САМОЛЕТ САНИТАРНЫЙ

Наука » Медицина » Военная медицина
САМОЛЕТ САНИТАРНЫЙ — самолет, имеющий приспособления для перевозки больных и раненых на носилках.

В СССР первый санитарный самолет К – З (конструктора Калинина) был построен в 1927г. в Харькове; затем было построено несколько самолетов К-5, поднимавших 4 лежачих и 2 сидячих раненых. В 1934г. исполнительный комитет Красного Креста имел в своем распоряжении самолет санитарный К-5, С-1, самолет-амфибию Шаврова (Ш-2) и санитарно-транспортные самолеты П-5 (Р-5).
Самолет К-3 – одномоторный моноплан с высоким расположением крыла («парасоль»), со скоростью 160 км/час, поднимавший при экипаже в 2 человека 2 носилочных и 2 сидячих раненых или больных. Самолет К-5 с более мощным мотором поднимал уже 4 носилочных.
Для нужд санитарной авиации наиболее удобным типом самолета оказался учебный самолет Поликарпова (По-2). По типу этого биплана с мотором в 100—125 лошадиных сил был построен ряд самолетов санитарных, работающих на коротких дистанциях. Первым из них в 1934г. построен С-1, отдельные экземпляры которого работали вплоть до 1944г. С-1 перевозил, кроме летчика, 1 лежачего и 1 сидячего. В 1940г. этот самолет был модифицирован и улучшен (0-2). В том же году инженер Филатов внес небольшие изменения в самолет По-2 и положил на фюзеляж специальную кабину, в которой размещались 2 раненых на носилках. Теперь этот самолет называется С-3. В 1942 г. инженер Бакшаев предложил специальные обтекаемые кабины, монтируемые на нижние плоскости учебного самолета По-2. Этот самолет, получивший название С-4, может перевозить 2 лежачих и 1 сидячего раненых и больных. Самолеты С-2 и С-4 были основными самолетами санитарными, эксплоатировавшимися в Советской Армии во время Великой Отечественной войны.
В 1943 г. Поликарпов модифицировал С-2, расширив его фюзеляж и поместив в нем 2 носилочных и 1 сидячего раненых рядом с летчиком. Этот самолет получил название По-2 ШС. Кроме малых самолетов санитарных, в Советской Армии имеются средние двухмоторные самолеты Ще-2 на 9 носилок и большие Ли-2, поднимающие 18 носилок.
Самолет-амфибия Шаврова (Ш-2), построенный в 1931 г., приспособлен для перевозки 1 лежачего на специальных носилках.
Великая Отечественная война показала, что каждая часть санитарной авиации должна включать: а) собственно самолет санитарный, б) санитарно-транспортные самолеты, в) самолеты связи.
Обязательное тактико-техническое требвание для самолета санитарного: должна быть обеспечена установка в кабине для раненых и больных общеармейских унифицированных носилок, а не каких-либо специальных авиационных, облегченных и укороченных, применяемых некоторыми авиаконструкторами из-за недостатка места на самолете; специальные носилки вызывают необходимость перекладки раненых при погрузке в самолет и выгрузке из него, что сопряжено с дополнительным травмированием эвакуируемых.
Самолет санитарный делятся на: малые, вместимостью 1 – 2 лежачих раненых или больных; средние, вместимостью от 3 до 10 носилочных, и большие, вместимостью более 10 носилок. Иногда малые самолет санитарный называют самолетами «скорой помощи», а средние и большие – «эвакотранспортными». Вместимость самолет санитарный исчисляется по способности самолета перевозить лежачих, носилочных раненых и больных, так как только эта способность является характерной отличительной чертой самолет санитарный.
Перевозить сидячих раненых могут пассажирские, транспортные, учебные и даже боевые самолеты.
Санитарно-транспортными самолетами называют обычные транспортные самолеты, занятые, перевозкой срочных медицинских грузов и личного состава медицинской службы. Чаще всего – это самолеты, не подвергающиеся никакой специальной переделке. Эти самолеты или входят в состав частей и подразделений санитарной авиации, или временно выделяются из транспортных авиачастей. Санитарно-транспортную функцию чаще всего несли во время войны санитарные самолеты С-2 и С-4.
Самолеты связи должны входить в состав каждой крупной части или соединения санитарной авиации. Медицинские начальники, в оперативном использовании которых находится санитарная авиация, пользуются самолетами для связи с подчиненными учреждениями, быстрой передачи своих распоряжений. Самолетами связи могут быть самолеты, употребляемые для аналогичных целей в армии, или же обычные малые санитарные самолеты.
Ни в одной стране самолеты не проектируются и не строятся только для выполнения одной функции медицинской эвакуации больных и раненых. Самолет санитарный всегда строятся на основе уже существующих пассажирских, спортивных, учебных, транспортных или военных самолетов, путем устройства специальных люков для загрузки больными и ранеными и кронштейнов или подвесок кабины для крепления носилок. Поэтому в последние годы многие транспортные и пассажирские самолеты стали проектироваться и строиться так, чтобы в нужный момент они могли бел особых затрат времени и усилий переоборудоваться в санитарные и принять на борт соответствующее количество больных или раненых на носилках. Образцами в этом отношении могут служить как наши отечественные транспортные самолеты, так и зарубежные, имеющие многоцелевые назначения. Они могут работать как пассажирские, транспортные и санитарные. Для крепления носилок в этих самолетах делаются специальные лямки и козелки, занимающие немного места, малого веса и удобно складывающиеся на бортах пассажирского отделения кабины самолета.
Для превращения такого, заранее приспособленного транспортного самолета на санитарный требуется 5 – 10 минут.
В многоместных самолетах, приспособленных для целей медицинской эвакуации, обеспечивается свободный доступ к любому из эвакуируемых для оказания ему неотложной помощи, наличие звукоизоляции, отопления, вентиляции и снабжения кислородом в пути. Для малых самолетов эти требования отпадают.
Летно-технические данные самолетов санитарных вариантах остаются почти такими же, как и в основных вариантах, однако малые самолеты санитарные должны иметь минимальный пробег и разбег при посадке и взлете, иначе они не смогут работать с маленьких не подготовленных площадок.
Наилучшим типом малого самолет санитарный ближайшего будущего надо считать геликоптер, который может работать с минимальных по размерам площадок и развивать в воздухе достаточную скорость. Скорость, емкость и комфортабельность средних и больших самолет санитарный, будут увеличиваться параллельно с ростом и развитием гражданской и военной авиации. (См. также Авиационные приборы, Авиация санитарная, Кабина самолета.)
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.