Если человек является очень продвинутым ищущим и развивает способность видеть свои прошлые инкарнации, помешает ли это его прогрессу? Другими словами, всегда ли знание о том, что вы были вором или чем-то подобным в прошлом, приносит вред?
Шри Чинмой: Если в этой жизни вы очень искренне медитируете, то спонтанно будет развиваться ваша внутренняя сила, и вы достигнете такого уровня, где вас ничто не выведет из равновесия, даже если вы увидите, что в предыдущей инкарнации вы были отъявленным преступником. Вы знаете, что пришли сюда, чтобы себя преобразовать, двигаться к Божественному. Господь Будда снял покров со своих предыдущих инкарнаций: он был козлом и много кем еще. Но поскольку он осознал Бога и вошел в высочайшую Истину, ему было легко говорить, кем он был в предыдущих рождениях. Для него было несущественно, что в прошлых инкарнациях он был совершенно заурядным человеком.
Шри Чинмой: Если в этой жизни вы очень искренне медитируете, то спонтанно будет развиваться ваша внутренняя сила, и вы достигнете такого уровня, где вас ничто не выведет из равновесия, даже если вы увидите, что в предыдущей инкарнации вы были отъявленным преступником. Вы знаете, что пришли сюда, чтобы себя преобразовать, двигаться к Божественному. Господь Будда снял покров со своих предыдущих инкарнаций: он был козлом и много кем еще. Но поскольку он осознал Бога и вошел в высочайшую Истину, ему было легко говорить, кем он был в предыдущих рождениях. Для него было несущественно, что в прошлых инкарнациях он был совершенно заурядным человеком.
Помогает ли человеку знание того, каким животным он был в своих прежних инкарнациях или каким человеком он был?
Шри Чинмой: Когда мы вступаем во внутреннюю жизнь и развиваем внутреннее сознание, внутренние способности, к нам приходят воспоминания о прошлых инкарнациях. Глубоко в медитации мы легко можем почувствовать, что у нас были прошлые жизни. А если мы будем знать, что у нас было прошлое, и если мы будем знать, что настоящее еще не завершено и что мы сами ни в коем случае не останемся незавершенными, тогда побуждение настоящего поведет нас к будущему, где мы достигнем завершенности. В то же время мы можем ускорить свой прогресс, если у нас есть Учитель. Если мы всецело посвящаем себя внутренней жизни и если у нас есть Гуру, то мы можем за одну жизнь совершить прогресс двадцати инкарнаций.
Шри Чинмой: Когда мы вступаем во внутреннюю жизнь и развиваем внутреннее сознание, внутренние способности, к нам приходят воспоминания о прошлых инкарнациях. Глубоко в медитации мы легко можем почувствовать, что у нас были прошлые жизни. А если мы будем знать, что у нас было прошлое, и если мы будем знать, что настоящее еще не завершено и что мы сами ни в коем случае не останемся незавершенными, тогда побуждение настоящего поведет нас к будущему, где мы достигнем завершенности. В то же время мы можем ускорить свой прогресс, если у нас есть Учитель. Если мы всецело посвящаем себя внутренней жизни и если у нас есть Гуру, то мы можем за одну жизнь совершить прогресс двадцати инкарнаций.
Иногда мы с двоюродным братом медитируем, глядя друг другу в глаза, и видим, как в это время у нас обоих меняются лица и даже цвет волос становится другим. Я хотел бы узнать, что это означает.
Шри Чинмой: Ты видишь его прошлую инкарнацию, а он видит твою. Но этого делать совершенно не рекомендуется. Скажем, ты увидишь, что три-четыре инкарнации назад ты был практически животным, хотя у тебя и было человеческое тело. Есть много подобных людей. Если мы не молимся и не медитируем, то здесь, на земле, мы ненамного лучше животных. Когда я хожу по улице на Джамайке, в Пуэрто-Рико, в Канаде, в Нью-Йорке, я встречаю людей, у которых это первое человеческое воплощение. Чего можно от них ожидать? Они только-только пришли из животного царства.
Это очень рискованно, когда два ученика смотрят друг на друга, осознанно концентрируются на глазах и выносят вперед прошлое, ибо вы можете неосознанно вынести вперед свое животное сознание. Я знаю в Индии людей, которые делали это со своими братьями и сестрами, а потом небожественные силы из прошлой инкарнации одного проникали в другого, и наоборот. Даже в этой инкарнации, пока мы не осознали Бога, в нашей природе существует много небожественных качеств, с которыми нам нужно бороться. Так что давайте не будем выносить вперед прошлое. Это прошлое, как я всегда говорю, — прах. Принесло ли вам прошлое осознание Бога? Нет! Если бы принесло, вы бы ко мне не пришли. Так что возвращаться к прошлому нет необходимости и не целесообразно.
Шри Чинмой: Ты видишь его прошлую инкарнацию, а он видит твою. Но этого делать совершенно не рекомендуется. Скажем, ты увидишь, что три-четыре инкарнации назад ты был практически животным, хотя у тебя и было человеческое тело. Есть много подобных людей. Если мы не молимся и не медитируем, то здесь, на земле, мы ненамного лучше животных. Когда я хожу по улице на Джамайке, в Пуэрто-Рико, в Канаде, в Нью-Йорке, я встречаю людей, у которых это первое человеческое воплощение. Чего можно от них ожидать? Они только-только пришли из животного царства.
Это очень рискованно, когда два ученика смотрят друг на друга, осознанно концентрируются на глазах и выносят вперед прошлое, ибо вы можете неосознанно вынести вперед свое животное сознание. Я знаю в Индии людей, которые делали это со своими братьями и сестрами, а потом небожественные силы из прошлой инкарнации одного проникали в другого, и наоборот. Даже в этой инкарнации, пока мы не осознали Бога, в нашей природе существует много небожественных качеств, с которыми нам нужно бороться. Так что давайте не будем выносить вперед прошлое. Это прошлое, как я всегда говорю, — прах. Принесло ли вам прошлое осознание Бога? Нет! Если бы принесло, вы бы ко мне не пришли. Так что возвращаться к прошлому нет необходимости и не целесообразно.
С точки зрения реинкарнации предполагается, что наша следующая жизнь будет отражением и расширением этой. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом?
Шри Чинмой: Следующая жизнь не обязательно должна быть отражением предыдущей. Предположим, человек очень хорошо исполнил свою роль. Скажем, в прошлой инкарнации вы были великим художником, и ваша душа больше не хочет получать этот опыт. Если ваша душа захочет, чтобы вы приобрели опыт политика, то ваш прошлый опыт художника может вообще не проявиться. Если душа не завершила своей роли в какой-то конкретной области и хочет продолжать заниматься тем же самым, только тогда эта жизнь станет отражением предыдущей. В прочих случаях душа может полностью изменить особенности, природу и склонности человека.
Шри Чинмой: Следующая жизнь не обязательно должна быть отражением предыдущей. Предположим, человек очень хорошо исполнил свою роль. Скажем, в прошлой инкарнации вы были великим художником, и ваша душа больше не хочет получать этот опыт. Если ваша душа захочет, чтобы вы приобрели опыт политика, то ваш прошлый опыт художника может вообще не проявиться. Если душа не завершила своей роли в какой-то конкретной области и хочет продолжать заниматься тем же самым, только тогда эта жизнь станет отражением предыдущей. В прочих случаях душа может полностью изменить особенности, природу и склонности человека.
Имеют ли те физические способности, которыми мы обладаем, что-то общее с нашими достижениями в прошлых инкарнациях?
Шри Чинмой: Нет, физические способности зависят от того, сколько у нас решимости, упорства и устремления. Если у нас очень небольшие способности, это не значит, что в прежних инкарнациях мы были небожественными. Нет, дело просто в том, что люди и не пытаются этим заниматься; они не работают упорно. В этом мире ничего не достигнешь, если не будешь ради этого упорно работать.
Шри Чинмой: Нет, физические способности зависят от того, сколько у нас решимости, упорства и устремления. Если у нас очень небольшие способности, это не значит, что в прежних инкарнациях мы были небожественными. Нет, дело просто в том, что люди и не пытаются этим заниматься; они не работают упорно. В этом мире ничего не достигнешь, если не будешь ради этого упорно работать.
Если человек одарен в определенной области, значит ли это, что его душе изначально были даны такие задатки, или он старался достичь этого в течение многих жизней и в конце концов достиг?
Шри Чинмой: Задатки есть у всех, это как комок глины. Когда из глины лепит один гончар, получается необыкновенно красивый горшок, а у другого гончара не выходит ничего выдающегося. Сущность этих двух горшков одна и та же — глина. Точно так же, в духе мы все едины. Но когда лепит тот, первый гончар, вы можете спросить: «И как ему удалось так красиво вылепить именно этот горшок?» В этом гончаре есть нечто такое, что называется сознательным устремлением. Во всех других отношениях моя суть, ваша суть, суть каждого человека одна и та же. Но когда лепит этот конкретный гончар, внутри него есть что-то такое, что дает ему возможность создать уникальную вещь.
Поэтому нельзя сказать, что конкретные способности были даны человеку с самого начала. Нет, каждому человеку было предопределено получить очень ограниченную свободу, которая была дана прямо с начала творения. Так вот, эта свобода и означает потенциал. Некоторые используют этот потенциал для духовной жизни, некоторые — для музыки, некоторые — для поэзии, и так далее. Некоторые не используют его вообще. Но потенциал не превратится в реальность, пока обладатель не проявит и не разовьет его.
Шри Чинмой: Задатки есть у всех, это как комок глины. Когда из глины лепит один гончар, получается необыкновенно красивый горшок, а у другого гончара не выходит ничего выдающегося. Сущность этих двух горшков одна и та же — глина. Точно так же, в духе мы все едины. Но когда лепит тот, первый гончар, вы можете спросить: «И как ему удалось так красиво вылепить именно этот горшок?» В этом гончаре есть нечто такое, что называется сознательным устремлением. Во всех других отношениях моя суть, ваша суть, суть каждого человека одна и та же. Но когда лепит этот конкретный гончар, внутри него есть что-то такое, что дает ему возможность создать уникальную вещь.
Поэтому нельзя сказать, что конкретные способности были даны человеку с самого начала. Нет, каждому человеку было предопределено получить очень ограниченную свободу, которая была дана прямо с начала творения. Так вот, эта свобода и означает потенциал. Некоторые используют этот потенциал для духовной жизни, некоторые — для музыки, некоторые — для поэзии, и так далее. Некоторые не используют его вообще. Но потенциал не превратится в реальность, пока обладатель не проявит и не разовьет его.
Определяется ли длительность пребывания души между инкарнациями в мире душ устремлением в предыдущей инкарнации? Если это душа, достигшая высокого уровня, воплотится ли она быстрее?
Шри Чинмой: Это зависит от устремления и от необходимости. У вас, возможно, и есть устремление сделать что-то, а вот Бог может считать, что в этом пока нет необходимости. От вас требуется устремление. Вы стремитесь вернуться и сразу же вновь начать игру. Будто вы поиграли полчасика, а теперь решили немного передохнуть. Затем, если вы больше не хотите отдыхать, вы скажете: «Дай мне возможность закончить игру и вернуться». Но Бог может сказать: «Нет, Я хочу, чтобы ты отдохнул подольше». Тогда вы не сможете вернуться. Но если ваше устремление и необходимость Бога совпадают, то, конечно же, вы сможете вернуться.
Некоторые души воплощаются снова почти сразу же, даже не дойдя до области душ. Предположим, человек преждевременно погибает в результате несчастного случая. Тогда его душа может подняться только до витальной оболочки и оттуда — если поможет духовный человек или низойдет божественная Милость — через семь-восемь месяцев она может воплотиться в новой семье.
Самые обычные души возвращаются после пребывания в мире душ через шесть-семь или максимум через двадцать лет. Душа использует время пребывания в мире душ на то, чтобы усвоить свои земные опыты. Великие люди, например, великие ученые или духовные личности, не принимают рождения так же быстро, как обычные люди. Очень редко бывает, чтобы великая личность из любой области приняла новую инкарнацию очень быстро. Некоторые остаются в мире душ на семьдесят лет и более. В определенных случаях духовные Учителя ждут по сто-двести лет, прежде чем воплотиться вновь. Но твердого правила не существует. Если Всевышний захочет, чтобы они вернулись на землю, им придется вернуться, даже если они не хотят. Именно собственное решение души плюс одобрение Всевышнего определяют, сколько времени понадобится человеку для нового воплощения.
Шри Чинмой: Это зависит от устремления и от необходимости. У вас, возможно, и есть устремление сделать что-то, а вот Бог может считать, что в этом пока нет необходимости. От вас требуется устремление. Вы стремитесь вернуться и сразу же вновь начать игру. Будто вы поиграли полчасика, а теперь решили немного передохнуть. Затем, если вы больше не хотите отдыхать, вы скажете: «Дай мне возможность закончить игру и вернуться». Но Бог может сказать: «Нет, Я хочу, чтобы ты отдохнул подольше». Тогда вы не сможете вернуться. Но если ваше устремление и необходимость Бога совпадают, то, конечно же, вы сможете вернуться.
Некоторые души воплощаются снова почти сразу же, даже не дойдя до области душ. Предположим, человек преждевременно погибает в результате несчастного случая. Тогда его душа может подняться только до витальной оболочки и оттуда — если поможет духовный человек или низойдет божественная Милость — через семь-восемь месяцев она может воплотиться в новой семье.
Самые обычные души возвращаются после пребывания в мире душ через шесть-семь или максимум через двадцать лет. Душа использует время пребывания в мире душ на то, чтобы усвоить свои земные опыты. Великие люди, например, великие ученые или духовные личности, не принимают рождения так же быстро, как обычные люди. Очень редко бывает, чтобы великая личность из любой области приняла новую инкарнацию очень быстро. Некоторые остаются в мире душ на семьдесят лет и более. В определенных случаях духовные Учителя ждут по сто-двести лет, прежде чем воплотиться вновь. Но твердого правила не существует. Если Всевышний захочет, чтобы они вернулись на землю, им придется вернуться, даже если они не хотят. Именно собственное решение души плюс одобрение Всевышнего определяют, сколько времени понадобится человеку для нового воплощения.
Сохранит ли человек после своей смерти тот же самый уровень устремления в следующей инкарнации?
Шри Чинмой: После смерти человек, несомненно, сохранит тот же самый уровень устремления в новом теле и новом сознании. Но это устремление обычно не может проявиться сразу же, потому что сознание земли погружено во мрак и невежество. Человеку придется несколько лет, а в большинстве случаев очень много лет бороться с огромным сопротивлением. Но если это очень сильная душа, если сам ищущий обладает незаурядной внутренней силой, то или с самого рождения, или через несколько лет он вновь обретает свое прежнее устремление и продолжает стремительно шагать и бежать к предназначенной ему Цели.
Шри Чинмой: После смерти человек, несомненно, сохранит тот же самый уровень устремления в новом теле и новом сознании. Но это устремление обычно не может проявиться сразу же, потому что сознание земли погружено во мрак и невежество. Человеку придется несколько лет, а в большинстве случаев очень много лет бороться с огромным сопротивлением. Но если это очень сильная душа, если сам ищущий обладает незаурядной внутренней силой, то или с самого рождения, или через несколько лет он вновь обретает свое прежнее устремление и продолжает стремительно шагать и бежать к предназначенной ему Цели.
Вы прежде сказали, что каждая инкарнация — это ступенька к нашему осознанию Бога. Значит ли это, что мы не можем достичь Бога в этой жизни?
Шри Чинмой: Нет, вовсе нет. Это зависит от предыдущих достижений и устремления. Если человек устремлялся и медитировал в прежних жизнях, то нет причин, по которым бы он не смог получить осознание в этой текущей инкарнации благодаря своему устремлению. Все мы движемся вперед к осознанию, и поэтому не в этой, так в другой инкарнации осознание непременно произойдет. Как я сказал, это зависит от духовного развития устремленного.
Вопрос: Если ищущий умирает, он перестает выполнять все свои обязанности и работу в период между своей смертью и новым рождением? Или он может и до своего возвращения на землю сознательно работать и каким-то образом продолжать ту работу, которую он начал?
Шри Чинмой: Нет, вовсе нет. Это зависит от предыдущих достижений и устремления. Если человек устремлялся и медитировал в прежних жизнях, то нет причин, по которым бы он не смог получить осознание в этой текущей инкарнации благодаря своему устремлению. Все мы движемся вперед к осознанию, и поэтому не в этой, так в другой инкарнации осознание непременно произойдет. Как я сказал, это зависит от духовного развития устремленного.
Вопрос: Если ищущий умирает, он перестает выполнять все свои обязанности и работу в период между своей смертью и новым рождением? Или он может и до своего возвращения на землю сознательно работать и каким-то образом продолжать ту работу, которую он начал?
Будет ли следующая инкарнация духовного человека отличаться от инкарнации обычного человека?
Шри Чинмой: Конечно. Если душа духовно очень высоко развита, она не примет обычной жизни, потому что она уже проходила через обычную жизнь. Каждая инкарнация — это ступенька к высшему осознанию Бога. Если человек сознательно устремлялся в своей последней инкарнации, то в будущем рождении у него появится больше возможностей для духовного прогресса. Так вот, если ищущий в прошлой инкарнации уже начал духовную жизнь, если он был действительно искренен в своей духовной практике в прошлой жизни, то, естественно, в этой жизни он начнет устремляться в очень раннем возрасте. Он родится в духовной семье, где его будут поощрять вести духовную жизнь с самого рождения, и он начнет устремляться, когда ему исполнится десять-двенадцать или четырнадцать-шестнадцать лет. Однако может случиться так, что у него будут неблагоприятные условия. Тогда, даже если в прошлой инкарнации он начал духовную жизнь, в этой инкарнации он будет продвигаться медленно, потому что не будет получать помощи ни от родителей, ни от окружения. Но это не риск — это путешествие. В процессе эволюции душа преодолевает тысячи внутренних миль, получая разнообразные опыты, и именно эти опыты в конце концов дают душе всеобъемлющее осознание.
Но если человек был великим устремленным, который находился на грани осознания Бога, то он почти непременно придет в очень высоко развитую духовную семью и с самого начала вступит в подлинную духовную жизнь. Большинство настоящих духовных Учителей приходят в очень высоко развитые духовные семьи. Бог может послать духовного Учителя и в неустремленную семью, поскольку Он не связан никаким планом, но в большинстве случаев духовные Учителя приходят в духовные семьи.
Шри Чинмой: Конечно. Если душа духовно очень высоко развита, она не примет обычной жизни, потому что она уже проходила через обычную жизнь. Каждая инкарнация — это ступенька к высшему осознанию Бога. Если человек сознательно устремлялся в своей последней инкарнации, то в будущем рождении у него появится больше возможностей для духовного прогресса. Так вот, если ищущий в прошлой инкарнации уже начал духовную жизнь, если он был действительно искренен в своей духовной практике в прошлой жизни, то, естественно, в этой жизни он начнет устремляться в очень раннем возрасте. Он родится в духовной семье, где его будут поощрять вести духовную жизнь с самого рождения, и он начнет устремляться, когда ему исполнится десять-двенадцать или четырнадцать-шестнадцать лет. Однако может случиться так, что у него будут неблагоприятные условия. Тогда, даже если в прошлой инкарнации он начал духовную жизнь, в этой инкарнации он будет продвигаться медленно, потому что не будет получать помощи ни от родителей, ни от окружения. Но это не риск — это путешествие. В процессе эволюции душа преодолевает тысячи внутренних миль, получая разнообразные опыты, и именно эти опыты в конце концов дают душе всеобъемлющее осознание.
Но если человек был великим устремленным, который находился на грани осознания Бога, то он почти непременно придет в очень высоко развитую духовную семью и с самого начала вступит в подлинную духовную жизнь. Большинство настоящих духовных Учителей приходят в очень высоко развитые духовные семьи. Бог может послать духовного Учителя и в неустремленную семью, поскольку Он не связан никаким планом, но в большинстве случаев духовные Учителя приходят в духовные семьи.
Как вы будете поддерживать с нами контакт после того, как покинете тело?
Шри Чинмой: У меня будет специальный телефон с телефонистами. Такой телефон на самом деле существует. Давайте я расскажу вам об одном трогательном случае. В Индии, году так в 1951, я как-то сидел со своим другом Джотишем во дворе. Джотиш был мне очень дорог, так что я сделал это только ради него. Ему хотелось получить весточку от своей матери, которая умерла лет за семь-восемь до этого.
Я сказал: «Смотри-ка, я звоню по своему телефону. Я передам твоей матери послание от тебя. Затем я получу послание от нее, а ответ придет напрямую к тебе. Я задам твоей матери вопрос от твоего имени, но ответ получишь ты сам». Я задал три вопроса. Ответы пришли, он их получил и был глубоко тронут. Сперва я отправил его душу, а затем свою душу к душе его матери. Они побеседовали, и оттуда он получил весть.
Шри Чинмой: У меня будет специальный телефон с телефонистами. Такой телефон на самом деле существует. Давайте я расскажу вам об одном трогательном случае. В Индии, году так в 1951, я как-то сидел со своим другом Джотишем во дворе. Джотиш был мне очень дорог, так что я сделал это только ради него. Ему хотелось получить весточку от своей матери, которая умерла лет за семь-восемь до этого.
Я сказал: «Смотри-ка, я звоню по своему телефону. Я передам твоей матери послание от тебя. Затем я получу послание от нее, а ответ придет напрямую к тебе. Я задам твоей матери вопрос от твоего имени, но ответ получишь ты сам». Я задал три вопроса. Ответы пришли, он их получил и был глубоко тронут. Сперва я отправил его душу, а затем свою душу к душе его матери. Они побеседовали, и оттуда он получил весть.
Если ученик не осознает Бога, пока его Гуру находится в теле, как же Гуру сможет помогать ученику в его следующей инкарнации, если не будет другого живущего Гуру, через которого он смог бы работать?
Шри Чинмой: Гуру не нуждается в другом Гуру, чтобы через него работать. Четыре тысячи лет тому назад у Господа Кришны, когда он находился на земле, были ученики, и даже сейчас все еще есть много его учеников, которые не приняли другого Учителя. Они воплощаются, к примеру, в семье, которая следует по пути Кришны, чтобы Кришна смог дать им освобождение своим способом. Так же и с другими великими Учителями. Есть много учеников Шри Рамакришны, которые вернулись на землю. Они не пошли к другому Гуру, и все же их предназначение осуществляется. Но если бы они хотели пойти к другому Учителю, Рамакришна, конечно же, велел бы им отправляться к другому. Некоторые ученики великих Учителей приняли других Гуру. Например, некоторые из моих собственных учеников были с Господом Кришной.
Шри Чинмой: Гуру не нуждается в другом Гуру, чтобы через него работать. Четыре тысячи лет тому назад у Господа Кришны, когда он находился на земле, были ученики, и даже сейчас все еще есть много его учеников, которые не приняли другого Учителя. Они воплощаются, к примеру, в семье, которая следует по пути Кришны, чтобы Кришна смог дать им освобождение своим способом. Так же и с другими великими Учителями. Есть много учеников Шри Рамакришны, которые вернулись на землю. Они не пошли к другому Гуру, и все же их предназначение осуществляется. Но если бы они хотели пойти к другому Учителю, Рамакришна, конечно же, велел бы им отправляться к другому. Некоторые ученики великих Учителей приняли других Гуру. Например, некоторые из моих собственных учеников были с Господом Кришной.