Когда респонденту задают вопрос, то он должен сделать следующее:
q понять вопрос;
q начать процесс обдумывания, который приведет к ответу;
q оценить точность ответа;
q оценить приемлемость ответа с точки зрения собственного имиджа;
q откорректировать его;
q выдать итоговый ответ.
Модель взаимодействия участников интервью по [35] сведена в табл. 4.2. В ней показано, какие особенности двух общающихся сторон важны при проведении опроса.
Таблица 4.2
Характеристики участников опроса
Характеристика, комментарий |
Интервьюер |
Респондент |
Базовые (Лучше, если эти характеристики будут схожи у обоих участников интервью) |
Возраст Образование Социальный статус Раса Религия Пол |
То же |
|
|
|
Психологические (Тренированный интервьюер должен быть бесстрастным и четко соблюдать инструкции) |
Восприятие Отношение Ожидания Мотивы |
То же |
|
|
|
Факторы поведения (Даже если инструкции |
Ошибки в вопросах Ошибки в уточнениях к вопросу Ошибки в мотивации Ошибки в записи ответа Мошенничество |
Ответы: |
Результаты проверки качества интервьюирования практически всегда оказываются поразительно плохими. Многие интервьюеры (в США их примерно треть) систематически отклоняется от инструкций.
Исследования, результаты которых приведены в [31], показали также, что в одном вопросе интервью в среднем имеется:
0,293 ошибки чтения вопроса;
0,116 вариации речи при чтении вопроса;
0,140 ошибки в уточнениях к вопросу;
0,161 раз – влияние на респондента.
Для проведения интервью обычно нанимают временных сотрудников, которые просто хотят подзаработать и не очень интересуются качеством исследования. Иногда они вообще не проводят интервью, заполняя анкеты самостоятельно. Часто используется опрос только по некоторым ключевым вопросам с последующим самостоятельным заполнением остального. Иногда, для экономии времени, одних и тех же респондентов опрашивают сразу по двум исследованиям. Бывает, что время интервью завышается в отчетах.
Опрашивающие могут слышать то, что хотят услышать, тем более, что им надо одновременно и вести интервью и записывать ответы.
Вывод таков: подбору и подготовке интервьюеров надо уделять самое пристальное внимание, а возникающие ошибки лучше стараться устранять как можно раньше. Кроме того, теперь стала очевидной нецелесообразность больших выборок, так как ошибки обычно увеличиваются с ростом выборки.
Похожие статьи