Органоиды общего значения, имеющие одномембранный принцип строения. В 1949 году группа биохимиков во главе с Де Дювом открыла лизосомы как мембранные внутриклеточные частицы.
Форма: сферическая.
Размеры: 0,2 – 1,0 мкм.
Структура: лизосома представляет собой пузырек, отграниченный от цитоплазмы однослойной мембраной, который несет более 60 протеолитических ферментов (20% из них сосредоточены на мембране лизосом, 80% – внутри).
Типы:
1) первичные лизосомы;
2) вторичные лизосомы (пищеварительные вакуоли);
3) остаточные тельца (телолизосомы);
4) аутофагосомы.
Форма: сферическая.
Размеры: 0,2 – 1,0 мкм.
Структура: лизосома представляет собой пузырек, отграниченный от цитоплазмы однослойной мембраной, который несет более 60 протеолитических ферментов (20% из них сосредоточены на мембране лизосом, 80% – внутри).
Типы:
1) первичные лизосомы;
2) вторичные лизосомы (пищеварительные вакуоли);
3) остаточные тельца (телолизосомы);
4) аутофагосомы.
Органоид общего значения, имеющий одномембранный принцип строения. В 1898 году итальянский ученый Камилло Гольджи выявил и описал в нервных клетках образования, которые он назвал «внутренним сетчатым аппаратом».
Структурной и функциональной единицей комплекса Гольджи является диктиосома. В растительной клетке количество диктиосом больше, чем в животной.
На одну диктиосому приходятся 4–8 цистерн в виде уплощенных мешочков d = 0,05–10 нм. Цистерны располагаются одна над другой наподобие стопки блинов на расстоянии 25–30 нм друг от друга, никаких структурных связей между ними нет. Число диктиосом варьирует от одной до нескольких тысяч в зависимости от вида клетки. Это образование имеет чашеобразную форму и тесно связано с гладкой ЭПС.
Структурной и функциональной единицей комплекса Гольджи является диктиосома. В растительной клетке количество диктиосом больше, чем в животной.
На одну диктиосому приходятся 4–8 цистерн в виде уплощенных мешочков d = 0,05–10 нм. Цистерны располагаются одна над другой наподобие стопки блинов на расстоянии 25–30 нм друг от друга, никаких структурных связей между ними нет. Число диктиосом варьирует от одной до нескольких тысяч в зависимости от вида клетки. Это образование имеет чашеобразную форму и тесно связано с гладкой ЭПС.
Органоид общего значения, имеющий одномембранный принцип строения. В 1945 году К.Портер с сотрудниками увидел в электронном микроскопе большое число мелких вакуолей и каналов, соединяющихся друг с другом и образующих что-то наподобие рыхлой сети (ретикулум). Было видно, что стенки этих вакуолей и канальцев ограничены тонкими мембранами.
Структура: ЭПС представляет собой сеть из пузырьков, каналов, цистерн, густо оплетающих центральную часть цитоплазмы (эндоплазму) и занимающих 50-70 % ее объема.
Структура: ЭПС представляет собой сеть из пузырьков, каналов, цистерн, густо оплетающих центральную часть цитоплазмы (эндоплазму) и занимающих 50-70 % ее объема.
Цитоплазма (греч. citos – клетка, plazma – вылепленная) – это внутренняя среда клетки. Включает гиалоплазму, цитоскелет, органоиды и включения.
❇ Гиалоплазма (матрикс) заполняет пространство между плазмалеммой, ядерной оболочкой и другими внутриклеточными структурами. Это тонкозернистое, полупрозрачное, вязкое, студенистое вещество цитоплазмы.
Химический состав. Гиалоплазма – это коллоидный раствор с высоким содержанием воды и белков. Гиалоплазма способна переходить из золеобразного (жидкого) состояния в гелеобразное. Состав гиалоплазмы определяет осмотические свойства клетки.
Н2О 70 – 75%,
белки 10 – 20%,
липиды 1 – 5%,
углеводы 0,2 – 2%,
нуклеиновые кислоты 1 – 2%,
минеральные соединения 1 – 1,5%,
АТФ и другие низкомолекулярные органические вещества 0,1 – 0,5%.
❇ Гиалоплазма (матрикс) заполняет пространство между плазмалеммой, ядерной оболочкой и другими внутриклеточными структурами. Это тонкозернистое, полупрозрачное, вязкое, студенистое вещество цитоплазмы.
Химический состав. Гиалоплазма – это коллоидный раствор с высоким содержанием воды и белков. Гиалоплазма способна переходить из золеобразного (жидкого) состояния в гелеобразное. Состав гиалоплазмы определяет осмотические свойства клетки.
Н2О 70 – 75%,
белки 10 – 20%,
липиды 1 – 5%,
углеводы 0,2 – 2%,
нуклеиновые кислоты 1 – 2%,
минеральные соединения 1 – 1,5%,
АТФ и другие низкомолекулярные органические вещества 0,1 – 0,5%.
Снаружи любой клетки формируется поверхностный аппарат, включающий цитоплазматическую мембрану, надмембранный комплекс и субмембранные структуры.
Надмембранный комплекс. Наружная клеточная мембрана животных клеток покрыта слоем олигосахаридных цепей. Это углеводное покрытие мембраны называют гликокаликсом. Он выполняет рецепторную функцию.
У растительных клеток поверх наружной клеточной мембраны располагается плотный целлюлозный слой с порами, через которые осуществляется связь между соседними клетками посредством цитоплазматических мостиков.
Осмос – односторонний процесс проникновения воды через полупроницаемую мембрану из области с меньшей концентрацией раствора в область с более высокой концентрацией. Осмос обусловливает осмотическое давление.
Диализ – односторонняя диффузия растворенных веществ.
Раствор, в котором осмотическое давление такое же, как и в клетках, называют изотоническим. При погружении клетки в изотонический раствор её объем не изменяется. Изотонический раствор называют физиологическим – это 0,9% раствор хлорида натрия, который широко применяется в медицине при сильном обезвоживании и потери плазмы крови.
Раствор, осмотическое давление которого выше, чем в клетках, называют гипертоническим. Клетки в гипертоническом растворе теряют воду и сморщиваются. Гипертонические растворы широко применяются в медицине. Марлевая повязка, смоченная в гипертоническом растворе, хорошо впитывает гной.
Раствор, где концентрация солей ниже, чем в клетке, называют гипотоническим. При погружении клетки в такой раствор вода устремляется в нее. Клетка набухает, ее тургор увеличивается, и она может разрушиться. Гемолиз – разрушение клеток крови в гипотоническом растворе.
Осмотическое давление в организме человека в целом регулируется системой органов выделения.
Диализ – односторонняя диффузия растворенных веществ.
Раствор, в котором осмотическое давление такое же, как и в клетках, называют изотоническим. При погружении клетки в изотонический раствор её объем не изменяется. Изотонический раствор называют физиологическим – это 0,9% раствор хлорида натрия, который широко применяется в медицине при сильном обезвоживании и потери плазмы крови.
Раствор, осмотическое давление которого выше, чем в клетках, называют гипертоническим. Клетки в гипертоническом растворе теряют воду и сморщиваются. Гипертонические растворы широко применяются в медицине. Марлевая повязка, смоченная в гипертоническом растворе, хорошо впитывает гной.
Раствор, где концентрация солей ниже, чем в клетке, называют гипотоническим. При погружении клетки в такой раствор вода устремляется в нее. Клетка набухает, ее тургор увеличивается, и она может разрушиться. Гемолиз – разрушение клеток крови в гипотоническом растворе.
Осмотическое давление в организме человека в целом регулируется системой органов выделения.
1) Барьерная – плазмалемма отграничивает цитоплазму и ядро от внешней среды. Кроме того, мембрана делит внутреннее содержимое клетки на отсеки (компартменты), в которых зачастую протекают противоположные биохимические реакции.
2) Рецепторная (сигнальная) – благодаря важному свойству белковых молекул – денатурации, мембрана способна улавливать различные изменения в окружающей среде. Так, при воздействии на мембрану клетки различных средовых факторов (физических, химических, биологических) белки, входящие в ее состав, меняют свою пространственную конфигурацию, что служит своеобразным сигналом для клетки. Это обеспечивает связь с внешней средой, распознавание клеток и их ориентацию при формировании тканей и т.д. С этой функцией связана деятельность различных регуляторных систем и формирование иммунного ответа.
2) Рецепторная (сигнальная) – благодаря важному свойству белковых молекул – денатурации, мембрана способна улавливать различные изменения в окружающей среде. Так, при воздействии на мембрану клетки различных средовых факторов (физических, химических, биологических) белки, входящие в ее состав, меняют свою пространственную конфигурацию, что служит своеобразным сигналом для клетки. Это обеспечивает связь с внешней средой, распознавание клеток и их ориентацию при формировании тканей и т.д. С этой функцией связана деятельность различных регуляторных систем и формирование иммунного ответа.
1. Способность к самосборке. После разрушающих воздействий мембрана способна восстановить свою структуру, т.к. молекулы липидов на основе своих физико-химических свойств собираются в биполярный слой, в который затем встраиваются молекулы белков.
2. Текучесть. Мембрана не является жесткой структурой, большая часть входящих в её состав белков и липидов может перемещаться в плоскости мембраны, они постоянно флюктуируют за счет вращательных и колебательных движений. Это определяет большую скорость протекания химических реакций на мембране.
3. Полупроницаемость. Мембраны живых клеток пропускают, помимо воды, лишь определённые молекулы и ионы растворённых веществ. Это обеспечивает поддержание ионного и молекулярного состава клетки.
2. Текучесть. Мембрана не является жесткой структурой, большая часть входящих в её состав белков и липидов может перемещаться в плоскости мембраны, они постоянно флюктуируют за счет вращательных и колебательных движений. Это определяет большую скорость протекания химических реакций на мембране.
3. Полупроницаемость. Мембраны живых клеток пропускают, помимо воды, лишь определённые молекулы и ионы растворённых веществ. Это обеспечивает поддержание ионного и молекулярного состава клетки.
Цитоплазматическая мембрана или плазмалемма (лат. membrana – кожица, плёнка) – тончайшая пленка (7–10нм), отграничивающая внутреннее содержимое клетки от окружающей среды, видна только в электронный микроскоп.
По химической организации плазмалемма представляет липопротеидный комплекс – молекулы липидов и белков.
Её основу составляет липидный бислой, состоящий из фосфолипидов, кроме этого, в мембранах присутствуют гликолипиды и холестерол. Все они обладают свойством амфипатричности, т.е. у них есть гидрофильные («любящие воду») и гидрофобные («боящиеся воды») концы. Гидрофильные полярные «головки» липидных молекул (фосфатная группа) обращены кнаружи мембраны, а гидрофобные неполярные «хвосты» (остатки жирных кислот) – друг к другу, что создает биполярный липидный слой. Молекулы липидов подвижны и могут перемещаться в своем монослое или редко – из одного монослоя в другой. Монослои липидов обладают ассиметричностью, т. е. отличаются по составу липидов, что придает специфичность мембранам даже в пределах одной клетки. Бислой липидов может находиться в состоянии жидкого или твердого кристалла.
Вторым обязательным компонентом плазмалеммы являются белки. Многие мембранные белки способны перемещаться в плоскости мембраны или вращаться вокруг своей оси, но не могут переходить с одной стороны бислоя липидов на другой.
По химической организации плазмалемма представляет липопротеидный комплекс – молекулы липидов и белков.
Её основу составляет липидный бислой, состоящий из фосфолипидов, кроме этого, в мембранах присутствуют гликолипиды и холестерол. Все они обладают свойством амфипатричности, т.е. у них есть гидрофильные («любящие воду») и гидрофобные («боящиеся воды») концы. Гидрофильные полярные «головки» липидных молекул (фосфатная группа) обращены кнаружи мембраны, а гидрофобные неполярные «хвосты» (остатки жирных кислот) – друг к другу, что создает биполярный липидный слой. Молекулы липидов подвижны и могут перемещаться в своем монослое или редко – из одного монослоя в другой. Монослои липидов обладают ассиметричностью, т. е. отличаются по составу липидов, что придает специфичность мембранам даже в пределах одной клетки. Бислой липидов может находиться в состоянии жидкого или твердого кристалла.
Вторым обязательным компонентом плазмалеммы являются белки. Многие мембранные белки способны перемещаться в плоскости мембраны или вращаться вокруг своей оси, но не могут переходить с одной стороны бислоя липидов на другой.
Мыслительная деятельность всегда мотивирована.
В одном из исследований сравнивалось решение одних и тех же задач в разных условиях:
1. Выполнение в условиях нейтральной инструкции: «Решите эту задачу».
2. Решение задач в условиях соревнования
3. Решение задач в ситуации исследования умственной озарённости
Успешность решения повышалась от ситуации к ситуации.
Успех в решении задачи может зависеть от отношения к ней. Оценка задачи как интересной положительно влияет на её последующее решение, и наоборот.
Мышление неразрывно связано с характером, волей, чувствами.
Мышление различных людей отличается самостоятельностью, быстротой, критичностью.
В одном из исследований сравнивалось решение одних и тех же задач в разных условиях:
1. Выполнение в условиях нейтральной инструкции: «Решите эту задачу».
2. Решение задач в условиях соревнования
3. Решение задач в ситуации исследования умственной озарённости
Успешность решения повышалась от ситуации к ситуации.
Успех в решении задачи может зависеть от отношения к ней. Оценка задачи как интересной положительно влияет на её последующее решение, и наоборот.
Мышление неразрывно связано с характером, волей, чувствами.
Мышление различных людей отличается самостоятельностью, быстротой, критичностью.
Мышление возникает в случае необходимости понять что-либо, решить какую-либо задачу, ответить на вопрос.
Существует понятие проблемной ситуации, а также понятие задачи и учебной задачи. Необходимо различать эти понятия.
Проблемная ситуация - субъективное состояние непонимания. Оно может быть сформулировано в виде задачи с её условиями и вопросом. Учебные задачи ни в коем случае не могут быть проблемными для решающих, при достаточном уровне знания в частности.
Обсуждение вопроса - начало решения задачи, в ходе которого проверяются различные гипотезы, вероятности.
На пути правильного решения задачи могут возникать барьеры в различных формах:
1. Стереотипы мышления, порождающие шаблонность мышления. Эта особенность мышления хорошо проявляется в решении следующих задач. «Постройте четыре равных треугольника из шести спичек», «Пройдя через 4 точки – вершины квадрата, начертите три прямых, вернувшись в исходную точку». Решению задач мешают сложившиеся стереотипы мышления: треугольники должны быть на плоскости, соединяя точки не выходить за пределы квадрата. Преодоление этих стереотипов для первой задачи заключается в построении треугольников со смежными сторонами в пространстве, для второй задачи оно связано с переформулированием её условий и состоит в том, чтобы вписать четыре точки в треугольник
2.Установка. Установка формируется в опыте и не осознается человеком.
Исследуемые решают последовательно ряд схожих арифметических задач: «Имеются три сосуда ёмкостью 21, 127 и 3 литра. Как с их помощью отмерить 100 литров воды?». И после нескольких таких же предлагают следующее: «Имеются три сосуда ёмкостью 23, 40, 3 литра. Как отмерить с их помощью 20 литров воды?». Решение: 40-23+3. Те, кто не решал предыдущих задач, решили так: 23-3.
Существует понятие проблемной ситуации, а также понятие задачи и учебной задачи. Необходимо различать эти понятия.
Проблемная ситуация - субъективное состояние непонимания. Оно может быть сформулировано в виде задачи с её условиями и вопросом. Учебные задачи ни в коем случае не могут быть проблемными для решающих, при достаточном уровне знания в частности.
Обсуждение вопроса - начало решения задачи, в ходе которого проверяются различные гипотезы, вероятности.
На пути правильного решения задачи могут возникать барьеры в различных формах:
1. Стереотипы мышления, порождающие шаблонность мышления. Эта особенность мышления хорошо проявляется в решении следующих задач. «Постройте четыре равных треугольника из шести спичек», «Пройдя через 4 точки – вершины квадрата, начертите три прямых, вернувшись в исходную точку». Решению задач мешают сложившиеся стереотипы мышления: треугольники должны быть на плоскости, соединяя точки не выходить за пределы квадрата. Преодоление этих стереотипов для первой задачи заключается в построении треугольников со смежными сторонами в пространстве, для второй задачи оно связано с переформулированием её условий и состоит в том, чтобы вписать четыре точки в треугольник
2.Установка. Установка формируется в опыте и не осознается человеком.
Исследуемые решают последовательно ряд схожих арифметических задач: «Имеются три сосуда ёмкостью 21, 127 и 3 литра. Как с их помощью отмерить 100 литров воды?». И после нескольких таких же предлагают следующее: «Имеются три сосуда ёмкостью 23, 40, 3 литра. Как отмерить с их помощью 20 литров воды?». Решение: 40-23+3. Те, кто не решал предыдущих задач, решили так: 23-3.
Мышление осуществляется посредством ряда мыслительных операций:
Анализ - мысленное разделение явления на части, выделение отдельных сторон, признаков в объекте. При обучении детей грамоте мы выделяли в речи предложения, в предложении - слова, в слове - слоги, в слоге - буквы, в буквах - элементы.
Синтез - мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Анализ и синтез взаимосвязаны. Основной формой мышления является анализ через синтез.
Сравнение - соотнесение предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.
К.Д. Ушинский считал, что «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Всё в мире мы изучаем не иначе как через сравнение. И если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не смогли бы ни к чему приравнять и не от чего отличить ... то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли, не могли бы сказать о нём ни одного слова». (Собрание сочинений М., 1979, т.7, с.332.).
Сравнение производится по разным признакам, для учащихся необходим план сравнения, то есть последовательное указание сравниваемых признаков. Многие дети не умеют сравнивать, их надо этому учить. Ученик рассказал всё об Онегине, затем - всё о Печёрине и считает, что дал сравнительную характеристику героев.
Обобщение – операция выделения общих, существенных свойств у группы предметов, в результате которой рождаются понятия.
Обобщение невозможно без абстрагирования, отвлечения от несущественных признаков.
Обобщение ведёт к классификации и систематизации. Обобщение протекает вместе с конкретизацией – иллюстрированием общего правила частными примерами.
Основные формы, продукты мышления: понятия, суждения, умозаключения.
Анализ - мысленное разделение явления на части, выделение отдельных сторон, признаков в объекте. При обучении детей грамоте мы выделяли в речи предложения, в предложении - слова, в слове - слоги, в слоге - буквы, в буквах - элементы.
Синтез - мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Анализ и синтез взаимосвязаны. Основной формой мышления является анализ через синтез.
Сравнение - соотнесение предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.
К.Д. Ушинский считал, что «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Всё в мире мы изучаем не иначе как через сравнение. И если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не смогли бы ни к чему приравнять и не от чего отличить ... то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли, не могли бы сказать о нём ни одного слова». (Собрание сочинений М., 1979, т.7, с.332.).
Сравнение производится по разным признакам, для учащихся необходим план сравнения, то есть последовательное указание сравниваемых признаков. Многие дети не умеют сравнивать, их надо этому учить. Ученик рассказал всё об Онегине, затем - всё о Печёрине и считает, что дал сравнительную характеристику героев.
Обобщение – операция выделения общих, существенных свойств у группы предметов, в результате которой рождаются понятия.
Обобщение невозможно без абстрагирования, отвлечения от несущественных признаков.
Обобщение ведёт к классификации и систематизации. Обобщение протекает вместе с конкретизацией – иллюстрированием общего правила частными примерами.
Основные формы, продукты мышления: понятия, суждения, умозаключения.