Аэроэмболизм – множественное образование воздушных эмболов, приводящее к закупорке жизненно важных сосудов и подчас к летальному исходу. Проникновение воздушных пузырьков в сосудистую систему может иметь место при повреждении сосудов (вен и капиляров) при условии превышения воздушного давления над давлением крови в поврежденных сосудах. Так, при ранении вен шеи и груди воздух может проникнуть через поврежденные сосуды ввиду наличия в них отрицательного давления, в особенности при глубоком вдохе.
В последние годы описаны случаи воздушной эмболия с летальным исходом у легко- водолазов, пользующихся изолирующим кислородным аппаратом (см. Кислородно.- дыхательная аппаратура) для работы под водой, а также у подводников при обучении их выходу с изолирующим кислородным аппаратом на поверхность воды из погруженной подводной лодки. При стремительном внезапном всплытии с грунта на поверхность человека, включенного в изолирующий кислородный аппарат, воздух в дыхательном мешке аппарата и в легких быстро расширяется. Избыток воздуха не успевает при этом вытравливаться через автоматический травящий клапан, вследствие чего давление в дыхательном мешке аппарата, а также в дыхательных путях и в легких резко повышается. При переполненном дыхательном мешке травма легких возможна при стремительном всплытии с глубины даже в 3 – 4 м, чаще же она возникает при всплытии с глубины более 10 ж. Повышение давления в дыхательном мешке аппарата может произойти вследствие чрезмерного поступления кислорода из кислородного баллона.
Избыточное давление воздуха в легких может нарушить целость альвеолярной ткани и вызвать легочное кровотечение, а также проникновение воздуха в сосудистую систему через поврежденные легочные сосуды. Давление крови в легочных сосудах много ниже давления крови в сосудах большого круга кровообращения: среднее давление крови в легочной артерии равно • всего 24 – 28 мм ртутного столба, давление крови в легочных капилярах чрезвычайно низкое, оно превосходит легочное венозное давление всего на 3 – 5 мм и, следовательно, лишь немного превышает атмосферное давление; венозное давление в легочной вене на 3 – 4 мм ниже атмосферного. Это обстоятельство содействует легкому проникновению воздуха в легочные сосуды при травме альвеолярной ткани. Растяжимость легочных альвеол и наличие резервной емкости легких, не используемой при нормальном дыхании, позволяют легочной ткани противостоять постепенному повышению внутрилегочного давления воздуха до 60 – 80 мм ртутного столба. Однако резкое повышение внутрилегочного давления выше 100 мм ртутного столба ведет к разрыву альвеолярной ткани и последующей воздушной эмболия Воздушная травма легких с последующей аэроэмболией описана также при резком приступе кашля у детей, больных коклюшем.
Количество газов, проникающих в сосудистую систему при аэроэмболизме, может быть весьма велико и не поддается количественному учету. Поэтому аэроэмболизм имеет более серьезные последствия, чем кессонное заболевание, и ведет часто к быстрому летальному исходу. Картина заболевания при эмболизме весьма разнообразна и зависит от количества газов, проникших в сосудистую систему при травме легких, а также от локализации эмболов. Множественная закупорка легочных капиляров ведет к резкому затруднению кровотока в малом кругу и к тяжелым расстройствам дыхания. Проникновение воздушных пузырей в полости сердца и в коронарные сосуды может полностью блокировать деятельность сердца и быстро привести к смерти. Особенно грозна по своим последствиям весьма часто наблюдаемая при аэроэмболизме эмболия мозговых сосудов, сопровождающаяся внезапной потерей сознания, эпилептоидными судорогами, тонической тугоподвижностью конечностей и другими явлениями инсульта, быстро приводящими к смерти вследствие остановки дыхания. Картина заболевания зависит от величины и локализации закупоренного сосуда. При внезапной эмболия крупной мозговой артерии происходит расстройство кровообращения – выключаются обширные участки центральной нервной системы, в первую очередь мозговой ствол и кора больших полушарий. При воздушной травме легких, плевры и верхних дыхательных путей воздух проникает в подкожную клетчатку шеи и верхней части груди, образуя так называемую подкожную эмфизему (см. Эмфизема подкожная).
Для предупреждения аэроэмболизма водолаз, включенный в изолирующий кислородный прибор, должен перед всплытием на поверхность держать в дыхательном мешке воздуха не более чем на один вдох, с
тем чтобы при всплытии водолаза воздух мог свободно расширяться, не вызывая опасного повышения внутрилегочного давления. При этом травящий клапан дыхательного мешка должен быть полностью открыт, а кислородный баллон плотно закрыт. Во время всплытия, которое следует всячески замедлять, водолаз должен делать продолжительный выдох, чтобы предупредить повышение внутрилегочного давления при задержке дыхания.
Единственным радикальным методом лечения аэроэмболизма является немедленное помещение пострадавшего в рекомпрес- сионную камеру и производство лечебной рекомпрессии. При этом давление быстро повышается до исчезновения болезненных симптомов, но не выше 5 атмосфер. Повышение давления уменьшает объем воздушных эмболов и способствует их дальнейшему продвижению и более быстрому растворению в крови и тканях. В тяжелых случаях пребывание под максимальным давлением длится до 3 часов, после чего производится медленная ступенчатая декомпрессия по таблицам. Лечебная рекомпрессия при аэроэмболизме далеко не дает такого надежного эффекта, как при кессонном заболевании, и часто совершенно неэффективна, так как не может предупредить летального исхода. Врач, сопровождающий пострадавшего в камеру, предоставляет ему полный покой и оказывает медицинскую помощь для остановки легочного кровотечения и поддержания деятельности сердечно-сосудистой системы (камфора, кофеин, адреналин) и дыхания (лобелин и при надобности искусственное дыхание но Лаборду). Для устранения спазма голосовой щели вводят внутривенно атропин. (См. также Водолазное дело, Высота, Высотная болезнь, Перепад давления.)
В последние годы описаны случаи воздушной эмболия с летальным исходом у легко- водолазов, пользующихся изолирующим кислородным аппаратом (см. Кислородно.- дыхательная аппаратура) для работы под водой, а также у подводников при обучении их выходу с изолирующим кислородным аппаратом на поверхность воды из погруженной подводной лодки. При стремительном внезапном всплытии с грунта на поверхность человека, включенного в изолирующий кислородный аппарат, воздух в дыхательном мешке аппарата и в легких быстро расширяется. Избыток воздуха не успевает при этом вытравливаться через автоматический травящий клапан, вследствие чего давление в дыхательном мешке аппарата, а также в дыхательных путях и в легких резко повышается. При переполненном дыхательном мешке травма легких возможна при стремительном всплытии с глубины даже в 3 – 4 м, чаще же она возникает при всплытии с глубины более 10 ж. Повышение давления в дыхательном мешке аппарата может произойти вследствие чрезмерного поступления кислорода из кислородного баллона.
Избыточное давление воздуха в легких может нарушить целость альвеолярной ткани и вызвать легочное кровотечение, а также проникновение воздуха в сосудистую систему через поврежденные легочные сосуды. Давление крови в легочных сосудах много ниже давления крови в сосудах большого круга кровообращения: среднее давление крови в легочной артерии равно • всего 24 – 28 мм ртутного столба, давление крови в легочных капилярах чрезвычайно низкое, оно превосходит легочное венозное давление всего на 3 – 5 мм и, следовательно, лишь немного превышает атмосферное давление; венозное давление в легочной вене на 3 – 4 мм ниже атмосферного. Это обстоятельство содействует легкому проникновению воздуха в легочные сосуды при травме альвеолярной ткани. Растяжимость легочных альвеол и наличие резервной емкости легких, не используемой при нормальном дыхании, позволяют легочной ткани противостоять постепенному повышению внутрилегочного давления воздуха до 60 – 80 мм ртутного столба. Однако резкое повышение внутрилегочного давления выше 100 мм ртутного столба ведет к разрыву альвеолярной ткани и последующей воздушной эмболия Воздушная травма легких с последующей аэроэмболией описана также при резком приступе кашля у детей, больных коклюшем.
Количество газов, проникающих в сосудистую систему при аэроэмболизме, может быть весьма велико и не поддается количественному учету. Поэтому аэроэмболизм имеет более серьезные последствия, чем кессонное заболевание, и ведет часто к быстрому летальному исходу. Картина заболевания при эмболизме весьма разнообразна и зависит от количества газов, проникших в сосудистую систему при травме легких, а также от локализации эмболов. Множественная закупорка легочных капиляров ведет к резкому затруднению кровотока в малом кругу и к тяжелым расстройствам дыхания. Проникновение воздушных пузырей в полости сердца и в коронарные сосуды может полностью блокировать деятельность сердца и быстро привести к смерти. Особенно грозна по своим последствиям весьма часто наблюдаемая при аэроэмболизме эмболия мозговых сосудов, сопровождающаяся внезапной потерей сознания, эпилептоидными судорогами, тонической тугоподвижностью конечностей и другими явлениями инсульта, быстро приводящими к смерти вследствие остановки дыхания. Картина заболевания зависит от величины и локализации закупоренного сосуда. При внезапной эмболия крупной мозговой артерии происходит расстройство кровообращения – выключаются обширные участки центральной нервной системы, в первую очередь мозговой ствол и кора больших полушарий. При воздушной травме легких, плевры и верхних дыхательных путей воздух проникает в подкожную клетчатку шеи и верхней части груди, образуя так называемую подкожную эмфизему (см. Эмфизема подкожная).
Для предупреждения аэроэмболизма водолаз, включенный в изолирующий кислородный прибор, должен перед всплытием на поверхность держать в дыхательном мешке воздуха не более чем на один вдох, с
тем чтобы при всплытии водолаза воздух мог свободно расширяться, не вызывая опасного повышения внутрилегочного давления. При этом травящий клапан дыхательного мешка должен быть полностью открыт, а кислородный баллон плотно закрыт. Во время всплытия, которое следует всячески замедлять, водолаз должен делать продолжительный выдох, чтобы предупредить повышение внутрилегочного давления при задержке дыхания.
Единственным радикальным методом лечения аэроэмболизма является немедленное помещение пострадавшего в рекомпрес- сионную камеру и производство лечебной рекомпрессии. При этом давление быстро повышается до исчезновения болезненных симптомов, но не выше 5 атмосфер. Повышение давления уменьшает объем воздушных эмболов и способствует их дальнейшему продвижению и более быстрому растворению в крови и тканях. В тяжелых случаях пребывание под максимальным давлением длится до 3 часов, после чего производится медленная ступенчатая декомпрессия по таблицам. Лечебная рекомпрессия при аэроэмболизме далеко не дает такого надежного эффекта, как при кессонном заболевании, и часто совершенно неэффективна, так как не может предупредить летального исхода. Врач, сопровождающий пострадавшего в камеру, предоставляет ему полный покой и оказывает медицинскую помощь для остановки легочного кровотечения и поддержания деятельности сердечно-сосудистой системы (камфора, кофеин, адреналин) и дыхания (лобелин и при надобности искусственное дыхание но Лаборду). Для устранения спазма голосовой щели вводят внутривенно атропин. (См. также Водолазное дело, Высота, Высотная болезнь, Перепад давления.)
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи