АЛЬБУМИНУРИЯ

Наука » Медицина » Болезни
АЛЬБУМИНУРИЯ – выделение мочи, содержащей белковые тела. Нормальная моча содержит ничтожные количества белка, не обнаруживаемые обычными, принятыми в лабораторной практике реакциями. Наиболее чувствительная проба на белок с сульфосалициловой кислотой открывает его присутствие при концентрациях не ниже 0,015 – 0,02°/00 (так называемые патологические «следы белка»). альбуминурия, вызванная примесью к моче белковых веществ из мочевыводящих путей, носит название «ложной альбуминурия». Всякая альбуминурия, за исключением ложной, обнаруженная обычными реакциями, является следствием функционального или анатомического поражения почек. Белок мочи состоит преимущественно из сывороточного альбумина и глобулина и имеет кровяное происхождение. Доказана идентичность мочевого белка при патологической альбуминурия и белка кровяной сыворотки. Подобно другим составным частям мочи, белок выделяется клубочками вследствие повреждения почечного фильтра. Возможно обратное всасывание белка при прохождении провизорной мочи по канальцам. Нормальные почки могут выделять белок с низким молекулярным весом и небольшим размером молекул (личный белок). При нарушениях пропускной способности капиляров клубочков в мочу начинают проходить белки крови – сывороточный альбумин и глобулин. Ввиду различной величины молекул альбумина и глобулина, можно думать, что большим повреждениям клубочков ой мембраны будет соответствовать относительно большее выделение глобулинов. Отношение альбуминов к глобулинам, так называемый альбуминоглобули – новый коэфициент мочи, является наиболее низким при амилоидном нефрозе. Нефриты в острых случаях и прогностически неблагоприятных дают падение коэфицента, при выздоровлении – повышение. альбуминурия, определяемые временными нарушениями нормальной проходимости почечного фильтра без анатомических нарушений почечной паренхимы, называют функциональными.
Систематические исследования мочи у здоровых показали, что преходящая альбуминурия встречается очень часто и находится в связи с различными внешними воздействиями. После физических напряжений (марш, бег, тяжелая физическая работа) альбуминурия усиливается и может выявляться у большого количества лип. Наблюдения над футболистами показали, что у них после соревнования в моче кратковременно появляется белок, нередко одновременное другими элементами патологической мочи. Те же явления наблюдались у нетренированных парашютистов. Степень альбуминурия зависит от предшествующей тренировки. Спортивную альбуминурия и альбуминурия после физических напряжений (например, после тяжелого и длительного марша) ставят в связь с кислотностью мочи. Функциональная альбуминурия наблюдается также после холодных ванн и сильных эмоций. К этой же группе должна быть отнесена пальпаторная альбуминурия, возникающая после усиленной пальпации смещенной или увеличенной почки. Нарушение почечного фильтра легко возникает в результате расстройства почечного кровообращения. К группе застойных альбуминурия относят альбуминурия при недостаточности кровообращения нортостатическую альбуминурию. Последняя обусловлена местным венозным застоем в почках. Белок в моче появляется только в стоячем положении больного и исчезает в лежачем. Для такого рода альбуминурия характерно отсутствие белка в утренней моче и выделение его в наибольших количествах в утренние часы после вставания. Ортостатическая альбуминурия наблюдается у детей и юношей астенического телосложения, с плохо развитой грудной клеткой и лордотическим искривлением позвоночника. альбуминурия у них появляется и при лежании в постели с подложенным под поясницу валиком, при на коленях и не наступает в стоячем положении, если корригировать лордоз при помощи корсета. Ортостатическая альбуминурия чаще бывает односторонней, на левой почки, что зависит от местных условий оттока крови из правой и левой почки. Особого лечения ортостатическая альбуминурия не требует и не является противопоказанном дли несения военной службы. Кроме того, альбуминурия является симптомом, наблюдаемым при различных заболеваниях (при болезнях почек, сердца, инфекционных заболеваниях и др.). Лечение при этих состояниях должно быть направлено на основное заболевание.