Закаливание- это система мероприятий, направлен-х на повышение устойчивости орг-ма ребенка ко всем неблаг-ным факторам внеш. среды.Для закалив-я использ-тся факторы внеш. среды (воздух, вода, солнце).Необх-мо соблюдать след: 1. Сост. здоровья ребенка с учетом его индив-х потребностей при выборе метода закалив-я. 2. Постепенное увелич-е силы природн. фактора. 3. Системность закалив-я. 4. Спокойное, радостное настр-е ребенка во время закаливающей процедуры. Для повыш-я эффектив-сти закаливающих меропр-й их следует проводить при исходном сост. теплового комфорта орг-ма детей, котор. достигаются сочетанием теплой одежды с t воздуха и на открытом воздухе. Методы и средства закалив-я изменяются с учетои сезона года, t помещения, эпидемнологической обстановки в группе, и подбир-тся индив-но в зависимости от возраста, сост. здоровья ребенка и условий окр. среды. Закалив. детей долж. сост. из системы меропр-й: воздушные ванны, водные процедуры, правильно организов-ю прогулку, физич. упраж-я, проводимые в легкой спорт. форме одежды в помещении и на откр. воздухе. При проведении закалив-х процедур долж. быть обеспечены санитарно-гигиенич. условия и имеется в наличии легкие полиэтиленовые баки (2 шт), ковш (0,5 л для обливания) полотенца, рукавички для обтирания, одежда для занятий гимнастикой и физич. упраж-ми в зале и на откр. воздухе.
Детск. комнаты для груд-х детей в яслях оборудуют манежами прямоугольной формы, установленными вдоль окон на расст. 0,5м от окна, столы для кормления устанавл-т ближе к буфетной чтобы свет не слепил в глаза. Оборудов -е долж. быть безопасным (исключать травматизм детей). В детских ставят шкафы для игрушек, туалетный стол с полкой для белья и ящиками, в котор.хранят предметы ухода за детьми. Комнаты оборудуют столами, стульями, диванами, шкафами, где хранят игрушки и пособия. Шкафы для хранения игрушек, пособий долж. соответс-ть росту детей (для мл. группы 135 см, для ср. и стар. гр. 145см). Столы и стулья долж. быть одной группы и маркировки, подбирают на основании изменения роста.Умывальники долж. быть удобными для самостоят-го пользования – высота над полом 460 мм, глубина 300 мм. Вешалки закрепл-тся для полотенец на уровне роста детей. Долж. быть вытяжная вентиляция. В игровой комнате следует распределить игровые участки для сюжетно-ролевых игр, настольных игр в хорошо освещенных местах. Необх. выделить гигиенич. уголок, котор. стимулирует активные движения детей (наклонная доска, дуги для подлезания, ящики для метания). Физкультур. оборудование для проведения физич-х упраж-й (мячи, палки, обручи, флажки) долж. быть правильно подобраны и хранится в зале. Стены групповой комнаты долж. быть гладкими, окрашены в спокойные, светлые, теплые тона (розовые, желтые,персиковые). Стены спален окрашив. в холод. тона-голубов-е, зеленов-е, серые. Коридорные и раздевалки окрашив. солнеч. тонами- это увеличив. освещение. Полы могут быть паркетными или из линолеума, цвет пола не долж. быть ярким (серые тона, вишневые, голубые). Стулья долж.быть в комплекте со столом т.е. 1-й группы и маркировки. Все оборудование долж. быть закреплено, во избежание травматизма. Требов-я к инвентарю в д/у:
1. В кажд. группе долж. быть свой инвентарь для уборки кажд. помещения группы, промаркированный и хранящийся отдельно, запрещается переносить в другие группы.
2.Емкости, тряпки и швабры для туалетных комнат долж. иметь сигнальную маркировку (красную), хранится в туалетном шкафу, на верхней полке хранятся моющие и дезинфицирующие средства, внизу ведро и тряпка, котор. после употребления промывают в 1% растворе моющих средств.
3. Емкость для уборки гр. комнат, спален, поверхностей маркируют (для мытья столов, для мытья пола).
4. Для мытья посуды и столов - ветошь однородного пользования, используемую кипятят или замачивают в 1% растворе хлорамина на 30 мин. Чистая ветошь хранится в чистых промаркированных емкостях.
1. В кажд. группе долж. быть свой инвентарь для уборки кажд. помещения группы, промаркированный и хранящийся отдельно, запрещается переносить в другие группы.
2.Емкости, тряпки и швабры для туалетных комнат долж. иметь сигнальную маркировку (красную), хранится в туалетном шкафу, на верхней полке хранятся моющие и дезинфицирующие средства, внизу ведро и тряпка, котор. после употребления промывают в 1% растворе моющих средств.
3. Емкость для уборки гр. комнат, спален, поверхностей маркируют (для мытья столов, для мытья пола).
4. Для мытья посуды и столов - ветошь однородного пользования, используемую кипятят или замачивают в 1% растворе хлорамина на 30 мин. Чистая ветошь хранится в чистых промаркированных емкостях.
Осанка –это привычное положение тела чел-ка. Она считается правильной, если чел-к держит голову прямо, свободно, плечи находятся на 1-м уровне, слегка опущены назад, корпус выпрямлен, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены. Осанка не бывает врожденной, она формир-тся на протяжении всего периода роста. На формир-е осанки важное знач-е имеют:
1.Своевременное правильное питание.
2. Свеж. воздух.
3. Подбор мебели в соответствии с длинной тела.
4. Оптимальная освещенность.
5. Привычка правил. переносить тяжел. предметы.
6. Привычка правильно сидеть за столом.
7.Расслаблять мышцы тела.
Воспитание правильной осанки:
1. С раннего детства приучать ребенка держать свое тело.
2. Проводить с детьми подвижные игры, танцы, кувыркание, бег это обеспеч-т позу прямостоячих.
3. Контрол-вать позу сидения за столом, чтобы стул и стол соответств-л росту, обращать внимание на плечи во время работы, они должны быть прямыми.
4. Проводить с детьми упраж-я с предметами на голове, балансирование, хождение по наклонной плоскасти.
5.Обращать внимание на одежду, обувь, контролировать 1 в пол года самост-сть, осмотр проводить в дневное время, при хорошем освещении.
Профилактика:
1.Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине.
2. Правильн. и точная коррекция обуви.
3. Компенсация дефектов стоп (плоскостопия, косолапее).
4.Орг-ция и строгое соблюдение правил-го режима дня (время сна, бодрствование, питание).
5. Отказ от вредных привычек: стояние на 1-й ноге, нога на ногу при сидении, ссутуливание или искривление спины в бок во время сидения.
6. Письменный стол и стул долж. соотв. росту ребенка.
7. Контроль за правил-й, равномер-й нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок.
8. Постоян. двигател-я активность, включ-щая прогулки, занятия физич. упраж-ми, спортом.
9. Плавание.
10. Мебель долж. соотв. росту ребенка.
1.Своевременное правильное питание.
2. Свеж. воздух.
3. Подбор мебели в соответствии с длинной тела.
4. Оптимальная освещенность.
5. Привычка правил. переносить тяжел. предметы.
6. Привычка правильно сидеть за столом.
7.Расслаблять мышцы тела.
Воспитание правильной осанки:
1. С раннего детства приучать ребенка держать свое тело.
2. Проводить с детьми подвижные игры, танцы, кувыркание, бег это обеспеч-т позу прямостоячих.
3. Контрол-вать позу сидения за столом, чтобы стул и стол соответств-л росту, обращать внимание на плечи во время работы, они должны быть прямыми.
4. Проводить с детьми упраж-я с предметами на голове, балансирование, хождение по наклонной плоскасти.
5.Обращать внимание на одежду, обувь, контролировать 1 в пол года самост-сть, осмотр проводить в дневное время, при хорошем освещении.
Профилактика:
1.Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине.
2. Правильн. и точная коррекция обуви.
3. Компенсация дефектов стоп (плоскостопия, косолапее).
4.Орг-ция и строгое соблюдение правил-го режима дня (время сна, бодрствование, питание).
5. Отказ от вредных привычек: стояние на 1-й ноге, нога на ногу при сидении, ссутуливание или искривление спины в бок во время сидения.
6. Письменный стол и стул долж. соотв. росту ребенка.
7. Контроль за правил-й, равномер-й нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок.
8. Постоян. двигател-я активность, включ-щая прогулки, занятия физич. упраж-ми, спортом.
9. Плавание.
10. Мебель долж. соотв. росту ребенка.
Воспит-е у детей гигиенич. Навыков приема пищи. Правильная орг-ция питания детей в д/у предусматр-т необх-сть соблюдения основных принципов. 1.Составл-е полноценных рационов питания. 2. Использ-ние разнообразия продуктов, гарантир-х содерж-е необх-х минеральных веществ и витаминов. 3. Строгое соблюдение питания, отвечающего физиолог-м особенностям детей различ-х возрастных групп, правильное сочетание его с режимом дня кажд. ребенка и режимом работы учрежд-я. 4.Собл-е правил эстетики питания, воспитания необх. Гигиенич-х навыков в зависимости от возраста и уровня развития детей. 5. Правильное сочетание питания в д\у с питанием в домаш. условиях, проведение необх-й санитарно-просветительной работы с родителями, гигиен-кое воспитание детей.6. Учет климатич-х особенностей, времени года, изменение в связи с этим режима питания, включение соответств-х продуктов и блюд, повышение или понижение калорийности рациона.7. Индивид-й подход к кажд. ребенку, учет сост-я его здоровья, наличия хронич-х заболев-й. 8. соблюд-е технолог-х требов-й при приготовлении пищи, обеспеч-е правильной кулинарной обработки пищевых продуктов. 9. Повседневный контроль за работой пищеблока, доведением пищи до ребенка, правильной орг-ции питания детей в группах. 10. Учет эффектив-сти питания детей. Воспитание у детей гигиенич-х навыков приема пищи: 1.Мыть руки перед каждым приемам пищи. 2.Правильно сидеть за столом(не садиться на спину стула, не ставить локти на стол).3. Правильно держать вилку и ложку. 4. С 6-7 лет детям дают ножи для мяса. 5. Во время приема пищи ребенок не долж. спешить, играть обеденными приборами, набивать полный рот, разговар-ть, чавкать.6. Если ребенок ест медленно, его можно отправлять мыть руки и 1-м садиться за стол.
Прикорм. При недостатке груд. молока кажд. грудн. ребенок 1-го года жизни долж. быть обеспечен индивид-м смешенным или искусствз-м вскармлив-м, назнач-м врачом,с учетом физиологич-х потребн-й ребенка в пищевых веществах, физиологич-го развития, сост. здоровья. Дети 1-х месяцев жизни получ-т приближенные к грудн. молоку, искусств-е молочн. смеси . Это «Малютка», «Малыш», «Виталакт». В них белкок коровьего молока подвергается спец. обработке, котор. повышает переваримость и усвояемость, добавл-тся витамины, минир-е вещества. Молочн. смеси можно назначать с 1-х дней жизни. Можно давать кисло-молочные продукты, котор. стимулируют секрецию желудочного сока. улучшает пищеварение. вытесняет микробы. Смесь приобретается мед. работн-м, долж. быть подогрета до 70 град, затем охлаждена до 36-37 град.Не использовать через 40 мин. после приготовл-я. Кол-во зависит от массы ребенка,после оканчания долж. оставаться небол-е колво . Введение прикорма:1-й прикорм-овощное пюре дают ребенку с 4-4,5 лет.2-й прикорм-молочные каши в 4,5 месяца.с 7 мес. возроста ребенку дают блюда из мяса,с 6 месяцев-детям необх. давать кипяченую воду.
Грудн. молоко-единств-я пища,в котор.нуждается ребенок в теч.1-х 6 мес-в, оно защищает ребенка от многих болезней.Груд. вскармлив-е создает эмоцион-ную связь между матерью и ребенком и на 98 % защищает женщину от зачатия(иск. женщины больные ВИЧ). После 6 мес. ребенку нужна дополнит-я пища-прикорм.Это пища. котор. полностью может заменить одно из грудных кормлений. Продукты прикорма: 1.Овощное пюре. 2. Каша 3.Адаптивная смесь прикорм необх. для дальнейшего развития ребенка,он получает растительные белки, жиры, пищевые волокна. Правила введения прикорма: 1. Новые продукты только здоровому ребенку.2.Нельзя при изменениях режима(поездки в дни прививок)3.Дают перед кормлением грудью с 1-2х чайных ложек , увеличивая до 150 гр. В течении 2-х недель,2 прикорма одновременно нельзя.После прикорма новыми продуктами,докармливают грудным молоком.нельзя кормить насильно. Свежеприготовленные однородный сметанообразный-з6-37 градусов. Продукты: крупы, котор. содержат белка глютина (рис, гречка, кукуруза). Яичный желток, фруктовое пюре, творог, мясной фарш не прикорм, а пищевае добавки, обагащенные питание грудного ребенка.С 6 мес -творог с 5 до 50 гр.К 1 году желток с 0,1 до о,2 -2 раза в неделю.С 7-ми месяцеми-мясное пюре.К 1 году-паровые котлеты.С 8-9 мес.-1,2 раза в неделю рыбное пюре без соли ,сахара, специй,все готовится.До 2-х лет-чай нет,кофе нет.До 9 мес-нельзя цельное кроровье или козье молоко,козье вообще не рекамендуется.С появлением зубов, консистенция такая же как и взрослая пища. позже когда вводится соль.
Роль минеральных веществ для орг-ма ребенка. Белки- занимают особое значение т.к. без них не может осуществл. построение основн.элементов органов и тканей. Недостаток белков влияет на функцию голов. мозга, и на работу иммунной системы орг-ма. Животный белок содержит незаменимые аминокислоты и находится в продуктах животного происхождения: молоко, сметана, творог, мясо, рыба, яйца. Растительные белки содержатся в хлебе крупе, овощах. В питании детей долж. быть 75% белков животного происхождения и 25% растительного. Жиры – это источник энергии, принимает участие в обмене веществ, способствует выработке иммунитета. С раннего возроста дети долж. Получать растител. масла, т.к. они богаты полиненасыщенными жирными кислотаси. Недостаток приводит к снижению массы тела, возникновению кожных заболеваний, к снижению иммунитета, ведет к развитию атеросклероза. Углеводы- основной источник энергии, способствует усвоению в орг-ме белков и жиров. содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Сложные углеводы содерж. В муке, картофеле. Избыточное колич-во углеводов ведет к нарушению обмена веществ. Витамины представл. Собой высокоактивные в биологическом отношении вещества, способные обеспечить норм. Течение биолог. Процессов в орг-ме. Они повышают функц-ые способности основ. Систем орг-ма, его устойчивость к действию неблагоприятных факторов. Витамины считаются основным профил-ким средством против многих белезней, повышают умственную и физическую работоспособность, усиливают силы орг-ма в борьбе с инфекцией. Овощи, фрукты, травы-источники витаминов. Все витамины делятся на 2 гр.: водорастворимые (С) и жирорастворимые (А,Д,Е,К). Минеральные вещества в зависимости от их кол-ва в орг-ме чел-ка подразделяются на макро и микроэлементы. Кальций, фосфор, магний, железо, калий, натрий, входят в сосав всех клеток и тканей орг-ма, участвуют в обмене веществ, активизируют ферменты вещества.
Основ. ингредиенты пищи и их назначение. Ежедневно в пищу необх. вводить определен-е кол-во белков,жиров и углеводов:от 1 года до 1,5- 4.5 гр белков,4,5 жиров,16 углеводов. До 3-х лет-4 белков,4 жиров,15 углеводов. От 4-х до 6 лет-3,5 жиров, 3.5 белков. 14-15 углеводов.Завтрак-20-25 % суточной калорийности,обед-30-35 %, полдник-15-29 %, ужин-20-25 %.В питании долж.быть кальций-не менее 1 гр. В сутки, фосфор-1 гр. В сутки, железо-15 мг. В сутки.Необх.достаточное кол-во воды.5 блюд в рационе долж. быть жидким в теч. дня, нужен витамин А в чистом виде-1/2, каротин-1/3 ,мясные и рыбные блюда лучше подавать на завтрак и обед: молочные, крупные и овощи на ужин, молоко, кисломолочные продукты, ягоды, фрукты на полдник. В теч. 1-го дня однородные блюда не долж. повторяться. Удельный вес белков животного происхождения с возрастом может уменьшаться:1.От 1 до 3-х лет-75 % животных белков. 2.От 4 до 6 лет-65% 3.От 7 и выше -50%Раздача пищи сразу после приготовления:1-е блюда-t 70 град. 2- блюда - t 60 град. 3-е блюда- t 10-15 град. 4. Холод. закуски. Необх. обратить вним-е на оформл-е места приёма пищи (эстетики для возбуждения аппетита детей), не проявлять нетерпение,если ребенок ест медленно.Если дети отказыв -тся от пищи, сажать такого ребенка надо с теми детьми, котор. едят хорошо,не заставлять ребенка доедать. Если плохо кушает, теряет вес, обратиться к врачу. Если 2-е блюдо сухое, особенно детям,у котор. выдел-тся мало слюны. Дать возмож-сть запить киселем или компотом.но не водой, т.к. разбавл-тся желудоч-й сок.Не надо приучать есть много хлеба с супом, со 2-ми блюдами или макаронами.
К прогулкам и экскурсиям допуск. дети дош. возраста и учащиеся с1 класса, прошедшие инструктаж по охране труда, мед. осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. При проведении прогулок и экскурсий группу детей долж. сопровождать 2 взрослых. Для оказания первой мед. помощи пр травмах обязательно иметь медаптечку с набором необх. медикаментов и перевязочных средств. Общая продолжительность прогулки составляет 1-4 часа. Необх. надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки. По окончании прогулки проверить по списку наличие детей в группе.
Гигиена труд.деят-сти: своеобразие и виды труд.деят-сти, гигиенич-е требов-я к орудиям труда. Гигиена уч.д-ти:план работы на день и неделю предусматр-т разные виды дея-ти:внутри и вне помещения,спокойные и активные занятия, индивид-ю дея-ть,занятия малыми и большими группами. Занятия нач-тся с 1.5 лет продолжит-сть и колич-во увелич-тся с возрастом. Для детей 1.5-2 лет-2 занятия(одно в 1-ю,2-е-во 2-ю полов. дня)по 8-10 мин. Занятия вкл: упражн-я по развит.речи, знакомству с окруж-м миром, дидактич-е игры,развитие движений, муз. занятия, физк. занятия, ИЗО.В младш. группе(2-4 г) заним-тся 2 раза в день(1-я пол. дня) по 10-15 мин с перерывом в 10-15 мин.В средн.(4-5лет) заним. до 20 мин с перерывом в 10-15 мин, кол-во занятий не более 2-х.В подготовит-й группе(6-7 лет)-3 занятия в день на 20-25,30 мин с перерывом в 10-15 мин. Увелич-е занятий до 3-х приводит к утомлению, ухудшению здоровья. Прогулки на воздухе обязат-ны в 1-й и 2-й половине дня. Дневн. сон: 1.5-2 года-2,5-з ч,в 2-3 года-2 ч.30 мин, в 3-4 года-2 ч 10 мин,в 4-5 лет-2 ч10 минут,5-6 лет-2 ч,6-7 лет-1 ч.40 мин. Гигиена труд. деят-ти: трудов. воспит-е нач-тся в ознакомлении детей с трудом взрослых, приобщении к доступной им труд. дея-ти. Основн.виды труда-это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд(поручения, дежурства, коллективный труд детей). Во 2-й младш группе вводятся дежурства,а в старшей-общий труд,в старш. группе-совместный труд. В процессе труда дети приобритают навыки ухода за растениями и животными, осваивают действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о матер-х и их свойствах.Материалы и орудия труда долж. соответств-ть гиг-м требов-м и правилам охраны жизни и здоровья детей.При наблюдении труда детей в кажд. группе важно установить: созданы ли условия для труд. дея-ти, есть ли орудия труда, рационально ли хранится инвентарь. Наблюдая работу дежурных во 2-й м.группе надо, чтобы дети действовали без помощи окруж-х, в средн.группе-дежурили без напоминания, доводили начатое дело до конца,в старш. группе и подготовител-й группе-самостоят-но распределяли обязан-сти. выполняли все действия, соблюдали все правила гигиены (мыть руки перед дежурством, чашку брать только за ручку и др.).
До поступления ребенка в д/у в поликлинике долж. быть произведена подготовка с методич-ми рекоменд-ми.При выявлении отклонений в сост. здоровья осуществ-тся санация полости рта и носоглотки,зрения и др.При поступлении ребенка в д/у врач собирает у родителей сведения об особен-х сост-я развития и поведения ребенка,дает оценку сост-я здоровья,физич-го и нервнопсихич-го развития,делает назнач-е по питанию и оздоровит-х мероприятиям.Все сведения, полученные при приеме,вносятся в историю развития ребенка и доводятся до воспит-ля группы.Ежедневный утренний прием детей должен проводится воспитателем,котор. опрашивают родителей о сост. здоровья детей ,осматривают зев и кожу,измеряют t тела.При осмотре больные дети с подозрением на заболевание в д/у не допуск-тся.заболевшие в течении дня изолируются от здоровых детей в изолятор,где остаются до прихода родителей,или госпитализируются.После перенесенного заболевания детей принимаются в д/у только при наличае справки участкового врача с указанием диагноза,длител-сти заболевания, проведенного лечения,а также с указанием рекомендаций по индивид-му режиму дня ребенка-на первые 10-14 дней.
Игры для детей-способ самовыражения,проба сил,расшир-тся кругозор ребенка, приобр-тся навыки,приобр-тся интерес к природе и ее живым обитателям.В играх воспит-ль может лучше узнать своих воспитан-в,их хар-р, привычки, способ-сти, творч-е возмож-сти,найти правильный способ воздействия на кажд. из воспитан-в. Игры сущест. разные: подвижные, сюжетные, подражательные,музыкал-е, дидактич-е, познавател-е.Игра развив-т ум, восприятие, формир-т механизм координации и управл-я движения, разв-т психич-е кач-ва. Игры на лыжах,в лесу,на воде,на коньках-для закаливания и укрепления орг-зма. Требов-я к предметам и оборудов-ю для игр и игрушкам.1.Оборудов-е долж. быть правильно оформленным, соответств-ть возрасту,эстетическим требов-м обслуживающего мира. 2.Игрушки долж. быть безопасными в пользовании,не наносить ущерба здоровью детей.3.Быть изготовл-ми из безопас-го матер-ла,без применения ядовитых веществ, повреждающих кожные и слизистые покровы ребенка, легко поддающиеся очисткеи дезинфекции.4.В детской или групповой комнате игрушки долж. хранится в застекленных шкафах или ящиках, игрушки, предназначенные для игры на площадках участка, хранятся отдельно. 5.воспит-ли долж. следить, чтобы игрушки не ломали, приучать детей ставить их на место, беречь.По весу и размеру игрушки изготовляют соответственно силе ребенка и размеру его рук,а форму и отделку делают такими, чтобы исключить ранения и травмы(у жестких игрушек острые углы и края закругляют). Максимал-й вес игрушек:до 3 лет-от 100 гр. до 400гр., дошк. возраста-500 гр. младш. школьн. возраста-700-800 гр. Рекомендуют:игрушки из пластмассы, резины,игры-из прессованной бумаги и картона. Куклы и мягкие игрушки ежедневно очищают щетками , облучают бактерицидными лампами. Одежду кукол в конце недели стирают и гладят утюгом. Обработка книжек, игр, заготовок из бумаги и картона производится бактерицидными лампами,а в случае инфекции игровые средства уничтожаются. Приобретенные игрушки подвергаются обеззараживанию (кипятят, проглаживают).