ОТЧУЖДЕНИЕ, понятие классической немецкой философии и марксизма; означает социальный процесс, присущий обществу, в котором деятельность человека и её результаты выступают как самостоятельная сила, господствующая над ним и враждебная ему. Истоки отчуждения - в обособленности индивидов в производстве и обществе, в их атомизации и возникающей на этой основе частной собственности.
Для Г. В. Ф. Гегеля природа и история выступают как объективное воплощение отчуждённого абсолютного духа, а преодоление отчуждения состоит в его теоретическом сознании. Л. Фейербах трактует чувственную природу человека как "неотчуждённый" фундамент человеческой жизни и противопоставляет её неистинному миру отчуждения. Противопоставление "неподлинного" состояния мира отчуждения миру любви характерно также для младогегельянцев (Б. Бауэр, М. Гесс). К. Маркс ставит проблему отчуждения на реальный фундамент производства и труда. В основе отчуждения у Маркса выступают противоречия разделения труда, стихийного характера общественной деятельности, товарного производства, феномен труда главным образом как средства существования.
Отчуждение труда в классовом обществе проявляется в следующих моментах: в отчуждении деятельности человека, который выходит из процесса труда обеднённым; в отчуждении условий труда от самого труда, которые выступают как чуждые ему средства производства, как капитал (в т.ч. и интеллектуальная деятельность, противостоящая рабочему как наука); в отчуждении результатов труда от наёмного работника; в отчуждении социальных институтов от наёмного труда (в форме государства, армии, прав и т.д.); в отчуждении идеологических норм от реальной жизни трудящихся. Отчуждение проявляется и в идеологической жизни (религия, авторитарные идеологические формы).
Таким образом, в марксистской теории отчуждение выступает как способ анализа буржуазного общества и критики его с позиции индивида, его труда и нравственности. Пути преодоления отчуждения теория Маркса связывает с глубинными изменениями в экономических отношениях производства и с революционными преобразованиями в производительных силах общества.
Э. Ф. Миженская.
Для Г. В. Ф. Гегеля природа и история выступают как объективное воплощение отчуждённого абсолютного духа, а преодоление отчуждения состоит в его теоретическом сознании. Л. Фейербах трактует чувственную природу человека как "неотчуждённый" фундамент человеческой жизни и противопоставляет её неистинному миру отчуждения. Противопоставление "неподлинного" состояния мира отчуждения миру любви характерно также для младогегельянцев (Б. Бауэр, М. Гесс). К. Маркс ставит проблему отчуждения на реальный фундамент производства и труда. В основе отчуждения у Маркса выступают противоречия разделения труда, стихийного характера общественной деятельности, товарного производства, феномен труда главным образом как средства существования.
Отчуждение труда в классовом обществе проявляется в следующих моментах: в отчуждении деятельности человека, который выходит из процесса труда обеднённым; в отчуждении условий труда от самого труда, которые выступают как чуждые ему средства производства, как капитал (в т.ч. и интеллектуальная деятельность, противостоящая рабочему как наука); в отчуждении результатов труда от наёмного работника; в отчуждении социальных институтов от наёмного труда (в форме государства, армии, прав и т.д.); в отчуждении идеологических норм от реальной жизни трудящихся. Отчуждение проявляется и в идеологической жизни (религия, авторитарные идеологические формы).
Таким образом, в марксистской теории отчуждение выступает как способ анализа буржуазного общества и критики его с позиции индивида, его труда и нравственности. Пути преодоления отчуждения теория Маркса связывает с глубинными изменениями в экономических отношениях производства и с революционными преобразованиями в производительных силах общества.
Э. Ф. Миженская.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи