Принятие решения о проведении исследований

Наука » Маркетинг » Маркетинговые исследования

Когда выявлена управленческая проблема и встал вопрос о проведении исследований, следует оценить ожидаемый экономический эффект от полученной в результате исследований информации. Если окажется, что цена исследований выше, чем даваемый ими эффект, то проводить их нецелесообразно.

Выяснение вопроса о целесообразности проведения исследований базируется на теории принятия решений [11]. Часто используется метод построения дерева решений, подробно описанный в [24]. Здесь же необходимо пояснить сущность подхода к оценке информации, даваемой исследованиями. Это будте сделано на примере задачи принятия решений в условиях риска, когда внешняя среда может описываться конечным набором неизвестных зарании состояний.

Пусть проблема заключается в том, стоит ли открывать магазин при новой бензозаправочной станции. Имеются две альтернативы:

A1: открывать станцию с магазином; A2: открывать станцию без магазина.

Неизвестным параметром задачи является количество посетителей станции, которые совершат покупку в магазине. Пусть количество посетителей может быть большим (S1) или малым (S2). У лица, принимающего решение, есть мнение относительно возможностей каждого из событий: P1=P(S1)=0,6 и P2=P(S2)=0,4. Возможность в данном случае определяется как степень уверенности лица, принимающего решения, в наступлении определенного события и находится в пределах от 0 (состояние невозможно) до 1 (состояние обязательно).

Пусть далее имеются оценки результатов, которые будут иметь место во всех возможных ситуациях (табл. 1.3).

Таблица 1.3.

Результаты, ожидаемые в различных случаях (прибыль от проекта за год), млн.руб.

S1

S2

A1

2

1

A2

0

0

Задача состоит в том, чтобы выбрать наилучшее решение.

Во-первых, следует определить, какое решение считать наилучшим. Для этого вводится критерий оптимальности.

Критерий оптимальности решения – показатель, вычисляемый для каждой альтернативы. По его значению производится выбор решения. Для наилучшего решения значение критерия должно быть экстремальным (максимальным, если это прибыль или минимальным, если это затраты).

Если выбрать в качестве критерия возможные потери, то следует не открывать магазин, так как в этом случае они будут нулевыми, тогда как при открытии магазина возможны потери в 1 млн. руб.

Чаще в качестве критерия берут среднюю ожидаемую прибыль, вычисляемую как средневзвешенную по возможности прибыль по различным вариантам.

Для альтернативы А1 она будет равна 0,6·2+0,4·(-2)=0,4, а для альтернативы А2 – нулю. Следовательно, выбирается решение А1 как дающее большее значение прибыли. Следует отметить, что выбор альтернатив происходит с учетм всех возможных состояний среды.

Итак, в результате принятого решения ожидается прибыль в размере 0,4 млн.р.

Если же заказать исследования, то они помогут предсказать, сколько посетителей будет на автозаправочной станции. До получения результатов исследования можно только предположить, что возможность прогноза «много посетителей» составит 0,6, а «мало» – 0,4. Имея прогноз, можно выбрать решение, которое наилучшим образом соответствует ситуации. Если прогноз «много», то следует открыть магазин, а если «мало», то не открывать. Тогда средняя ожидаемая прибыль составит 0,6·2+0,4·0=1,2 млн. руб, то есть увеличится на 0,8 млн руб. Именно эта величина и является верхней границей той суммы, которую можно заплатить за исследования.

Это произошло благодаря двум причинам:

q неуверенности лица, принимающего решения. Если бы он не сомневался и допускал вожможость только одного исхода, исследования для него были бы бесполезны;

q тому, что по результатам исследования можно принять наилучшее решение не в целом для всех ситуаций, а для каждой ситуации.

Итак,

q выбор решения всегда зависит от выбранного критерия его оптимальности;

q описанный подход основывается на субъективных оценках возможности различных состояний внешней среды лицом, принимающим решения.



Источник: Н. В. Павлов, Санкт-Петербург, Издательство СПбГТУ, 2005
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.