Расширенное изложение схемы шестишагового рефрейминга

Наука » Психология » НЛП » Ориентация личности с помощью речевых стратегий
А сейчас, когда у вас уже есть некоторая практика использования других моделей рефрейминга, давайте вернемся к базовой схеме шестишагового рефрейминга (переформирования) для того, чтобы вы могли использовать эту модель более утонченно.

Кргда вы делаете переформирование со своими клиентами, происходит очень много вещей, и мы хотим, чтобы у вас было много бихевиоральных выборов для ответа на широкий круг реакций клиента. Сейчас я хочу, чтобы вы сделали следующее: я буду ваш клиент, а вы будете делать со мной переформирование. Яуду играть роль водителя грузовика, которого зовут Кэн. Женщина: Чего вы хотите?

Кэн: Я не уверен в том, что я чего-то хочу, но я могу сказать вам, чего я не хочу: я не хочу Y. Y — это сущее несчастье, могу я вам сказать.

Создание новой части личности

Наука » Психология » НЛП » Ориентация личности с помощью речевых стратегий
Один из вопросов, который мы постоянно задаем себе с тех пор, как начали заниматься психологией, состоит в следующем: " что делает данное переживание терапевтическим или нетерапевтическим?" Каждая терапевтическая шкала имеет в себе такие элементы, которые у одних людей вызывают изменения, а у других — нет. Иногда же они вызывают изменения, которые являются почти бесполезными. Насколько я понимаю, одни и те же способы могут вызывать как конструктивные изменения, так и деструктивные.

Техники, которые используют благонамеренные родители и учителя, в сущности являются эффективными и могущественными механизмами изменения, создающие у детей такие типы поведения, которые калечат их на всю будущую жизнь.

Сегодня я хоу научить вас третьей модели рефрей-минга. Мы хотим научить вас создавать новую часть личности. Педагоги, родители и благонамеренные терапевты занимаются созданием новых частей личности не так четко, как мы хотим научить вас делать это. Они смешивают различные куски и делают это очень долго; тем не менее, те из вас, кто работает терапевтами, очень быстро узнают все элементы этого процесса. В этой модели больше шагов, чем в шестишаговой модели рефрейминга, и она предназначена для того, чтобы делать совершенно другие вещи.

Договор между частями личности

Наука » Психология » НЛП » Ориентация личности с помощью речевых стратегий
Применяя шестишаговую модель переформирования (рефрейминга), мы предполагаем, что существует определенная часть личности, которая делает то, что вы не хотите делать, либо не дает вам делать что-либо, подход является одним из способов описания такой трудности, и — обычно вы можете организовать ваш опыт таким способом, таким образом. Вы можете сделать так, что любая трудность, с которой встретился человек, всегда принята как точное, поскольку нечто продуцирует трудность.

Тем не менее, иногда более адекватно было бы начать, делая совершенно иное предположение. Вы можете дейст — вовать так. как будто бы трудность была обусловлена тем, что две или большее количество частей личности находятся в конфликте. Каждая из них имеет свою полезную функцию и установленный способ ее реализации, не действуя, они наступают друг другу на пятки. Таким образом, нет такой части, которая бы "заставляла вас это делать", а есть две части, каждая из которых делает. нечто полезное, но способы, с помощью которых они это делают, находятся в конфликте друг с другом.

Рефрейминг содержания: изменение смысла и контекста

Наука » Психология » НЛП » Ориентация личности с помощью речевых стратегий
Вы изучили уже шестишаговую модель рефрейминга. В этой модели вы устанавливаете связь с некоторой частью психики, определяете ее позитивное назначение, а затем создаете три вида альтернативного поведения, удовлетворяющих этому назначению. Это превосходная модель для всевозможных целей, работающая в самых разнообразных случаях. В нее встроены способы контроля, подстройка к будущему и экологическая проверка, так что вы едва ли ошибетесь, если будете правильно следовать ей со вниманием к сенсорным восприятиям.

И все же это лишь одна из моделей рефрейминга. Есть несколько других моделей, до которых мы обычно не доходим при семинарском обучении, большею частью по недостатку времени. Одна из них, — так называемый "рефрейминг содержания", — представляет собой наиболее обычный способ применения рефрейминга в терапии. Мы называем его рефреймингом содержания, поскольку в этом случае, в отличие от шестишагового рефрейминга, вы должны предварительно знать конкретное содержание. Есть два вида рефрейминга содержания, и я приведу вам примеры обоих. Один из моих излюбленных примеров — следующий. Лесли Камерон-Бэндлер однажды работала в семинаре с женщиной, у которой было компульсивное поведение — она была помешана на чистоте. Она способна была при каждой уборке вытирать пыль с лампочек!

Подстройка к будущему

Наука » Психология » НЛП » С тех пор они жили счастливо
Хотя подстройка к будущему — эта аспект, включенный во все техники, о которых шла речь на этих страницах, она заслуживает специального рассмотрения ввиду значитель­ной теоретической и практической важности. Подстройка к будущему — процесс обеспечения уверенности, что из­менения, осуществленные в результате терапии, станут обобщенными и станут доступны в соответствующих внешних контекстах. Слишком часто изменения, которые происходят в терапии, остаются привязанными к терапев­ту или месту терапии, как специфическим якорям, а не доступными клиенту в ситуациях, когда как раз особенно необходимо новое поведение и новые реакции.

Первый и основной метод подстройки к будущему но­вых форм поведения или новых реакций — это привязывание их к якорям сенсорных стимулов, которые естественно возникают в соответствующих контекстах. Пятый шаг ше­стишагового переформирования подстраивает новое пове­дение к будущему, спрашивая соответствующую часть личности, согласна ли она взять на себя ответственность за проявление нового поведения в подходящем контексте. В примере с переформированием Тома я спросила, как он узнает, что нуждается в выборе новых возможностей. Для него сигналом было ощущение, что на него давят, и я при­вязала новые возможности поведения с помощью якоря к этому чувству. В изменении истории подстройка к будуще­му осуществляется с помощью задания клиенту вопроса, в каких обстоятельствах в будущем ему снова понадобится этот ресурс, доступ к которому вы обеспечили. Когда будущие обстоятельства определены, клиент создает внутрен­нюю проекцию этих обстоятельств, в которых требуемый ресурс присутствует и выражен. Таким образом ресурс становится привязанным к контексту, в котором он нахо­дится. Терапевтическая метафора обеспечивает подстрой­ку к будущему, включая ведущее или будущее поведение как часть в конструкцию. Подстройка к будущему измене­ний, достигаемых в визуально-кинестетической диссоциации, лучше всего осуществляется предъявлением клиенту актуальных стимулов, которые в прошлом запускали фобическую реакцию. Если это страх высоты, нужно предло­жить клиенту пойти на высокое место и выяснить, достиг­нуто ли изменение.

Техника оценки отношений

Наука » Психология » НЛП » С тех пор они жили счастливо
Техника оценки отношений — это процесс, который дает возможность каждому из членов пары (или одному из них) обнаружить и оценить критерии (стандарты) и пове­дение в своих отношениях. Этот процесс включает оценку того, может ли каждый из членов пары получить то, чего он хочет, и то, что ему нужно, от другого. В зависимости от полученной оценки люди могут прийти к выводу, что они либо больше не подходят друг другу (что дает уверенность в том, что решение расстаться — правильно), либо будут мотивированы к позитивному продолжению того, чтобы дать и получить удовлетворение друг от друга.

Эта техника создана, чтобы помочь индивидууму в оценке потребностей и желаний, установить специфиче­ские линии намерений и поведения в отношении того, как достичь и поддержать удовлетворение в контексте личных отношений. Вы увидите, что метод длинен и приносит мно­го материала для дальнейшего исследования на каждом шаге. Я часто использую две или даже три встречи для тщательного проведения этой процедуры. Она всегда оку­пает потраченное на нее время.

Рассказывая об этой технике, я предложу вам последовательность вопросов-указаний, составляющих каждый шаг. Поскольку каждый шаг порождает множество мате­риала, я не предлагаю реальных примеров. Будет полез­ным, если вы дадите себе время ответить на каждый вопрос и последовать каждому указанию в связи с кем-нибудь, относительно кого вы в прошлом перешли порог. Я даю примеры простых ответов на несколько первых вопросов, чтобы вы могли сопоставить их со своими. Следование этим вопросам и указаниям — это пошаговая реализация всей процедуры.

Нейтрализатор порога

Наука » Психология » НЛП » С тех пор они жили счастливо
Когда человек перешел порог, он погружен в болезнен­ные воспоминания касательно своего партнера и отделен от воспоминаний каких-либо прошлых радостей. Страда­ние и неудовлетворенность связывается с партнером. Цель нейтрализатора порога двояка: во-первых — отделить страдание и неудовлетворение от партнера (не отрицая что таковые имеют место), во-вторых — обеспечить доступ к любым приятным воспоминаниям. Чтобы показать по­лезность последнего, я расскажу вам о Марии. Это наход­чивая и приятная женщина, которая обучалась профессии терапевта, когда я с ней познакомилась. Обучая ее, я обна­ружила, что она почти никогда не погружается в воспоми­нания. Она не использовала свое прошлое в качестве при­меров, которые могли бы сделать ее терапию более эффек­тивной. Я узнала, что она была год как разведена, и что вспоминать последние пять лет было для нее болезненным, поскольку в это время бывший муж составлял часть ее жизни. Неприязнь была столь сильна, что даже воспоми­нания о рождении сына были испорчены тем, что бывший муж присутствовал там. Ей никогда не приходило в голову просить помощи по этому поводу, она полагала, что так и бывает, когда люди оказываются в разводе. Прохождение через нейтрализатор порога не вызвало в ней желания вер­нуться к бывшему мужу, но дало ей доступ к важным и хорошим воспоминаниям, которые были общими для них в годы, когда они были вместе. Ее терапевтическая работа также улучшилась, отчасти благодаря тому, что она пол­учила доступ к собственной личной истории. Еще более важно, что она теперь имела убедительный личный опыт возможности и ценности изменения в ситуации, которые ей до этого не приходило в голову подвергать сомнению.

Переоценивание отношений

Наука » Психология » НЛП » С тех пор они жили счастливо
Мне и моему коллеге Майклу Лебо понадобилось много времени, чтобы создать эффективные методы вмешатель­ства для людей, которые прошли через порог. Нетрудно убедить человека сделать что-то, чтобы дать отношениям новый шанс, но совершенно другое дело — вмешиваться, когда партнер видится предубежденными глазами. Как вы помните, когда человек проходит через порог, он стано­вится твердо убежденным, что его партнер — совершено неподходящий человек для любви. Порог может возник­нуть в любого типа значимых отношениях — не только в любовных, но и в отношениях доверия или уважения. Лю­ди могут даже перейти порог в отношении к своей работе. Этот паттерн присущ большинству переживаний, в кото­рые входит феномен надоедания, расставания или разъ­единения. В таких ситуациях эффективны нейтрализа­тор порога, и метод оценки отношений.

Майкл и я создали эти два способа вмешательства, об­ращаясь к трем различным аспектам паттерна порога. Нейтрализатор порога уместен в тех ситуациях, когда лю­ди уже расстались. Он помогает каждому из них оставаться разделенным с другим правильным образом (если расста­вание является правильным решением). Он может также служить подготовкой к технике оценки отношений, кото­рая, в зависимости от обстоятельств, либо мотивирует лю­дей полностью посвятить себя восстановлению отношений, либо позволяет им удостовериться, что их решение рас­статься правильно и основано на реалистичной, правиль­ной и глубокой оценке.

Терапевтическая метафора

Наука » Психология » НЛП » С тех пор они жили счастливо
Обсуждение методов переводы клиента из текущего со­стояния в желательное было бы неполным без разговора о терапевтической метафоре. Это особая техника рассказывания историй, которая обеспечивает такое бессознатель­ное и сознательное обучение человека, которое вызывает новое творческое поведение.

Искусство терапевтической метафоры было в значи­тельной степени развито Милтом Х. Эриксоном. Он был мастером как в создании, так и в рассказывании таких историй. Книга “Терапевтическая метафора” Дэвида Гор­дона — прекрасная репрезентация техники конструирова­ния терапевтических метафор. Я очень рекомендую про­честь ее. Здесь я расскажу лишь об основах конструирова­ния метафоры и приведу несколько примеров, чтобы можно было понять процесс в целом и начать развивать собственное искусство.

Посмотреть на себя глазами того, кто тебя любит

Наука » Психология » НЛП » С тех пор они жили счастливо
Представьте себе на минутку, что вы — автор. Вы пишете книгу, в которой вы сами — действующее лицо, вместе со многими другими, кто играет свою роль в том, чтобы ваша жизнь была такой, какая есть.

Вам нужно определить кого-то в своей жизни, кто, как вы знаете, любит вас. Важно не то, что вы его любите, важно, что вы знаете, что она (или он) любит вас. Поищи­те среди людей, которых вы знаете в своей жизни, пока не найдете такого человека.

Вы сидите за столом, на котором стоит пишущая ма­шинка, лежат бумаги, карандаш и пр. Напротив вас — окно, или, может быть, стеклянная дверь, ведущая нару­жу. Там, занятый своим делом, находится тот, кто, как вы знаете, любит вас. Как раз в этот момент вы подошли в своей книге к описанию этого человека. Вы откидываетесь назад, смотрите на него (на нее), с удовольствием переби­раете возможности того, как вы описали бы в словах этого человека, как поймали бы и выразили в словах то, что делает его единственным, что позволило бы читателю уви­деть его (ее) так, как видите вы. Вы описываете для себя особенные жесты, слова, взгляды, особенности поведения, которые делают этого человека именно таким: юмор, стра­сти, ум, глупость, неясности, сила и слабость, великое и малое, что сливается в единственность этого человека в мире. Вы слушаете собственное описание, переживаете те чувства, которые приходят и проходят через вас, и при этом смотрите через стекло.

Наложение

Наука » Психология » НЛП » С тех пор они жили счастливо
Фундаментальный метод развития клиентов состоит в том, чтобы помочь им порождать богатые, полные, живые внутренние переживания, включающие все сенсорные мо­дальности. Это создает глубокие измененные состояния со­знания, а кроме того развивает способность использовать внутренние процессы как ресурсы, какими они и являют­ся: орудиями для создания необходимых переживаний. На­ложение — это техника, используемая для создания таких переживаний. Наложение начинает с вербализации, соот­ветствующей первичной репрезентативной системе клиен­та, а затем добавляет другие сенсорные модальности по одной. Это делается также всрбально, с использованием . естественных моментов переживания, которые существу­ют между модальностями.

Например, если вы — высоко-визуальный человек, процесс начнется с того, что вам будет предложено пред­ставить себе образ дерева, или группу деревьев. Когда вы будете видеть деревья ясно перед собой, отмечая разнооб­разие цветов и форм листьев и веток, вы можете начать видеть движение, мягкое покачивание, вы можете начать слышать звучание ветерка, как он мягко овевает деревья, вы можете почувствовать прохладу, потому что он овевает ваше лицо. Чувствуя эту прохладу ветерка на лице, вы можете почувствовать запах свежести, запах деревьев, ко­торый он доносит до вас.

Коммуникация с симптомом.

Наука » Психология » НЛП » С тех пор они жили счастливо
Я уже упоминала, что можно использовать переформирование для освобождения человека от проблемного симптома, установив коммуникацию с симптомом. В сле­дующем примере Кэрол пришла на терапию, чтобы смяг­чить повторяющиеся головные боли. Наверное, каждый время от времени страдает от головных болей, но у Кэрол они составляли значимый паттерн. Они возникали тогда, когда она оказывалась в такой ситуации, что оставалась наедине с мужчиной, и проходили, когда ситуация меня­лась. Кроме этого особого контекста Кэрол была спокойна и уверена в социальных ситуациях.

Зная, что такой систематический поведенческий пат­терн составлял имеющую смысл коммуникацию со стороны бессознательных процессов, я решила использовать переформирование. Я начала со следующих инструкций.

ЛКБ. Кэрол, можешь ли ты вспомнить последний раз, когда ты была наедине с мужчиной?

Кэрол. Да. (глаза вниз и направо, лоб и виски видимо напрягаются, сжимаются мышцы вокруг глаз).

ЛКБ. А когда ты вспоминаешь, испытываешь ли ты снова что-то вроде головной боли?