ГЕРАЛЬДИКА

Наука » История » Всемирная история
ГЕРАЛЬДИКА

У Аякса, помните,

Был на щите представлен змей свернувшийся,

И семеро у Фив таким же образом

Щиты снабдили знаками особыми.

Там можно было видеть звёзды с месяцем

Или мечи, и факелы, и лестницы,

Угрозу городов во время приступа,

В резьбе или в изображенье выпуклом.


Так говорит о гербах древности и средневековья Мефистофель в трагедии Гёте «Фауст»...

Одной из вспомогательных исторических дис­циплин является геральдика — наука о гербах и эмблемах.

Кому-то может показаться, что для истории ге­ральдика не представляет интереса. Однако щитки, кресты, розетки, девизы могут, как своеобразная визитная карточка, рассказать многое о странах, городах, людях.

Хотя слова «герб», «герольд» (составитель гер­бов) и законы геральдической символики появи­лись только в Средние века, корнями они уходят в

первобытные времена. Предшественниками гербов и эмблем можно считать изображения тотемов — животного, растения или предмета, которым по­клонялось то или иное племя. Например, в могиль­никах племён, живших на берегах морей, находят фигурки черепахи, нырка или дельфина, у племён степей — фигурки змеи, лесных племён — медведя, оленя или волка, считавшихся «предками» или бо­жествами. Такой же характер носят изображения растений — ели на Европейском Севере, оливы в Средиземноморье, лотоса в Северной Африке и Юж­ной Азии. В редких случаях символами служили предметы неживой природы, которым поклоня­лись: метеоритный камень, упавший с неба, рако­вина. Особую роль играли знаки Солнца, Луны, волны (воды).

Подобные символы существовали и в древней­ших государствах, образовавшихся в районе рассе­ления того или иного племени. Их можно увидеть на табличках с печатями и первых монетах (с VII в. до н. э..). Так, на печатях Древнего Египта появи­лись изображения богов и священных животных; корова — на известной печати из индийского города Мохенджо-Даро. На монетах Афин изо­бражали сову — птицу богини Афины; Эгины — черепаху, Пантикапея — ми­фического грифона, ставшего гербом и современной Керчи. Наряду с этим у греков появляются изобра­жения богов: на афинских монетах — Афина, дель­фийских — Аполлон (см. ст. «Нумизматика»). Зна­ки царской власти становятся символами боль­ших монархий. Например, двойная секира была изображена на стенах дворцов критских царей («Лабиринт» — в буквальном переводе «дво­рец двойной секиры»). Восьмиконечная звезда встречается на личных вещах царей Македонии.

В более поздние времена в сим­волах городов и государств появ­ляются изображения знамени­тых достопримечательностей: у Родоса — Колосса, Александрии — Фаросского маяка и плывущего ко­рабля; на монетах Сердики (совре­менная София) в III в. н. э.. — храм Аполлона, который вошёл как один из символов в современ­ный герб столицы Болгарии. Были в древности прообразы личных гербов знатных людей, о чём оставил свидетельство Эсхил в трагедии «Семеро против Фив»: вожди, осаждаю­щие город Фивы, стоят против городских ворот, подняв щиты с изображениями звёзд и месяца, ге­роя с факелом, огнедышащего чудовища Тифона.

Символом Римской империи со времён Юлия Цезаря стал им­ператорский жезл с фигурой ор­ла (священной птицы Юпитера). После перенесения столицы в Константинополь в 330 г. импе­ратор Константин ввёл новую эмбле­му: чёрного двуглавого орла на золо­том фоне — символ власти императора над Западом и Востоком империи. Дву­главый орёл сохранился и как герб Византийской империи. В начале её существования императоры пыта­лись восстановить Римскую им­перию, а затем две головы ор­ла, обращённые в разные сто­роны, стали восприниматься как символ географического расположения Византии на стыке Европы и Азии. Впоследствии от римского и ви­зантийского орлов произошли гербы многих империй: Свя­щенной Римской (одноглавый чёрный), Арабского халифата, России (двуглавый чёрный). От орла Священной Римской империи впоследствии «отпочковались» австрийский, гер­манский и испанский (с 1521 г., когда императором стал испанский король Карл V, а его потомки — ветвь Габсбургов — оставили на гербе Испании им­перскую птицу). От византийского орла помимо российского произошёл албанский, без имперских

ГЕРАЛЬДИКА


Французские лилии в сочетании с английскими леопардами напоминают о том, что Англия борется за владения во Франции.


ГЕРАЛЬДИКА


Купеческий корабль

г. Бостона с городским

гербом.


ГЕРАЛЬДИКА


Гербы итальянских городов.


знаков власти, когтей и раскрытого клюва — символ борьбы против турец­кого ига. Жёлтый орёл халифов возро­дился в Новейшее время в беркутах, халзанах и соколах гербов ряда арабских стран.

Если в раннем средневековье в Западной Европе гербовые символы имелись лишь у высшей фео­дальной знати, то в XII—XIII вв. гербы оформились у крупных и мелких феодалов, а к XIV—XV вв. — у городов, гильдий, цехов и университетов. В это время уже имелись люди, специально составляв­шие гербы, — герольды. Они разрабатывали прин­ципы составления прежде всего государственных и личных феодальных гербов. Само слово «герб» оз­начает по-немецки «наследство» (Erbe). Изначаль­но гербы помещались на боевом щите, имевшем раз­личную форму: итальянский — овальную, норман­нский — треугольную, французский — прямо­угольную с закруглением или выступом вниз, не­мецкий — вырезную. Чёткую символику стали иметь цвета: красный подчёркивал страсть (цвет ог­ня), голубой или синий — честь, возвышенность (цвет воздуха), пурпурный — власть, зелёный озна­чал свободу (вода), чёрный — постоянство (земля), золотой (жёлтый) подчёркивал знатность, серебря­ный (белый) — благородство. Таким образом, пер­воначальное толкование цветовой символики было узкофеодальным, но впоследствии значительно рас­ширилось, и красный цвет воспринимался как цвет борьбы (крови), жизни (солнца). В этих значениях он ранее уже использовался народными движения­ми на Востоке (восстание «краснобровых» в Китае в I в. н. э.., восстание «краснознамённых» в Иране в 772 г.). Зелёный цвет стал цветом живой природы, обновления, надежды, молодости, синий — цветом мира, чёрный — скорби, траура (лишь с позднего средневековья), белый — вечности, жёлтый — сла­вы. Как правило, именно в этих значениях цвета используются в гербах и флагах в наши дни. Лишь в редких случаях допускаются нетрадиционные цвета (например, оранжевый цвет князей Оранских в Голландии XVI—XVIII вв.).

В средние века целые гербовые щиты или части их начали заполнять сплошной или полосной ок­раской с изображениями и без. К геральдическим элементам отнесли линии и кресты, к негеральди­ческим — естественные (люди, животные, расте­ния, светила и стихии (например, туча)), искусст­венные (оружие, богиня, корабль и т.д.), легендар­ные (дракон, кентавр и др.) изображения. Все фи­гуры имели чёткое значение: лев — отвага, гнев, великодушие; роза — чистота, святость (однако под гербами Алой и Белой розы в Англии произошла кровопролитная война), лилия — расцвет (королев­ский и государственный французский герб), гриф — свирепость, единорог — непобедимость, ключ — открытость. Важно и то, как изображены фигуры: открытые ворота символизируют гостеприимство. Эти же фигуры на гербах Пуатье, Праги, Буды, Ри­ги говорят о занятии торговлей. Поднятый меч оз­начает оборону, опущенный — мир. На гербе девиз стали помещать обычно на ленте, а девизы на ободке щита были известны ещё с древности. Девиз фео­дала красноречиво говорил о его жизненных прин­ципах: «Я не король и не принц, а сеньор де Куси!», «Герцог Савойи, иду своей дорогой». Девиз англий­ских королей: «Бог и моё право!» Чем дальше, тем чаще практиковались гербы, разделённые на части, с различной символикой: ведь число людей с дво­рянским званием росло и надо было разнообразить их символику.

К XV в. сложилось большинство современных европейских государственных гербов. Львы с атри­бутами власти и силы стали символами Англии, Швеции, Дании. На гербе Польши в XIII в. в период борьбы с агрессией немецких феодалов в отличие от чёрного германского появился белый орёл в крас­ном поле, смотрящий в противоположную сторону. На гербах Болгарии и Чехии — белые львы без ког­тей и оружия — символ мира.

В период бурного роста самоуправляющихся го­родов в Европе появилось много городских гербов. Ряд гербов являются «говорящими» — объясняют название города (на гербе Гранады — гранат, Бер­лина — медведь (от западнославянского «берл» — медведь)). В ряде случаев отображена легенда о воз­никновении города (ладья в гербе Парижа). Башни на городских гербах говорят об их укреплённости.

Просты для понимания гербы ремесленных це­хов, отразившие рост самосознания горожан. Бу­лочники изображали на гербе крендель, кузнецы — молот, цирюльники — ножницы.

В Азии и частично Восточной Европе оказался распространённым восточный тип герба — круг­лый. Их символика значительно отличается от ев­ропейской. Так, роза в мусульманских странах оз­начала любовь, змея — мудрость (а в Европе — коварство). Место христианского креста в Азии за­нимают полумесяц и звезда, древневосточный знак Инь и Ян (единство противоположностей — две ры­бы, соединённые в круге; встречается в Китае, Мон­голии, Корее). В Японии роль гербов играют круг­лые моны — знаки личной собственности. Интерес­но, что в XII в. моны могли иметь лишь крупные феодалы; в XIV в. такое право получили и самураи, в XVI в. — все дворяне, в XVII в. — купечество, в XVIII в. — частично ремесленники и крестьяне, а после буржуазной революции 1868 г. — все япон­цы. Государственным гербом стал императорский мон — жёлтая хризантема. А индийцы употребля­ли многие века лишь один гербовый символ — знак Солнца, занявший место и в современной эмблема­тике страны.

За последние 200 лет начиная с образования США и особенно с Французской революции миро­вая геральдика претерпела значительные измене­ния. В обиход ряда стран широко вошли такие эм­блемы, как равноконечные звёзды (звезда — символ стремления к высокой цели), факел (символ рево­люции), оливковая и пальмовая ветви (символы славы и мира), фригийский колпак народных масс

— признанный революционный символ Франции; секира, венки — дубовый, оливковый, лавровый, пальмовый и т.д., заменившие в республиканских государствах короны. В латиноамериканских стра­нах, завоевавших независимость, были восстанов­лены древние индейские символы — орёл, побеж­дающий змею (Мексика), радуга.

Большое влияние на мировую геральдику оказа­ло появление советской символики — серпа и мо­лота, венка из колосьев, изображения страны на фоне земного шара, символов труда — шестерёнки, плуга — при округлой форме герба. Интересно, что аналогично преобразовали свои гербы не только страны, входившие в социалистический лагерь, но и Италия (оливковый венок и шестерёнка), Новая Зеландия, Сенегал, Шри-Ланка, а австрийский орёл вместо меча и державы изображён с серпом и молотом в лапах. Новая символика ока­залась удачной и оригинальной.

За последние десятилетия с образо­ванием новых независимых государств появились и другие совершенно новые геральдические формы и символы. Так, у гербов ряда африканских стран — форма ромба с округлёнными левым и правым углами. В Африке получили распространение сим­волы чёрной звезды — стремления Чёрного конти­нента к независимости; антилопы, страуса. В стра­нах Карибского бассейна популярен корабль, озна­чающий путь к новым горизонтам...

Так знание основ геральдики и в наше время поможет лучше ориентироваться в государственной символике различных стран мира.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.