидуализированные мероприятия включают индивидуальную или групповую терапию, участие в группах преодоления психических травм для девушек, которые подвергались сексуальному насилию, а также в группах преодоления зависимостей от психоактивных веществ.
Например, юные матери, которые пребывают в реабилитационноисправительном учреждении для несовершеннолетних в г. Женева
(штат Небраска), имеют возможность общаться со своими детьми в течение трех часов три-четыре раза в неделю. Встречи проходят в детской комнате, оборудованной для удовлетворения любых потребностей матери и ребенка: от средств гигиены и развивающих игрушек до комнаты приготовления и приема пищи и ванной комнаты. Юным матерям также предлагается посещать занятия по уходу за детьми и их воспитанию. Финансовая поддержка проекта осуществляется за счет благотворительных взносов и пожертвований [5].
Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что в Соединенных Штатах Америки социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями , пребывающими в заключении, нацелена, прежде
всего, на обеспечение ресоциализации и социальной адаптации юношей и девушек. Условием эффективности реабилитационного воздействия на молодежь является координированное взаимодействие между заинтересованными ведомствами, которое дает возможность осуществлять воспитание и перевоспитание поступательно, на каждом этапе контакта подростка с правоохранительными органами, превращая его в продуктивного члена общества, и системно, имея возможность влиять на все факторы и уровни социального формирования личности. В осуществлении процесса реабилитации несовершеннолетних правонарушителей американские правоохранительные органы полагаются не только на присущие им полномочия и возможности, но и задействуют для этого финансовые и кадровые ресурсы органов всей системы ювенальной юстиции, социальных служб, образовательных и здравоохранительных учреждений и общественных организаций. Характерной особенностью социальной работы с осужденными подростками в Америке является ее индивидуализация и ориентация на удовлетворение особых потребностей каждого отдельного несовершеннолетнего правонарушителя.
Список литературы
1. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: учеб. пособие / под ред. проф. А.Н.Сухова. – М.: Московский психолого-социальный институт,
2007. – 300 с.
2. Byrnes M., Macallair D., Shorter A.D. Aftercare as Afterthought: Reentry and the
California Youth Authority. – Aug., 2002.
3. Conlon B., Harris S., Nagel J., Hillman M., Hanson R. Education: Don’t Leave
Prison Without It // Corrections Today. – Feb., 2008. – P. 48–52.
4. Escarcega A. Working Collaboratively: Addressing the Needs of Federally Sentenced Juvenile Offenders // Corrections Today. – Vol. 66. – № 1.
5. Furniss J. Youth Counselor Offers Hands-On Approach to Parenting // Corrections Today. – June, 2009. – P. 43.
6. Gibson S., Duncan G. A Multifaceted Approach from Intake to Discharge // Corrections Today. – Feb., 2008. – P. 58–59.
7. Leone P.E., Meisel S.M., Drakeford W. Special Education Programs for Youth with Disabilities in Juvenile Corrections // Journal of Correctional Education. Volume 53. – Iss. 2. – June, 2002.
8. Lesbian and Bisexual Girls in the Juvenile Justice System // Child and Adolescent Social Work Journal. – Vol.19. – No.4. – Aug., 2002. – P. 285–301.
9. Mitchell, J., Dodder, R.A. Neutralization and delinquency: A comparison by sex and ethnicity // Adolescence. – Summer 90. – Vol. 25. – №. 98
10. Parikh R.C., Henry J., Slott N., Gadow G. Challenges in Health Care Delivery.
Juvenile Corrections in Texas // Corrections Today. – Oct., 2009. – P. 38–43.
Источник: Е.В. Ушкварок
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи