ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

Наука » История » Всемирная история
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

По степным и пустынным просторам ветер гонит перекати-поле... А что заставило снять­ся с кочевий в туркменских степях и пойти на запад туркменов племени кайы под началом Эртогрула? Вряд ли кто-нибудь даст точный ответ. Известно только, что Эртогрул со своими людьми оказался в Малой Азии и получил от сельджукского султана Ала ад-Дина Кай-Кубада I (1219—1236 гг.) в качестве удела (удж) землю.

Эртогрул, как гласит восточное предание, видел во сне пророка. Он будто бы сказал Эртогрулу: «Так как ты читаешь и соблюдаешь с благоговением веч­ные истины Корана, то потомки твои будут возве­личены из поколения в поколение». Со смертью Эртогрула султан Ала ад-Дин Кай-Кубад III утвердил за его сыном Османом (1258—1324 гг.) лен и кня­жеское звание, пожаловав ему знаки достоинства:

саблю, знамя, барабан и бунчук (лошадиный хвост). По имени Османа стало называться княжество (бей-лик), ставшее в 1299 г. независимым, а Осман име­нуется уже султаном.

Сын же Османа Орхан (1324—1360 гг.) чеканит собственные деньги. С 12 лет он участвовал в воен­ных походах отца, а после смерти Османа продол­жил борьбу против присутствия Византии в Малой Азии. Орхан завоевал всю северо-западную часть Малой Азии до Мраморного и Чёрного морей и зем­ли, прилегающие к восточному побережью пролива Дарданеллы.

Учтя опыт войны, Орхан укрепляет военную мощь османов. Создаёт пехотные (яя) и конные (мюсселем) подразделения. Их бойцы во время вой­ны получали жалованье, а в мирные дни кормились от земли, за которую не платили налогов. До Орхана войско, сражавшееся с неверными (немусульма­нами), не имело определённой формы. Орхан пред­писал носить белые колпаки.

Войны Орхана сопровождались насаждением ис­лама на новых землях, насилиями над христиан­ским населением. В известном Никейском соборе султан повелел разрушить престолы, трапезную, сжечь иконы, стереть со стен изречения Нового за­вета и вместо евангельских истин запечатлеть ос­новную мысль мусульманской религии: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Магомет — пророк Его». В Никее Орхан создал первое духовное училище (медресе), где юношей-христиан насильственно обращали в ислам. По взятии Никеи Орхан раздал своим на­чальникам окрестные поместья вместе с женщина­ми и девушками из семей бывших владельцев этих имений. Так же действовали Потом и другие осман­ские султаны.

В течение XIV—XVI вв. османские султаны под­чинили себе множество стран и народов. Изначаль­ный османский бейлик превратился в обширную империю, названную Османской. В Европе турки (так называлось основное население османского го­сударства Малой Азии) завоевали весь Балканский полуостров, часть придунайских владений и побе­режье Чёрного моря, превратившегося во внутрен­нее море Османской империи. В Азии они помимо Анатолии — центра их государства — владели араб­скими странами (Сирией, Палестиной, Ираком, Хиджазом, Йеменом), частью Армении и Курдиста­ном. Турки вторгались в Иран и на Кавказ. В Афри­ке им принадлежали Египет, Триполи, Тунис, по­бережье Красного моря.

29 мая 1453 г. турки штурмом взяли Констан­тинополь, и султан Мехмед II перенёс сюда свою столицу, переименовав город в Истанбул. При Мехмеде II турки покорили 2 империи (Византийскую и Трапезундскую), 6 княжеств или королевств (в том числе Сербию, Боснию, Албанию, Морею, Караманию, Кастемуни). За это Мехмеда II именовали «Фатих» («Завоеватель», или «Победоносный»).

Мехмед II впервые учредил Порту, т. е. централь­ное правительство, издал свод основных законов — «Канун». «Канун» устанавливал 4 главных долж­ности в государственном управлении, 2 торжествен­ных праздника, а также правила: за султанским столом никто не имеет права есть; государственная печать хранится у великого визиря (главного ми­нистра). «Канун» основывался на толкованиях и изречениях Корана.

Мехмед II уделял много внимания воспитанию молодёжи. В Стамбуле по его приказу было пост­роено 8 зданий для школ (медресе). Ученики жили в особых помещениях и обучались грамматике, син­таксису, логике, метафизике, филологии, стихосло­жению, сочинению в прозе, риторике и астрономии. В старших классах медресе преподавали законове­дение, учение о догматах ислама, теорию права, изустные предания и писаные законы.

Усиление Османской империи продолжилось при султане Селиме I Явузе («Грозный», «Свире­пый»; 1512—1520 гг.). Его любимым выражением

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ


Султан Махмуд II. министр внутренних дел. великий визирь (слева направо). Начало XIX в.


было: «Чтобы властвовать над народами вполне, на­до быть грозным» («свирепым»). По его приказу было казнено 40 тыс. мусульман-шиитов в возрасте от 7 до 70 лет (по принадлежности к одному из двух основных толков ислама мусульмане делятся на суннитов и шиитов; турки — сунниты, персы — шииты).

Избиение шиитов в Турции пробудило иранского правителя шиита Исмаил-шаха объявить войну Селиму, который приказал иранского посла разорвать на части. В августе 1514 г. турки под началом Се­лима в долине Чалдырана обратили в бегство иран­ское войско во главе с Исмаил-шахом. Взятые в плен персы были перерезаны.

Разгромив войска Исмаила, Селим пошёл вой­ной на союзника шаха — египетского султана. В Алеппо Селим торжественно назвал себя «покро­вителем Мекки и Медины» — священных мусуль­манских городов (прежде так именовали себя толь­ко египетские султаны). 31 января 1517 г. турецкие армии заняли Каир. До 50 тыс. жителей Каира по­легло под турецкими саблями. Посещая каирские мечети, султан обливал в них слезами пол и од­новременно забирал из них всё наиболее ценное. После завоевания Египта власть Селима признали Сирия, Курдистан (1517 г.), крымский хан (1518 г.).

При преемнике Селима I Сулеймане I (1520— 1566 гг.) турки воевали в Европе и на Востоке — с сефевидским Ираном. Иранский шах Тахмасп поз­волил себе в течение года не извещать султана о своём воцарении. Сулейман был раздражён до крайности таким неуважением «персидского ерети­ка» и написал ему письмо, высокомерное и безмер­но оскорбительное. Тахмасп не ответил. Тогда Сулейман велел зарезать несколько сот персидских пленных. В июле 1534 г. турецкие войска вступили в столицу Ирана — Тебриз, потом заняли Багдад — шахскую ставку. По взятии его Сулейман стал име­новаться «Властителем двух стран света и двух мо­рей, покровителем Мекки и Медины, обладателем Константинополя, Адрианополя, Бруссы, Кипра, Дамаска, Алеппо, Белграда и Багдада». В 1548 г. Сулейман повёл войско в новый поход против пер­сов. В 1554 г. он объявил Тахмаспу «священную войну», которая закончилась в 1555—1556 гг. ми­ром в г. Амалсье. Грузия и Армения были поделены между Турцией и Ираном.

Назначая наместника в Египте и правителя Си­рии, Сулейман I напомнил им изречение: «Ваша жизнь, правители, зависит от достойного отправ­ления правосудия».

За приверженность к законности подданные на­градили этого султана прозвищем «Кануни» («За­конодатель»). При нём был издан свод законов, до­полненный и пересмотренный Ахмадом (Ахметом) I (1603—1617 гг.). Основная особенность этих законов — разделение подданных империи на немусульман и мусульман. Соответственно у них бы­ли разные обязанности и повинности. Некоторые законы ставили своей целью ограничивать произ­вол продавца предметов повседневного спроса. В законах о торговле и промыслах содержались пре­достережения против жестокого обращения со ско­том.

Право толковать законы принадлежало предста­вителям высшего мусульманского духовенства (муфтиям). Они могли издавать «фетвы», т. е. в фор­ме ответа на поставленный им вопрос выносить ре­шение о совместимости с исламом того или иного закона и даже действий самого султана.

Духовенство, случалось, решало, быть или не быть султану на троне. Оно участвовало в сверже­нии султана Селима III (май 1807 г.). Махмуд II остался на троне благодаря соглашению с улемами (мусульманскими богословами).

Суд находился в руках мусульманского духовен­ства. Духовные судьи решали все дела на основе заповедей ислама. В ведении духовенства находи­лись и школы.

В XVII в. Османская империя вступила в полосу упадка, причиной чего было разрушение её произ­водственной основы — крестьянского хозяйства. К концу XVIII в. под «мёртвыми землями», т. е. за­брошенными и заросшими кустарником, оказалось больше половины всех годных для обработки пло­щадей страны. Ослабла власть центрального прави­тельства. К концу XVIII в. вся Османская империя распалась на множество независимых от Порты княжеств во главе с местными тиранами — пашами и беями. Во многих областях возникали целые ди­настии пашей, передававших свой пост по наслед­ству из поколения в поколение. Попытки султанов сместить ту или иную из этих династий нередко кончались неудачей.

Порта искала выход из трудного положения в новых захватнических войнах на Востоке и в Ев­ропе. В 1587 г. Турция захватила западные провин­ции Ирана (Ирак, Аджами, Луристан, Хузестан). В 1588 г. турецкие войска под началом Фархад-паши вторглись в Карабах и захватили Гянджу. По мир­ному соглашению 1590 г. Иран уступил Турции Тебриз, Ширван с его портами на Каспии, Грузию. В 1602 г. турецкий гарнизон Азербайджана напал на Салмас. В последовавшей затем войне турки по­терпели поражение. К персам перешли Азербайд­жан, Курдистан, Багдад, Мосул, Диарбекир.

По мирному договору Турция соглашалась при­знать границы такими, какими они были во время правления Селима I (1512—1520 гг.), отказалась от завоеваний Мурада III (1574—1595 гг.) и Мехмеда III (1595—1603 гг.). Иранский шах Аббас в свою очередь согласился давать султану 200 тюков шёл­ка ежегодно. В 1616—1618 гг. турки дважды зате­вали войны с Ираном. По мирному соглашению 1618 г. обе стороны обязались придерживаться до­говора 1612 г. (шах Аббас вместо прежних 200 тю­ков шёлка должен был платить 100). В 1625 г. ту­рецкие войска безуспешно пытались взять Багдад. Войны с Ираном возобновил султан Мурад IV (1623—1640 гг.). В 1630 г. был захвачен Хамадан, древняя столица Мидии. От города осталось одно название: победители перебили жителей, разруши­ли здания, вырубили деревья.

В 1635 г. султан Мурад лично повёл войско на Эривань, после взятия кото­рого турки завладели Тебризом. В 1638 г. под натиском войск султана пал Багдад. По мирному соглашению он отошёл к Турции, Эривань — к Ирану. В 1722 г. Порта объявила войну Ирану. Муфтий издал 3 фетвы, в которых приказывал ис­тинно верующим истреблять еретиков. В 1723 г., вступив в Грузию, турецкие войска заняли Тифлис, в 1727 г. — Хамадан, Эривань, Тебриз. Западная часть Иранского государства попала под власть Ос­манской империи.

В 60—80-х гг. XVII в. Турция воевала с Польшей и Россией с целью захвата Украины, в 1683 г. вновь начала длительную войну с Австрией из-за Венг­рии. В 1710 г. она объявила войну России с целью возврата Азова и других территорий, в 1714— 1718 гг. воевала с Венецией. Порта явилась зачин­щиком русско-турецких войн 1768—1774 гг. и 1787—1791 гг.

Национально-освободительное движение в евро­пейских владениях Османской империи, крестьян­ское восстание в самой Турции, поражение её в рус­ско-турецкой войне 1828—1829 гг. — всё это, вмес­те взятое, обусловило «политику реформ», извест­ных под названием «Танзимат» («реформы»). Про­грамма их была опубликована в ноябре 1839 г. На первом этапе преобразований была создана постоянная армия, введена единая денежная система, во главе провинций, бывших ранее владениями фео­дальных пашей, были поставлены губернаторы, при которых действовали совещательные органы с участием представителей местных помещиков и купцов; были учреждены первые светские средняя и специальная школы; уголовный кодекс 1840 г. подтверждал неприкосновенность личности и иму­щества. На втором этапе Танзимата (после 1856 г.) появилось несколько законов о земле, упраздня­лись мелкие лены (тимары) и зависимость крестьян от их владельцев (тимариотов); иностранцам разре­шалось приобретение земли; ограничивалось цер­ковное (вакфное) землевладение.

Танзимат не обеспечил самостоятельного хозяй­ственного развития и спокойствия внутри страны: из-за введения государственной монополии на соль (1862 г.) она вздорожала, и по деревням прокати­лись соляные бунты. Не был решён национально-религиозный вопрос: христиан освободили от во­инской службы, но обложили особым выкупным налогом; в империи не прекращались восстания не­турецкого населения.

Османская империя по-прежнему вывозила только сырьё, ввозила же ткани и металлические изделия. Она всё больше становилась аграрно-сырьевым придатком передовых европейских держав. На втором этапе проведения реформ европейские капиталисты опутали Турцию сетью военных дол­гов. Немалую роль в финансовом закабалении стра­ны сыграл имперский Оттоманский банк (учреждён в 1863 г.), принадлежавший английскому и фран­цузскому капиталу.

Реформы не предотвратили распада империи. В 1859 г. от неё откололись Молдавия и Валахия, ставшие единым государством (с 1861 г. — Румы­ния). Продолжалось иностранное вмешательство во внутренние дела империи: в 1858 г. Россия под­держала восстание в Черногории, в 1860 г. Фран­ция высадила свои войска в Сирии, когда там про­изошли столкновения христиан и мусульман.

Против султанского самоуправства, внутренней и внешней политики Порты выступило «Общество младоосманов» (возникло в 1865 г.). Оно стояло за введение конституции и учреждение парламента. Члены общества осуждали произвол и продажность властей, расточительство двора, несправедливость судей, безответственность министров, уступки ино­странным державам. «Пусть сами османы образуют все торговые и промышленные компании в Турции, пусть строят железные дороги сами османы», — требовали члены общества.

Младоосманов поддерживали часть офицерства, софты (учащиеся духовных семинарий). В 1876 г. новая конституция провозгласила Турцию консти­туционной монархией. Однако султан Абдул Хамид II стоял за всевластие падишаха (официальный титул султана). По его приказу «отец турецкой конституции» великий визирь Мидхат-паша был выслан за пределы Турции. 8 февраля 1877 г. в ответ на высылку Мидхата-паши младоосманы вывели на демонст­рацию перед дворцом султана учащихся и горожан. Софты вручили султану прошение, под которым стояли тысячи подписей.

19 марта 1877 г. состоялось открытие первого турецкого парламента. Из-за неудач Турции в рус­ско-турецкой войне 1877—1878 гг. в парламенте прозвучали голоса, резко осуждавшие султана и всю дворцовую клику. В ответ султан распустил парламент (февраль 1878 г.). Из-за этого и подпи­сания султаном Сан-Стефанского мирного договора с Россией (март 1878 г.) один из вожаков младоосманов Али Суави поднял восстание против Абдул Хамида. Во время столкновения с верными султану войсками Али Суави был заколот штыком. Султан жестоко расправился с младоосманами. В Осман­ской империи на 30 лет (1878—1908 гг.) утверди­лась деспотия Абдул Хамида. Эти годы получили название «эпохи зулума» (деспотизма, тирании, гнёта).

Правление Абдул Хамида поддерживали высшее духовенство, помещики, ростовщики, откупщики и иностранные предприниматели. Султан распола­гал лейб-гвардией и привилегированной конницей «хамидие».

В «эпоху зулума» продолжаются расчленение и распад Османской империи. В 1881 г. Франция за­няла Тунис, в 1882 г. Англия — Египет.

Иностранные капиталисты установили контроль

над финансами и таможнями Турции, завладели её портами, железными дорогами и коммунальными предприятиями. Они подчинили себе всю внешнюю и в значительной мере внутреннюю торговлю стра­ны.

В 1894 г. противники Абдул Хамида объедини­лись в партию Османский комитет «Иттихад ве теракки» («Единение и прогресс»). Членов партии на­зывали «иттихадистами» (в Европе — младотурка­ми). Младотурки стремились свергнуть единовлас­тие султана, восстановить конституцию 1876 г., обеспечить хозяйственную и политическую незави­симость Турции от империалистических держав. Они выступали за развитие турецкой национальной промышленности, за «единую и нераздельную Ос­манскую империю».

В июле 1908 г. младотурки предприняли воору­жённое выступление, требуя ввести в действие кон­ституцию. Волнения охватили всю страну. Напуган­ный Абдул Хамид поклялся «Кораном и мечом» за­щищать конституцию. В конце 1908 г. открылся новый парламент, а в марте 1909 г. партия «Ахрар», опираясь на часть духовенства, дервишей (членов религиозных братств), офицеров гвардии, солдат, подняла в столице мятеж под лозунгами «Долой конституцию!», «Восстановим шариат!» (в данном случае — мусульманский уклад жизни).

Начались расправы с младотурками. Вожаки партии «Единение и прогресс», бежав в Македонию, создали «Армию действия», которая 26 апреля за­няла Стамбул. Решением парламента Абдул Хамид был низложен. Это решение поддержал глава му­сульманского духовенства. «Если повелитель пра­воверных, — гласила его фетва, — присваивает себе общественное достояние и расточает его, если он без законной причины умерщвляет, заключает в тюрь­му и изгоняет своих подданных и творит насилия, если он затем, поклявшись вернуться на стезю доб­родетели, нарушает клятву, создаёт смуту, вызы­вает междоусобные кровопролития, то подлежит ли он низложению? Священный закон гласит: "Да!"»

Победившие младотурки сохранили монархию. Вместо Абдул Хамида они посадили на трон его бра­та, безликого Мехмеда V. Аграрные законы младотурецкого правительства (1913 г.) укрепляли собст­венность помещиков на землю, но ничего не дали крестьянам. По «Закону о стачках на предприятиях общественного пользования» (1909 г.) рабочие не могли объявлять забастовку без предварительного обращения к правительству.

Младотурецкое правительство усилило нацио­нальный гнёт. Все народы в пределах империи были объявлены единой нацией — османами. Обучение в школе на других языках, кроме турецкого, всячес­ки ограничивалось.

Младотурки не боролись против засилья ино­странного капитала в стране, делали новые займы, и прежде всего — у австро-германских банков. Со­трудничеству с Германией придавалось особое зна­чение. «Промышленная Германия и земледельчес­кая Турция дополняют друг друга», — заявил в 1913 г. один из младотурецких руководителей.
Противники младотурок в стране создали вместо распавшегося союза «Ахрар» новую партию — «Сво­бода и согласие» («Хурриет ве иттиляф»). В июле 1912 г. иттиляфисты в результате военного перево­рота свергли младотурецкое правительство.

В октябре 1912 г. балканские государства — Бол­гария, Сербия, Греция, Черногория — объявили Турции войну. Потерпев в ней поражение, Османс­кая империя уступила часть своих владений. Из­вестие об уступке территории вызвало волнение в Стамбуле. Младотурки устроили переворот и созда­ли своё правительство. Власть в стране переходит в руки Энвера, Талаата и Джемаля, образовавших так называемый «младотурецкий триумвират».

В октябре 1914 г. немецкий адмирал Сушон с согласия Энвера ввёл турецкий флот вместе с гер­манскими крейсерами «Гебен» и «Бреслау» в Чёрное море. Эскадра Сушона без объявления войны 29 ок­тября обстреляла ряд российских портов. 11 ноября 1914 г. Турция провозгласила джихад («священную войну») против стран Антанты.

Её отзвуком в самой Османской империи явилась резня армян, предпринятая турецкими властями. Погибло около миллиона человек. Ранее (1894— 1898 гг.) кавалерия «хамидие» вырезала свыше 60 тыс. армян.

На фронтах Первой мировой войны Турция по­терпела поражение. Антанта отказалась вести пере­говоры о мире с младотурками, когда те заговорили о нём. Тогда султан призвал к власти иттиляфистов в лице Ахмеда Иззет-паши. До переговоров с этим правительством Антанта снизошла. Представителей Турции вызвали на остров Лемнос в Мудросскую бухту. Здесь 30 октября 1918 г. на борту броненосца «Агамемнон» британский адмирал продиктовал ус­ловия перемирия. Турция должна была отозвать ос­татки своих войск из арабских стран и оставить ряд городов Закавказья (Батуми, Баку и др.). Она отда­вала под контроль победителей железные дороги, порты, средства связи. Турецкая армия подлежала разоружению. Турецкий флот переходил в руки анг­личан и французов. Победители получали право ок­купировать укрепления Босфора и Дарданелл, Ар­мению.

Османская империя прекратила своё существо­вание.


ВЗЛЁТ И ПАДЕНИЕ ЯНЫЧАР

Всех пленных юношей — неверных (т. е. немусульман) — надо зачислять в наше войско», — такой совет дал султану Орхану визирь и главный воинский судья Аллаэддин. Эта идея была осуществлена при султане Myраде I (1360— 1389 гг.).

Перед распростёртыми на земле юношами возвышалась фигура известного дервиша шейха Бекташа. Подойдя к тому из них, кто находился поближе, дервиш поднял руку над его головой, осеняя её рукавом своего халата, и произнёс: «Да будете вы ены черы». Так было положено начало особому корпусу янычар (от «ены черы» — «новое вой­ско»). От остальных военнослужащих их отличал головной убор — белый войлочный колпак с висящим сзади куском материи, напоминающий по форме рукав халата Бекташа.

Вооружение янычар составляли копья, сабли и кинжалы, а роль знамени исполнял котёл для приготовления пищи. Некоторые воинские звания в этом войске также были за­имствованы из «кухонного» лексикона. Так, полковник на­зывался «чорбаджи», т. е. «кашевар».

Сначала янычар была 1 тыс., потом ежегодно набирали ещё по 1 тыс. Жалованье их зависело от продолжительности службы. При Сулеймане I (1520—1566 гг.) янычар было 20 тыс. Во главе корпуса стоял ага. Им по выбору самих яны­чар становился человек, прошедший все янычарские долж­ности, начиная с низших. Ага был удостоен особой чести снимать с султана обувь при его входе в мечеть. В одной из комнат янычарских казарм был поставлен трон для султана.

Наказ шейха Бекташа первой дружине янычар «проявлять мужество в сражениях и не знать поражений» не стал правилом поведения. Во время похода Селима против иранского Исмаил-шаха (1514 г.) янычары роптали на тяготы, хотели вернуться обратно. Селим казнил янычарского агу, чем усмирил непослушных, и стал назначать агу сам. Он ввёл должность помощника аги, которому подчинялось несколько начальников. Однако это не помогло сделать янычар покорными.

Начиная с царствования султана Мехмеда II (1451— 1480 гг.) у них вошло в правило требовать от султана при вступлении на трон награды. Не довольствуясь этим, яны­чары бунтовали и ставили на престол угодного им султана.

После смерти Мехмеда II они восстали и убили великого визиря Мехмед-Карамана. Из двух сыновей Мехмеда II они признали султаном Баязида II (1481—1512 гг.), но потом вынудили его отречься от престола в пользу его сына Селима (1512—1520 гг.), за что потребовали от Селима денежного подарка.

В 1524 г. взбунтовавшиеся янычары разграбили стамбуль­скую таможню, дома великого визиря Ибрахима и других сановников. Султан Сулейман собственноручно убил не­скольких бунтовщиков, но был вынужден уступить, откупив­шись от бунтарей. Осознав свою силу, янычары, не таясь, говорили: «Султан Сулейман стар, пора ему отдохнуть. Мустафа, сын его, поведёт дело лучше, и если великий визирь, Рустем, будет этому противиться, то снимем ому голову». Чтобы не допустить бунта, Сулейман отпустил яны­чар на отдых. К старости он стал бояться их ещё больше. Однажды, заболев, он узнал, что янычары распускают слух о его смерти. Тогда Сулейман велел перенести себя на свою галеру и приказал делать рейсы вдоль берегов Босфо­ра, чтобы все могли видеть, что он жив.

Не было покоя от янычар и последующим султанам. Они бунтовали при Селиме II Пьянице (1566—1574 гг), требуя от него вознаграждения по случаю восхождения на престол; во главе с Патрон Халилем свергли Ахмеда III (1703—1730 гг.) и сделали султаном Махмуда I (1730—1754 гг.); в 1807 г. во главе с Кабакчи-оглу низложили Селима III, и с их согласия трон занял султан Махмуд II.

Янычары показали себя плохими защитниками Осман­ской империи на поле боя, ненадёжной опорой султанского трона, и Махмуд II решил создать новое постоянное войско. Солдаты его получили большее денежное довольствие, нежели янычары. Парад нового войска перед их главными казармами они восприняли как вызов. В ночь на 15 июня 1826 г. янычары взбунтовались. Они вытащили из казарм свои полевые знаки, котлы, чтобы выставить их на Этмейдане (Мясная площадь), где всегда собирались бун­товщики, разграбили дома великого визиря, аги янычар, изрубили в куски его 12-летнего сына.

Против бунтовщиков-янычар выступило большинство столичных жителей. В ответ на призывы глашатаев объеди­ниться под знаменем ислама, защищать веру и султана тысячи людей словом и делом выказали ему свою поддерж­ку. Муфтий объявил истребление янычар богоугодным делом, а смерть в сражении с ними — подвигом за веру. По казармам янычар ударили пушки. Деревянные здания запылали. Выходы из казарм перекрыли верные султану войска. Пощады янычарам не давали. Уцелевших (до 1 тыс. человек) солдаты и ополченцы притащили на ипподром, где заседал военный суд. Само появление там уже означало смертный приговор. Все осуждённые были задушены, а их тела брошены в Мраморное море.

Котлы янычар, наводившие страх на христиан и вызы­вавшие благоговение мусульман, были принародно запач­каны грязью, знамёна истоптаны и разорваны, а знаменитый войлочный колпак без всякого почтения таскали по улицам.

Султан издал ферман (указ) об уничтожении корпуса янычар и замене его новым войском. Султанским повелением запрещалось громко произносить слово «яны­чар». Большие этмейдане кие казармы лежали в развалинах. Были разрушены мечеть янычар, кофейни, которые они обы­чно посещали, и даже мраморные надгробия, принятые за янычарские из-за изображённой на них войлочной шапки, похожей на широкий рукав халата.


КАПУДАН-ПАША ХАЙРЕДДИН БАРБАРОССА

Среди тех, кто промышлял морским разбоем на Средиземном море, были особенно известны братья Баба-Аруджи и Хайреддин по прозванию Барбаросса, происходившие из семьи греков-христиан. Не довольствуясь грабежами, Хайреддин решил захватить восточную часть африканского побережья (Тедлис). Но этому мешали арабы. Чтобы иметь надёжную поддержку, Хайреддин прислал султану Сулейману захваченное у христиан судно и признал его своим владыкой. Султан назначил Хайреддина правителем Алжира (1520 г.) и дал ему 1 тыс. янычар. Одна­ко арабы вытеснили Хайреддина, он покинул Алжир с крошечным флотом, потом вернулся, укрепился на острове близ Алжира, построил там гавань и держался 10 лет.

Хайреддин стал грозой Средиземного моря. Во главе 15 галер он атаковал и захватил 9 больших испанских кораблей у входа в Алжирскую гавань. Затем, взяв в бою 15 кораблей, направился к берегам Испании. Оттуда он перевёз в Африку до 60 тыс. мавров, изгоняемых Карлом V, королём испан­ским и императором Священной Римской империи, с Пиренейского полуострова.

В 1533 г. султан Сулейман вызвал Хайреддина в столицу обсудить планы морской войны против Карла V. По пути, близ Мессины, Хайреддин захватил и сжёг 18 венецианских кораблей, потом догнал объединённый венециано-испанский флот Андрее Дориа, разбил его, захватил 2 корабля и, соединившись с турецкой эскадрой Ахмет-паши, привёл за­хваченные суда в Стамбул.

Из Стамбула Хайреддин с 25 большими кораблями двинулся к берегам Италии. Он захватил город Реджио, опустошил берега Южной Италии, а отплыв оттуда, высадил войска в Тунисе и овладел городом Тунис.

Подвиги бесстрашного и дерзкого морского разбойника стали широко известны на Востоке и по всей Южной Евро­пе. Карл V лично участвовал в походе против него. На раз­бойников ополчился флот из 500 кораблей с десантом из ис­панцев, итальянцев и немцев. Когда флот под началом адми­рала Андрее Дориа в июне 1535 г. подошёл к Тунису, Хай­реддин бежал в горы с несколькими преданными ему людьми.

После бегства из Туниса он объявился в Алжире, за­хватил там несколько галер и направился к островам Майор­ка и Минорка. Разграбив порт Магон и взяв несколько тысяч пленных, Хайреддин явился в Стамбул. Султан пожаловал ему звание капудан-паши — начальника морских сил. Из Стамбула в мае 1537 г. разбойник направился к берегам Италии. Адмирал Андрее Дориа, узнав о приближении Хай­реддина, загодя укрылся в Мессине. Турецкий флот подошёл к берегам Южной Италии и произвёл высадку близ Отранто. Месяц турки грабили всё побережье и увели в плен до 10 тыс. итальянцев.

Во время двухлетней экспедиции против Венецианской республики капудан-паша Хайреддин побывал на 25 остро­вах, принадлежавших Венеции, из них 13 опустошил полно­стью, а на 12 наложил дань. Услышав о намерении соединён­ных флотов Венеции, Испании и Папы римского напасть на крепость Превезу, Хайреддин привёл в её гавань 120 судов. Следом вошёл объединённый флот. Произошло морское сражение, и только ночь спасла союзный флот от полного разгрома Барбароссой.

В июле 1539 г. он осадил город Кастельнуово. Крепость была взята. Несмотря на требование янычар, Хайреддин не позволил резать пленных, а привёз их в Стамбул.

В 1542 г. по велению султана Селима Хайреддин продол­жал войну против Карла V. В 1543 г. эскадра Хайреддина совместно с французским флотом осадила Ниццу. Сдав­шийся город был частью выжжен, частью — разграблен.

Гроза всех морских государств Южной Европы Хайреддин Барбаросса умер в 1546 г. Тело его было погребено на Босфоре в Бешикташе.


СТАМБУЛ

Получив известие, что столица Византии — Кон­стантинополь — полностью во власти турок, султан Мехмед II (1451—1481 гг.) проехал в центр города. Увидев храм Св. Софии, он остановился, поражённый величием и красотой этого образца византийского зодчества, и велел тотчас же совершить в храме мусульманское богослужение и превратить базилику храма в мечеть. Храм Богородицы Одигитрии и монастырь Иоанна Крестителя турки беспо­щадно разграбили.

Константинополь был переименован в Истанбул и стал столицей османских султанов, собор Св. Софии превратился в мечеть Айя София.

Захватив Константинополь, Мехмед II превратил в мечети восемь главных христианских церквей и построил четыре новые мечети. Строительство их продолжалось при его преемниках Баязиде II (1481—1512 гг.) и Сулеймане II (1520— 1566 гг.). При последнем была возведена величественная мечеть Сулейманиэ, строившаяся шесть лет. Обошлась она в 700 тыс. дукатов.

Стамбул по праву считался одним из прекраснейших городов Европы и Азии. Перед путешественником, прибыв­шим морем, медленно поднималась из вод громада вели­кого города. На одном из его семи холмов тяжёлым кубом пожелтевшего камня возвышалась Айя София. Неподалёку,словно соперничая с ней, белела мечеть султана Ахмеда, устремив ввысь шесть многоярусных минаретов, а высокий мыс между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем нёс на себе дворец султана. Постройки дворца раскинулись в старом саду, окружённом крепостной стеной. Отсюда султан совершал свои торжественные выезды, поражавшие всех, кто их видел.

Вот как отправлялся на войну султан Сулейман I (1543 г.). Конвой состоял из 1 тыс. оружейников-стрелков, 500 минёров, 800 артиллеристов, 400 солдат обоза с их начальниками, помощниками, писарями. В составе свиты за султаном следовали все главные придворные чины, в том числе 300 камергеров. Конных телохранителей было 6 тыс. (по 3 тыс. справа и слева). Султана сопровождали также члены дивана (совещательного совета) и 4 визиря с состоявшими при них чиновниками и рабами, султанская охотничья служба — сокольничьи, псари, посыльные и т. д. Под надзором главных конюших двигались лошади разных пород: анатолийские, караманские, курдские, персидские, арабские, греческие. Особу падишаха охраняли 12 тыс. янычар с саблями, пиками и аркебузами. Над султаном раз­вевалось 7 бунчуков и 7 позолоченных знамён, а 100 труба­чей и 100 барабанщиков старались так, что, казалось, уши вот-вот лопнут от рёва и грохота. Непосредственно позади султана шествовали 400 роскошно обмундированных личных телохранителей, за ними — ещё 150 верховых воинов. И на­конец, в хвосте этой вереницы двигался обоз султанской военно-походной квартиры: 900 вьючных лошадей, 2100 вьючных мулов, 5400 верблюдов, нагруженных запасами и снаряжением.

За подобную пышность выезда европейцы прозвали Сулеймана I «Великолепным». Далеко за пределы его дворца распространилась молва о роскошных пиршествах, где подавалась серебряная и золотая посуда.

За стенами же роскошного султанского дворца был другой Стамбул — с узкими, кривыми улицами, с деревянными, потемневшими от дождя домами в 2 и 3 этажа. Каждый последующий этаж выступал над предыдущим, и дома как бы нависали над улицами, которые были полны лавок, харчевен, кофеен. Считается, что кофе в Стамбуле появился впервые в 1554 г. Сначала он оказался под запретом. Но даже толкователь Корана шейх Абусууд не согласился издать фетву против кофе. Напиток вошёл в обиход, а кофейни получили у турок название «школы познания».

В XVIII в. Стамбул был одним из центров международной торговли. В его гавани в заливе Золотой Рог располагались пристани и верфи. Основную массу торгового купечества составляли греки и армяне. Галату, пригород Стамбула и бывшую колонию генуэзцев, заселял иноземный торговый люд. В самом Стамбуле, в квартале Фанер, где находилось патриаршее подворье, жили преимущественно греки (так называемые фанариоты), занятые торговлей, банковским делом и ростовщичеством.

Стамбул был свидетелем не только величия султанов, но и их слабости. Не раз с Этмейдана (Мясная площадь) шли толпы к султанскому дворцу, чтобы низложить падишаха или заставить его считаться с народом. Не раз янычары, торговцы, ремесленники и беднота громили дома ненавистных сановников, а стены дворца не могли укрыть от народного гнева и самого султана,

Но когда в 1807 г. Стамбулу угрожала английская эскад­ра, на защиту города встало всё население. «Артиллеристы поспешили на батареи, — писал свидетель, — янычары сменили свои дубинки на ружья и ятаганы. Старики и дети толпами шли на фортификационные работы, предлагая носить землю. Владельцы домов, мешавших турецким пуш­кам стрелять по вражеской эскадре, сами спешили разрушить их!»

С крахом Османской империи Стамбул перестал быть столицей турецкого государства.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.