Нейроны гипоталамуса синтезируют гормоны и секретируют их в капиллярную сеть, доставляющую гормоны к клеткам гипофиза. Эти гормоны являются пептидами. Они делятся на: 1) гормоны, усиливающие (высвобождающие, либерины) секрецию и выделение соответствующих тропных гормонов передней доли гипофиза, и 2) угнетающие (ингибирующие, статины) эти процессы.
Витамин Д, ретиноевая кислота, стероидные и тиреоидные гормоны взаимодействуют непосредственно с внутриклеточными (R), поскольку они, будучи гидрофобными, свободно диффундируют через плазматическую мембрану. Эти рецепторы делятся на:
1) (R) стероидных гормонов (минералокортикоидов, андрогенов, прогестерона); 2) (R) тиреоидных гормонов (в том числе витамина Д и ретиноевой кислоты).
(R) стероидных гормонов находятся в цитозоле. Они образуют комплексы с белками теплового шока hsp (heat shock proteins), которые присоединяются к (R) таким образом, что закрывают его ДНК-связывающий домен. Кода гормон взаимодействует с (R), то белок- ингибитор hsp отделяется от (R), в результате чего (R) активируется. Активированный гормон-рецепторный комплекс перемещается в ядро, где он взаимодействует со строго определенными гормон-узнающими элементами ДНК (hormone response element).
(R) тиреоидных гормонов находятся в ядре в связанном с хроматином состоянии (за исключением рецепторов эстрогенов, которые в ядре образуют комплексы с hsp). После взаимодействия с гормоном изменяется конформация (R), что повышает его сродство к ДНК, т. е. (R) может связываться со специфическими генами в ядре, регулируя их экспрессию.
1) (R) стероидных гормонов (минералокортикоидов, андрогенов, прогестерона); 2) (R) тиреоидных гормонов (в том числе витамина Д и ретиноевой кислоты).
(R) стероидных гормонов находятся в цитозоле. Они образуют комплексы с белками теплового шока hsp (heat shock proteins), которые присоединяются к (R) таким образом, что закрывают его ДНК-связывающий домен. Кода гормон взаимодействует с (R), то белок- ингибитор hsp отделяется от (R), в результате чего (R) активируется. Активированный гормон-рецепторный комплекс перемещается в ядро, где он взаимодействует со строго определенными гормон-узнающими элементами ДНК (hormone response element).
(R) тиреоидных гормонов находятся в ядре в связанном с хроматином состоянии (за исключением рецепторов эстрогенов, которые в ядре образуют комплексы с hsp). После взаимодействия с гормоном изменяется конформация (R), что повышает его сродство к ДНК, т. е. (R) может связываться со специфическими генами в ядре, регулируя их экспрессию.
К 1-TMС-(R) относятся гуанилатциклазы, катализирующие образование цГМФ из ГТФ. Первый тип гуанилатциклаз, локализующийся в плазматической мембране, активируется внеклеточными лигандами (предсердным натрийуретическим фактором); второй —цитозольный фермент, активируемый оксидом азота (NO۬). Оксид азота вызывает расслабление гладкой мускулатуры сосудов, в том числе коронарных.
Гормон, присоединившись к 1-TMС-(R), его активирует. Этот гормон-рецепторный комплекс проявляет гуанилатциклазную активность, катализируя образование цГМФ из ГТФ. цГМФ (вторичный посредник) активирует протеинкиназу С, которая начинает фосфорилировать остатки Сер и Тре в белках-мишенях, что приводит эти белки в функционально активное состояние. цГМФ является также активатором фосфодиэстераз, катализирующих распад цАМФ (т. е. цГМФ и цАМФ – антагонисты). Конечный эффект цГМФ проявляется в изменении транспорта ионов и воды в почках и кишечнике; в сердечной мышце цГМФ способствует мышечному расслаблению; в палочках и колбочках сетчатки глаза цГМФ стимулирует открытие ионных каналов.
Гормон, присоединившись к 1-TMС-(R), его активирует. Этот гормон-рецепторный комплекс проявляет гуанилатциклазную активность, катализируя образование цГМФ из ГТФ. цГМФ (вторичный посредник) активирует протеинкиназу С, которая начинает фосфорилировать остатки Сер и Тре в белках-мишенях, что приводит эти белки в функционально активное состояние. цГМФ является также активатором фосфодиэстераз, катализирующих распад цАМФ (т. е. цГМФ и цАМФ – антагонисты). Конечный эффект цГМФ проявляется в изменении транспорта ионов и воды в почках и кишечнике; в сердечной мышце цГМФ способствует мышечному расслаблению; в палочках и колбочках сетчатки глаза цГМФ стимулирует открытие ионных каналов.
![МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ГОРМОНОВ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ С 7-ТМС-РЕЦЕПТОРАМИ МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ГОРМОНОВ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ С 7-ТМС-РЕЦЕПТОРАМИ](/uploads/posts/2012-01/1326936065_image001.png)
Первый этап действия гормона заключается во взаимодействии гормона с 7-ТМС-(R) (к ним относятся α- и β- адренергические (R), (R) гистамина, серотонина, соматостатина, гликопротеиновых гормонов, глюкагона, паратирина, кальцитонина, гормонов гипоталамуса).
Второй участник передачи гормонального сигнала — G-белки. Обнаружены: 1) большие, состоящие из нескольких субъединиц G-белки (связаны с мембранами); 2) низкомолекулярные, состоящие из одной полипептидной цепи (цитозольные). Все G-белки обладают ГТФ-азной активностью, и их конформация зависит от того, связаны ли они в данный момент с ГДФ или ГТФ. Мембранный G-белок состоит из 3 субъединиц: α, β и γ.
Гормоны — это класс регуляторных молекул, синтезируемых специальными клетками.
Особенности биологического действия: 1) низкая концентрация в крови (10–6–10–12 М);
2) обязательная связь с рецептором – (R), включающим каскадный механизм усиления гормонального сигнала; 3) изменение скорости синтеза ферментов или их активности; 4) регуляция секреции по принципу прямой и (или) обратной связи.
Взаимодействие гормона и (R) характеризуется высокой специфичностью, которая обеспечивается комплементарностью между структурой гормона и активного центра (R).
В результате эффекта кооперативности, возникающего при взаимодействии гормона и (R), существенно изменяется активность (R) — это есть феномен амплификации (усиления) гормонального сигнала. Механизм амплификации включает участие специальных ферментов и молекул — вторичных посредников. Гормональный сигнал способен «выключаться» в результате инактивирования (R) путём его фосфорилирования, либо удаления (R) с поверхности клетки (эндоцитоз) и т. д. Множество разных сигналов, воспринимаемых клеткой, суммируется в один определённый ответ.
Особенности биологического действия: 1) низкая концентрация в крови (10–6–10–12 М);
2) обязательная связь с рецептором – (R), включающим каскадный механизм усиления гормонального сигнала; 3) изменение скорости синтеза ферментов или их активности; 4) регуляция секреции по принципу прямой и (или) обратной связи.
Взаимодействие гормона и (R) характеризуется высокой специфичностью, которая обеспечивается комплементарностью между структурой гормона и активного центра (R).
В результате эффекта кооперативности, возникающего при взаимодействии гормона и (R), существенно изменяется активность (R) — это есть феномен амплификации (усиления) гормонального сигнала. Механизм амплификации включает участие специальных ферментов и молекул — вторичных посредников. Гормональный сигнал способен «выключаться» в результате инактивирования (R) путём его фосфорилирования, либо удаления (R) с поверхности клетки (эндоцитоз) и т. д. Множество разных сигналов, воспринимаемых клеткой, суммируется в один определённый ответ.
Правила психологического консультирования руководителей:
1) относится к руководителю как к клиенту: возможно, у него личностные проблемы, а не организационные;
2) добиться конкретной постановки проблемы (например, не повышение эффективности вообще, а эффективность в конкретной ситуации);
3) разъяснить возможности психолога: это не скорая помощь, а долгая, постепенная работа;
4) обсуждение условий работы;
5) добиться совместного проведения работы:
- содействия:
- представления решения как “внутреннего организационного”;
- продолжения работы после ухода психолога;
6) соблюдение этических нормативов при выдаче рекомендаций;
7) этапы: предварительная диагностика – планирование – диагностика – выработка вариантов решения – апробация – результат.
Характеристика ситуации принятия решения: динамичность, сложность, уровень неопределенности. Для модели идеального решения выстраиваются локальные оптимумы для всех затрагиваемых ресурсов и общий прогноз результата заданных оптимумов.
Предмет труда – система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек, работающий на определенном трудовом посту, должен мысленно или практически оперировать. По предмету труда профессии деляться на биономические, артономические и пр.
1) относится к руководителю как к клиенту: возможно, у него личностные проблемы, а не организационные;
2) добиться конкретной постановки проблемы (например, не повышение эффективности вообще, а эффективность в конкретной ситуации);
3) разъяснить возможности психолога: это не скорая помощь, а долгая, постепенная работа;
4) обсуждение условий работы;
5) добиться совместного проведения работы:
- содействия:
- представления решения как “внутреннего организационного”;
- продолжения работы после ухода психолога;
6) соблюдение этических нормативов при выдаче рекомендаций;
7) этапы: предварительная диагностика – планирование – диагностика – выработка вариантов решения – апробация – результат.
Характеристика ситуации принятия решения: динамичность, сложность, уровень неопределенности. Для модели идеального решения выстраиваются локальные оптимумы для всех затрагиваемых ресурсов и общий прогноз результата заданных оптимумов.
Предмет труда – система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек, работающий на определенном трудовом посту, должен мысленно или практически оперировать. По предмету труда профессии деляться на биономические, артономические и пр.
Психология безопасности – отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.
Факторы:
1) Биологический (мужчины чаще ошибаются, но лучше устраняют последствия; высока до 25 лет, потом снижается)
2) особенности психического состояния и психических функций человека (повышенная экстравертивность, полезависимые более аварийны (Виткин))
3) опыт человека, его навыки, знания
4) направленность человека – его установки, интересы, мотивы (плохая дисциплина, низкая мотивация)
Блинт – Мурани: кривая травматизма – первый пик от недостатка знаний, второй – недостатка осмотрительности.
Разделяют качества, предрасполагающие к ошибочным действиям, и качества, мешающие противодействию аварийным ситуациям.
Ошибки неизбежны. И важны не сами внешние факторы, могущие повлечь за собой ошибки, а их осознание оператором. Ошибка предполагает выбор и ответственность, поскольку сознательное планирование профессионал осуществляет только в ситуации неоднозначности.
Проблема ошибки связана с качеством свободы. Одним из выходов является административный подход – усиление регламентации, минимизация функций оператора, постоянное обучение.
Причины, вызывающие отклонения, возникают помимо свободы воли человека; 8 типов отклонений:
1) ошибкогенные факторы/нейтрализация;
2) функционирование психики по стохастическим законам/снижение доли неопределенности;
3) предельные условия работы/обеспечение нормальных условий;
Факторы:
1) Биологический (мужчины чаще ошибаются, но лучше устраняют последствия; высока до 25 лет, потом снижается)
2) особенности психического состояния и психических функций человека (повышенная экстравертивность, полезависимые более аварийны (Виткин))
3) опыт человека, его навыки, знания
4) направленность человека – его установки, интересы, мотивы (плохая дисциплина, низкая мотивация)
Блинт – Мурани: кривая травматизма – первый пик от недостатка знаний, второй – недостатка осмотрительности.
Разделяют качества, предрасполагающие к ошибочным действиям, и качества, мешающие противодействию аварийным ситуациям.
Ошибки неизбежны. И важны не сами внешние факторы, могущие повлечь за собой ошибки, а их осознание оператором. Ошибка предполагает выбор и ответственность, поскольку сознательное планирование профессионал осуществляет только в ситуации неоднозначности.
Проблема ошибки связана с качеством свободы. Одним из выходов является административный подход – усиление регламентации, минимизация функций оператора, постоянное обучение.
Причины, вызывающие отклонения, возникают помимо свободы воли человека; 8 типов отклонений:
1) ошибкогенные факторы/нейтрализация;
2) функционирование психики по стохастическим законам/снижение доли неопределенности;
3) предельные условия работы/обеспечение нормальных условий;
Навыки выполнения профессиональной деятельности и групповые нормы; отношение к ошибке новичка в группе. Оценка и мнение окружающих важны для профессионального становления. Стремление сохранить авторитет и качество выполнения задачи фиксируются в структурах профессионального опыта.
Требования к командиру:
- владение профессиональными навыками рядового оператора;
- требовательность к себе;
- умение сдерживать свои порывы;
- лидерские качества.
Анатомия акта власти: воля командира должна в итоге оказаться сильнее сопротивления подчиненного; динамика: завоевание, захват, удержание, сохранение власти, потеря власти.
Требования к командиру:
- владение профессиональными навыками рядового оператора;
- требовательность к себе;
- умение сдерживать свои порывы;
- лидерские качества.
Анатомия акта власти: воля командира должна в итоге оказаться сильнее сопротивления подчиненного; динамика: завоевание, захват, удержание, сохранение власти, потеря власти.
Действие необходимо, когда возникает препятствие.
1) теория поля Левина;
2) теория языка Бюлера
Три аспекта деятельности: когнитивный, эмоциональный, исполнительный.
Милеряк: 4 режима работы в труде оператора:
- учебно-тренировочный;
- минимальный;
- оптимальный;
- экстремальный.
Моделирование деятельности операторских команд (метод Монте-Карло): зависимость между ошибками и напряжением – увеличение скорости выполнения задачи после ошибочных исполнений.
Программы тренировки экипажей:
1) система GRID Блейка и Моутона; характеристики:
- критика;
- сбор информации;
- отстаивание своей позиции;
1) теория поля Левина;
2) теория языка Бюлера
Три аспекта деятельности: когнитивный, эмоциональный, исполнительный.
Милеряк: 4 режима работы в труде оператора:
- учебно-тренировочный;
- минимальный;
- оптимальный;
- экстремальный.
Моделирование деятельности операторских команд (метод Монте-Карло): зависимость между ошибками и напряжением – увеличение скорости выполнения задачи после ошибочных исполнений.
Программы тренировки экипажей:
1) система GRID Блейка и Моутона; характеристики:
- критика;
- сбор информации;
- отстаивание своей позиции;
Структура опыта субъекта является трехслойной:
1) перцептивный мир – слой. Где следы деятельности существуют в виде перцептивных образов, отражая свойства на перцептивном языке;
2) образ мира;
У каждой профессии свой перцептивный мир, система ритмов событий. Новичок с этим не знаком. В ходе обучения это сохраняется как пространственно-временная структура профессионального опыта. В опыте существует два типа структур: глобальные и локальные (реальных предметных движений).
Переживание дления процесса + переживание движения = чувство полета.
Своевременность действия (собственное время процесса).
Адаптация временная.
Начало и конец процесса. Деятельность в принципе состоит из повторяющихся циклов. Но постановка задачи и заключение – неповторяющиеся периоды в процессе деятельности.
В процессе есть “главная точка”, кульминация процесса. Характеристики скорости процесса и его ритмичности также важны.
Время – непрерывная категория субъекта и воспринимающего. Августин: И прошлое и будущее воспринимается через настоящее.
1) перцептивный мир – слой. Где следы деятельности существуют в виде перцептивных образов, отражая свойства на перцептивном языке;
2) образ мира;
У каждой профессии свой перцептивный мир, система ритмов событий. Новичок с этим не знаком. В ходе обучения это сохраняется как пространственно-временная структура профессионального опыта. В опыте существует два типа структур: глобальные и локальные (реальных предметных движений).
Переживание дления процесса + переживание движения = чувство полета.
Своевременность действия (собственное время процесса).
Адаптация временная.
Начало и конец процесса. Деятельность в принципе состоит из повторяющихся циклов. Но постановка задачи и заключение – неповторяющиеся периоды в процессе деятельности.
В процессе есть “главная точка”, кульминация процесса. Характеристики скорости процесса и его ритмичности также важны.
Время – непрерывная категория субъекта и воспринимающего. Августин: И прошлое и будущее воспринимается через настоящее.
Имитационные модели. Теоретические подходы и методики изучения. Проблема подбора команды
Стрелков: оператор – всегда групповой субъект.
Признаки совместной деятельности:
1) общая цель;
2) разделенность труда между участниками;
3) взаимное восприятие друг друга (пространственное и временное соприсутствие участников, синхронизация действий);
4) наличие руководящего органа
5) возникновение у участников межличностных отношений;
Приход новичка удваивает напряжение в команде. Присутствие других членов группы (то есть сама групповая ситуация) может усиливать конфликт или сплоченность.
Мейстер: важнейшая сторона совместной операторской деятельности – речевой обмен.
Основные компоненты общения: коммуникация, интеракция и социальная перцепция.
Уровни совместной деятельности:
1) общение в диаде;
2) кооперация, обмен различными видами деятельности;
3) коллектив, общение как комплекс знаков
Стрелков: оператор – всегда групповой субъект.
Признаки совместной деятельности:
1) общая цель;
2) разделенность труда между участниками;
3) взаимное восприятие друг друга (пространственное и временное соприсутствие участников, синхронизация действий);
4) наличие руководящего органа
5) возникновение у участников межличностных отношений;
Приход новичка удваивает напряжение в команде. Присутствие других членов группы (то есть сама групповая ситуация) может усиливать конфликт или сплоченность.
Мейстер: важнейшая сторона совместной операторской деятельности – речевой обмен.
Основные компоненты общения: коммуникация, интеракция и социальная перцепция.
Уровни совместной деятельности:
1) общение в диаде;
2) кооперация, обмен различными видами деятельности;
3) коллектив, общение как комплекс знаков
Носкова, Климов "История психологии труда в России" Гл.1-3
Показатели существования отдельной научной дисциплины:
1) наличие текстов, теоретического анализа, опирающегося на эмпирический материал;
2) наличие специалистов в данной области, профессионалов;
3) организационное обеспечение и оформление деятельности специалистов;
4) информационное обеспечение деятельности профессионалов;
5) материальное обеспечение.
6) методический принцип: наличие методики проведения экспериментов, наблюдений и пр.
Методы:
анализ методом логической рекострукции психологического знания, основыанной на анализе продуктов жизнедеятельности.
распознающий алгоритм (Климов, Носкова)
анализ пословиц и поговорок
изучение мифов: мифы – материализованная жизнь народов (пример из работы Рыбакова Б.А. "Язычество у древних славян": введение процесса вдувания воздуха в кузнечные печи > изменение религиозных представлений > изменение обряда захоронения)
При Петре I в 1716 г. был составлен первый воинский Устав для сухопутных офицеров, описывающий более 40 тыс. должностей офицеров сописанием их обязанностей, необходимых профессиональных качеств, регулирующий служебные взаимоотношения.
Книга Суворова "Наука побеждать" содержала управленческие идеи.
Показатели существования отдельной научной дисциплины:
1) наличие текстов, теоретического анализа, опирающегося на эмпирический материал;
2) наличие специалистов в данной области, профессионалов;
3) организационное обеспечение и оформление деятельности специалистов;
4) информационное обеспечение деятельности профессионалов;
5) материальное обеспечение.
6) методический принцип: наличие методики проведения экспериментов, наблюдений и пр.
Методы:
анализ методом логической рекострукции психологического знания, основыанной на анализе продуктов жизнедеятельности.
распознающий алгоритм (Климов, Носкова)
анализ пословиц и поговорок
изучение мифов: мифы – материализованная жизнь народов (пример из работы Рыбакова Б.А. "Язычество у древних славян": введение процесса вдувания воздуха в кузнечные печи > изменение религиозных представлений > изменение обряда захоронения)
При Петре I в 1716 г. был составлен первый воинский Устав для сухопутных офицеров, описывающий более 40 тыс. должностей офицеров сописанием их обязанностей, необходимых профессиональных качеств, регулирующий служебные взаимоотношения.
Книга Суворова "Наука побеждать" содержала управленческие идеи.