Экспертные оценки

Наука » Маркетинг » Маркетинговые исследования
Получить результаты формальными методами удается далеко не всегда. Случается так, что единственным способом решения проблемы является использование интуиции и неформализуемого опыта. В маркетинговых исследованиях такой подход используется достаточно часто.

Эксперт – лицо, имеющее высокую квалификацию, опыт и интуицию в определенной области.

На первый взгляд кажется, что метод достаточно прост: надо узнать мнение экспертов. Однако требуется владеть методическими основами проведения экспертных опросов.

Применяются как индивидуальные, так и групповые экспертные оценки.

Отдельный эксперт может быть полезным советником для лица, принимающего решения. Он может проанализировать и обобщить результаты, представленные другими экспертами. Отдельному эксперту лучше, чем группе, поручать разработку сценариев развития событий и прогнозов.

Групповые оценки экспертов одной или нескольких специальностей проходят путем анкетирования или обсуждения. При этом высказываются различные мнения по определенным вопросам. Группа экспертов хорошо решает проблемы поиска всех альтернатив решений, всех возможных вариантов ответа на вопрос анкеты. Есть также некоторые основания надеяться, что усредненная оценка мнений нескольких экспертов будет точнее индивидуальной.

Вот еще некоторые случаи, где могут применяться экспертные оценки:

- формирование целей маркетинговых исследований;

- определение способов их проведения;

- оценка качества вторичных данных и возможности их применения;

- количественная и качественная оценка текущей ситуации (состояние рынка, положение в фирме);

- определение основных направлений развития фирмы.

Эксперты могут давать оценки различных типов:

- качественные (каковы возможные пути развития фирмы и ее маркетинговой деятельности, какой из них наиболее предпочтительный, какие мероприятия требуются для продвижения нового товара, какими средствами рекламы лучше воспользоваться и т. д.);

- сравнительные (новые потенциальные рынки просят расположить от наиболее перспективного до наименее перспективного)

- балльные (дать общую оценку плана маркетинга по шкале отличный, хороший, удовлетворительный, плохой);

- количественные (ожидаемый уровень инфляции, прогнозируемая доля рынка, важность определенной цели). Точность этих оценок практически не поддается контролю.

Фактически эксперты выдвигают некоторую гипотезу и дают оценки в соответствии с ней. Поэтому экспертные оценки можно отнести к поисковым исследованиям.

Для экспертиз, связанных с маркетинговыми исследованиями, привлекаются

- специалисты по маркетинговым исследованиям (работающие в фирме; реже – по соображениям конфиденциальности внутрифирменной информации – работающие в других фирмах; работающие в фирмах, занимающихся консалтингом и маркетинговыми исследованиями; ученые из университетов и других учебных заведений);

- менеджеры фирмы-заказчика исследований (они могут дать точную оценку и прогноз ситуации в фирме);

- торговые работники фирмы;

- торговые посредники;

- оптовые покупатели.

Последние три категории экспертов способны достаточно точно оценить потенциал рынка и перспективы рыночной деятельности в том или ином регионе. Их оценки незаменимы при работе на малых сегментах или при недостатке статистических данных.

Часто заказчик исследований может направить их по нужному руслу, основываясь на своем опыте

Источник: Н. В. Павлов, Санкт-Петербург, Издательство СПбГТУ, 2005
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.