Когда в Риме в 1-2 веке н.э. рушился некогда могучий рабовладельческий строй, народы Европы только начинали свою историю, выходя из стадии родоплеменных отношений, приобщаясь к земледелию, не зная ни классов, ни государств.
В поисках лучших земель во 2 веке н.э. от Балтийского моря к Черному и дальше на юг двинулись потоки народов разных национальностей, объединенных в истории общим названием “варвары”.
Началось “великое переселение народов”, которое продолжалось три века, и в 476 г., когда был низложен последний римский император, в Европе началась новая эпохафеодализм. Этот год условно считается вехой, границей крушения рабовладельческого строя и перехода в Европе к строю феодальному.
В отличие от народов Ближнего и Среднего Востока, сумевших сохранить культуру своих предшественников, варвары, завоевавшие Западную Римскую империю, практически полностью уничтожили культуру Рима. Они стерли с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию.
Так получилось потому, что варвары, которые еще находились в стадии родоплеменных отношений, не могли стать преемниками и продолжателями римских традиций. Для того, чтобы освоить эту культуру, им нужно было время, и поэтому феодальный Запад долго отставал от феодального Востока.
Переход к развитому феодализмупроцесс длительный, и если в Византии он завершился к 7 веку, то в странах Западной Европы он затянулся до 11 века. За это время народы Западной Европы прошли сложный путь в своем развитии и создали своеобразную культуру, которая стала основой последующего развития.
Единственное, что средневековье унаследовало от погибшего древнего мира, было христианство. В жизни народов Западной Европы христианство в эпоху средневековья представляло собой общественный фактор исключительного значения. Во всех западноевропейских странах церковь приобрела господствующее влияние. Она владела приблизительно половиной всех земель, объединяла разрозненные страны в их борьбе против внешних врагов и вплоть до 16 века являлась единственным образованным классом в Западной Европе.
Следствием этого было то, что медицина в европейских странах в период раннего средневековья имела преимущественно богословский характер. Она зародилась в монастырях, которые, по примеру Византии, стали возникать в Западной Европе уже с 4 века. При монастырях стали возникать больницы и медицинские школы при них.
Первые монастырские больницы средневековой Европы по уровню лечения и ухода за больными во многом уступали больницам Византии и арабского Востока. Лечебную помощь там оказывали монахи, медицинская подготовка которых была крайне недостаточной. Лечили они в основном “постом и молитвой”, хотя иногда использовались и рациональные средства, заимствованные из народной медицины.
В круг повседневных занятий монахов, кроме молитв, входил физический труд, а также чтение и переписывание древних манускриптов, среди которых попадались и медицинские труды.
В тот период основой познания и обучения вообще (и в медицине в частности) была схоластика, которая исходила из того положения, что все возможные знания уже даны либо в Священном писании, либо в творениях “отцов церкви”. Схоластический метод преподавания сводился к следующим 2-м положениям:
все знания уже даны в трудах авторитетов и нужно их только изучать, ничего не изменяя
полное и сознательное пренебрежение к опыту.
Для средневековой схоластики был характерен культ цитат, заучивание наизусть текстов, проведение диспутов и абсолютное отрицание реального опытного знания. В виде исключения допускалось изучение произведений некоторых античных авторов.
Схоластика царила во всех областях знаний, в том числе и в медицине. В области медицины официальным признанным авторитетом был Гален. Схоласты сознательно “забыли” о выдающихся экспериментах Галена в области анатомии и физиологии, в то время, как слабые стороны его учения и некоторые теоретические положения были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины в средневековых странах Западной Европы.
Так возник галенизмискаженное, одностороннее понимание учения Галена, который и был положен в основу обучения не только в монастырских медицинских школах, но и в средневековых европейских университетах.
Французская карикатура: два ученых доктора в академических тогах яростно спорят по поводу какого-то текста из Галена или другого авторитета. Стоя у ложа больного и раскрыв большие фолианты в красных сафьяновых переплетах, они
пытаются доказать каждый преимущество своего толкования. Поглощенные текстами, они повернулись спиной к больному и, пока они ведут спор, за их спиной смерть, усмехаясь, уносит больного.
В тот период вместе с монастырским возникает и светское (нецерковное) медицинское образование. В 9 веке на юге Италии, в г.Салерно появляется первая светская медицинская школа, которая продолжила лучшие традиции античной медицины.
Центрами медицинского образования в средневековой Европе были университеты. Становление университетов в средневековой Европе было тесно связано с ростом городов, развитием ремесла и торговли, потребностями хозяйственной жизни и культуры.
Первый университет был образован в 1200 г. в Париже. Затем в 1213 г. в университет была преобразована Салернская школа. В 12-13 веках возникли университеты в Болонье, Праге, Вене, Оксфорде, Кембридже, Падуе.
Как правило, средневековые университеты имели 4 факультета – один подготовительный и три основных. Обязательным для всех учащихся был подготовительный факультет, где преподавались семь “свободных искусств”математика, геометрия, астрономия, музыка, грамматика, диалектика и риторика – эти предметы и составляли основное содержание высшего университетского образования. После сдачи соответствующих экзаменов учащемуся присуждалась степень магистра искусств и он получал право продолжить обучение на одном из основных факультетов (богословском, медицинском или юридическом), по окончании которого присуждалась степень магистра в соответствии с профилем факультета.
Учащихся в университетах называли студентами (лат. “studere” – учиться); их число было невелико и не превышало нескольких десятков на всех факультетах. Для руководства каждой десятки из состава учеников избирался староста
– декан, (лат. “decem” – десять). Во главе университета стоял ректор (лат. “rector” – управитель). Оба эти поста занимали лица, имевшие высокий духовный сан.
Строй жизни в средневековых университетах был подобен дисциплине церковных учреждений, а уставы и учебные планы контролировались духовенством. Вступая в университет, студенты приносили присягу, подобную присяге священника, в частности, давали обет безбрачия (“целибат”, он распространялся на всех дипломированных врачей, профессоров, студентов и был отменен только лишь в 1452 г.).
Языком средневековой учености в Западной Европе была латынь. Книга была большой редкостью и стоила очень дорого. Ее листы изготавливались из
пергамента (особым образом обработанной кожи животных), производство которого началось в г. Пергаме в 180 г. до н.э. Переписчики-монахи трудились над каждой книгой по нескольку лет. Наиболее ценные и редкие книги прикреплялись цепями к полкам или кафедре. В 15 веке на медицинском факультете Парижского университета было всего 12 книг.
Срок обучения медицине в университетах составлял 9-10 лет. В этот срок входили также 3 года подготовительных занятий, а в конце студенты проходили практику при опытном враче.
Преподавание в университетах было схоластическим и сводилось к подтверждению правильности официально признанных учений и к составлению комментариев к ним.
Студенты-медики в первую очередь изучали сочинения врачей древности, причем никакого отступления от текста не допускалось; они заучивали наизусть то, что говорили профессора, читавшие тексты Галена, Гиппократа, Ибн Сины и других античных авторов.
Практическому обучению на медицинских факультетах большинства университетов не уделялось серьезного внимания. Представления об анатомии у студентов были весьма поверхностными. Поскольку церковь запрещала вскрытия и допускала их только в исключительных случаях и по особому разрешению, строение человеческого тела изучали по учебникам, которые почти не были иллюстрированы. Один или два раза в год производились секции животных (обычно свиньи или собаки). Первые вскрытия в Западной Европе стали производиться в наиболее прогрессивных университетах, причем разрешалось вскрывать не более, чем 1 труп в 5 лет. Таким образом, незнание анатомии было характерной чертой средневековой медицины.
Отвлеченно преподавались и клинические дисциплины. Лишь в Салернском университете, который был основан на базе медицинской школы, преподавание практической медицины велось на достаточно высоком уровнена основе трудов древнегреческих классиков и прежде всего Гиппократа.
Первое упоминание о Салерно относится к 197 г. до н.э., он был известен как место отдыха и курортного лечения. Развитию и процветанию города способствовало его выгодное расположение. Салерно налаживал культурные связи и широко торговал с Востоком. Уже в 9 веке там существовала корпорация врачей, которые занимались не только лечением больных, но и обучением врачебному искусству. Так возникла Салернская медицинская школа, которая была школой практического направления. Там бережно хранилось и развивалось лучшее из того, что было создано античной медициной. В отличие от других школ раннего средневековья, Салернская школа носила светский характер, она не была основана духовенством и финансировалась за счет средств города и платы за обучение, которую взимали с учеников. На преподавателей и
учащихся не распространялся “целибат” (обет безбрачия), деканы не имели духовных званий. Кроме того, в Салерно учились и даже преподавали женщины.
К началу 13 века слава этой школы была так велика, что даже после появления в Салерно школ юристов и философов, город продолжали называть “городом Гиппократа”. Император Фридрих II ей, единственной в стране, предоставил исключительное право присваивать звание врача и выдавать лицензию на право врачебной практики на территории его империи. Без лицензии этой школы заниматься медициной запрещалось.
В школе была утверждена постоянная учебная программа: сначала 3-летний подготовительный курс, затем 5 лет изучалась медицина, после чего следовала обязательная годичная стажировка у опытного врача.
Обучение носило преимущественно практический характер. Студенты старших курсов сопровождали своих преподавателей во время обходов в госпитале, участвовали в осмотрах больных; стажеры выполняли функции помощника врача. Анатомия преподавалась по рисункам или на трупах свиньи, и лишь в
1238 г. Фридрих II разрешил салернским профессорам анатомические демонстрации – публичное вскрытие человеческого трупа 1 раз в 5 лет (т.е. 1 демонстрация за весь курс обучения).
Со всей Европы стекались в Салерно страждущие исцеления и знаний. Вот что писал о ней один из современников:
Каждый согласен: по праву Салерно – бессмертная слава
Целого света стеченье туда, чтоб найти исцеленье
Я полагаю, что верно учение школы Салерно
Салернская школа оказала огромное влияние на медицину средневековой Европы. Она была тем центром, откуда распространялись передовые идеи, далекие от схоластики и в 13 веке была преобразована в Салернский университет.
Лучшим сочинением Салернской медицинской школы за всю ее тысячелетнюю историю является небольшая поэма “Салернский кодекс здоровья”, которая была написана в 14 веке.
Автор этой поэмы – Арнальдо из Виллановы, прославленный ученый, врач и химик средневековья, был воспитанником Салернской школы. Круг его интересов был исключительно широк: он занимался токсикологией, искал средства продления жизни и борьбы со старостью, написал книгу о лечебных свойствах вина, составил краткий очерк практической терапии, разрабатывал вопросы диететики и гигиены.
В начале 14 века Арнальдо, изучая труды Салернской школы, изложил в стихах ее основные положения по диететике, здоровому образу жизни и методам предупреждения заболеваний и назвал этот труд “Салернский кодекс здоровья”. В нем приведены также отдельные сведения о строении человеческого тела (о количестве костей, зубов, крупных кровеносных сосудов) и описание некоторых хирургических операций.
В своей поэме в красочной форме Арнальдо описал 4 темперамента человека (которые задолго до него были уже описаны Гиппократом). Вот каким он видел сангвиника:
Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре, Падкий до всякой молвы и внимать неустанно готовый
…Он радости полон, и речь его сладостно льется Склонностью он обладает к наукам любым и способен. Чтоб ни случилось, но он не легко распаляется гневом.
Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолиций, Любящий песни… поистине смелый и добрый…
“Салернский кодекс здоровья” впервые был издан в 1480 г., переведен на многие европейские языки и переиздавался более 300 раз.
Таким образом, весь период раннего и развитого средневековья протекал в обстановке глубокой “реакции”, господства церкви и схоластики как метода познания, поэтому в целом уровень практической медицины в средневековой Европе был значительно ниже, чем в Византии и странах арабского Востока.
И все же европейская медицина не была бесплодной. Она накопила достаточно большой опыт в различных областях медицинских знаний, и это послужило предпосылкой для дальнейшего развития медицины в эпоху Возрождения.
В поисках лучших земель во 2 веке н.э. от Балтийского моря к Черному и дальше на юг двинулись потоки народов разных национальностей, объединенных в истории общим названием “варвары”.
Началось “великое переселение народов”, которое продолжалось три века, и в 476 г., когда был низложен последний римский император, в Европе началась новая эпохафеодализм. Этот год условно считается вехой, границей крушения рабовладельческого строя и перехода в Европе к строю феодальному.
В отличие от народов Ближнего и Среднего Востока, сумевших сохранить культуру своих предшественников, варвары, завоевавшие Западную Римскую империю, практически полностью уничтожили культуру Рима. Они стерли с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию.
Так получилось потому, что варвары, которые еще находились в стадии родоплеменных отношений, не могли стать преемниками и продолжателями римских традиций. Для того, чтобы освоить эту культуру, им нужно было время, и поэтому феодальный Запад долго отставал от феодального Востока.
Переход к развитому феодализмупроцесс длительный, и если в Византии он завершился к 7 веку, то в странах Западной Европы он затянулся до 11 века. За это время народы Западной Европы прошли сложный путь в своем развитии и создали своеобразную культуру, которая стала основой последующего развития.
Единственное, что средневековье унаследовало от погибшего древнего мира, было христианство. В жизни народов Западной Европы христианство в эпоху средневековья представляло собой общественный фактор исключительного значения. Во всех западноевропейских странах церковь приобрела господствующее влияние. Она владела приблизительно половиной всех земель, объединяла разрозненные страны в их борьбе против внешних врагов и вплоть до 16 века являлась единственным образованным классом в Западной Европе.
Следствием этого было то, что медицина в европейских странах в период раннего средневековья имела преимущественно богословский характер. Она зародилась в монастырях, которые, по примеру Византии, стали возникать в Западной Европе уже с 4 века. При монастырях стали возникать больницы и медицинские школы при них.
Первые монастырские больницы средневековой Европы по уровню лечения и ухода за больными во многом уступали больницам Византии и арабского Востока. Лечебную помощь там оказывали монахи, медицинская подготовка которых была крайне недостаточной. Лечили они в основном “постом и молитвой”, хотя иногда использовались и рациональные средства, заимствованные из народной медицины.
В круг повседневных занятий монахов, кроме молитв, входил физический труд, а также чтение и переписывание древних манускриптов, среди которых попадались и медицинские труды.
В тот период основой познания и обучения вообще (и в медицине в частности) была схоластика, которая исходила из того положения, что все возможные знания уже даны либо в Священном писании, либо в творениях “отцов церкви”. Схоластический метод преподавания сводился к следующим 2-м положениям:
все знания уже даны в трудах авторитетов и нужно их только изучать, ничего не изменяя
полное и сознательное пренебрежение к опыту.
Для средневековой схоластики был характерен культ цитат, заучивание наизусть текстов, проведение диспутов и абсолютное отрицание реального опытного знания. В виде исключения допускалось изучение произведений некоторых античных авторов.
Схоластика царила во всех областях знаний, в том числе и в медицине. В области медицины официальным признанным авторитетом был Гален. Схоласты сознательно “забыли” о выдающихся экспериментах Галена в области анатомии и физиологии, в то время, как слабые стороны его учения и некоторые теоретические положения были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины в средневековых странах Западной Европы.
Так возник галенизмискаженное, одностороннее понимание учения Галена, который и был положен в основу обучения не только в монастырских медицинских школах, но и в средневековых европейских университетах.
Французская карикатура: два ученых доктора в академических тогах яростно спорят по поводу какого-то текста из Галена или другого авторитета. Стоя у ложа больного и раскрыв большие фолианты в красных сафьяновых переплетах, они
пытаются доказать каждый преимущество своего толкования. Поглощенные текстами, они повернулись спиной к больному и, пока они ведут спор, за их спиной смерть, усмехаясь, уносит больного.
В тот период вместе с монастырским возникает и светское (нецерковное) медицинское образование. В 9 веке на юге Италии, в г.Салерно появляется первая светская медицинская школа, которая продолжила лучшие традиции античной медицины.
Центрами медицинского образования в средневековой Европе были университеты. Становление университетов в средневековой Европе было тесно связано с ростом городов, развитием ремесла и торговли, потребностями хозяйственной жизни и культуры.
Первый университет был образован в 1200 г. в Париже. Затем в 1213 г. в университет была преобразована Салернская школа. В 12-13 веках возникли университеты в Болонье, Праге, Вене, Оксфорде, Кембридже, Падуе.
Как правило, средневековые университеты имели 4 факультета – один подготовительный и три основных. Обязательным для всех учащихся был подготовительный факультет, где преподавались семь “свободных искусств”математика, геометрия, астрономия, музыка, грамматика, диалектика и риторика – эти предметы и составляли основное содержание высшего университетского образования. После сдачи соответствующих экзаменов учащемуся присуждалась степень магистра искусств и он получал право продолжить обучение на одном из основных факультетов (богословском, медицинском или юридическом), по окончании которого присуждалась степень магистра в соответствии с профилем факультета.
Учащихся в университетах называли студентами (лат. “studere” – учиться); их число было невелико и не превышало нескольких десятков на всех факультетах. Для руководства каждой десятки из состава учеников избирался староста
– декан, (лат. “decem” – десять). Во главе университета стоял ректор (лат. “rector” – управитель). Оба эти поста занимали лица, имевшие высокий духовный сан.
Строй жизни в средневековых университетах был подобен дисциплине церковных учреждений, а уставы и учебные планы контролировались духовенством. Вступая в университет, студенты приносили присягу, подобную присяге священника, в частности, давали обет безбрачия (“целибат”, он распространялся на всех дипломированных врачей, профессоров, студентов и был отменен только лишь в 1452 г.).
Языком средневековой учености в Западной Европе была латынь. Книга была большой редкостью и стоила очень дорого. Ее листы изготавливались из
пергамента (особым образом обработанной кожи животных), производство которого началось в г. Пергаме в 180 г. до н.э. Переписчики-монахи трудились над каждой книгой по нескольку лет. Наиболее ценные и редкие книги прикреплялись цепями к полкам или кафедре. В 15 веке на медицинском факультете Парижского университета было всего 12 книг.
Срок обучения медицине в университетах составлял 9-10 лет. В этот срок входили также 3 года подготовительных занятий, а в конце студенты проходили практику при опытном враче.
Преподавание в университетах было схоластическим и сводилось к подтверждению правильности официально признанных учений и к составлению комментариев к ним.
Студенты-медики в первую очередь изучали сочинения врачей древности, причем никакого отступления от текста не допускалось; они заучивали наизусть то, что говорили профессора, читавшие тексты Галена, Гиппократа, Ибн Сины и других античных авторов.
Практическому обучению на медицинских факультетах большинства университетов не уделялось серьезного внимания. Представления об анатомии у студентов были весьма поверхностными. Поскольку церковь запрещала вскрытия и допускала их только в исключительных случаях и по особому разрешению, строение человеческого тела изучали по учебникам, которые почти не были иллюстрированы. Один или два раза в год производились секции животных (обычно свиньи или собаки). Первые вскрытия в Западной Европе стали производиться в наиболее прогрессивных университетах, причем разрешалось вскрывать не более, чем 1 труп в 5 лет. Таким образом, незнание анатомии было характерной чертой средневековой медицины.
Отвлеченно преподавались и клинические дисциплины. Лишь в Салернском университете, который был основан на базе медицинской школы, преподавание практической медицины велось на достаточно высоком уровнена основе трудов древнегреческих классиков и прежде всего Гиппократа.
Первое упоминание о Салерно относится к 197 г. до н.э., он был известен как место отдыха и курортного лечения. Развитию и процветанию города способствовало его выгодное расположение. Салерно налаживал культурные связи и широко торговал с Востоком. Уже в 9 веке там существовала корпорация врачей, которые занимались не только лечением больных, но и обучением врачебному искусству. Так возникла Салернская медицинская школа, которая была школой практического направления. Там бережно хранилось и развивалось лучшее из того, что было создано античной медициной. В отличие от других школ раннего средневековья, Салернская школа носила светский характер, она не была основана духовенством и финансировалась за счет средств города и платы за обучение, которую взимали с учеников. На преподавателей и
учащихся не распространялся “целибат” (обет безбрачия), деканы не имели духовных званий. Кроме того, в Салерно учились и даже преподавали женщины.
К началу 13 века слава этой школы была так велика, что даже после появления в Салерно школ юристов и философов, город продолжали называть “городом Гиппократа”. Император Фридрих II ей, единственной в стране, предоставил исключительное право присваивать звание врача и выдавать лицензию на право врачебной практики на территории его империи. Без лицензии этой школы заниматься медициной запрещалось.
В школе была утверждена постоянная учебная программа: сначала 3-летний подготовительный курс, затем 5 лет изучалась медицина, после чего следовала обязательная годичная стажировка у опытного врача.
Обучение носило преимущественно практический характер. Студенты старших курсов сопровождали своих преподавателей во время обходов в госпитале, участвовали в осмотрах больных; стажеры выполняли функции помощника врача. Анатомия преподавалась по рисункам или на трупах свиньи, и лишь в
1238 г. Фридрих II разрешил салернским профессорам анатомические демонстрации – публичное вскрытие человеческого трупа 1 раз в 5 лет (т.е. 1 демонстрация за весь курс обучения).
Со всей Европы стекались в Салерно страждущие исцеления и знаний. Вот что писал о ней один из современников:
Каждый согласен: по праву Салерно – бессмертная слава
Целого света стеченье туда, чтоб найти исцеленье
Я полагаю, что верно учение школы Салерно
Салернская школа оказала огромное влияние на медицину средневековой Европы. Она была тем центром, откуда распространялись передовые идеи, далекие от схоластики и в 13 веке была преобразована в Салернский университет.
Лучшим сочинением Салернской медицинской школы за всю ее тысячелетнюю историю является небольшая поэма “Салернский кодекс здоровья”, которая была написана в 14 веке.
Автор этой поэмы – Арнальдо из Виллановы, прославленный ученый, врач и химик средневековья, был воспитанником Салернской школы. Круг его интересов был исключительно широк: он занимался токсикологией, искал средства продления жизни и борьбы со старостью, написал книгу о лечебных свойствах вина, составил краткий очерк практической терапии, разрабатывал вопросы диететики и гигиены.
В начале 14 века Арнальдо, изучая труды Салернской школы, изложил в стихах ее основные положения по диететике, здоровому образу жизни и методам предупреждения заболеваний и назвал этот труд “Салернский кодекс здоровья”. В нем приведены также отдельные сведения о строении человеческого тела (о количестве костей, зубов, крупных кровеносных сосудов) и описание некоторых хирургических операций.
В своей поэме в красочной форме Арнальдо описал 4 темперамента человека (которые задолго до него были уже описаны Гиппократом). Вот каким он видел сангвиника:
Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре, Падкий до всякой молвы и внимать неустанно готовый
…Он радости полон, и речь его сладостно льется Склонностью он обладает к наукам любым и способен. Чтоб ни случилось, но он не легко распаляется гневом.
Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолиций, Любящий песни… поистине смелый и добрый…
“Салернский кодекс здоровья” впервые был издан в 1480 г., переведен на многие европейские языки и переиздавался более 300 раз.
Таким образом, весь период раннего и развитого средневековья протекал в обстановке глубокой “реакции”, господства церкви и схоластики как метода познания, поэтому в целом уровень практической медицины в средневековой Европе был значительно ниже, чем в Византии и странах арабского Востока.
И все же европейская медицина не была бесплодной. Она накопила достаточно большой опыт в различных областях медицинских знаний, и это послужило предпосылкой для дальнейшего развития медицины в эпоху Возрождения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи