Национальная политика СССР в Иране и ее влияние на развитие демократического движения в Иранском Курдистане после Второй мировой войны

Наука » История » История России
Регион Средней Азии и Среднего Востока всегда представлял повышенный интерес для СССР и Великобритании. При этом Лондон стремился, прежде всего, сохранить свои позиции в Иране и Афганистане, а СССР – включить в свой состав те части мусульманской Средней Азии, которые не входили в состав бывшей Российской империи. На протяжении межвоенного периода обе державы утрачивали свои позиции: Британия из-за промедления с выработкой новой тактики в отношении местных националистических тенденций, Советский Союз в связи с компрометацией его политики экспорта революционной идеологии. Место обеих держав стали постепенно занимать фашистская Германия и США, из которых первая полностью утратила свои позиции в ходе Второй мировой войны.
Накануне Второй мировой войны политика Ирана характеризовалась прогерманской ориентацией. Германия пыталась привлечь
Иран на свою сторону, предлагая ему военную помощь. Не полагаясь на привлекательность этих предложений для Ирана, германские службы не исключали возможности осуществления в Тегеране прогерманского военного переворота. В августе 1941 г. в Тегеран прибыл шеф германской разведки адмирал Канарис. Правящие круги Ирана пытались, в свою очередь, совместить одностороннюю ориентацию Ирана на фашистскую Германию с политикой нейтралитета.
Советские и британские службы в Иране, тесно сотрудничая друг с другом, смогли оперативно изменить ситуацию.
Ввиду растущей опасности для советских границ и бездействия иранского правительства СССР после ряда нот в соответствии со ст. 6 советско-иранского договора 1921 г. ввел свои войска на территорию Ирана. Одновременно в юго-западные области Ирана вступили английские войска [6].
В советской ноте от 16 августа 1941 г. отмечалось, что ввод советских войск на территорию Ирана был временной мерой, предпринятой в целях самообороны для того, чтобы предотвратить использование иракской территории гитлеровской Германией в агрессивных целях против СССР и союзных с ним государств [7, с. 160–161].
В январе 1942 г. между СССР, Великобританией и Ираном был подписан тройственный договор на время Второй мировой войны о
сотрудничестве в борьбе против фашизма [7, с. 202–206]. В соответствии с этим договором Иран предоставил союзным державам свою территорию для транзитных перевозок в Советский Союз военного снаряжения и материалов. 9 сентября 1943 г. Иран объявил войну Германии, но иранские войска в военных действиях против этой страны не участвовали. Помощь Ирана союзным державам выражалась в транзитных перевозках [3, с. 95].
По договору 1942 г. предусматривалось право союзных держав содержать свои войска на иранской территории. Таким образом, районы на юге Ирана оказались под влиянием английских войск, северный Иран – Иранский Азербайджан и Курдистан – был территорией размещения советских войск. У США не было подобного
договора с Ираном, тем не менее американские войска произвольно были введены на территорию Ирана [10, с. 3].
1 декабря 1943 г. на Тегеранской конференции руководителей трех союзных держав, правительства СССР, США и Великобритании заявили о согласии оказывать Ирану всевозможную экономическую помощь и подтвердили желание сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана.
События, которые развернулись в Иране и вокруг него сразу после окончания Второй мировой войны, непосредственно связаны с борьбой двух тенденций, двух направлений в международных отношениях – прогрессивно-демократической и реакционноимпериалистической.
Как уже упоминалось, в 1941 г. на территорию Ирана были введены союзные войска: СССР ввел свои части в районы северного и

северо-западного Ирана, Великобритания – в южные и центральные районы страны. На каждой из этих двух территорий установилось влияние соответственно Советского Союза и Великобритании. Политика двух стран в своей зоне была различной. Если Англия сразу пресекла все демократические движения на юге и в центре Ирана, то СССР старался поддерживать и влиять на развитие демократического движения в зоне своего влияния и в Иране в целом.
В 1941 г. в Тегеране была создана Народная партия Ирана /НПИ/. Ее основали бывшие члены Коммунистической партии Ирана, запрещенной в 1937 г., которые после разгрома партии были брошены в тюрьмы. С отречением Реза-Шаха, поддерживающего связи с Германией, и вводом союзных войск в Иран положение в стране изменилось, и бывшие коммунисты (53 чел.) вышли из тюрьмы [9, с. 12, 17]. На волне революционных настроений от власти на местах была отстранена правительственная администрация. Новая партия имела коммунистическое направление в своей деятельности и активно возглавляла народно-демократическое движение в Иране
до начала 50-х гг. ХХ в. Партия также установила тесные контакты с представителями СССР в Иране.
В зоне влияния СССР на территории Ирана проживали в основном курды и азербайджанцы, стремление к независимости которых из-за сильного национального угнетения со стороны центрального иранского правительства проявлялось особенно мощно. Постепенно в этих районах установилась народная власть в лице родоплеменных вождей и феодальной знати. Во второй половине 1941 г. представителями СССР была приглашена группа вождей курдских племен на встречу с первым секретарем ЦК Компартии Советского Азербайджана – Д. Багировым в г. Баку. Во время этой встречи не было дано никаких установок по поводу дальнейшей борьбы курдов
за независимость, представитель СССР ограничился лишь общими разговорами и призывом содействовать и помогать находящимся в Курдистане частям Красной армии [11, р. 23]. Эту позицию СССР можно объяснить тем, что советские представители не видели у курдского народа стремления к подлинному демократическому движению и независимости, рассматривая курдское общество как отсталое, не способное к борьбе за подлинную самостоятельность. Такое мнение у представителей Советского Союза сложилось под влиянием членов Народной партии Ирана, через которых, благодаря сотрудничеству с советскими коммунистами, в СССР поступала основная информация о расстановке политических сил в Иране. Народная партия Ирана рассматривала движение курдов как экстремистское и сепаратистское и отказывала ему в поддержке, особенно после образования и распространения идей организации «Жизнь Курдистана». Деятельность «ЖК» расценивалась как узконационалистическая.
С другой стороны, не надо забывать и о том, что на позицию СССР во многом влияли и представители Красной армии на территории Ирана, которые не были хорошо осведомлены о курдской проблеме. Поэтому курдам отводилась второстепенная роль в
национально-освободительном движении районов, находившихся в зоне влияния СССР. Большая поддержка оказывалась движению в иранском Азербайджане, где особенно прочны были позиции НПИ [1, с. 48]. Следовательно, можно сказать, что с 1941 по 1944 г. никаких серьезных шагов по поддержке движения за независимость в Иранском Курдистане со стороны СССР сделано не было.
С 1944 г. положение меняется. Это было связано с интересами СССР в Иране в связи с совместными советско-иранскими нефтяными разработками на севере страны.
В сентябре 1944 г. заместитель народного комиссара иностранных дел Сергей Кавтарадзе выехал в Тегеран во главе комиссии,
включающей специалистов по нефти. Официальной целью этого визита было объявлено обследование состояния бывшей совместной концессии Кевир-Хурлан, но имелись все основания предполагать, что советское правительство намеревалось теперь воспользоваться предложением Ирана, сделанным в 1941 г., о переговорах в отношении новой концессии. Совершив поездку на север страны, Кавтарадзе официально предложил иранскому правительству предоставить СССР концессию, охватывающую все пять северных иранских провинций. Изыскательные работы уже были проведены на всей территории Северного Ирана.
Но правительство Ирана отказалось от этого предложения. В конце сентября 1944 г. в Тегеране членами НПИ была устроена демонстрация под лозунгами «Правительство в отставку!», «Дать согласие на предоставление нефтяной концессии СССР!».
Показательно, что демонстрация проходила под охраной советских солдат [8, с. 134–147].
Позднее, 2 декабря 1944 г., был принят закон о запрещении сдавать нефтяные концессии и вступать в переговоры по этому вопросу до окончания войны. Впрочем, английская концессия в Иране продолжала существовать.
После такого поворота событий в отношениях между Центральным иранским правительством и СССР последний изменил свое отношение к демократическому движению в Иранском Курдистане. Советский Союз пошел на более тесное сближение с представителями курдского демократического движения. Так, генерал С. Атак шов1, политический представитель Советского Союза, в беседе с Кази Мухаммедом высказал мнение о том, что настало время поехать в СССР и обсудить дальнейшую судьбу Курдистана [11, р. 45].
Была собрана делегация представителей курдского народа во
главе с Кази Мухаммедом, и в начале 1945 г. она прибыла в Баку, где была тепло встречена первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана С. Багировым, который в своей речи, посвященной курдской проблеме, отметил, что организация «ЖК» не является настолько мощной, чтобы возглавить движение курдов. Нужна сильная Демократическая партия Курдистана, способная стать лидером в освободительной борьбе курдского народа [11, р. 45]. В целом, однако, С. Багиров отводил второстепенное место курдскому движению, считая, что более важна борьба за независимость в Иранском Азербайджане, где, по его мнению, созрели для этого более серьезные предпосылки. Он призвал курдских представителей выступать единым Фронтом с иранскими азербайджанцами в борьбе за независимость Азербайджана. После получения независимости последним и должен был решаться вопрос о курдской автономии [11, р. 44]. За этой позицией скрывалось стремление усилить влияние на Иранский Азербайджан и в конечном итоге объединить две территории Азербайджана. Но представители курдского народа не согласились с таким предложением. Признавая и поддерживая борьбу иранских азербайджанцев, курды хотели самостоятельно решать свою дальнейшую судьбу. 16 августа 1945 г. была образована Демократическая партия Курдистана, которая возглавила курдское движение, высшей точкой развития которого стало создание республики Курдистан.
Советский Союз помогал республике: доставил туда радиоцентр, типографию, установил торговые связи, было создано советско-курдское общество. Показательным был и тот факт, что военная форма защитников республики полностью соответствовала форме Красной Армии [2, с. 256–257]. Позиция СССР по отношению к Курдской республике изменилась после того, как премьер-министром стал Кавам-Аль-Салтана, сторонник проамериканской линии, и сменил политику по отношению к СССР.
18 февраля 1946 г. Кавам во главе Иранской делегации вылетел в Москву для переговоров с советским правительством. Начатые в Москве советско-иранские переговоры были продолжены и завершены 4 апреля 1946 г. подписанием соглашения в Тегеране.

Была достигнута договоренность о создании смешанного советскоиранского общества по разведке и эксплуатации нефтяных месторождений в Северном Иране. Срок деятельности этого общества устанавливался в 50 лет. В течение первых 25 лет этого срока 49 % акций общества должны были принадлежать Ирану и 51 % – Советскому Союзу. В течение последующих 25 лет и Ирану, и СССР должны были принадлежать по 50 % акций. Согласно условиям соглашения договор о создании смешанного советско-иранского общества по разведке и эксплуатации нефти на севере Ирана должен был быть представлен на утверждение нового, 15-го меджлиса, но не позднее истечения срока семи месяцев, считая с 24 марта 1946 г. [7, с. 162–163].
Амил Нури, один из представителей делегации, рассказывал об этой поездке: «Во время первой встречи делегации с Молотовым были рассмотрены следующие вопросы:
• проблема разведки и эксплуатации нефтяных месторождений, которая, по мнению Молотова, была очень важной для установления и развития дружественных связей между Ираном и СССР;
• вопросы, связанные с положением в Иранском Азербайджане (и Курдистане). По мнению Молотова, это была сугубо внутренняя проблема Ирана, которая должна была решаться мирным путем без всякого вмешательства извне;
• о выводе советских войск из Ирана, который был особенно важен для Ирана и международного общественного мнения. Молотов дал обещание, что часть советских войск будет выведена с территории Ирана до 3 марта [4, с. 59].
27 апреля 1946 г. все советские войска были выведены за пределы Ирана.
Абу Алъхасан Тафрашьян, офицер армии повстанцев, в своих воспоминаниях так рассказывает об этих событиях: «Тяжелые орудия, которые советская армия ранее предоставила в распоряжение войск республики, при выводе они забрали с собой. У армии повстанцев осталось только то оружие, которое было захвачено в боях с иранскими войсками» [1, с. 77]. В результате армия республики осталась практически без помощи. После переговоров с Кази Мухаммедом на территорию Курдистана были введены иранские войска.
Когда иранские самолеты вели обстрел Мехабада и территории Курдистана, В.М. Молотов, министр иностранных дел СССР, выступил в ООН с предложением о том, чтобы ООН осудила эти действия иранского правительства, чтобы потребовала прекращения наступления на курдскую республику, чтобы курдам была предоставлена автономия в рамках Ирана. Таким образом, Советский Союз ограничился лишь словесным осуждением политики Ирана.

После разгрома республики Иран отказался от совместных нефтяных разработок с СССР (меджлис отказался его ратифицировать). Республика Курдистан осталась без поддержки СССР и, по существу, была принесена в жертву интересам Советского Союза в Иране.
Как мы видим, на судьбу республики Курдистан и всего демократического движения оказывала сильное влияние политика великих держав. Как говорил М. Барзани: «Не курды потерпели поражение перед иранскими войсками, а Советский Союз потерпел поражение в Иране перед Англией и Америкой» [2, с. 47].


Список литературы
1. Абу Алъхаса Тафрашьян. Восстание офицеров Хурасана. – Тегеран, 1979 (на перс. яз.).
2. Барзани Масуд. Барзанцы и движение за освобождение курдов 1943–1945 гг. – Курдистан. 1980 (на араб. яз.).
3. Иванов М.С. Новейшая история Ирана. – М.: 1965.
4. Курдо Али. Советский Союз и национальное движение курдов (рецензия диссертации Разиль Мулла Махмуда). – Швеция, 1986 (на курдском яз.).
5. Нури Шавейс. Мои воспоминания. – Изд-во Нар. Демократ. партии Курдистана, 1985.
6. Парвизпур Е.Х. Советско-иранские отношения в годы Второй мировой войны (1939–1945). – Тбилиси, 1978.
7. Советско-иранские отношения в договорах, конвенциях и соглашениях. – М., 1946.
8. Хамаи Анвар. Удобный случай, неиспользованный вовремя. – Тегеран, 1979 (на перс. яз.).
9. Хусейн М.А. Разгром Народной партии Ирана. – Тегеран, 1984 (на араб. яз.).
10. Штейнберг Е.Л. Советско-иранские отношения и происки англоамериканского империализма в Иране. – М., 1947.
11. Eagleton (jr.) W. The Kurdish Republic of 1946. – L., 1963.

Источник: Якуб Гази Ибрагим
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.