Наука » История » Древние цивилизации » Китай
Период Западного Чжоу
В конце II тысячелетия до н. э. на смену цивилизации периода Шан (Инь) приходит цивилизация периода Чжоу. В Китае, как в большинстве стран древнего мира, не существовало единой системы летосчисления. В основном даты обозначались по годам правления верховного правителя. В связи с этим при изучении истории древнего Китая указанного периода имеются значительные трудности в установлении хронологической последовательности. Начиная только с конца IV в. до н. э., в древнем Китае появляется относительно достоверная хронология исторических событий.
По установившейся традиции китаеведы проводят периодизацию древнекитайской истории по временам правления династий. Так, например, эпоха Чжоу, следовавшая за временем правления Ся и Шань(Инь), подразделяется на Западное Чжоу (XII — VIII вв. до н. э.) и Восточное Чжоу (VIII — III вв. до н. э.). Правители Чжоуского государства носили родовую фамилию Цзи. Родоначальником чжоусцев был Хоу-цзи. Этот род был большой. За весь период правления многие представители этой династии оставили значительный след в истории Китая. Так, Хоу-цзи почитался как бог земледелия, потому что в его период правления начали сеять просо и пшеницу. Правление Чжоуской династии началось с Гу-гуна, которого считали великим преобразователем, при нем наметились контуры будущего Чжоуского государства. Вэнь-ван, У-ван, Цзи Ли и Чан были талантливыми правителями и полководцами, периоды их правления — это периоды борьбы с государством Шан, господство которого было сокрушено, а само оно уничтожено.
Родовой территорией Чжоу был уезд Чань-ань, который тогда назывался Цзунчжоу. Города Хаоцзин и Дун-ду являлись центрами Западного Чжоу. Под властью этого государственного образования находились обширные территории: от провинции Ганьсу на северо-западе и Сычуани на юго-западе до Желтого моря на востоке, от провинции Шэньси на севере до реки Янцзы на юге. Западное Чжоу было самым передовым государством на территории Китая в тот период.
В конце II тысячелетия до н. э. на смену цивилизации периода Шан (Инь) приходит цивилизация периода Чжоу. В Китае, как в большинстве стран древнего мира, не существовало единой системы летосчисления. В основном даты обозначались по годам правления верховного правителя. В связи с этим при изучении истории древнего Китая указанного периода имеются значительные трудности в установлении хронологической последовательности. Начиная только с конца IV в. до н. э., в древнем Китае появляется относительно достоверная хронология исторических событий.
По установившейся традиции китаеведы проводят периодизацию древнекитайской истории по временам правления династий. Так, например, эпоха Чжоу, следовавшая за временем правления Ся и Шань(Инь), подразделяется на Западное Чжоу (XII — VIII вв. до н. э.) и Восточное Чжоу (VIII — III вв. до н. э.). Правители Чжоуского государства носили родовую фамилию Цзи. Родоначальником чжоусцев был Хоу-цзи. Этот род был большой. За весь период правления многие представители этой династии оставили значительный след в истории Китая. Так, Хоу-цзи почитался как бог земледелия, потому что в его период правления начали сеять просо и пшеницу. Правление Чжоуской династии началось с Гу-гуна, которого считали великим преобразователем, при нем наметились контуры будущего Чжоуского государства. Вэнь-ван, У-ван, Цзи Ли и Чан были талантливыми правителями и полководцами, периоды их правления — это периоды борьбы с государством Шан, господство которого было сокрушено, а само оно уничтожено.
Родовой территорией Чжоу был уезд Чань-ань, который тогда назывался Цзунчжоу. Города Хаоцзин и Дун-ду являлись центрами Западного Чжоу. Под властью этого государственного образования находились обширные территории: от провинции Ганьсу на северо-западе и Сычуани на юго-западе до Желтого моря на востоке, от провинции Шэньси на севере до реки Янцзы на юге. Западное Чжоу было самым передовым государством на территории Китая в тот период.
Наука » История » Древние цивилизации » Китай
Лао - Цзы
Лао-цзы родился в 604 году до н.э. в древнекитайском царстве Чу, в уезде Ку, области Ли, в деревне Цюйжэнь, неподалёку от современного Пекина. Согласно преданию, беременная мать носила его в себе несколько десятков лет и родила уже стариком, из-за чего он и получил своё имя Лао-цзы ("Старый ребёнок"). В действительности же его звали Ли Эр. Получив хорошее образование, он некоторое время занимал должность историка при дворе династии Чжоу и хранителя архивов царской библиотеки - величайшего книгохранилища в Китае. Был женат, и его сын Со служил на военной службе, к которой сам Лао-цзы относился крайне отрицательно. Затем, уже в зрелом возрасте, наблюдая ослабление династии Чжоу и предвидя её последующее падение и крах, Лао-цзы оставил государственную службу и поселился в уединённой пещере в провинции Чжеу вдали от людей и цивилизации.
Лао-цзы родился в 604 году до н.э. в древнекитайском царстве Чу, в уезде Ку, области Ли, в деревне Цюйжэнь, неподалёку от современного Пекина. Согласно преданию, беременная мать носила его в себе несколько десятков лет и родила уже стариком, из-за чего он и получил своё имя Лао-цзы ("Старый ребёнок"). В действительности же его звали Ли Эр. Получив хорошее образование, он некоторое время занимал должность историка при дворе династии Чжоу и хранителя архивов царской библиотеки - величайшего книгохранилища в Китае. Был женат, и его сын Со служил на военной службе, к которой сам Лао-цзы относился крайне отрицательно. Затем, уже в зрелом возрасте, наблюдая ослабление династии Чжоу и предвидя её последующее падение и крах, Лао-цзы оставил государственную службу и поселился в уединённой пещере в провинции Чжеу вдали от людей и цивилизации.
Наука » История » Древние цивилизации » Китай
Конфуций
В VI веке до н.э. правителем города Чеухиен в небольшом царстве Лу на севере Китая был некто Шу Лиан-хо, военный, имевший двух жён. От первой жены у него было девять дочерей, а от второй - слабый сын, который вскоре умер. Когда Шу Лиан-хо исполнилось 70 лет, он всерьёз задумался о наследнике и решил жениться ещё раз. Его третьей женой стала прекрасная Чинг Тси, младшая из трёх дочерей семейства Йён.После свадьбы молодая жена опасалась, что из-за старости мужа она не родит ему наследника. Однажды во время прогулки она поднялась на священный холм, находившийся неподалёку от городка Цзоуи, и обратилась с жаркой молитвой к Богам. Просьба её была услышана, и она зачла сына. В 551 году до н.э. она родила его на том же холме под дуплистым тутовым деревом. Едва младенец появился на свет, рядом с нею из-под земли начал бить ключ чистой тёплой воды, который исчез, едва новорожденный младенец был обмыт. В благодарность Богам Чинг Тси нарекла своего сына Киеу ("Холм").Киеу рано лишился отца: старый Шу Лиан-хо умер, когда ему шёл всего третий год. В детстве Киеу был необыкновенно послушным ребёнком, почтительным к старшим, не по возрасту рассудительным. В школе он затмил всех учеников своим прилежанием, кроткостью, скромностью и успехами в учении, и на 17-ом году жизни был назначен помощником своего учителя. Как и все молодые люди того времени он изучил арифметику, письмо, музыку, искусство танца, искусство управления колесницами и стрельбу из лука. После школы Киеу некоторое время жил в бедности, работая надзорным за качеством продуктов на рынках и в лавках, и часто был вынужден изыскивать средства на пропитание, но на 19-ом году жизни он вступил в брак с девицей из знатной семьи по имени Кикоан Ши. Через год у них родился сын Ли, а позднее - дочь. Вскоре князь города назначил добросовестного Киеу инспектором пахотных полей, лесов и пастбищ, и под управлением Киеу быт земледельцев изменился к лучшему, а заброшенные поля превратились в богатые нивы.
В VI веке до н.э. правителем города Чеухиен в небольшом царстве Лу на севере Китая был некто Шу Лиан-хо, военный, имевший двух жён. От первой жены у него было девять дочерей, а от второй - слабый сын, который вскоре умер. Когда Шу Лиан-хо исполнилось 70 лет, он всерьёз задумался о наследнике и решил жениться ещё раз. Его третьей женой стала прекрасная Чинг Тси, младшая из трёх дочерей семейства Йён.После свадьбы молодая жена опасалась, что из-за старости мужа она не родит ему наследника. Однажды во время прогулки она поднялась на священный холм, находившийся неподалёку от городка Цзоуи, и обратилась с жаркой молитвой к Богам. Просьба её была услышана, и она зачла сына. В 551 году до н.э. она родила его на том же холме под дуплистым тутовым деревом. Едва младенец появился на свет, рядом с нею из-под земли начал бить ключ чистой тёплой воды, который исчез, едва новорожденный младенец был обмыт. В благодарность Богам Чинг Тси нарекла своего сына Киеу ("Холм").Киеу рано лишился отца: старый Шу Лиан-хо умер, когда ему шёл всего третий год. В детстве Киеу был необыкновенно послушным ребёнком, почтительным к старшим, не по возрасту рассудительным. В школе он затмил всех учеников своим прилежанием, кроткостью, скромностью и успехами в учении, и на 17-ом году жизни был назначен помощником своего учителя. Как и все молодые люди того времени он изучил арифметику, письмо, музыку, искусство танца, искусство управления колесницами и стрельбу из лука. После школы Киеу некоторое время жил в бедности, работая надзорным за качеством продуктов на рынках и в лавках, и часто был вынужден изыскивать средства на пропитание, но на 19-ом году жизни он вступил в брак с девицей из знатной семьи по имени Кикоан Ши. Через год у них родился сын Ли, а позднее - дочь. Вскоре князь города назначил добросовестного Киеу инспектором пахотных полей, лесов и пастбищ, и под управлением Киеу быт земледельцев изменился к лучшему, а заброшенные поля превратились в богатые нивы.
Наука » История » Древние цивилизации » Китай
Китай в период Восточного Чжоу
Со времен правления Пин-вана (770 — 720 гг. до н. э.) начинается новый период истории Китая — период Восточного Чжоу.
Пин-ван с частью аристократии покинул Западное Чжоу по причине разграбления его кочевыми племенами и угрозы убийством, как законного престолонаследника, со стороны сына Сюань-вана Ю-вана. Пин-ван переехал в г. Лои и основал государство Восточное Чжоу. С началом нового периода в истории китайского общества завершился этап сравнительно спокойного развития, страна вступила в период бурных потрясений, социальных, экономических и политических. Толчком к этим потрясениям послужила главным образом борьба между большими и малыми родами. В результате этой борьбы на смену строю, основанному на господстве сильных родов, пришел строй, в котором господствовали сильные семейства. Власть чжоуских ванов ослабевает, усиливается роль удельных правителей, сильные стали поглощать слабых. Возвеличиваются отдельные царства. Постепенно разрушалась старая система Западного Чжоу.
В период Восточного Чжоу повысился уровень производительных сил, который напрямую был связан с применением железных орудий. Благодаря им обработка полей и освоение целинных земель стали более эффективными. С применением железа резко поменялась роль сельскохозяйственных орудий в производстве. Стала применяться глубокая вспашка земель и использоваться тягловый скот. Развитие производительных сил сельского хозяйства стимулировало развитие ремесла, которое поднялось на более высокую ступень в сравнении с ремеслом эпохи Западного Чжоу. Изделия ремесленного производства стали выполняться более искусно, были изящны, оригинальны по форме, исчезает кустарщина.
Рост производительных сил сельского хозяйства дал возможность правителю концентрировать в своих руках значительные материальные ценности, которые шли на удовлетворение их прихоти. Потребность в изящных изделиях, пользующихся спросом у крупных сановников и знати, приводила к совершенствованию техники ремесла. Развитие ремесла способствовало расширению торговли. Города стали превращаться в торговые центры, возросла роль купечества. Купцы стали занимать высокое положение в обществе и принимать активное участие в политической жизни. Стали широко применяться металлические деньги.
Со времен правления Пин-вана (770 — 720 гг. до н. э.) начинается новый период истории Китая — период Восточного Чжоу.
Пин-ван с частью аристократии покинул Западное Чжоу по причине разграбления его кочевыми племенами и угрозы убийством, как законного престолонаследника, со стороны сына Сюань-вана Ю-вана. Пин-ван переехал в г. Лои и основал государство Восточное Чжоу. С началом нового периода в истории китайского общества завершился этап сравнительно спокойного развития, страна вступила в период бурных потрясений, социальных, экономических и политических. Толчком к этим потрясениям послужила главным образом борьба между большими и малыми родами. В результате этой борьбы на смену строю, основанному на господстве сильных родов, пришел строй, в котором господствовали сильные семейства. Власть чжоуских ванов ослабевает, усиливается роль удельных правителей, сильные стали поглощать слабых. Возвеличиваются отдельные царства. Постепенно разрушалась старая система Западного Чжоу.
В период Восточного Чжоу повысился уровень производительных сил, который напрямую был связан с применением железных орудий. Благодаря им обработка полей и освоение целинных земель стали более эффективными. С применением железа резко поменялась роль сельскохозяйственных орудий в производстве. Стала применяться глубокая вспашка земель и использоваться тягловый скот. Развитие производительных сил сельского хозяйства стимулировало развитие ремесла, которое поднялось на более высокую ступень в сравнении с ремеслом эпохи Западного Чжоу. Изделия ремесленного производства стали выполняться более искусно, были изящны, оригинальны по форме, исчезает кустарщина.
Рост производительных сил сельского хозяйства дал возможность правителю концентрировать в своих руках значительные материальные ценности, которые шли на удовлетворение их прихоти. Потребность в изящных изделиях, пользующихся спросом у крупных сановников и знати, приводила к совершенствованию техники ремесла. Развитие ремесла способствовало расширению торговли. Города стали превращаться в торговые центры, возросла роль купечества. Купцы стали занимать высокое положение в обществе и принимать активное участие в политической жизни. Стали широко применяться металлические деньги.
Наука » История » Древние цивилизации » Китай
Религия
Значительную роль в жизни китайского общества играла религия. Своими корнями религия древнего Китая уходит в доклассовое общество. Примитивное хозяйство первобытного общества, незначительный запас знаний, неспособность человека противостоять стихийным силам природы, незнание иных связей в обществе, кроме кровнородственных, служили причиной того, что анимистические и тотемистические представления были широко распространены на ранних этапах развития китайского общества и составляли основу его религиозных верований. Литературные памятники сохранили предания, которые сообщают о существовании тотемных групп ряда животных, таких как медведя, барса и т. п. Сохранившиеся названия некоторых племен, окружавших царство Инь, таких как “мафан” (племя Лошадь), “янфан” (племя Баран), свидетельствуют об остатках тотемизма в период Инь.
Суровые природные условия породили страшные образы богов в фантазии людей, беспомощных перед силами природы. Они обожествляли гром, ветер, дождь, горы, ручьи. Часто духи представлялись им в образе чудовищных животных и птиц. Человеку нужны были надежные защитники, отсюда возникло и другое верование — культ предков. Дух предков должен был заботиться о потомках. Он мог оградить человека от козней злых духов, гнева богов и от ударов судьбы.
Значительную роль в жизни китайского общества играла религия. Своими корнями религия древнего Китая уходит в доклассовое общество. Примитивное хозяйство первобытного общества, незначительный запас знаний, неспособность человека противостоять стихийным силам природы, незнание иных связей в обществе, кроме кровнородственных, служили причиной того, что анимистические и тотемистические представления были широко распространены на ранних этапах развития китайского общества и составляли основу его религиозных верований. Литературные памятники сохранили предания, которые сообщают о существовании тотемных групп ряда животных, таких как медведя, барса и т. п. Сохранившиеся названия некоторых племен, окружавших царство Инь, таких как “мафан” (племя Лошадь), “янфан” (племя Баран), свидетельствуют об остатках тотемизма в период Инь.
Суровые природные условия породили страшные образы богов в фантазии людей, беспомощных перед силами природы. Они обожествляли гром, ветер, дождь, горы, ручьи. Часто духи представлялись им в образе чудовищных животных и птиц. Человеку нужны были надежные защитники, отсюда возникло и другое верование — культ предков. Дух предков должен был заботиться о потомках. Он мог оградить человека от козней злых духов, гнева богов и от ударов судьбы.
Наука » История » Древние цивилизации » Китай
Письменность и литература
Китайская письменность возникла, по-видимому, в до-иньский период, поскольку иньская письменность предстает перед исследователями в достаточно развитом виде. К первым ранним памятникам древнекитайской письменности относятся гадательные надписи XIV — XI вв. до н.э. Иньские надписи представляют собой развитую систему иероглифического письма. Иньцы пользовались знаками, которые фиксировали те или иные единицы языка преимущественно со стороны их значения. Большинство иньских знаков представляют собой идеограммы — изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Кроме того, использовались знаки другого типа. Один элемент такого знака указывал на чтение, другой — на приблизительное значение. Эта категория иньских знаков, фиксируя звучание слова, одновременно имела дополнительный смысловой детерминатив, т. е. каждый знак имел смысловое значение и фонетическое звучание. В иньских надписях употреблялось более 3500 иероглифов; 1000 из них, которые обозначали родовые и племенные названия, название местностей и имен, впоследствии не употреблялись, а оставшиеся в написании сохранились до наших дней. Эти иероглифы, обозначающие слова, вошли в основной словарный фонд китайцев. Иньские знаки характеризуются тремя особенностями. Во-первых, каждый элементарный знак являлся изображением контура какого-либо предмета, неразложенного на составные части. Во-вторых, в написании одного и того же знака существовало большое разнообразие. В-третьих, еще не стабилизировалась ориентация знака относительно направления строки.
Китайская письменность возникла, по-видимому, в до-иньский период, поскольку иньская письменность предстает перед исследователями в достаточно развитом виде. К первым ранним памятникам древнекитайской письменности относятся гадательные надписи XIV — XI вв. до н.э. Иньские надписи представляют собой развитую систему иероглифического письма. Иньцы пользовались знаками, которые фиксировали те или иные единицы языка преимущественно со стороны их значения. Большинство иньских знаков представляют собой идеограммы — изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Кроме того, использовались знаки другого типа. Один элемент такого знака указывал на чтение, другой — на приблизительное значение. Эта категория иньских знаков, фиксируя звучание слова, одновременно имела дополнительный смысловой детерминатив, т. е. каждый знак имел смысловое значение и фонетическое звучание. В иньских надписях употреблялось более 3500 иероглифов; 1000 из них, которые обозначали родовые и племенные названия, название местностей и имен, впоследствии не употреблялись, а оставшиеся в написании сохранились до наших дней. Эти иероглифы, обозначающие слова, вошли в основной словарный фонд китайцев. Иньские знаки характеризуются тремя особенностями. Во-первых, каждый элементарный знак являлся изображением контура какого-либо предмета, неразложенного на составные части. Во-вторых, в написании одного и того же знака существовало большое разнообразие. В-третьих, еще не стабилизировалась ориентация знака относительно направления строки.
Наука » История » Древние цивилизации » Китай
Искусство
Древнейшие произведения китайского искусства датируются III тыс. до н. э. Они представлены в основном керамическими изделиями: сосудами, раковинами, небольшими скульптурными изображениями в виде статуэток. Основным рабочим материалом была глина. Изделия изготовлялись гладкими или расписными. Большая часть сосудов отличается грубой отделкой, хотя встречаются сосуды, окрашенные в красный или черный цвет снаружи и полированные внутри, ряд изделий с геометрическим орнаментом. Керамика была изготовлена с помощью гончарного круга. Наряду с бытовой посудой изготовлялись и жертвенные сосуды (“дин”), Памятники искусства иньского периода характеризуются большим разнообразием. В городищах эпохи Инь обнаружены ремесленные мастерские по выделке каменных, бронзовых предметов и ювелирных изделий. Бронзовые предметы представлены военным снаряжением и обрядовой утварью. В этот период бронзовые изделия отмечаются богатством форм и искусной отделкой. Чаще всего встречаются бронзовые сосуды, предназначенные для жертвоприношений и исполнения ритуалов. Эти сосуды подразделяются на три типа — дин (треножник с двумя ручками), ли (треножник с полыми ножнами) и сянь (сложный сосуд). Поверхность сосудов всех типов в основном была рельефной с изображением представителей животного и мифического мира. Чаще всего изображали драконов и чеканили иероглифы. В чжоус-кий период на сосудах стали выгравировывать большие надписи, которые состояли из нескольких сотен иероглифов. Помимо бронзы, все чаще исходным материалом служит нефрит и яшма. Изделия из яшмы были обязательной принадлежностью различных обрядов знати. Крупные и мелкие чиновники вана часто приказывали в память о каком-нибудь событии изготавливать подобные изделия. В дальнейшем произошло обогащение сложившихся ранее художественных форм. Изделия становятся более легкими и оригинальными по форме, рисунок на них приобретает тонкость и изящество, надписи делаются главным образом рифмованные, иероглифы — стилизованные, меняется первоначальный стиль.
Древнейшие произведения китайского искусства датируются III тыс. до н. э. Они представлены в основном керамическими изделиями: сосудами, раковинами, небольшими скульптурными изображениями в виде статуэток. Основным рабочим материалом была глина. Изделия изготовлялись гладкими или расписными. Большая часть сосудов отличается грубой отделкой, хотя встречаются сосуды, окрашенные в красный или черный цвет снаружи и полированные внутри, ряд изделий с геометрическим орнаментом. Керамика была изготовлена с помощью гончарного круга. Наряду с бытовой посудой изготовлялись и жертвенные сосуды (“дин”), Памятники искусства иньского периода характеризуются большим разнообразием. В городищах эпохи Инь обнаружены ремесленные мастерские по выделке каменных, бронзовых предметов и ювелирных изделий. Бронзовые предметы представлены военным снаряжением и обрядовой утварью. В этот период бронзовые изделия отмечаются богатством форм и искусной отделкой. Чаще всего встречаются бронзовые сосуды, предназначенные для жертвоприношений и исполнения ритуалов. Эти сосуды подразделяются на три типа — дин (треножник с двумя ручками), ли (треножник с полыми ножнами) и сянь (сложный сосуд). Поверхность сосудов всех типов в основном была рельефной с изображением представителей животного и мифического мира. Чаще всего изображали драконов и чеканили иероглифы. В чжоус-кий период на сосудах стали выгравировывать большие надписи, которые состояли из нескольких сотен иероглифов. Помимо бронзы, все чаще исходным материалом служит нефрит и яшма. Изделия из яшмы были обязательной принадлежностью различных обрядов знати. Крупные и мелкие чиновники вана часто приказывали в память о каком-нибудь событии изготавливать подобные изделия. В дальнейшем произошло обогащение сложившихся ранее художественных форм. Изделия становятся более легкими и оригинальными по форме, рисунок на них приобретает тонкость и изящество, надписи делаются главным образом рифмованные, иероглифы — стилизованные, меняется первоначальный стиль.
Наука » История » Древние цивилизации » Китай
Возникновение научных знаний и филосовских воззрений
Потребности повседневной жизни, развитие земледелия и ремесла побуждали древних китайцев изучать явления природы. Большое внимание среди прочих наук в древнекитайском обществе уделяли астрономии. В результате продолжительных наблюдений была установлена взаимосвязь между появлением на небе вечером или утром определенных ориентировочных звезд — “чэн” с наступлением того или другого земледельческого сезона. Это давало возможность по наблюдениям “чэн” сообщать земледельцам о предстоящем наступлении того или другого сезона.
Такими ориентировочными звездами у древнекитайских астрономов были: звезда Дахо (Антарес), созвездие Цан (Орион) и Бэй доу (Северный ковш) — Большая медведица. Так, появление на востоке вечером сразу же после захода Солнца созвездия Цан означало середину зимы, а прохождение звезды Дахо через меридиан вечером сразу после захода Солнца указывало на середину лета. Главными в астрономических наблюдениях считались наблюдения за перемещением Бэй доу. Большая медведица во II тыс. до н. э. была предельно близка к Северному полюсу и всю ночь была видна над горизонтом, что облегчало наблюдение. В одной древнекитайской записи эпохи Ся говорится: “В 1-м месяце рукоятка ковша обращена вниз, ... в 6-м месяце в сумерки можно видеть, что рукоятка ковша повернута вверх”.
Потребности повседневной жизни, развитие земледелия и ремесла побуждали древних китайцев изучать явления природы. Большое внимание среди прочих наук в древнекитайском обществе уделяли астрономии. В результате продолжительных наблюдений была установлена взаимосвязь между появлением на небе вечером или утром определенных ориентировочных звезд — “чэн” с наступлением того или другого земледельческого сезона. Это давало возможность по наблюдениям “чэн” сообщать земледельцам о предстоящем наступлении того или другого сезона.
Такими ориентировочными звездами у древнекитайских астрономов были: звезда Дахо (Антарес), созвездие Цан (Орион) и Бэй доу (Северный ковш) — Большая медведица. Так, появление на востоке вечером сразу же после захода Солнца созвездия Цан означало середину зимы, а прохождение звезды Дахо через меридиан вечером сразу после захода Солнца указывало на середину лета. Главными в астрономических наблюдениях считались наблюдения за перемещением Бэй доу. Большая медведица во II тыс. до н. э. была предельно близка к Северному полюсу и всю ночь была видна над горизонтом, что облегчало наблюдение. В одной древнекитайской записи эпохи Ся говорится: “В 1-м месяце рукоятка ковша обращена вниз, ... в 6-м месяце в сумерки можно видеть, что рукоятка ковша повернута вверх”.
Наука » История » Древние цивилизации » Китай
Идеология и культура до середины I тыс. до н. э.
Китайская культура своими истоками уходит в эпохи, отдаленные от нас тысячелетиями. Наряду с богатой политической историей, китайским народом была создана высокая культура, которая оказала огромное прогрессивное влияние на все народы Азии. Достижения китайской культуры весомы и значительны и составляют большую часть сокровищницы всей мировой культуры.
Чжоуская культура унаследовала замечательные культурные традиции эпохи Шан (Инь), которая была преемницей культуры Ся. По преданию, в эпоху Ся больше всего ценили верность, в эпоху Шан — простоту, в эпоху Чжоу — грамотность. Из этого следует, что каждая предыдущая культура уступала последующей. Из этих культур культура Чжоу была выше и прогрессивнее, так как различными были экономические системы этих эпох. Первоначальные основы всех наук и видов искусств, которые включает в себя древняя культура Китая: изобразительного искусства, музыки, литературы, письменности, астрономии, летосчисления, истории и т. п. были заложены в эпоху Шан. Значительные изменения в общественно-экономической жизни Восточного Чжоу привели к появлению в среде различных классов и прослоек выдающихся представителей, чья деятельность помогла создать условия для невиданного в истории общества культурного расцвета. Прогресс в развитии орудий производства, распад системы сильных родов, расширение территории крупных государств привели к слиянию многочисленных некитайских народностей, проживающих на территории Китая, с китайской народностью. Рост населения и развитие орудий производства укрепили те силы, которые двигали вперед развитие общества.
Китайская культура своими истоками уходит в эпохи, отдаленные от нас тысячелетиями. Наряду с богатой политической историей, китайским народом была создана высокая культура, которая оказала огромное прогрессивное влияние на все народы Азии. Достижения китайской культуры весомы и значительны и составляют большую часть сокровищницы всей мировой культуры.
Чжоуская культура унаследовала замечательные культурные традиции эпохи Шан (Инь), которая была преемницей культуры Ся. По преданию, в эпоху Ся больше всего ценили верность, в эпоху Шан — простоту, в эпоху Чжоу — грамотность. Из этого следует, что каждая предыдущая культура уступала последующей. Из этих культур культура Чжоу была выше и прогрессивнее, так как различными были экономические системы этих эпох. Первоначальные основы всех наук и видов искусств, которые включает в себя древняя культура Китая: изобразительного искусства, музыки, литературы, письменности, астрономии, летосчисления, истории и т. п. были заложены в эпоху Шан. Значительные изменения в общественно-экономической жизни Восточного Чжоу привели к появлению в среде различных классов и прослоек выдающихся представителей, чья деятельность помогла создать условия для невиданного в истории общества культурного расцвета. Прогресс в развитии орудий производства, распад системы сильных родов, расширение территории крупных государств привели к слиянию многочисленных некитайских народностей, проживающих на территории Китая, с китайской народностью. Рост населения и развитие орудий производства укрепили те силы, которые двигали вперед развитие общества.
Наука » История » Древние цивилизации » Китай
Государство Шан (Инь)
Далеко на восток от древнейших цивилизаций Индии и Передней Азии во II тыс. до н. э. на территории Северного Китая образовалось рабовладельческое общество, а затем возникло и государство. Это имело большое значение для истории народов как самого Китая, так и других стран Дальнего Востока. В это время слагаются древние предания китайского народа, формируется китайское иероглифическое письмо, распространяется влияние китайской культуры. Фактически этот период являет собой начало многовековой истории китайского народа.
Название “Китай” заимствовано, очевидно, у среднеазиатских народов, назвавших страну, исходя из имени китаев, народа монгольского происхождения, владевшего в Х—XII вв. н. э. Северным Китаем. Ближневосточное и западноевропейское название страны берут свое начало от таджикско-персидского слова “Чин”. В свою очередь, это наименование происходит от названия древнекитайского царства Цинь, которое в III в. до н. э. завладело большей частью Китая.
Далеко на восток от древнейших цивилизаций Индии и Передней Азии во II тыс. до н. э. на территории Северного Китая образовалось рабовладельческое общество, а затем возникло и государство. Это имело большое значение для истории народов как самого Китая, так и других стран Дальнего Востока. В это время слагаются древние предания китайского народа, формируется китайское иероглифическое письмо, распространяется влияние китайской культуры. Фактически этот период являет собой начало многовековой истории китайского народа.
Название “Китай” заимствовано, очевидно, у среднеазиатских народов, назвавших страну, исходя из имени китаев, народа монгольского происхождения, владевшего в Х—XII вв. н. э. Северным Китаем. Ближневосточное и западноевропейское название страны берут свое начало от таджикско-персидского слова “Чин”. В свою очередь, это наименование происходит от названия древнекитайского царства Цинь, которое в III в. до н. э. завладело большей частью Китая.
Наука » История » Древние цивилизации » Китай
Разрушение и реставрация стены
Манчжурская династия Цин (1644-1911), преодолев Стену с помощью предательства У Саньгуя, отнеслась к Стене с пренебрежением. За три века правления Цин Великая стена почти разрушилась под воздействием времени. Лишь небольшой её участок около Пекина - Бадалин - поддерживался в порядке - он служил своего рода «воротами в столицу». В 1899 году американские газеты пустили слух о том, что стена будет и вовсе снесена, а на её месте построено шоссе.
В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина стартовала программа по реставрации Великой Китайской стены, финансируемая из средств китайских и зарубежных компаний, а также частных лиц.
Сообщается о том, что 60-километровый отрезок стены в регионе Мингин области Шаньси на северо-западе страны подвергается активной эрозии. Причина - интенсивные методы ведения сельского хозяйства в Китае, начиная с 1950-х, которые привели к иссушению подземных вод, а в результате этот регион стал главным источником и центром зарождения мощных песчаных бурь. Более 40 км стены уже исчезло, и лишь 10 км пока стоят на своём месте, однако высота стены в некоторых местах уменьшилась с пяти до двух метров
Манчжурская династия Цин (1644-1911), преодолев Стену с помощью предательства У Саньгуя, отнеслась к Стене с пренебрежением. За три века правления Цин Великая стена почти разрушилась под воздействием времени. Лишь небольшой её участок около Пекина - Бадалин - поддерживался в порядке - он служил своего рода «воротами в столицу». В 1899 году американские газеты пустили слух о том, что стена будет и вовсе снесена, а на её месте построено шоссе.
В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина стартовала программа по реставрации Великой Китайской стены, финансируемая из средств китайских и зарубежных компаний, а также частных лиц.
Сообщается о том, что 60-километровый отрезок стены в регионе Мингин области Шаньси на северо-западе страны подвергается активной эрозии. Причина - интенсивные методы ведения сельского хозяйства в Китае, начиная с 1950-х, которые привели к иссушению подземных вод, а в результате этот регион стал главным источником и центром зарождения мощных песчаных бурь. Более 40 км стены уже исчезло, и лишь 10 км пока стоят на своём месте, однако высота стены в некоторых местах уменьшилась с пяти до двух метров
Наука » История » Древние цивилизации » Китай
История
Строительство первой стены началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди (династия Цинь), в период «Воюющих государств» (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от набегов кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, т. е., около миллиона человек.
Стена должна была служить крайней северной линией возможной экспансии самих китайцев, она должна была предохранять подданных «Срединной империи» от перехода к полукочевому образу жизни, от слияния с варварами. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств.
В период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 н. э.) Стена была расширена на запад до Дуньхуана. Также была сооружена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников. Те участки Великой Стены, которые сохранились до нашего времени, были построены, в основном, при династии Мин (1368—1644). В эту эпоху основными строительными материалами были кирпич и каменные блоки, делавшие конструкцию более надёжной. За время правления Мин Стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на стыке современных провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района.
Строительство первой стены началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди (династия Цинь), в период «Воюющих государств» (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от набегов кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, т. е., около миллиона человек.
Стена должна была служить крайней северной линией возможной экспансии самих китайцев, она должна была предохранять подданных «Срединной империи» от перехода к полукочевому образу жизни, от слияния с варварами. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств.
В период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 н. э.) Стена была расширена на запад до Дуньхуана. Также была сооружена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников. Те участки Великой Стены, которые сохранились до нашего времени, были построены, в основном, при династии Мин (1368—1644). В эту эпоху основными строительными материалами были кирпич и каменные блоки, делавшие конструкцию более надёжной. За время правления Мин Стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на стыке современных провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района.