ЭТРУРИЯ И ЭТРУСКИ
Уже на протяжении нескольких столетий со страниц научных трудов не сходит определение «загадочные этруски». Самым удивительным является то, что в отличие от других народов Древнего Мира этруски никогда не погружались во тьму забвения. Великий Рим многое воспринял от их культуры и передал её наследие европейской цивилизации. После того как Рим подчинил этрусские города, образованные и знатные представители их древних родов продолжали играть заметную роль. Из Этрурии происходили первые римские цари. Друг императора Октавиана Августа, покровитель поэтов Гай Цильний Меценат, чьё имя стало нарицательным, был потомком этрусского царского рода из города Арреций. Происходили из этрусских городов поэты Публий Вергилий Марон, Авл Персии Флакк, Секст Проперций. Ближайший друг знаменитого римского оратора, политического деятеля и философа Цицерона, Авл Цецина принадлежал к древнейшему этрусскому роду, правившему в городе Волатерры. Обнаруженный археологами склеп этой семьи использовался на протяжении многих столетий. Последним в роду был епископ Цецина, умерший в 1765 г.
Труды греческих и римских писателей донесли до нас многочисленные сведения о могущественных этрусках, их религии, городах, окружённых мощными стенами, о соперничестве с греками за господство в Западном Средиземноморье. Многое мы узнаём непосредственно и от самих этрусков — точнее, из дошедшего до нас их наследия. Время не пощадило их города и храмы, построенные из необожжённого кирпича. Но сохранились некрополи — «города мёртвых», спутники всех этрусских Музыканты. Фреска из этрусского некрополя в Тарквиниях V в. до н. э.
Основание города не было для этрусков только технической проблемой. Это был священный ритуал, в котором отразились представления этрусков о городе как о земном подобии космического порядка. Поэтому прежде чем основать город, они узнавали волю богов по полёту птиц. Затем жрец определял священное место — центр города. Через центр города проводили две главные оси: одну — с востока на запад, вторую — с севера на юг. Основатель города, покрыв голову платком, прокладывал плугом с бронзовым лемехом борозду вокруг территории будущего города. Поднятый пласт земли должен был лечь внутрь круга, чтобы в город текло богатство. Плуг тянули бык и нетель; бык — с внешней стороны круга, чтобы город был сильным по отношению к внешним врагам, нетель, как символ будущего изобилия в городе, — с внутренней. Борозда в представлении людей того времени играла ту же роль, что и крепостные стены. Она разделяла два мира — тот, что находился под защитой богов, и тот, который был её лишён. Священная борозда и сооружавшиеся на её месте вал и ров составляли священную городскую границу, которая находилась под защитой богов. Переход через неё или застройка вала считались религиозным преступлением и карались смертью.
*
Этрусский рельеф на слоновой кости "Аристократы на банкете". 520—500 гг. до н. э. Флоренция. Археологический музей.
городов. Склепы, повторяющие планировки жилых домов знати, украшенные фресками и заполненные драгоценной утварью, рассказывают о быте этрусков, их представлениях о мире и богах, об их искусстве и уровне развития ремесла, широких торговых связях с народами Средиземноморья. Словом, в распоряжении историков имеется обширный материал для изучения различных сторон жизни древней Этрурии. Тогда почему же в течение веков этруски остаются «загадочными»? А дело в том, что учёные не знают самого главного: кто они, когда и как появились в Италии, на каком языке говорили. О происхождении этрусков спорили ещё античные писатели. Греческий историк Геродот утверждал, что этруски, или тиррены, как их называли в древности, приплыли по морю из малоазийской Лидии. Писатель Дионисий Галикарнасский, возражая ему, доказывал, что этруски — один из местных италийских народов. В труде римского историка Тита Ливия есть указание, правда очень смутное, на северное происхождение этрусков. Спор, начатый в древности, продолжают современные исследователи.
На исторической сцене этруски возникают как-то внезапно, вдруг. На этом основывается предположение, что этруски не принадлежали к коренному населению Италии. В VIII в. до н. э. между реками Тибр и Арно появляется высокоразвитая городская культура, далеко обогнавшая в своём развитии культуру соседних народов. Создателями её были этруски, а заселённый ими район Средней Италии античные писатели назвали Этрурией.
Этрурия, однако, не являлась единым государством, а представляла собой союз 12 самостоятельных городов-государств — «двенадцатиградие». Крупнейшими из них были Арреций, Перузия, Вольсинии, Цере, Тарквинии, Клузий, Вейи. Города, входившие в союз, объединяя культ богини Вольтумны (по другой версии — бога Вертумна). Святилище находилось близ города Вольсинии, где
раз в год собирались представители городов и устраивали торжественные игры в честь почитаемого божества. Они избирали царя, который, однако, не имел реальной власти. Даже в вопросах внешней политики каждый город руководствовался исключительно собственными интересами. Когда же требовались совместные военные усилия, то вопрос 6 создании союзного войска решал не глава двенадцатиградия, а совет представителей городов.
Политическая история этрусских городов-государств совершенно неизвестна, и разговоры о системе управления этих государств или о различных социальных группах этрусского общества — не более чем предположения, зыбкие и неясные. Древнейшая форма правления в этрусских городах в VI в. до н. э., судя по характеру власти царей этрусской династии в Риме, была близка к монархической. Внешними знаками царской власти были переносное кресло из слоновой кости, двойной топор — лабрис, связки прутьев — фасцы и скипетр с навершием в виде орла. Царь носил тогу, расшитую пальмовыми листьями, и венец из золотых дубовых листьев. Эти атрибуты перешли позднее к магистратам — высшим должностным лицам.
По-видимому, в конце VII или начале VI в. до н. э. в большинстве этрусских городов стали править выборные должностные лица — представители местной аристократии. Их функции и названия этих должностей практически неизвестны. С некоторой долей уверенности можно говорить лишь о том, что вся полнота власти находилась в руках аристократии. Неясной остаётся и сущность этих республик: были ли они гражданскими общинами, похожими на греческие полисы, или городами-государствами восточного типа. Считать их полисами не позволяет отсутствие данных о наличии в них свободных граждан, которые все (богатые и бедные, знатные и незнатные) были бы равны перед законом и не могли находиться в отношениях личной зависимости друг от друга. Отчётливо выделяется только слой населения, находящийся в экономической и политической зависимости от аристократии. В этрусских надписях эти люди называются «этера» — сотоварищи: они должны были оказывать помощь своему покровителю и составляли его военную дружину.
Фрески гробниц этрусской знати и свидетельства античных писателей позволяют говорить о наличии рабства в этрусском обществе. Но находил ли труд рабов широкое применение в ремесленном производстве или они использовались как домашняя прислуга, определённо сказать невозможно.
В VII в. до н. э. этруски начали распространять своё влияние на соседние с Этрурией области. Их города появляются в плодородной Кампании и на севере Апеннинского полуострова, в долине реки По. Самыми крупными из них были Капуя, Нола, Фельсина, Мантуя, Спина. Вопрос о господстве этрусков в Лациуме является спорным. Одни исследователи считают, что они завоевали эту область и основали Рим, подкрепляя свою точку зрения тем, что именно в период правления царей этрусской династии Тарквиниев Рим стал самым могущественным городом Лациума (см. ст. «Древний Рим»). Другие же, ссылаясь на римских писателей, говорят лишь об этрусском влиянии на эту территорию.
Дальнейшему продвижению этрусков на юг полуострова и за его пределы мешали греческие города, появившиеся в период Великой колонизации в VIII в. до н. э. в южной Италии и Сицилии. Этруски, обладая сильным флотом, стремились господствовать в прилегающих к Италии морях. Их соперничество с греками привлекло внимание Карфагена, могущественного города на северном берегу Африки, основанного финикийскими купцами. Карфаген главными своими конкурентами на морских торговых путях считал греков и поэтому встал на сторону этрусков. Союзникам удалось не допустить усиления греческого влияния и закрепить за этрусками господство в Тирренском и Адриатическом морях, а со временем и в названиях этих акваторий: тирренами, как уже говорилось, древние называли этрусков, а Адрия — один из этрусских городов на восточном побережье Италии.
Далеко не дружественные отношения между греками и этрусками не помешали, однако, экономическому и культурному обмену между ними. Этруски использовали греческий алфавит для создания своей письменности; знакомство с греческой религией и мифологией оказало большое влияние на их религиозные представления и искусство. Греческие ремесленники селились в этрусских городах; это способствовало развитию там собственного ремесленного производства. Расположенное недалеко
от города Цере греческое поселение Пирги превратилось в важный морской порт. Сюда привозили товары из стран Средиземноморья: дорогие расписные вазы из Коринфа, золотую и серебряную посуду из Сирии, Финикии и с Кипра, драгоценные ювелирные изделия и слоновую кость с Востока. В свою очередь Этрурия вывозила изделия из металлов, которыми славились её мастера.
К сожалению, трудно сказать что-либо определённое об облике этрусских городов. Строгая планировка с системой взаимопересекающихся улиц сменяет хаотичную застройку лишь в VI—V вв. до н. э. В это же время появляются трубопроводы, снабжающие города питьевой водой. О строительном мастерстве этрусков можно судить по системе каналов для отвода сточных вод, построенной в Риме во время правления царя Тарквиния Древнего. С её помощью было осушено болото между Палатином и Капитолием. Она просуществовала 19 веков и сейчас является частью канализационной системы Рима.
Особенным уважением у этрусков пользовались жрецы-гаруспики. Они предсказывали будущее по внутренностям животных, полёту птиц и по наблюдениям за молниями. Подобные гадания по печени животных совершались в Вавилоне и странах Малой Азии. Изображение печени было найдено археологами в Этрурии, что свидетельствует либо о тесных связях этрусков с народами Восточного Средиземноморья, либо об их восточном происхождении.
Этрусские жрецы, гаруспики, предсказывали судьбу человека или целого государства по полёту птиц, печени жертвенного животного, а также занимались толкованием знамений, посылаемых богами с помощью молний. Этруски делили небесный свод на 16 частей, в каждой из которых помещался один из богов. Восточная сторона небосвода считалась благоприятной, а западная — неблагоприятной. Жрец, наблюдавший за молниями, став лицом к югу, старался точно определить, откуда молния вышла и куда была нацелена. При этом он определял не только то, какой именно бог послал молнию, но и почему он это сделал, как надо выполнять его волю. Одни молнии советовали или, наоборот, не советовали приниматься за дело, в успехе которого вопрошающий не был уверен. Другие молнии посылались уже после того, как человек совершил поступок, чтобы показать, был ли он хорошим или плохим. Были, например, молнии, предназначенные для тех, кто в данный момент ничего не делал, и являвшиеся напоминанием или даже прямой угрозой. Самые грозные молнии шли с северо-запада, самые благоприятные вспыхивали на северо-востоке. Определённое значение имели при этом цвет и форма молнии, время, когда она сверкнула, место, куда она ударила. Если молния попала в общественное здание или на общественную территорию, значит, поселению угрожали внутренние раздоры или государственный переворот. Если же она ударила в городскую стену, то гаруспики предсказывали нападение врага, и именно с той стороны, куда молния попала.
По убеждению этрусков, во власти гаруспика было отвести угрозу бога или по крайней мере смягчить её. Место, куда попала молния, гаруспики тщательно очищали, устраняли следы удара молнии и закапывали всё, что было ею повреждено. Затем они окружали пострадавший участок оградой и посвящали божеству, а для смягчения его гнева приносили жертву. На месте «захоронения» молнии делалась надпись.
*
Очевидное сходство с религиозными представлениями народов Востока имеет и заупокойный культ этрусков. Они верили, что после смерти человек продолжает жить в другом мире, поэтому стремились обеспечить усопшего всем, к чему он привык в земной жизни. Знать строила для себя похожие на дворцы склепы, создание которых требовало огромных материальных и трудовых затрат. Ничего подобного не было ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме, зато очень напоминает гробницы Египта и других стран Востока.
Мир этрусских богов известен нам главным образом по их именам, которые в результате тесных контактов этрусков с греками и римлянами приобрели довольно знакомое звучание: Аплу — Аполлон, Нетун — Нептун, Марис — Марс. Высшим божеством этрусского пантеона был бог неба, повелитель молний — Тин. Богиня плодородия — Уни под влиянием греческой мифологии превратилась в его супругу, подобно Гере — супруге Зевса.
Сохранившиеся надписи на этрусском языке читаются довольно легко, ведь этрусский алфавит основан на древнегреческом. Но, прочитывая слова, учёные не могут понять их значения. Успехи весьма незначительны: за сто с лишним лет разгадано около ста слов, и то — предположительно... Причина в том, что ни среди древних, ни среди современных языков не найдено родственного этрусскому языка. Но даже если этрусские надписи когда-нибудь «заговорят», это вряд ли поможет учёным. Сохранились только очень короткие надписи на стенах гробниц, керамике, изделиях из кости и металла, хотя, по сведениям античных писателей, у этрусков была богатая литература, посвящённая вопросам религии, юридическим и научным темам. Однако после того как во II в. до н. э. этруски романизировались и перестали говорить на своём родном языке, всё бесследно исчезло. Без памятников письменности изучать культуру очень трудно: многое приходится домысливать, реконструировать, и целые страницы истории народа остаются неясными.
Расцвет могущества этрусков был кратковременным, и уже в конце VI в. до н. э. начинают появляться первые признаки упадка. Осложнилась внутриполитическая ситуация в Этрурии. В городах наступает период смут, вызванных, вероятно, борьбой аристократических группировок за власть. Активизируется и внешний, враждебный этрускам мир. Греки, особенно обитатели колоний в Сицилии, теснят этрусков на море. Римляне изгоняют этрусский царский род Тарквиниев, и попытка Порсены, царя города Клузия, вернуть Тарквиниям престол заканчивается неудачей. В 70-х гг. V в. до н. э. этруски теряют власть над Кампанией, а на севере полуострова их всё настойчивее атакуют галлы. На протяжении IV в. до н. э. этрусские города ожесточённо борются с набирающим силу Римом за свою независимость, но каждый действует сам по себе. Раздробленность этрусков ослабляет их сопротивление внешним врагам, и в конце концов они оказываются под властью Рима. Мощная римская культура поглощает этрусский мир.
Уже на протяжении нескольких столетий со страниц научных трудов не сходит определение «загадочные этруски». Самым удивительным является то, что в отличие от других народов Древнего Мира этруски никогда не погружались во тьму забвения. Великий Рим многое воспринял от их культуры и передал её наследие европейской цивилизации. После того как Рим подчинил этрусские города, образованные и знатные представители их древних родов продолжали играть заметную роль. Из Этрурии происходили первые римские цари. Друг императора Октавиана Августа, покровитель поэтов Гай Цильний Меценат, чьё имя стало нарицательным, был потомком этрусского царского рода из города Арреций. Происходили из этрусских городов поэты Публий Вергилий Марон, Авл Персии Флакк, Секст Проперций. Ближайший друг знаменитого римского оратора, политического деятеля и философа Цицерона, Авл Цецина принадлежал к древнейшему этрусскому роду, правившему в городе Волатерры. Обнаруженный археологами склеп этой семьи использовался на протяжении многих столетий. Последним в роду был епископ Цецина, умерший в 1765 г.
Труды греческих и римских писателей донесли до нас многочисленные сведения о могущественных этрусках, их религии, городах, окружённых мощными стенами, о соперничестве с греками за господство в Западном Средиземноморье. Многое мы узнаём непосредственно и от самих этрусков — точнее, из дошедшего до нас их наследия. Время не пощадило их города и храмы, построенные из необожжённого кирпича. Но сохранились некрополи — «города мёртвых», спутники всех этрусских Музыканты. Фреска из этрусского некрополя в Тарквиниях V в. до н. э.
Основание города не было для этрусков только технической проблемой. Это был священный ритуал, в котором отразились представления этрусков о городе как о земном подобии космического порядка. Поэтому прежде чем основать город, они узнавали волю богов по полёту птиц. Затем жрец определял священное место — центр города. Через центр города проводили две главные оси: одну — с востока на запад, вторую — с севера на юг. Основатель города, покрыв голову платком, прокладывал плугом с бронзовым лемехом борозду вокруг территории будущего города. Поднятый пласт земли должен был лечь внутрь круга, чтобы в город текло богатство. Плуг тянули бык и нетель; бык — с внешней стороны круга, чтобы город был сильным по отношению к внешним врагам, нетель, как символ будущего изобилия в городе, — с внутренней. Борозда в представлении людей того времени играла ту же роль, что и крепостные стены. Она разделяла два мира — тот, что находился под защитой богов, и тот, который был её лишён. Священная борозда и сооружавшиеся на её месте вал и ров составляли священную городскую границу, которая находилась под защитой богов. Переход через неё или застройка вала считались религиозным преступлением и карались смертью.
*
Этрусский рельеф на слоновой кости "Аристократы на банкете". 520—500 гг. до н. э. Флоренция. Археологический музей.
городов. Склепы, повторяющие планировки жилых домов знати, украшенные фресками и заполненные драгоценной утварью, рассказывают о быте этрусков, их представлениях о мире и богах, об их искусстве и уровне развития ремесла, широких торговых связях с народами Средиземноморья. Словом, в распоряжении историков имеется обширный материал для изучения различных сторон жизни древней Этрурии. Тогда почему же в течение веков этруски остаются «загадочными»? А дело в том, что учёные не знают самого главного: кто они, когда и как появились в Италии, на каком языке говорили. О происхождении этрусков спорили ещё античные писатели. Греческий историк Геродот утверждал, что этруски, или тиррены, как их называли в древности, приплыли по морю из малоазийской Лидии. Писатель Дионисий Галикарнасский, возражая ему, доказывал, что этруски — один из местных италийских народов. В труде римского историка Тита Ливия есть указание, правда очень смутное, на северное происхождение этрусков. Спор, начатый в древности, продолжают современные исследователи.
На исторической сцене этруски возникают как-то внезапно, вдруг. На этом основывается предположение, что этруски не принадлежали к коренному населению Италии. В VIII в. до н. э. между реками Тибр и Арно появляется высокоразвитая городская культура, далеко обогнавшая в своём развитии культуру соседних народов. Создателями её были этруски, а заселённый ими район Средней Италии античные писатели назвали Этрурией.
Этрурия, однако, не являлась единым государством, а представляла собой союз 12 самостоятельных городов-государств — «двенадцатиградие». Крупнейшими из них были Арреций, Перузия, Вольсинии, Цере, Тарквинии, Клузий, Вейи. Города, входившие в союз, объединяя культ богини Вольтумны (по другой версии — бога Вертумна). Святилище находилось близ города Вольсинии, где
Золотая этрусская пластина с текстом.
500 г. до н. э.
Рим.
500 г. до н. э.
Рим.
Этрусская ваза
(чернофигурная с изображением Персея и кита). 520 г. до н. э. Швейцария.
(чернофигурная с изображением Персея и кита). 520 г. до н. э. Швейцария.
раз в год собирались представители городов и устраивали торжественные игры в честь почитаемого божества. Они избирали царя, который, однако, не имел реальной власти. Даже в вопросах внешней политики каждый город руководствовался исключительно собственными интересами. Когда же требовались совместные военные усилия, то вопрос 6 создании союзного войска решал не глава двенадцатиградия, а совет представителей городов.
Политическая история этрусских городов-государств совершенно неизвестна, и разговоры о системе управления этих государств или о различных социальных группах этрусского общества — не более чем предположения, зыбкие и неясные. Древнейшая форма правления в этрусских городах в VI в. до н. э., судя по характеру власти царей этрусской династии в Риме, была близка к монархической. Внешними знаками царской власти были переносное кресло из слоновой кости, двойной топор — лабрис, связки прутьев — фасцы и скипетр с навершием в виде орла. Царь носил тогу, расшитую пальмовыми листьями, и венец из золотых дубовых листьев. Эти атрибуты перешли позднее к магистратам — высшим должностным лицам.
По-видимому, в конце VII или начале VI в. до н. э. в большинстве этрусских городов стали править выборные должностные лица — представители местной аристократии. Их функции и названия этих должностей практически неизвестны. С некоторой долей уверенности можно говорить лишь о том, что вся полнота власти находилась в руках аристократии. Неясной остаётся и сущность этих республик: были ли они гражданскими общинами, похожими на греческие полисы, или городами-государствами восточного типа. Считать их полисами не позволяет отсутствие данных о наличии в них свободных граждан, которые все (богатые и бедные, знатные и незнатные) были бы равны перед законом и не могли находиться в отношениях личной зависимости друг от друга. Отчётливо выделяется только слой населения, находящийся в экономической и политической зависимости от аристократии. В этрусских надписях эти люди называются «этера» — сотоварищи: они должны были оказывать помощь своему покровителю и составляли его военную дружину.
Фрески гробниц этрусской знати и свидетельства античных писателей позволяют говорить о наличии рабства в этрусском обществе. Но находил ли труд рабов широкое применение в ремесленном производстве или они использовались как домашняя прислуга, определённо сказать невозможно.
В VII в. до н. э. этруски начали распространять своё влияние на соседние с Этрурией области. Их города появляются в плодородной Кампании и на севере Апеннинского полуострова, в долине реки По. Самыми крупными из них были Капуя, Нола, Фельсина, Мантуя, Спина. Вопрос о господстве этрусков в Лациуме является спорным. Одни исследователи считают, что они завоевали эту область и основали Рим, подкрепляя свою точку зрения тем, что именно в период правления царей этрусской династии Тарквиниев Рим стал самым могущественным городом Лациума (см. ст. «Древний Рим»). Другие же, ссылаясь на римских писателей, говорят лишь об этрусском влиянии на эту территорию.
Дальнейшему продвижению этрусков на юг полуострова и за его пределы мешали греческие города, появившиеся в период Великой колонизации в VIII в. до н. э. в южной Италии и Сицилии. Этруски, обладая сильным флотом, стремились господствовать в прилегающих к Италии морях. Их соперничество с греками привлекло внимание Карфагена, могущественного города на северном берегу Африки, основанного финикийскими купцами. Карфаген главными своими конкурентами на морских торговых путях считал греков и поэтому встал на сторону этрусков. Союзникам удалось не допустить усиления греческого влияния и закрепить за этрусками господство в Тирренском и Адриатическом морях, а со временем и в названиях этих акваторий: тирренами, как уже говорилось, древние называли этрусков, а Адрия — один из этрусских городов на восточном побережье Италии.
Далеко не дружественные отношения между греками и этрусками не помешали, однако, экономическому и культурному обмену между ними. Этруски использовали греческий алфавит для создания своей письменности; знакомство с греческой религией и мифологией оказало большое влияние на их религиозные представления и искусство. Греческие ремесленники селились в этрусских городах; это способствовало развитию там собственного ремесленного производства. Расположенное недалеко
от города Цере греческое поселение Пирги превратилось в важный морской порт. Сюда привозили товары из стран Средиземноморья: дорогие расписные вазы из Коринфа, золотую и серебряную посуду из Сирии, Финикии и с Кипра, драгоценные ювелирные изделия и слоновую кость с Востока. В свою очередь Этрурия вывозила изделия из металлов, которыми славились её мастера.
К сожалению, трудно сказать что-либо определённое об облике этрусских городов. Строгая планировка с системой взаимопересекающихся улиц сменяет хаотичную застройку лишь в VI—V вв. до н. э. В это же время появляются трубопроводы, снабжающие города питьевой водой. О строительном мастерстве этрусков можно судить по системе каналов для отвода сточных вод, построенной в Риме во время правления царя Тарквиния Древнего. С её помощью было осушено болото между Палатином и Капитолием. Она просуществовала 19 веков и сейчас является частью канализационной системы Рима.
Особенным уважением у этрусков пользовались жрецы-гаруспики. Они предсказывали будущее по внутренностям животных, полёту птиц и по наблюдениям за молниями. Подобные гадания по печени животных совершались в Вавилоне и странах Малой Азии. Изображение печени было найдено археологами в Этрурии, что свидетельствует либо о тесных связях этрусков с народами Восточного Средиземноморья, либо об их восточном происхождении.
Этрусский город.
Этрусские жрецы, гаруспики, предсказывали судьбу человека или целого государства по полёту птиц, печени жертвенного животного, а также занимались толкованием знамений, посылаемых богами с помощью молний. Этруски делили небесный свод на 16 частей, в каждой из которых помещался один из богов. Восточная сторона небосвода считалась благоприятной, а западная — неблагоприятной. Жрец, наблюдавший за молниями, став лицом к югу, старался точно определить, откуда молния вышла и куда была нацелена. При этом он определял не только то, какой именно бог послал молнию, но и почему он это сделал, как надо выполнять его волю. Одни молнии советовали или, наоборот, не советовали приниматься за дело, в успехе которого вопрошающий не был уверен. Другие молнии посылались уже после того, как человек совершил поступок, чтобы показать, был ли он хорошим или плохим. Были, например, молнии, предназначенные для тех, кто в данный момент ничего не делал, и являвшиеся напоминанием или даже прямой угрозой. Самые грозные молнии шли с северо-запада, самые благоприятные вспыхивали на северо-востоке. Определённое значение имели при этом цвет и форма молнии, время, когда она сверкнула, место, куда она ударила. Если молния попала в общественное здание или на общественную территорию, значит, поселению угрожали внутренние раздоры или государственный переворот. Если же она ударила в городскую стену, то гаруспики предсказывали нападение врага, и именно с той стороны, куда молния попала.
По убеждению этрусков, во власти гаруспика было отвести угрозу бога или по крайней мере смягчить её. Место, куда попала молния, гаруспики тщательно очищали, устраняли следы удара молнии и закапывали всё, что было ею повреждено. Затем они окружали пострадавший участок оградой и посвящали божеству, а для смягчения его гнева приносили жертву. На месте «захоронения» молнии делалась надпись.
*
Очевидное сходство с религиозными представлениями народов Востока имеет и заупокойный культ этрусков. Они верили, что после смерти человек продолжает жить в другом мире, поэтому стремились обеспечить усопшего всем, к чему он привык в земной жизни. Знать строила для себя похожие на дворцы склепы, создание которых требовало огромных материальных и трудовых затрат. Ничего подобного не было ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме, зато очень напоминает гробницы Египта и других стран Востока.
Мир этрусских богов известен нам главным образом по их именам, которые в результате тесных контактов этрусков с греками и римлянами приобрели довольно знакомое звучание: Аплу — Аполлон, Нетун — Нептун, Марис — Марс. Высшим божеством этрусского пантеона был бог неба, повелитель молний — Тин. Богиня плодородия — Уни под влиянием греческой мифологии превратилась в его супругу, подобно Гере — супруге Зевса.
Сохранившиеся надписи на этрусском языке читаются довольно легко, ведь этрусский алфавит основан на древнегреческом. Но, прочитывая слова, учёные не могут понять их значения. Успехи весьма незначительны: за сто с лишним лет разгадано около ста слов, и то — предположительно... Причина в том, что ни среди древних, ни среди современных языков не найдено родственного этрусскому языка. Но даже если этрусские надписи когда-нибудь «заговорят», это вряд ли поможет учёным. Сохранились только очень короткие надписи на стенах гробниц, керамике, изделиях из кости и металла, хотя, по сведениям античных писателей, у этрусков была богатая литература, посвящённая вопросам религии, юридическим и научным темам. Однако после того как во II в. до н. э. этруски романизировались и перестали говорить на своём родном языке, всё бесследно исчезло. Без памятников письменности изучать культуру очень трудно: многое приходится домысливать, реконструировать, и целые страницы истории народа остаются неясными.
Расцвет могущества этрусков был кратковременным, и уже в конце VI в. до н. э. начинают появляться первые признаки упадка. Осложнилась внутриполитическая ситуация в Этрурии. В городах наступает период смут, вызванных, вероятно, борьбой аристократических группировок за власть. Активизируется и внешний, враждебный этрускам мир. Греки, особенно обитатели колоний в Сицилии, теснят этрусков на море. Римляне изгоняют этрусский царский род Тарквиниев, и попытка Порсены, царя города Клузия, вернуть Тарквиниям престол заканчивается неудачей. В 70-х гг. V в. до н. э. этруски теряют власть над Кампанией, а на севере полуострова их всё настойчивее атакуют галлы. На протяжении IV в. до н. э. этрусские города ожесточённо борются с набирающим силу Римом за свою независимость, но каждый действует сам по себе. Раздробленность этрусков ослабляет их сопротивление внешним врагам, и в конце концов они оказываются под властью Рима. Мощная римская культура поглощает этрусский мир.
Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи