КОЧЕВНИКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Наука » История » Всемирная история
КОЧЕВНИКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

По целым неделям кряду перед глазами «путника являются одни и те же образы: то неоглядные равнины, отливающие желтоватым цветом иссохшей прошлогодней тра­вы, то черноватые, обвеянные ветром и временем гряды скал, то пологие холмы, на вершинах кото­рых иногда рисуется силуэт быстроногой антило­пы». Так написал человек, совершивший путешест­вие по просторам Центральной Азии.

Картина, что и говорить, безотрадная. Однако подобное впечатление обманчиво. Эти земли — ро­дина многих народов древности. Отсюда на протя­жении веков, как из волшебной кузницы, появля­лись, сменяя друг друга, воинственные богатыри-кочевники, создававшие союзы и государства, ко­торые играли значительные роли в судьбах Востока и Запада.

В начале I тыс. до н. э.. в степях Евразии появи­лись племена кочевников-скотоводов. Неторопливо передвигаясь со стадами скота и табунами коней, они заселяли и обживали огромные территории от Причерноморья до Центральной Азии. Быт и нравы резко отличали их от народов земледельческих рай­онов. Много позже, когда в Европе и Азии уже воз­никли могущественные государства, жизнь кочев­ников, казалось, оставалась неизменной. Римский историк Аммиан Марцеллин писал о них: «Все

они... кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жёны ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужа­лости. Никто не может ответить на вопрос, где его родина: он зачат в одном месте, рождён далеко от­туда, вскормлен ещё дальше. Кочуя по горам и ле­сам, они с колыбели приучаются переносить голод, холод и жажду».

ВАРВАРЫ

Наука » История » Всемирная история
ВАРВАРЫ

Древние греки всех чужеземцев называли вар­варами — «бормочущими», имея в виду, что они неверно или совсем плохо говорили по-эллински и, следовательно, не знали и не могли оценить греческих обычаев, наук и искусства. Эл­лины были уверены, что всё, созданное ими, явля­ется самым лучшим, и не утомляли себя сом­нениями. Египтяне, финикийцы и другие народы, которым греки были многим обязаны, оказывались варварами, с их точки зрения.

Римляне считали варварами племена, жившие на северных и восточных рубежах Римской импе­рии. Когда в I в. до н. э.. германские племена попы­тались перейти Рейн и занять принадлежавшие им­перии земли Галлии, легионы Юлия Цезаря про­гнали их обратно и построили оборонительный вал — «Limes Romanus», ставший рубежом не только между римлянами и германцами, но по существу между двумя цивилизациями — римской и варвар­ской.

СРЕДНИЕ ВЕКА

Наука » История » Всемирная история
СРЕДНИЕ ВЕКА

Понять средневековье — вот задача, которую ставят перед собой уже несколько поколений историков. «За другое средневековье», «Что­бы закончить со средними веками» — названия книг французских исследователей Жака Ле Гоффа и Режэн Перну говорят о том, что задача эта не­лёгкая, и сразу её решить вряд ли возможно. «За­кончить» со средними веками никак не удаётся — современная история Европы заставляет нас вновь и вновь задумываться о её корнях, уходящих в прошлое, высвечивает скрытые прежде стороны средневековой жизни.

Средние века начинались и заканчивались по­трясениями, связанными с падением Рима. В V в. н. э.. пал имперский Рим, великий город, несколько столетий обеспечивавший мир и процветание десят­ков стран и народов. Рим был воплощением поряд­ка, цивилизованной и культурной жизни; он ка­зался несокрушимым, как скала, и божественным, как Космос, Вселенная. Его крах означал уход ан­тичной культуры — она лишилась своего средото­чия, центра, из которого к полудиким окраинам тогдашнего мира шло мощное излучение политиче­ской и культурной силы. Имперские земли были наводнены варварами, не знавшими латыни; жите­ли отдельных областей, говорившие теперь на раз­ных языках, переставали понимать друг друга.

ВОЕННОЕ ДЕЛО ДРЕВНЕЙ ЕВРОПЫ

Наука » История » Всемирная история
ВОЕННОЕ ДЕЛО ДРЕВНЕЙ ЕВРОПЫ

Древнейшие периоды развития военного дела в Европе не столь ярко освещены в письменных и изобразительных источниках, как это было 4а Востоке.

Бронзовое оружие, появившееся в Южной Евро­пе несколько позже, чем в странах Востока, почти сразу достигло очень высокого уровня — и в части производства, и в части функционального совер­шенства. Основным центром развития была Эгеида, охватывающая побережья и острова нынешнего Эгейского моря, самая культурная область Европы той эпохи, откуда волны цивилизации, так сказать, распространялись в Центральную, Северную и За­падную Европу.

Уже в XV в. до н. э. в Греции, когда там ещё существовали государства греков-ахейцев, появля­ется замечательное вооружение, вполне соответ­ствующее требованиям того времени. Войско ахей­ских царств состояло из ополчения боеспособных мужчин, свободных и полноправных, которых на войне сопровождали в качестве слуг и носильщиков неполноправные члены семейных общин, а также рабы. Воины победнее были вооружены луками и стрелами, пращами, кинжалами. Они начинали бой, и, в случае победы, они же его и заканчивали: вязали пленных, добивали раненых врагов. Основ­ную боевую силу составляли зрелые мужи, воору­жённые бронзовыми мечами, иногда весьма длин­ными, с сужающимися клинками, которыми было удобнее колоть, чем рубить, а также длинными ко­пьями с массивными наконечниками и кинжалами. Защитой служили огромные щиты из пегой коро­вьей шкуры, натянутой на плетёную прутяную ос­нову либо прямоугольной формы, либо в виде циф­ры 8.

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ

Наука » История » Всемирная история
КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ


Около 285 г. н. э. в Наиссусе, у цезаря Флавия Валерия Констанция I Хлора, римского на­местника в Галлии, и его жены Елены Флавий родился сын Флавий Валерий Константин. Сам Констанций Хлор был человеком скромным, мяг­ким и учтивым. В религиозном отношении он был монотеистом, поклонялся богу солнца Солу, кото­рый во времена Империи отождествлялся с вос­точными божествами, в особенности с персидским богом света Митрой — богом солнца, богом договора и согласия. Именно этому божеству он и посвятил свою семью. Елена же, по одним источникам, была христианкой (в окружении Констанция было много

христиан, и он относился к ним очень доброжела­тельно), по другим — язычницей. В 293 г. Констанций и Елена вынуждены были развестись по политическим мотивам, но бывшая жена занимала по-прежнему почётное место при его дворе. Сына Констанций должен был с юных лет отправить ко двору императора Диоклетиана в Никомедию.

РИМСКИЕ ИМПЕРАТОРСКИЕ ДИНАСТИИ

Наука » История » Всемирная история
РИМСКИЕ ИМПЕРАТОРСКИЕ ДИНАСТИИ

Время правления трёх императорских динас­тий — Юлиев-Клавдиев, Флавиев и Антонинов — это время становления в Риме монархи­ческой власти и постепенного превращения Рима-полиса в территориальную монархию. Оба процесса завершились к началу II в. н. э. При Антонинах, правление которых начинается с 96 г. н. э., город Рим — это столица огромной Средиземноморской державы с миллионным разноплемённым населе­нием, отражавшим космополитический характер римского государства этого времени. Это был «зо­лотой век» в истории народов, населявших Рим­скую империю, время наибольшего внешнеполити­ческого могущества и внутреннего процветания. Но путь к нему оказался долгим и трудным.

Провинции буквально с самого начала установ­ления в Риме режима принципата ощутили на себе благотворное влияние новой политической систе­мы. Но римскому обществу, особенно старой арис­тократии, пришлось пережить кошмар жестокого террора и диких сумасбродств императоров динас­тии Юлиев-Клавдиев, наследников Октавиана Ав­густа.

РАБСТВО В АНТИЧНОСТИ

Наука » История » Всемирная история
РАБСТВО В АНТИЧНОСТИ

В древней Греции и Риме деление общества на свободных людей и рабов было закономерно. Однако понимание того, что такое рабство, менялось. Первоначально раб не считался вещью, но был почти членом семьи. Наравне со свободными он работал в поле и с ними же садился за стол. Глава семейства — патриарх — распоряжался жизнью всех домочадцев. Личность раба защищал обы­чай — никто не имел права обращаться с ним изуверски. (Историки называют такое рабство пат­риархальным.)

Отец семейства мог предоставить рабу свободу и участок земли. Тогда раб становился полноправным членом общины. Именно об этом мечтал свинопас Эвмей — раб Одиссея. Один из немногих его рабов, он сохранил верность господину во время его стран­ствий.

Иная система рабства утвердилась в Греции в V—IV вв. до н. э. К этому времени родственные связи уже не соединяли людей так прочно. Возник новый общественный организм — античный полис, экономика которого была немыслима без труда ра­бов. Их стали ввозить из Скифии, Фракии, других местностей. Чтобы не возникло впечатление, что свободные люди вовсе перестали трудиться, не сто­ит забывать, что вольные крестьяне и рабы всегда

МАРИЙ И СУЛЛА

Наука » История » Всемирная история
МАРИЙ И СУЛЛА

В 88 г. до н. э. римляне с недоверием передавали друг другу ужасную новость: армия консула Луция Корнелия Суллы, которая должна была выступить против понтийского царя Митридата VI Евпатора, шла на Рим. Впервые в своей истории город подвергался угрозе со стороны собственных граждан.

Конфликт между Гаем Марием и Суллой начал­ся давно, ещё во время Югуртинской войны (111— 105 гг. до н. э.), когда квестор Сулла взял в плен нумидийского царя Югурту, ли­шив тем самым главнокомандую­щего Мария части его воинской славы. Вторично Сулла встал на пу­ти Мария во время Союзнической войны (90—88 гг. до н. э.), так ус­пешно действуя против италиков, требовавших себе римского граж­данства, что честолюбивый победи­тель тевтонов и кимвров Марий оказался в тени побед более моло­дого соперника.

КАРФАГЕН И ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ

Наука » История » Всемирная история
Греческие и римские историки не преувеличи­вали, когда определяли первые две Пуничес­кие войны (всего их было три) как важнейшие в истории Древнего Мира. В военном противостоя­нии двух сильнейших держав Западного Среди­земноморья решались судьбы не только Рима и Карфагена, но и будущее европейской цивилиза­ции: быть ли в её основе греко-латинской культуре или культуре семитского Востока.

Карфаген («Новый Город») был основан переселенцами из финикийского города Тира на плодо­родной земле северной Африки на берегу большой и удобной гавани. Финикийцы, что в переводе с греческого значит «ловцы пурпура», или, как их называли римляне, пуны, славились среди древних народов Средиземноморья как самые отважные и искусные мореплаватели и купцы. Чрезвычайно благоприятные условия для развития земледелия и морской торговли заложили основу могущества и богатства Карфагена. К III в. до н. э. он превратился

КАРФАГЕН И ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ


1. Территория Римской республики к началу войны.

2. Владения Карфагена к началу войны.

3. Направления походов Ганнибала.

4. Поход Сципиона в Африку.

5. Места и годы важнейших сражений.

6. Территория, захваченная римлянами в результате Второй Пунической войны.

ДИКТАТУРА

Наука » История » Всемирная история
ДИКТАТУРА

Диктатура — это экстраординарная, т.е. чрез­вычайная, должность в Древнем Риме, ко­торая вводилась в критические для государ­ства моменты — во время войн или гражданских смут. Это слово произошло от латинского глагола dictare (повторять, предписывать).

Первоначально диктатора называли «предводи­телем народа». На первых порах его избирали из патрициев, но в 356 г. до н. э. диктатором впервые стал плебей.

В руках диктатора находилась неограниченная судебная, законодательная и исполнительная власть. Во время исполнения своей должности он не был подотчётен никому. На срок до 6 месяцев диктатор получал полный империй — высшие пол­номочия в государстве. Его судебные приговоры считались окончательными и не подлежали обжа­лованию, а изданные им законы сразу же вводи­лись в действие без обычного в таких случаях ут­верждения на народном собрании. Диктатору под­чинялись все магистраты, за исключением народ­ных трибунов, но даже они не могли воспользо­ваться правом «вето» против действий диктатора. Да и любой гражданин не мог обратиться к народному собранию с протестом, если счи­тал, что действия диктатора являются произволом. Диктатор был главнокомандующим римского войска и имел право назначить себе по­мощника — начальника кавалерии, чьи полномо­чия были ниже (в 217 г. до н. э. обе эти должности уравняли в правах). Диктатор назначал ауспиции — гадания по поведению священных птиц о пред­стоящих событиях, результатам которых придава­лось государственное значение.

ДРЕВНИЙ РИМ

Наука » История » Всемирная история
ДРЕВНИЙ РИМ

Рим поистине «вечный город», и не только потому, что, выйдя из тьмы варварства в VIII в. до н. э., он продолжает стоять на берегах реки Тибр и в наше время. За свою более чем двухтысячелетнюю историю он прошёл путь от маленькой крестьянской общины до мировой державы, создав культуру, которая легла в основу нашей цивилизации. Герои Рима спустя тысячу лет после его падения остались постоянными спутниками человека европейской культуры. Философы и поэты, политики и полко­водцы беседовали с ними, спорили и опровергали, любили и ненавидели словно своих современников.

ДРЕВНИЙ РИМ


1. Крупнейшие племена на территории Италии.

2. Греческие полонии.

3. Граница Римской республики в конце VI в. до н. э.

4. Важнейшие дороги.

5. Направление похода галлов против Рима.

6. Территория захваченная Римом к 264 г. до н. э.

7. Районы, в которых были основаны поселения римлян.

8. Территория Кардзагенской державы к 264 г. до н. э.

ЭТРУРИЯ И ЭТРУСКИ

Наука » История » Всемирная история
ЭТРУРИЯ И ЭТРУСКИ

ЭТРУРИЯ И ЭТРУСКИ


Уже на протяжении нескольких столетий со страниц научных трудов не сходит определе­ние «загадочные этруски». Самым удивитель­ным является то, что в отличие от других народов Древнего Мира этруски никогда не погружались во тьму забвения. Великий Рим многое воспринял от их культуры и передал её наследие европейской цивилизации. После того как Рим подчинил этрус­ские города, образованные и знатные представите­ли их древних родов продолжали играть заметную роль. Из Этрурии происходили первые римские цари. Друг императора Октавиана Августа, по­кровитель поэтов Гай Цильний Меценат, чьё имя стало нарицательным, был потомком этрусского царского рода из города Арреций. Происходили из этрусских городов поэты Публий Вергилий Марон, Авл Персии Флакк, Секст Проперций. Ближайший друг знаменитого римского оратора, политического деятеля и философа Цицерона, Авл Цецина при­надлежал к древнейшему этрусскому роду, правив­шему в городе Волатерры. Обнаруженный археоло­гами склеп этой семьи использовался на протя­жении многих столетий. Последним в роду был епископ Цецина, умерший в 1765 г.