Работа интервьюеров

Наука » Маркетинг » Маркетинговые исследования

Когда респонденту задают вопрос, то он должен сделать следующее:

q понять вопрос;

q начать процесс обдумывания, который приведет к ответу;

q оценить точность ответа;

q оценить приемлемость ответа с точки зрения собственного имиджа;

q откорректировать его;

q выдать итоговый ответ.

Модель взаимодействия участников интервью по [35] сведена в табл. 4.2. В ней показано, какие особенности двух общающихся сторон важны при проведении опроса.

Таблица 4.2

Характеристики участников опроса

Характеристика,

комментарий

Интервьюер

Респондент

Базовые
характеристики

(Лучше, если эти характеристики будут схожи у обоих участников интервью)

Возраст

Образование

Социальный статус

Раса

Религия

Пол

То же

Психологические
факторы

(Тренированный интервьюер должен быть бесстрастным и четко соблюдать инструкции)

Восприятие

Отношение

Ожидания

Мотивы

То же

Факторы поведения

(Даже если инструкции
и есть, им не всегда следуют, что вносит ошибку в результаты исследования)

Ошибки в вопросах

Ошибки в уточнениях к вопросу

Ошибки в мотивации

Ошибки в записи ответа

Мошенничество

Ответы:
точные/
неточные;
адекватные/
неадекватные

Результаты проверки качества интервьюирования практически всегда оказываются поразительно плохими. Многие интервьюеры (в США их примерно треть) систематически отклоняется от инструкций.

Исследования, результаты которых приведены в [31], показали также, что в одном вопросе интервью в среднем имеется:

0,293 ошибки чтения вопроса;

0,116 вариации речи при чтении вопроса;

0,140 ошибки в уточнениях к вопросу;

0,161 раз – влияние на респондента.

Для проведения интервью обычно нанимают временных сотрудников, которые просто хотят подзаработать и не очень интересуются качеством исследования. Иногда они вообще не проводят интервью, заполняя анкеты самостоятельно. Часто используется опрос только по некоторым ключевым вопросам с последующим самостоятельным заполнением остального. Иногда, для экономии времени, одних и тех же респондентов опрашивают сразу по двум исследованиям. Бывает, что время интервью завышается в отчетах.

Опрашивающие могут слышать то, что хотят услышать, тем более, что им надо одновременно и вести интервью и записывать ответы.

Вывод таков: подбору и подготовке интервьюеров надо уделять самое пристальное внимание, а возникающие ошибки лучше стараться устранять как можно раньше. Кроме того, теперь стала очевидной нецелесообразность больших выборок, так как ошибки обычно увеличиваются с ростом выборки.



Источник: Н. В. Павлов, Санкт-Петербург, Издательство СПбГТУ, 2005
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.