Прикорм. При недостатке груд. молока кажд. грудн. ребенок 1-го года жизни долж. быть обеспечен индивид-м смешенным или искусствз-м вскармлив-м, назнач-м врачом,с учетом физиологич-х потребн-й ребенка в пищевых веществах, физиологич-го развития, сост. здоровья. Дети 1-х месяцев жизни получ-т приближенные к грудн. молоку, искусств-е молочн. смеси . Это «Малютка», «Малыш», «Виталакт». В них белкок коровьего молока подвергается спец. обработке, котор. повышает переваримость и усвояемость, добавл-тся витамины, минир-е вещества. Молочн. смеси можно назначать с 1-х дней жизни. Можно давать кисло-молочные продукты, котор. стимулируют секрецию желудочного сока. улучшает пищеварение. вытесняет микробы. Смесь приобретается мед. работн-м, долж. быть подогрета до 70 град, затем охлаждена до 36-37 град.Не использовать через 40 мин. после приготовл-я. Кол-во зависит от массы ребенка,после оканчания долж. оставаться небол-е колво . Введение прикорма:1-й прикорм-овощное пюре дают ребенку с 4-4,5 лет.2-й прикорм-молочные каши в 4,5 месяца.с 7 мес. возроста ребенку дают блюда из мяса,с 6 месяцев-детям необх. давать кипяченую воду.
Грудн. молоко-единств-я пища,в котор.нуждается ребенок в теч.1-х 6 мес-в, оно защищает ребенка от многих болезней.Груд. вскармлив-е создает эмоцион-ную связь между матерью и ребенком и на 98 % защищает женщину от зачатия(иск. женщины больные ВИЧ). После 6 мес. ребенку нужна дополнит-я пища-прикорм.Это пища. котор. полностью может заменить одно из грудных кормлений. Продукты прикорма: 1.Овощное пюре. 2. Каша 3.Адаптивная смесь прикорм необх. для дальнейшего развития ребенка,он получает растительные белки, жиры, пищевые волокна. Правила введения прикорма: 1. Новые продукты только здоровому ребенку.2.Нельзя при изменениях режима(поездки в дни прививок)3.Дают перед кормлением грудью с 1-2х чайных ложек , увеличивая до 150 гр. В течении 2-х недель,2 прикорма одновременно нельзя.После прикорма новыми продуктами,докармливают грудным молоком.нельзя кормить насильно. Свежеприготовленные однородный сметанообразный-з6-37 градусов. Продукты: крупы, котор. содержат белка глютина (рис, гречка, кукуруза). Яичный желток, фруктовое пюре, творог, мясной фарш не прикорм, а пищевае добавки, обагащенные питание грудного ребенка.С 6 мес -творог с 5 до 50 гр.К 1 году желток с 0,1 до о,2 -2 раза в неделю.С 7-ми месяцеми-мясное пюре.К 1 году-паровые котлеты.С 8-9 мес.-1,2 раза в неделю рыбное пюре без соли ,сахара, специй,все готовится.До 2-х лет-чай нет,кофе нет.До 9 мес-нельзя цельное кроровье или козье молоко,козье вообще не рекамендуется.С появлением зубов, консистенция такая же как и взрослая пища. позже когда вводится соль.
Роль минеральных веществ для орг-ма ребенка. Белки- занимают особое значение т.к. без них не может осуществл. построение основн.элементов органов и тканей. Недостаток белков влияет на функцию голов. мозга, и на работу иммунной системы орг-ма. Животный белок содержит незаменимые аминокислоты и находится в продуктах животного происхождения: молоко, сметана, творог, мясо, рыба, яйца. Растительные белки содержатся в хлебе крупе, овощах. В питании детей долж. быть 75% белков животного происхождения и 25% растительного. Жиры – это источник энергии, принимает участие в обмене веществ, способствует выработке иммунитета. С раннего возроста дети долж. Получать растител. масла, т.к. они богаты полиненасыщенными жирными кислотаси. Недостаток приводит к снижению массы тела, возникновению кожных заболеваний, к снижению иммунитета, ведет к развитию атеросклероза. Углеводы- основной источник энергии, способствует усвоению в орг-ме белков и жиров. содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Сложные углеводы содерж. В муке, картофеле. Избыточное колич-во углеводов ведет к нарушению обмена веществ. Витамины представл. Собой высокоактивные в биологическом отношении вещества, способные обеспечить норм. Течение биолог. Процессов в орг-ме. Они повышают функц-ые способности основ. Систем орг-ма, его устойчивость к действию неблагоприятных факторов. Витамины считаются основным профил-ким средством против многих белезней, повышают умственную и физическую работоспособность, усиливают силы орг-ма в борьбе с инфекцией. Овощи, фрукты, травы-источники витаминов. Все витамины делятся на 2 гр.: водорастворимые (С) и жирорастворимые (А,Д,Е,К). Минеральные вещества в зависимости от их кол-ва в орг-ме чел-ка подразделяются на макро и микроэлементы. Кальций, фосфор, магний, железо, калий, натрий, входят в сосав всех клеток и тканей орг-ма, участвуют в обмене веществ, активизируют ферменты вещества.
Основ. ингредиенты пищи и их назначение. Ежедневно в пищу необх. вводить определен-е кол-во белков,жиров и углеводов:от 1 года до 1,5- 4.5 гр белков,4,5 жиров,16 углеводов. До 3-х лет-4 белков,4 жиров,15 углеводов. От 4-х до 6 лет-3,5 жиров, 3.5 белков. 14-15 углеводов.Завтрак-20-25 % суточной калорийности,обед-30-35 %, полдник-15-29 %, ужин-20-25 %.В питании долж.быть кальций-не менее 1 гр. В сутки, фосфор-1 гр. В сутки, железо-15 мг. В сутки.Необх.достаточное кол-во воды.5 блюд в рационе долж. быть жидким в теч. дня, нужен витамин А в чистом виде-1/2, каротин-1/3 ,мясные и рыбные блюда лучше подавать на завтрак и обед: молочные, крупные и овощи на ужин, молоко, кисломолочные продукты, ягоды, фрукты на полдник. В теч. 1-го дня однородные блюда не долж. повторяться. Удельный вес белков животного происхождения с возрастом может уменьшаться:1.От 1 до 3-х лет-75 % животных белков. 2.От 4 до 6 лет-65% 3.От 7 и выше -50%Раздача пищи сразу после приготовления:1-е блюда-t 70 град. 2- блюда - t 60 град. 3-е блюда- t 10-15 град. 4. Холод. закуски. Необх. обратить вним-е на оформл-е места приёма пищи (эстетики для возбуждения аппетита детей), не проявлять нетерпение,если ребенок ест медленно.Если дети отказыв -тся от пищи, сажать такого ребенка надо с теми детьми, котор. едят хорошо,не заставлять ребенка доедать. Если плохо кушает, теряет вес, обратиться к врачу. Если 2-е блюдо сухое, особенно детям,у котор. выдел-тся мало слюны. Дать возмож-сть запить киселем или компотом.но не водой, т.к. разбавл-тся желудоч-й сок.Не надо приучать есть много хлеба с супом, со 2-ми блюдами или макаронами.
К прогулкам и экскурсиям допуск. дети дош. возраста и учащиеся с1 класса, прошедшие инструктаж по охране труда, мед. осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. При проведении прогулок и экскурсий группу детей долж. сопровождать 2 взрослых. Для оказания первой мед. помощи пр травмах обязательно иметь медаптечку с набором необх. медикаментов и перевязочных средств. Общая продолжительность прогулки составляет 1-4 часа. Необх. надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки. По окончании прогулки проверить по списку наличие детей в группе.
Гигиена труд.деят-сти: своеобразие и виды труд.деят-сти, гигиенич-е требов-я к орудиям труда. Гигиена уч.д-ти:план работы на день и неделю предусматр-т разные виды дея-ти:внутри и вне помещения,спокойные и активные занятия, индивид-ю дея-ть,занятия малыми и большими группами. Занятия нач-тся с 1.5 лет продолжит-сть и колич-во увелич-тся с возрастом. Для детей 1.5-2 лет-2 занятия(одно в 1-ю,2-е-во 2-ю полов. дня)по 8-10 мин. Занятия вкл: упражн-я по развит.речи, знакомству с окруж-м миром, дидактич-е игры,развитие движений, муз. занятия, физк. занятия, ИЗО.В младш. группе(2-4 г) заним-тся 2 раза в день(1-я пол. дня) по 10-15 мин с перерывом в 10-15 мин.В средн.(4-5лет) заним. до 20 мин с перерывом в 10-15 мин, кол-во занятий не более 2-х.В подготовит-й группе(6-7 лет)-3 занятия в день на 20-25,30 мин с перерывом в 10-15 мин. Увелич-е занятий до 3-х приводит к утомлению, ухудшению здоровья. Прогулки на воздухе обязат-ны в 1-й и 2-й половине дня. Дневн. сон: 1.5-2 года-2,5-з ч,в 2-3 года-2 ч.30 мин, в 3-4 года-2 ч 10 мин,в 4-5 лет-2 ч10 минут,5-6 лет-2 ч,6-7 лет-1 ч.40 мин. Гигиена труд. деят-ти: трудов. воспит-е нач-тся в ознакомлении детей с трудом взрослых, приобщении к доступной им труд. дея-ти. Основн.виды труда-это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд(поручения, дежурства, коллективный труд детей). Во 2-й младш группе вводятся дежурства,а в старшей-общий труд,в старш. группе-совместный труд. В процессе труда дети приобритают навыки ухода за растениями и животными, осваивают действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о матер-х и их свойствах.Материалы и орудия труда долж. соответств-ть гиг-м требов-м и правилам охраны жизни и здоровья детей.При наблюдении труда детей в кажд. группе важно установить: созданы ли условия для труд. дея-ти, есть ли орудия труда, рационально ли хранится инвентарь. Наблюдая работу дежурных во 2-й м.группе надо, чтобы дети действовали без помощи окруж-х, в средн.группе-дежурили без напоминания, доводили начатое дело до конца,в старш. группе и подготовител-й группе-самостоят-но распределяли обязан-сти. выполняли все действия, соблюдали все правила гигиены (мыть руки перед дежурством, чашку брать только за ручку и др.).
До поступления ребенка в д/у в поликлинике долж. быть произведена подготовка с методич-ми рекоменд-ми.При выявлении отклонений в сост. здоровья осуществ-тся санация полости рта и носоглотки,зрения и др.При поступлении ребенка в д/у врач собирает у родителей сведения об особен-х сост-я развития и поведения ребенка,дает оценку сост-я здоровья,физич-го и нервнопсихич-го развития,делает назнач-е по питанию и оздоровит-х мероприятиям.Все сведения, полученные при приеме,вносятся в историю развития ребенка и доводятся до воспит-ля группы.Ежедневный утренний прием детей должен проводится воспитателем,котор. опрашивают родителей о сост. здоровья детей ,осматривают зев и кожу,измеряют t тела.При осмотре больные дети с подозрением на заболевание в д/у не допуск-тся.заболевшие в течении дня изолируются от здоровых детей в изолятор,где остаются до прихода родителей,или госпитализируются.После перенесенного заболевания детей принимаются в д/у только при наличае справки участкового врача с указанием диагноза,длител-сти заболевания, проведенного лечения,а также с указанием рекомендаций по индивид-му режиму дня ребенка-на первые 10-14 дней.
Игры для детей-способ самовыражения,проба сил,расшир-тся кругозор ребенка, приобр-тся навыки,приобр-тся интерес к природе и ее живым обитателям.В играх воспит-ль может лучше узнать своих воспитан-в,их хар-р, привычки, способ-сти, творч-е возмож-сти,найти правильный способ воздействия на кажд. из воспитан-в. Игры сущест. разные: подвижные, сюжетные, подражательные,музыкал-е, дидактич-е, познавател-е.Игра развив-т ум, восприятие, формир-т механизм координации и управл-я движения, разв-т психич-е кач-ва. Игры на лыжах,в лесу,на воде,на коньках-для закаливания и укрепления орг-зма. Требов-я к предметам и оборудов-ю для игр и игрушкам.1.Оборудов-е долж. быть правильно оформленным, соответств-ть возрасту,эстетическим требов-м обслуживающего мира. 2.Игрушки долж. быть безопасными в пользовании,не наносить ущерба здоровью детей.3.Быть изготовл-ми из безопас-го матер-ла,без применения ядовитых веществ, повреждающих кожные и слизистые покровы ребенка, легко поддающиеся очисткеи дезинфекции.4.В детской или групповой комнате игрушки долж. хранится в застекленных шкафах или ящиках, игрушки, предназначенные для игры на площадках участка, хранятся отдельно. 5.воспит-ли долж. следить, чтобы игрушки не ломали, приучать детей ставить их на место, беречь.По весу и размеру игрушки изготовляют соответственно силе ребенка и размеру его рук,а форму и отделку делают такими, чтобы исключить ранения и травмы(у жестких игрушек острые углы и края закругляют). Максимал-й вес игрушек:до 3 лет-от 100 гр. до 400гр., дошк. возраста-500 гр. младш. школьн. возраста-700-800 гр. Рекомендуют:игрушки из пластмассы, резины,игры-из прессованной бумаги и картона. Куклы и мягкие игрушки ежедневно очищают щетками , облучают бактерицидными лампами. Одежду кукол в конце недели стирают и гладят утюгом. Обработка книжек, игр, заготовок из бумаги и картона производится бактерицидными лампами,а в случае инфекции игровые средства уничтожаются. Приобретенные игрушки подвергаются обеззараживанию (кипятят, проглаживают).
Динамич. стереотип явл. физиолог-кой основой построения режима дня. Подъем детей круглосуточных отделений для младших групп с 6.00, для старших с 7.00. Время от подъема до завтрака – туалет, гимнастика, закаливание, для приходящих детей профилак-й осмотр. Продолжительность сна, его частота с возрастом уменьшается: 1.от 10 мес.до 1,5 л. ребенок спит 14 ч. 2. От 3 до 5 лет-13,5 ч. 3.от 5 до 7 лет-12 ч. Время приема пищи и частота также изменяется: 1. От 6 мес. до 1 года 5 раз в день. 2. От 1 года до 7 лет – 4 раза. Во время бодраства 3-х летний ребенок играет со 2-й младшей группой, вводятся систематические общегрупповые занятия. До 1,5 лет в зимнее время прогулок не проводится. Потребность в свежем воздухе обеспечения во время дневн.сна. Прогулки проводятся с детьми от 1,5 лет и старше. Дети гуляют в 1-й раз после игр и занятий, следующих за завтраком, 2-й раз около 2-х часов после полдника. В зимнее время около 3-х часов общего времени. У детей старше 3-х свободное время заполняется не только играми, но и самообслуживание, дежурство, работа на участке. Родители забирают детей с 17.00 до 19.00 в круглосутках прогулка до 19.00, потом ужин 20.00, потом вечерний туалет. и отбой. Варианты режима: для составл-я режима необх. учитывать: сост. здоровья, время года, климатич-е условия. Детей перенесших теж. хронич. заболевания, страдающие заболев-ми , укладывать спать надо раньше, а поднимать позже, уменьшать время занятий, в некотор. случаях вводить дополнит. прием пищи. В теплое время ночной сон укорачивается на пол часа, а дневной удлиняется. В старш. Группе 2-е занятие снимается в пользу прогулки . Основные компоненты режима: сон, прием пищи, прогулка, занятия. На свежем воздухе дети лучше спят, после обеда необх. полоскать рот, стулья для снятой одежды надо размещать не вплотную к кроватям, чтобы воспитатель наблюдал детьми. t в группе 160 С. В холод. Время после засыпания открываются форточки на 5 мин. Воспитатель должен следить правильно ли лежит ребенок, нельзя чтобы ребенок был укрыт с головой, на животе, уткнувшись носом в подушку. Не надо приучать спать детей на 1-м боку. Проснувшись раньше времени надо уложить снова. Чтобы дети быстро засыпали укладывать в 1-но время, устранить раздражители(свет, разговоры), надо объяснить родителям, что и в домаш. условиях надо это выполнять.
Совок-сть физико-химич-х и биолог-х свойств воздуха в жилом помещении назыв. микроклиматом. Микроклимат определ. t воздуха, его движением, влажностью, давлением, содерж-м в воздухе углекислого газа и пыли. Допустимая концентрация в помещениях -0,1%. t воздуха измер. с помощью термометра. По горизонтали: в центре помещения и в 4-х углах на расстоянии 0,2 м от стенки на высоте 1,5 м от пола. Определ. среднюю t и перепады между максимальным и минимальным показателями. По вертикали: в середине помещения на расстоянии 0,1 м, 1,5 м от пола и 0,2 м от потолка. регистрация показателей термометров производится через 10 мин. от нач. исследования. коэффициент аэрация – это отношение площади фрамуг и форточек площади пола. Влажность воздуха определ. используя стационарный психрометр, по инструкции к прибору. атмосферное давление в помещении определ. с помощью барометра или анероида. Скорость движения воздуха определ. кататермометрам в помещении и анемометром на улице. 1.19 0 в спальне занятий музыкой и танцами.2.20-210 в дошкол. помещении. 3. 230 в ясельной. 4.40-45% норма влажности. 5. 1/40,1/50 коэффициент аэрации. Угол падения не должен быть меньше 300 , освещен-сть в приемной 70, в группе до 200. Гигиенически норм. воздух-необх-е условие хорошего самочувствия, высокой работосп-сти. Надо следить за сост-м у детей полости рта и слизистых оболочек, дых. путей: своевр-но лечить зубы, ангины. Групповые комнаты долж. освещаться солнцем т.к. под воздейст-м ультраф-х излучений многие болезнетворные микробы гибнут, а организм ребенка станов.менее восприимчивым к заболев-м.
Для изуч-я физич-го развития применяют методики антропометрических обследований:1. соматометрические –это масса (вес) тела, измерение длины тела (рост сидя и стоя).Окружность груд. клетки, головы.2. Физиометрические -это мышечная сила кистей рук, спины (становая сила). 3. соматоскопические – оценка сост-я. опорно-двигат-го аппарата (форма позвоночника, груд. клетки, конечн-й), сост. кожи и видимых слизистых оболочек, жировых отложений. Антрополитические исследования производят на обнаженном ребенке в светлом и теплом помещении в 1-ую половину дня, т.к. длина тела к концу дня уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением сводов стопы, межпозвоночных хрящей, снижения тонуса мускулатуры, а вес увелич-тся в среднем на 1кг за счет приема пищи. Рост –признак, характер-щий сост. пластич-х процессов в орг-ме, измеряется деревянным растомером или металлическим антропометром. Вес- выражает суммарную массу тела (развитие костномышечного аппарата, жировой клетчатки, внутренних органов) – измеряют с помощью медиц. весов.Окруж. грудной клетки (ОГК) - характеризует объем тела, развитие грудных и спинных мышц, функцион-е сост. органов груд. клетки. определ. ОГК сантиметровой лентой. Жел-показатель вместимости легких и силы дыхат. Мышц, измеряется водяным или воздушным спирометром. Проводят 2-3 раза. Мышечная сила рук- характеризует степень развития мускулатуры, измер-тся ручным динаметром 2-3 раза. Группы здоровья детей: 1.входят здоровые дети с норм. Уровнем физиолог-х функций. 2.входят здор.дети, но имеющие морфологическое и функцион-е отклонения, с пониженной сопротивляемостью к заболеваниям – это переболевшие дети, часто болеющие (3 и более раз вгод). 3.Дети, больные хронич-ми заболеваниями в состоянии комплексации, с физич-ми недостатками, но с сохранением функц-х возможностей орг-ма. 4.Больные хронич-ми заболеваниями, с пониженными возмож-стями, что препятствуют приспособляемости к изменяющимся условиям. 5.Больные хронич-ми заболев-ми в состоянии декомпенсации со значительно сниженными возмож-стями орг-ма (инвалиды 1-2 групп) дети этой группы не посещают детские учреждения общего профиля. Физическое развитие представл. Собой совок-сть морфолог-х свойств орг-ма, котор. характер-т процессы роста и созревания.
Здоровье детского населения складыв. на здоровья отдел-х детей, но оно как совок-сть обладает нов.признаками и кач-ми, котор. явл. предметом изуч-я специал-в соц. гигиены. Обществ. здоровье-это качественная интегративная хар-ка сбалансированности роста и развития человеч-кой популяции с природной средой и ее процессами. Для хар-ки обществ. здоровья использ. показатели:1.медикодемограф ический (уровень младенческой смертности, уров. рождаемости). 2. Показатели физич-го развития возрастнополовых групп. 3 . медикостатистические показатели заболев-сти. 4. учет данных об инвалидизации детей. Наибол.часто в практике, динамика сост. здоровья детского населения оценивается по заболев-сти, в связи с этим дет. население подлежит спец. профилакт-м углубленным осмотрам. Для оценки сост. здоровья дет. коллектива применяют след. показатели:1. Индекс здоровья (ИЗ) –это удельный вес детей, не болеющих в течении года среди всех обследованных процентов.2.патологическая пораженность –это частота хронич. заболеваний и функц-х отклонений в %.