АБСЦЕСС (abscessus, синонимы – нарыв, гнойник) – ограниченное скопление гноя в тканях и органах с образованием замкнутой полости. Абсцесс образуется в результате гнойного воспаления, имеющего склонность к отграничению. В связи с проникновением инфекции на определенном участке ткани или органа сначала развивается воспалительная инфильтрация.
Количество лейкоцитов в инфильтрированной ткани все время возрастает; расстройства кровообращения сопровождаются усиленной экссудацией, обнаруживаются дегенеративные изменения различных элементов ткани, подвергающихся давлению, некрозу и расплавлению – скопляющийся гной раздвигает и сдавливает воспалившиеся ткани. В периферических участках развивается демаркационная зон абсцесса. В конечном итоге образуется полость, наполненная гноем, окруженная капсулой, которая построена из хорошо развитой грануляционной ткани, переходящей в соединительную ткань. Наличие этой капсулы, отграничивающей полость, заполненную гноем, и задерживающей распространение гноя в окружающие ткани, составляет отличие абсцесс от флегмоны и затеков.
Локализация абсцесс может быть самой разнообразной. Абсцесс может возникнуть в коже, в подкожной клетчатке (чаще всего), в мышцах, в костном мозгу, в лимфатических железах, в печени, почках, в селезенке, легких, в головном мозгу, в предстательной железе и в любых других органах или тканях. Величина абсцесс бывает различной от небольшого пузырька (например, пустула на поверхности кожи) до огромного скопления гноя. Абсцессы могут быть единичными или множественными, например, мелкие абсцессы печени, легких, почек и пр. Абсцесс развивается в связи с проникновением в ткани патогенных микробов. Чаще всего это гноеродные кокки (стафило и стрептококки), кишечная палочка, синегнойная палочка; наконец, пневмококки, гонококки, туберкулезная палочка и другие микроорганизмы могут фигурировать в этиологии и патогенезе абсцесса. От характера пораженной ткани, от особенностей внедрившейся инфекции, от локализации процесса, от местной реакции организма и от общего его состояния зависит развитие, течение и исход гнойного абсцедирующего процесс абсцесса.
Проникновение инфекции в глубину тканей с последующим образованием абсцесс возможно со стороны кожи или слизистых оболочек даже при незначительном нарушении их целости. Отграниченные гнойники в подкожной клетчатке могут возникать при фурункулезе, роже и всевозможных других воспалительных процессах поверхностных слоев кожи.
Особое значение приобретает образование абсцесс при огнестрельных ранениях в условиях войны. В этих случаях абсцесс возникают не только в области залегания пули или осколка снаряда, но и нередко по пути сквозного прохождения пули. Занесенный ударом снаряда в глубину тканей костный отломок (так называемый «вторичный снаряд»), постепенно подвергаясь некрозу, может при наличии инфекции также служить местом развития абсцесса. Так возникают поздние абсцессы мозга после огнестрельных ранений черепа и внутримышечные абсцессы после огнестрельных переломов костей конечности и другие абсцессы. Омертвение тканей на месте залегания инородного тела—пули, осколка снаряда или отломка кости, а также кровоизлияния, распространяющиеся по ходу раневого канала, служат прекрасной питательной средой для микробов. В этих случаях быстро или медленно, в зависимости от характера повреждения и вирулентности внедрившейся в рану инфекции, развивается сначала плотный инфильтрат, а затем, в связи с прогрессирующим распадом, расплавлением инфильтрированной ткани в центре и с образованием демаркационной зоны по периферии, развивается более или менее ограниченный абсцесс.
Возможен перенос инфекции с отдаленных мест током лимфы или крови. Существующие где-либо кровоизлияния гематомы, возникшие под влиянием травмы, могут при определенных условиях подергаться заражению гноеродными бактериями и служить основой для образования Абсцес Общая гноеродная инфекция, вызванная стафилококками» стрептококками или другими микробами, может сопровождаться образованием рассеянных метастатических абсцесс» когда микробы оседают прямо ив крови. Так образуются метастазы в подкожной клетчатке, мышцах, суставах и во внутренних органах (множественные мелкие абсцессы легкого, печени, почек и т. п.). Метастатические гнойники нередко наблюдаются в течение различных инфекционных заболеваний. При этом возбудители основной болезни могут сами обладать гноеродным действием, например, бациллы брюшного тифа, или, ослабляя весь организм, как бы подготовлять почву для образования метастазов обычно гноеродной инфекции. Изолированные абсцесс могут развиваться на месте введения лекарственных веществ у тяжелых, ослабленных больных с пониженной сопротивляемостью тканей. При этом имеют значение малейшие погрешности в асептике в момент инъекции.
Микробное начало не всегда является необходимым условием развития абсцесса. Известны так называемые «асептические абсцессы», которые вызываются искусственно впрыскиванием раздражающих и некротизирующих химических веществ, как, например, скипидар, кретоновое масло, керосин и др. Такие искусственные абсцессы отличаются от абсцесса микробного происхождения тем, что они развиваются медленно и не обладают склонностью к прогрессированию и к образованию метастазов.
Основные признаки абсцесс, кроме обычных признаков воспаления, появление ограниченной опухоли и наличие флюктуации. Чем поверхностное расположен абсцесса, тем быстрее и проще определяется флюктуация. При подкожных абсцессах цвет кожи в области абсцесс резко меняется, становится багрово-синим. Через некоторое время в центре образуется некротический участок, который под давлением находящейся в полости абсцесс гнойной жидкости прорывается наружу, образуя свищ. При абсцессте, глубоко расположенных в толще мышц, под глубокими фасциями, определение Абсцес представляет иногда большие трудности, так как отсутствуют основные признаки воспаления и не всегда определяется флюктуация. В этих случаях наличие глубоко лежащей опухоли, болей, нарушения функций и общеклинические признаки глубокого нагноения, лейкоцитоз, РОЭ и т. д. заставляют заподозрить наличие абсцесса.
Особенно тогда, когда пуля или осколок снаряда не произвели обширных разрушений, вокруг осколка образуется отграниченный абсцесс, который может существовать месяцами, не давая реакции. Содержимое такого абсцесса слизисто-гнойное, иногда при посеве не дает роста бактерий. С другой стороны, в таких условиях абсцесс нередко гнездится латентная инфекция. При случайной травме или при оперативном вмешательстве может произойти вспышка так навиваемой «дремлющей» инфекции. Последняя особенно опасна при наличии анаэробной инфекции (столбняка или газовой инфекции). Помня об этом, следует при каждом повторном вмешательстве в области инородного тела, а тем более при наличии абсцесса, вводить профилактические дозы анаэробных сывороток (см. Анаэробная инфекция).
При диагностике глубокого абсцесса, развивающегося вокруг инородного тела, существенную помощь оказывает рентгенография. Для уточнения диагноза определения характера гноя следует прибегать к пункции абсцесса с последующим бактериологическим исследованием его содержимого.
Хронически протекают так называемые холодные натечные абсцессы, или «натечинки». При глубоко расположенных абсцесс гной постепенно спускается по ходу фасций и сосудов, стекая в силу тяжести из выше лежащих пораженных участков. Чаше всего такие «холодные» натечные абсцесс возникают в результате туберкулезного поражения позвонков и ребер, обнаруживаясь вдали; от основного очага через много месяцев после начала патологического процесс абсцесса. Преимущественное распространение гнои в отлогие и низко расположенные участки тела имеет некоторое значение в патогенезе, например, так называемого абсцесс Дугласова пространств абсцесс. Однако в таких случаях, как и при поддиафрагмальном абсцессе, преобладающим фактором служат топографо-анатомические особенности брюшины и лимфатических брюшной полости. Наконец, абсцесс иногда обозначают заболевание, почти не имеющее признаков, указанных выше. Таково, например, своеобразное изолированное заболевание костей, известное под названием «абсцесс Броди».
Лечение заключается в раннем оперативном опорожнении абсцесс, производимом под местным, реже общим, обезболиванием. Консервативное лечение уместно лишь при специфическом (туберкулезном) абсцесс. Во всех остальных случаях, как только установлен диагноз абсцесс, и нет противопоказаний, операция должна быть сделана незамедлительно. Лечение компрессами и ваннами, застойной гиперемией по Виру может иметь место лишь как предварительное к оперативному и только в первые дни развитии воспаления. Ожидание «созревания» абсцесс, флюктуации является неправильными должно быть оставлено.
К профилактическим мероприятиям относятся: соблюдение правил гигиены (баня, смена белья, подворотников), смазывание настойкой ЙОДА после случайных ссадин и наложении повязки; своевременная первичная обработка ран с удаленном инородных тел, если это представляется возможным и целесообразным; применение в соответствующих случаях сульфамидных препаратов, пенициллина и прочие рациональные мероприятия по лечению ран и заболевания, осложняющихся абсцессом.
Количество лейкоцитов в инфильтрированной ткани все время возрастает; расстройства кровообращения сопровождаются усиленной экссудацией, обнаруживаются дегенеративные изменения различных элементов ткани, подвергающихся давлению, некрозу и расплавлению – скопляющийся гной раздвигает и сдавливает воспалившиеся ткани. В периферических участках развивается демаркационная зон абсцесса. В конечном итоге образуется полость, наполненная гноем, окруженная капсулой, которая построена из хорошо развитой грануляционной ткани, переходящей в соединительную ткань. Наличие этой капсулы, отграничивающей полость, заполненную гноем, и задерживающей распространение гноя в окружающие ткани, составляет отличие абсцесс от флегмоны и затеков.
Локализация абсцесс может быть самой разнообразной. Абсцесс может возникнуть в коже, в подкожной клетчатке (чаще всего), в мышцах, в костном мозгу, в лимфатических железах, в печени, почках, в селезенке, легких, в головном мозгу, в предстательной железе и в любых других органах или тканях. Величина абсцесс бывает различной от небольшого пузырька (например, пустула на поверхности кожи) до огромного скопления гноя. Абсцессы могут быть единичными или множественными, например, мелкие абсцессы печени, легких, почек и пр. Абсцесс развивается в связи с проникновением в ткани патогенных микробов. Чаще всего это гноеродные кокки (стафило и стрептококки), кишечная палочка, синегнойная палочка; наконец, пневмококки, гонококки, туберкулезная палочка и другие микроорганизмы могут фигурировать в этиологии и патогенезе абсцесса. От характера пораженной ткани, от особенностей внедрившейся инфекции, от локализации процесса, от местной реакции организма и от общего его состояния зависит развитие, течение и исход гнойного абсцедирующего процесс абсцесса.
Проникновение инфекции в глубину тканей с последующим образованием абсцесс возможно со стороны кожи или слизистых оболочек даже при незначительном нарушении их целости. Отграниченные гнойники в подкожной клетчатке могут возникать при фурункулезе, роже и всевозможных других воспалительных процессах поверхностных слоев кожи.
Особое значение приобретает образование абсцесс при огнестрельных ранениях в условиях войны. В этих случаях абсцесс возникают не только в области залегания пули или осколка снаряда, но и нередко по пути сквозного прохождения пули. Занесенный ударом снаряда в глубину тканей костный отломок (так называемый «вторичный снаряд»), постепенно подвергаясь некрозу, может при наличии инфекции также служить местом развития абсцесса. Так возникают поздние абсцессы мозга после огнестрельных ранений черепа и внутримышечные абсцессы после огнестрельных переломов костей конечности и другие абсцессы. Омертвение тканей на месте залегания инородного тела—пули, осколка снаряда или отломка кости, а также кровоизлияния, распространяющиеся по ходу раневого канала, служат прекрасной питательной средой для микробов. В этих случаях быстро или медленно, в зависимости от характера повреждения и вирулентности внедрившейся в рану инфекции, развивается сначала плотный инфильтрат, а затем, в связи с прогрессирующим распадом, расплавлением инфильтрированной ткани в центре и с образованием демаркационной зоны по периферии, развивается более или менее ограниченный абсцесс.
Возможен перенос инфекции с отдаленных мест током лимфы или крови. Существующие где-либо кровоизлияния гематомы, возникшие под влиянием травмы, могут при определенных условиях подергаться заражению гноеродными бактериями и служить основой для образования Абсцес Общая гноеродная инфекция, вызванная стафилококками» стрептококками или другими микробами, может сопровождаться образованием рассеянных метастатических абсцесс» когда микробы оседают прямо ив крови. Так образуются метастазы в подкожной клетчатке, мышцах, суставах и во внутренних органах (множественные мелкие абсцессы легкого, печени, почек и т. п.). Метастатические гнойники нередко наблюдаются в течение различных инфекционных заболеваний. При этом возбудители основной болезни могут сами обладать гноеродным действием, например, бациллы брюшного тифа, или, ослабляя весь организм, как бы подготовлять почву для образования метастазов обычно гноеродной инфекции. Изолированные абсцесс могут развиваться на месте введения лекарственных веществ у тяжелых, ослабленных больных с пониженной сопротивляемостью тканей. При этом имеют значение малейшие погрешности в асептике в момент инъекции.
Микробное начало не всегда является необходимым условием развития абсцесса. Известны так называемые «асептические абсцессы», которые вызываются искусственно впрыскиванием раздражающих и некротизирующих химических веществ, как, например, скипидар, кретоновое масло, керосин и др. Такие искусственные абсцессы отличаются от абсцесса микробного происхождения тем, что они развиваются медленно и не обладают склонностью к прогрессированию и к образованию метастазов.
Основные признаки абсцесс, кроме обычных признаков воспаления, появление ограниченной опухоли и наличие флюктуации. Чем поверхностное расположен абсцесса, тем быстрее и проще определяется флюктуация. При подкожных абсцессах цвет кожи в области абсцесс резко меняется, становится багрово-синим. Через некоторое время в центре образуется некротический участок, который под давлением находящейся в полости абсцесс гнойной жидкости прорывается наружу, образуя свищ. При абсцессте, глубоко расположенных в толще мышц, под глубокими фасциями, определение Абсцес представляет иногда большие трудности, так как отсутствуют основные признаки воспаления и не всегда определяется флюктуация. В этих случаях наличие глубоко лежащей опухоли, болей, нарушения функций и общеклинические признаки глубокого нагноения, лейкоцитоз, РОЭ и т. д. заставляют заподозрить наличие абсцесса.
Особенно тогда, когда пуля или осколок снаряда не произвели обширных разрушений, вокруг осколка образуется отграниченный абсцесс, который может существовать месяцами, не давая реакции. Содержимое такого абсцесса слизисто-гнойное, иногда при посеве не дает роста бактерий. С другой стороны, в таких условиях абсцесс нередко гнездится латентная инфекция. При случайной травме или при оперативном вмешательстве может произойти вспышка так навиваемой «дремлющей» инфекции. Последняя особенно опасна при наличии анаэробной инфекции (столбняка или газовой инфекции). Помня об этом, следует при каждом повторном вмешательстве в области инородного тела, а тем более при наличии абсцесса, вводить профилактические дозы анаэробных сывороток (см. Анаэробная инфекция).
При диагностике глубокого абсцесса, развивающегося вокруг инородного тела, существенную помощь оказывает рентгенография. Для уточнения диагноза определения характера гноя следует прибегать к пункции абсцесса с последующим бактериологическим исследованием его содержимого.
Хронически протекают так называемые холодные натечные абсцессы, или «натечинки». При глубоко расположенных абсцесс гной постепенно спускается по ходу фасций и сосудов, стекая в силу тяжести из выше лежащих пораженных участков. Чаше всего такие «холодные» натечные абсцесс возникают в результате туберкулезного поражения позвонков и ребер, обнаруживаясь вдали; от основного очага через много месяцев после начала патологического процесс абсцесса. Преимущественное распространение гнои в отлогие и низко расположенные участки тела имеет некоторое значение в патогенезе, например, так называемого абсцесс Дугласова пространств абсцесс. Однако в таких случаях, как и при поддиафрагмальном абсцессе, преобладающим фактором служат топографо-анатомические особенности брюшины и лимфатических брюшной полости. Наконец, абсцесс иногда обозначают заболевание, почти не имеющее признаков, указанных выше. Таково, например, своеобразное изолированное заболевание костей, известное под названием «абсцесс Броди».
Лечение заключается в раннем оперативном опорожнении абсцесс, производимом под местным, реже общим, обезболиванием. Консервативное лечение уместно лишь при специфическом (туберкулезном) абсцесс. Во всех остальных случаях, как только установлен диагноз абсцесс, и нет противопоказаний, операция должна быть сделана незамедлительно. Лечение компрессами и ваннами, застойной гиперемией по Виру может иметь место лишь как предварительное к оперативному и только в первые дни развитии воспаления. Ожидание «созревания» абсцесс, флюктуации является неправильными должно быть оставлено.
К профилактическим мероприятиям относятся: соблюдение правил гигиены (баня, смена белья, подворотников), смазывание настойкой ЙОДА после случайных ссадин и наложении повязки; своевременная первичная обработка ран с удаленном инородных тел, если это представляется возможным и целесообразным; применение в соответствующих случаях сульфамидных препаратов, пенициллина и прочие рациональные мероприятия по лечению ран и заболевания, осложняющихся абсцессом.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи