Период Западного Чжоу

Наука » История » Древние цивилизации » Китай
Период Западного Чжоу
В конце II тысячелетия до н. э. на смену цивилизации периода Шан (Инь) приходит цивилизация периода Чжоу. В Китае, как в большинстве стран древнего мира, не существовало единой системы летосчисления. В основном даты обозначались по годам правления верховного правителя. В связи с этим при изучении истории древнего Китая указанного периода имеются значительные трудности в установлении хронологической последовательности. Начиная только с конца IV в. до н. э., в древнем Китае появляется относительно достоверная хронология исторических событий.
По установившейся традиции китаеведы проводят периодизацию древнекитайской истории по временам правления династий. Так, например, эпоха Чжоу, следовавшая за временем правления Ся и Шань(Инь), подразделяется на Западное Чжоу (XII — VIII вв. до н. э.) и Восточное Чжоу (VIII — III вв. до н. э.). Правители Чжоуского государства носили родовую фамилию Цзи. Родоначальником чжоусцев был Хоу-цзи. Этот род был большой. За весь период правления многие представители этой династии оставили значительный след в истории Китая. Так, Хоу-цзи почитался как бог земледелия, потому что в его период правления начали сеять просо и пшеницу. Правление Чжоуской династии началось с Гу-гуна, которого считали великим преобразователем, при нем наметились контуры будущего Чжоуского государства. Вэнь-ван, У-ван, Цзи Ли и Чан были талантливыми правителями и полководцами, периоды их правления — это периоды борьбы с государством Шан, господство которого было сокрушено, а само оно уничтожено.
Родовой территорией Чжоу был уезд Чань-ань, который тогда назывался Цзунчжоу. Города Хаоцзин и Дун-ду являлись центрами Западного Чжоу. Под властью этого государственного образования находились обширные территории: от провинции Ганьсу на северо-западе и Сычуани на юго-западе до Желтого моря на востоке, от провинции Шэньси на севере до реки Янцзы на юге. Западное Чжоу было самым передовым государством на территории Китая в тот период.
По уровню экономического, политического и социально-культурного развития ему не было равных. Многие жители соседних государств бежали в Чжоу в поисках лучшей жизни. Их привлекала справедливая политика чжоуских правителей и более передовые порядки, существующие во всех областях жизни Западного Чжоу.
Для изучения истории древнего Китая данного периода имеется достаточное количество письменных источников, дошедших до нашего времени. Важными и значительными являются “Шуцзин” (“Книга документов”) — свод речей правителей и приближенных и эпический памятник “Шицзин” (“Книга песен”) — свод песен. Особую ценность представляет древнекитайская летопись “Чунь-цю”, освещающая события VIII — V вв. до н. э.
При первых правителях чжоуское государство представляло собой небольшое племенное образование с примитивной организацией. Постепенно с расширением границ государства совершенствовалась система его управления. При правители Гу-гуне Дань-фу вокруг городов стали возводиться городские крепостные стены, строиться дома, была введена новая территориальная единица для расселения людей — “и” (поселение), отдавшихся под власть Чжоу. Были преобразованы старые обычаи племен, создана новая система управления, введены чины, применена совместная обработка земли. Таким образом были заложены основы сильного Чжоуского государства. Преемники Гу-гуна Вэнь-ван и У-ван продолжили его дело. Чжоу усилилось до такой степени, что уничтожило великое государство Шан (Инь).
Последующие правители, опираясь на ранее существовавшую систему Чжоуского государства, переняв многие передовые формы управления государства Шан (Инь), выработали свою систему правления. Благодаря введению прогрессивной для того времени системы землепользования, умелому сочетанию различных форм хозяйствования, соблюдению режима экономии, проведению разумной внешней и внутренней политики Чжоуское царство из небольшого превратилось в огромное мощное государство.
В трактате “Шаншу” помещены слова Чжоу-гуна, который, наставляя Кан-шу, сказал: “Почему Вэнь-ван смог положить начало великим деяниям? Потому, что Вэнь-ван проводил политику соблюдения запретов и заботы о благосостоянии народа, которая заключалась в том, что он, познав добродетель, применял наказания лишь в необходимых случаях и не позволял обижать одиноких вдовцов и вдов”. В “Цзочжуане” приводятся слова Конфуция о трех принципах сбора даров и податей, которые были установлены Чжоу-гуном: “Милости должны быть отпускаемы щедрой рукой; использовать труд народа должно равномерно, налоги должны быть легкими”.
Правителями Чжоу были введены запреты на употребление вина и на охоту, чжоусцев, которых уличали в употреблении вина, хватали и отсылали в столицу Чжоу, где сами правители предавали их казни. Были введены порядки, по которым представители одного рода не могли вступать в брак между собой. Члены одной родовой фамилии, хотя они и находились в разных владениях и княжествах, считались братьями. Носители же других родовых фамилий считались племянниками и дядями, между ними существовало кровное родство и благодаря этому росло взаимное сближение между родами. Среди простого люда, в результате браков между представителями разных фамилий, устанавливались родственные связи такого же порядка. Таким образом, вся организация чжоуского общества была основана на родовых и брачных связях.
Принимались законы, в которых всем членам общества вменялось в обязанность почитать своих родителей и братьев. Нарушители подвергались суровому наказанию, вплоть до смертной казни. В целях “обеспечения зажиточной жизни народа” была упорядочена система взимания налогов и податей. Подати взимались как в виде налога, который поступал с общественных казенных земель, совместно обрабатываемых простым народом, он составлял 1/3 часть урожая, так и в виде подношений, которые аристократы и наместники делали правителям, являясь к ним на аудиенцию.
Чжоуская династия определила пять высших титулов для знати — “гун”, “хоу”, “бо”, “цзь”, “нань” и пять родов владений — “хоу”, “дань”, “нянь” и “вэй”, которые считались внешними, и “цай” — считавшееся внутренним. Те, кому жаловались внешние владения, были официальными правителями княжеств, а те, кому было пожаловано внутреннее владение, являлись высшими сановниками. Титул определял место, занимаемое на общественной лестнице, а разряд владения определял количество и долю податей и подношений правителю.
Представители администрации, знать, все, кто получал титул и владение, обязаны были в установленные сроки являться ко двору правителя с подношениями. Был разработан специальный церемониал, который проходил в торжественной обстановке, с вручением подарков и грамот. Неправильное соблюдение этикета при поднесении даров означало неуважение и оскорбление династии и было равнозначно отказу от подношения даров. К чжоускому царю как главе и родоначальнику Поднебесной стекались все подношения вассальных правителей в виде драгоценных камней, шелковых тканей, звериных шкур, изделий ремесленного производства.
Чжоуское царство по размерам было обширным. Чтобы им управлять, территория была поделена на княжества, которые жаловались представителям знати. Как такового централизованного государственного аппарата создано не было. Различные области представляли собой по существу отдельные княжества. В то же время для поддержания стабильности, устойчивости и мира при Чжоу между правителями княжеств были запрещены захватнические войны. В трактатах “Шаншу” говорится:
“Будешь мягок с дальними — сможешь жить в мире с ближними; стремись способствовать установлению спокойствия между большими и малыми княжествами”.
Для укрепления целостности Чжоуского государства и предотвращения нападений кочевых племен цари создали вдоль границ опорные пункты. В этих местах земельные пожалования получали только крупнейшие аристократы чжоуской династии. В этом -проявлялась мудрая политическая дальновидность правителей Чжоу. Особое внимание было уделено уголовному законодательству. Воровство, преднамеренное убийство жестоко наказывались.
В эпоху Западного Чжоу насчитывалось 3 тыс. различных преступлений, которые соответствующим образом наказывались. Наказания подразделялись на пять видов: “мосин” (клеймо тушью на лице) — за тысячу различного рода провинностей, “исин” (отрезание носа) — также за тысячу различных провинностей, “фэй-син” (отрезание ног) — за 500 провинностей, “гунсин” (кастрирование для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей и “дапи-син” (отрубание головы) — за 200 провинностей.
Вместе с тем жена и дети человека, совершившего преступление, не привлекались к ответственности, за исключением рабов. В “Книге документов” “Шуцзин” говорится: “Если ты украл у кого-либо лошадь или быка, переманил слугу-раба или рабыню — его жену, то должен нести за это наказание”.
В Западном Чжоу сохранились многие старые обычаи, среди них жертвоприношения и поклонения предкам. Эти обряды совершались под руководством жрецов и гадателей, которые играли видную роль в жизни чжоуского общества. Среди них существовала своеобразная иерархия. Самым главным был верховный жрец, в обязанности которого входило выполнение религиозных обрядов, связанных с поддержанием культа предков чжоуских царей и принесением им жертв. Однако в эпоху Чжоу при похоронах знати человеческие жертвы были отменены, с умершими уже хоронили соломенные чучела и в жертву приносили незначительное количество животных.
В целом чжоуское государственное объединение было рабовладельческим государством и имело свой аппарат управления, свое чиновничество, свои уголовные законы, тюрьмы, войско, свои религиозные представления, свою идеологию. В истории развития китайского общества эпоха Западного Чжоу по значению является важным историческим периодом.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.