Огузы и булгары являлись давними союзниками, проживая на одной местности во времена расцвета Салтово-Маяцкой культуры в Днепро-Донских степях. Культура огузов испытала сильное влияние культуры булгар и алан, т.е. Салтово-Маяцкой культуры…
Степи от Дуная и Венгрии вплоть до верховьев Тобола и степей нынешнего Центрального Казахстана арабами и персами назывались Дешти-Огуз, по имени основного племени, который возглавлял союз тюркских племен. Язык, принятый за основной в тогдашней степи принято называть огузским, и после принятия Ислама первыми огузами, именно он стал литературным языком мусульманских тюрок.
Некоторые современные монголо-татаристы и кыпчако-татаристы путают его с кыпчакским, но и позднее мусульмане кыпчакских степей использовали огузский как литературный. Также это еще связано с тем, что среди племен, вошедших далее в кыпчакскую конфедерацию племен, были и огузские племена, особенно в днепровских, среднеазиатских и северокавказских степях – именно там где еще до татаро-монгольского нашествия и был наиболее всего среди кочевников распространен Ислам.Поэтому огузо-кыпчакский язык Средневековья, совершенно не характерный настоящим кыпчакам или кимакам, ошибочно считают кыпчакским, хотя он более характерен огузам, в отличие от кыпчаков умевших создавать великие централизованные государства – от древнего Тюркского каганата, до Газневидского, Сельджукского и Османского султанатов. Даже великие мамлюки состаяли в том числе и из огузов. Например султан Бейбарс хотя и происходил из кыпчакской степи, т.е. в понимании арабов был он кыпчаком, но по происхождению был огузом, т.к. происходил из племени Бурджоглы.
После того, как большой массив огузов из Казахстанских степей переселился в на юг Ср.Азии, и далее в Хорасан, Афганистан, аль-Джазиру, а степи Дешти-Огуза стали Дешти-Кыпчаком, с донских степей, предгорий Северного Кавказа и Нижней Волги в Закавказье и Иран стали переселяться бывшие роды и племена огузского союза. Эта тенденция существовала еще во времена владытчества Византии в Малой Азии, т.к. к Восточному Кавказу подошли Сельджуки, севернее Кавказа жили родные им племена. После великолепной победы Альп-Арслана над разношерстной армией наемников византийских императоров при Малазгирте, миграция еще более усилилась – огузы Восточной Европы и Средней Азии заселили степи Ирана, аль-Джазиры, Сирии и Малой Азии.
Таким же образом огузами была заселена Албания, т.е. Азербайджан. Хотя и есть предположения ученых о том, что Кавказская Албания до прихода огузов и исламизации также была тюркоязычной (Армения и Албания находились под взаимным влиянием друг друга – почти все староармянские христианские тексты написаны на тюркском языке армянским шрифтом), бесспорно то, что огузизация произошла именно в годы миграций многочисленных племен огузов с Дона, Кубани, Терека и Нижней Волги. Вместе с огузами приходили и роды асов и булгар.
Одним из таких является могущественный булгаро-огузский род Караман Огуллары, поселившимся в Малой Азии в XII-XIII вв., став вассалами Сельджуков. После победы над не менее великой огузской династией Данышмендов, Сельджуки присоединили земли Данышмендидов к землям Караман Огуллары. После ослабдения династии Сельджуков и их окончательного падения, Караман Огуллары заняли Конью и став союзниками новых защитников правоверных – мамлюков, и держа под контролем значительную территорию в Малой Азии, продолжали дело Данышмендов и Сельджуков – воевать против крестоносцев. В союзе с мамлюками Караман Огуллары вытеснили татар-монголов хулагуидов из Малой Азии и Сирии.
Стоит сказать, что род Караман Огуллары связывают с огузским племенем Салар, Салур или Салыр, предком которых был человек по имени Казан, поэтому это племя также часто называли Салар-Казан. Племя Салыр (Салар, Салур) по свидетельству Рашидаддина, получили свое название благодаря своему героизму, название означает «сражающийся мечом и палицей». Сами салары героизировали своего легендарного предка, называя его Казан-Альп (Альп – древнее тюркское обозначение легендарных существ или сильных и больших размерами людей), Казан-альп является одним из главных действующих лиц в древнем тюркском дастане «Горкут-ата».Этот топоним (Казан) наиболее часто встречается именно у огузов, поэтому не является странным появление этого старотюркского имени у булгар в Среднем Поволжье, т.к. огузы после кыпчакского завоевания мигрировали в т.ч. и в земли родственные по крови и Вере земли Волжской Булгарии. Часть огузов осталась на Сырдарье и Волго-Уральских степях, часть вернулась обратно из Ирака и Малой Азии – обратно в Дешти-Огуз их послали эмиры огузов Акман и Караман. Затем эти огузы частично смешались с карлуками (южная часть в Мавереннахре и Сырдарье) и кыпчаками (на Яике/Урале). Так например Бартольд пишет о том, что татаро-монголы напав на Хорезм, обнаружили на Сырдарье огузов.
В Волго-Яицком междуречье огузы смешались с кыпчаками (маджары/башджарды и туркмены) создав новые племена, но сохранив старые огузские этнонимы – башгард и туркмен. У башкир и ныне существует род туркмен-кыпсак, который сохранил предания о легендарном предке Карамане. Память про эмиров Акман и Караман также имеется и у башкирского племени Мин. Туркмен-кыпсаки имеют тамгу «Казаяк», который был наиболее всего распространен в западной части Степи, сначала еще до нашей эры в Боспорском Царстве, затем у сарматов, алан и булгаро-алан. Затме эти тамги попали и к огузам, сохранившись наиболее всего у огузских племен Средней Азии, Ирана и Турции. Некоторые огузские племена, оставшиеся в Степи, носили имя «казаяклы» или «казаяк» – у узбеков, гагаузов, башкир, каракалпаков и даже среди ногаев.
Таким образом, в Дешти-Кыпчаке имелось значительное количество огузских и асских (булгарских) племен и родов, змель. И именно в районах наибольшей концентрации огузов кыпчаки принимали Ислам, исключая Крым, Дунай, Днестр и правобережье Днепра, а также огузов русов (Черные клобуки).
Крым, Дунай-Днепровские степи, населенные огузо-кыпчакскими кочевниками входили в сферу интересов Византии и Генуи. Кодекс-Куманикус – один из примеров того, как велась интенсивная работа по крещению тюрок. Деятельность темника Ногая и далее Мамай мурзы – эмира правого крыла Улуса Джучи также показывает силу генуэзцев и византийцев в низовьях Дона, черноморском побережье Кавказа и Крыму, как и их надежды, возлагавшиеся на правокрыльных татаро-монголов. Генуэзцы и Византия тут нашли понимание у асов и огузов – дотатарского населения западного Дешти-Кыпчака, с их желаниями вернуть запад Степи под их контроль. При этом Генуя и Византия хотели перехватить тюрок из рук булгарских и хорезмских проповедников и использовать их в своих интересах.
Примеров совместной деятельности кыпчаков с христианами предостаточно. Вначале это было связано с тем, что в отличие от огузов, кыпчаки не были мусульманами. Кыпчаки были наиболее всего удалены от стран Ислама, и в силу своей низкой культуры (персидские источники говорят о том, что среди всех племен кимакской федерации наименее культурными были именно кыпчаки) и после того, как ими были захвачены огромные пространства от Волги до Дуная и огузские аральско-сырдарьинские степи, кыпчаки оказались лицом к лицу с византийцами на Дунае и Крыму, на Кавказе.
На Кавказе еще с давних пор присутствовала Византия, опиравшаяся на крещенных в первые века христианства армян и грузин. В раннее средневековье Византия почти безуспешно пыталась крестить кочевников Северного и Восточного Причерноморья – булгар, хазар, баджанаков (печенегов) и алан, но вышло только с аланами Северного Кавказа, тогда как аланы Дона смешавшись с булгарами, креститься отказались. Печенеги потом вообще приняли Ислам, как и булгары, вместе с русами сокрушив Хазарию – союзника Византии в войне против арабов, т.е. мусульман.
В конце IX века на Дону и Днепре происходили интереснейшие события, когда булгары-мусульмане и греки-христиане пытались обратить в свою веру кагана русов (Именно русским каганатом называлось Киевское княжество в арабо-персидских и византийских источниках. Русы – предположительно этот этноним в Днепро-Донских степях произошел от роксоланов – родственных салтовским булгаро-аланам), тогда еще не окончательно славянизировавшихся. В X веке у греков все-таки получилось, и несмотря на принятое мнение, что первым каганом-христианином Руси был Владимир, похоже на то, что им был Святослав, убитый печенегами. Владимир был язычником, далее и его обратили в греческую веру, но затем под влиянием своих булгарских родичей (древний массагетский род Дуло, далее правивший гуннами, булгарами и аланами, со времен Самбата был правящей династией на Руси, славянизированные дулоиды называли себя Рюриковичами по имени независимого правителя Киева. Герб Рюриковичей представляет собой повторение тамги древнего хорезмско-массагетского рода Дуло) он стал мусульманином. Жена Владимира была мусульманкой из Волжской Булгарии, родившая ему Бориса и Глеба – будущих князей, любимых киевлянами. Булгарский эмир уговорил Владимира принять Ислам, что впрочем, не было стерто с летописей русской истории. В русской истории также существует мнение о том, что Борис и Глеб также были мусульманами. Что бы там ни было, русский каган Владимир (именно такой титул он носил согласно византийским и арабским источникам) был многоженцем, а его детей спустя столетия, как ни противились греческие патриархи, лишь кое-как возвели в сан святых.
После захвата кыпчаками огузских степей многие огузы были вынуждены уйти со своих богатой травой степей, в предгорья Кавказа, лесостепи Днепра (к русам, они стали известны как Черные клобуки), к булгарам Дуная и в Волжскую Булгарию, заселив земли буртасов. Далее эта земля получила название Мещерии (мещерские леса), а их обитатели получили название мишар, хотя, по сути это отражает их древнее имя – маджар. Именно маджары входили в древний огузский союз, воевали с кимакским союзом (кыпчаками, куманами, йемеками…). После ухода южных огузов в страны Ислама, и усиления кыпчаков, маджары мигрировали в Паннонию – к своим давним, но уже ассимилированных уграми родичам, часть их осталась на Северном Кавказе, построим там г.Маджар, часть проживала в низовьях Волги, у города Саксин, часть ушла в верховья Дона и бассейн Оки и Суры. Одни из предков мишар – маджары, будучи одним из племен огузского союза, а далее войдя в состав Волжской Булгарии, издавна были мусульманами.
Кыпчаки, после своего прихода на западные границы Степи оказались неготовы к двойным стандартам Византии, и многие были обращены в греческую веру, или же воевали на их стороне будучи их союзниками. Таким образом, кыпчаки были приглашены в Грузию, воевали против сельджуков, т.е. против своих давних врагов – огузов. В Византии после падения Истанбула (греческие названия – Византий и Василеуса Полис, римские названия – Новый Рим, с 395-го – Константинополь) от рук крестоносцев 4-го похода, и бегства византийских императоров в Никею в 120-м году, кыпчаки составляли ударную силу в войсках императоров Никейских. Особенно кыпчаки дружили с русскими князьями, участвуя в их междоусобице. Последний факт союза кыпчаков и русских княжеств – Битва на Калке, объяснившую, почему русы без кыпчаков не смогли контролировать Крым или бороться за власть в Тамья-Тархане (Тмутаракань).
Выше говорилось об обширной миграции докыпчакского тюркского населения степей Восточной Европы в Закавказье и Хорасан, Малую Азию. Однако некоторые роды булгар или асов Дона предпочли остаться на родине, как и многие огузские племена существуя внутри разношерстной кыпчакской степи. Так, русские летописи повествуят нам об асских крепостях на Дону, а далее персидские летописцы также запишут страну асов как одну из стран, завоеванной татаро-монголами.
Одними из таких являлись роды Аргун/Аргын и Ширин. Их также относят то к огузам, то к асами, т.е. булгарам. Ширины контролировали Крым еще до того, как сюда пришли татаро-монгольские завоеватели. Именно они контролировали правое крыло Улуса Джучи, в т.ч. с Ногаем, затем с Мамаем, по-сути надолго становясь независимыми от Орды, и стараясь захватить его столицу – Сарай (левую руку также в основном контролировал другой эмир или хан, например ханы Урус, Тохтамыш). Далее Ширины и Аргуны (род называвшийся еще и Асами, далее за ним закрепилось название Аргун / Аргын) входили в Диваны/правительства независимых от Орды государств (по-мусульмански – султанатов, по монгольски – ханств): Крымского и Казанского (т.е. Булгарии согласно записей Мухаммадьяра).
Таким образом, правительство Булгарии, т.е. Казанского ханства представляло собой Диван из нескольких влиятельных родов: огузо-булгарские роды Ширин, Аргун, татаро-монгольские роды Барын, Кипчак (Рашидаддин писал, что кипчаки джучидской степи смешались с татарскими или монгольскими родами, переселенными из Центральной Азии, поэтому и принимаем, что и род Кипчак был татаро-монгольским), булгарский род Арских князей (далее – Яушевы, Байкеевы, Давлетьяровы и т.д.., которых Марсель Ахметзянов (книжник, не профессиональный историк) почему-то ссылаясь всего лишь на схожесть имен родоначальника арских князей с каким-то ногаем называет ногайскими князьями (как будто все обладатели тюркских или арабских или персидских мусульманских имен должны быть ногаями – с таким же успехом самих ногаев, мангытов, как и других отюреченых монголов можно приравнять к любой другой тюркской нации). Сами же арские князья, не знакомые с выдумками некоторых теоретиков, ведут свой род от булгарского эмира, переселившегося на земли к северу от Камы во времена Тимурова похода).
Монгольский хан (т.е. чингизид) в г.Булгар-Джадиде (согласно записям Мухаммадьяра, народное название же – Казан) не был полноправным хозяином, его сюда лишь приглашали, а если что – выгоняли, или даже убивали. Также поступал в свое время с чингизидами Мамай мирза, или Тимур – эмир Мавереннахра, т.е. Казань тут ничего новогоне придумывала, лишь формально подчиняясь монгольским ханам, на деле же настоящими правителями Булгарии / Казанского ханства были огузо-булгарские и татаро-монгольские рода Ширин, Аргун, Барын, Кипчак. Они же правили в Крыму, но власть хана там была мощнее. Также племя Аргун частично переселилось к ногаям и в Казахстан. Как и маджары и канглы, это когда-то огузское племя входит в состав казахских племен. Помимо этих родов в Крыму был немного другой состав, включавший племена Яшлау и Мансур (Мансуры – беспокойный ногайский род, переселившийся из Большой Орды в Крымское государство. Им было характерно не подчиняться ханам Большой Орды и Крымского ханства, и если им не хватало денег, рабов и женщин, Мансуры даже во время перемирия ханов с сопредельными государствами нападали на поляков и украинцев). Этот ногайское племя, переселенное когда-то монголами из глубин Монголии и отюреченое среди кыпчаков, никогда не считало все эти земли своей родиной, лишь формально подчиняясь ханам Сарая или Бахчисарая. Когда в XVIII веке Россия тщательно подготовила Крымский поход и над Крымом нависла смертельная опасность, большинство ногайских родов покинули Крым, оставив огузов Крыма один на один с врагом. Эти ногаи обосновались в Турции, где назывались татарами. Учитывая их антропологический облик во внутренних областях турецкой Анатолии / Малой Азии до сих пор считают, что татар должен быть похожим на монгола (т.н. «кисик гюз»), снаружи не признавая татар в волго-уральских татарах.
Возвращаясь к теме (огузам), огузы (волго-донские и маджары) влились в ряды булгар и сакалиба, и таким образом, внесли огромный вклад в формирование нации волжских татар.
Степи от Дуная и Венгрии вплоть до верховьев Тобола и степей нынешнего Центрального Казахстана арабами и персами назывались Дешти-Огуз, по имени основного племени, который возглавлял союз тюркских племен. Язык, принятый за основной в тогдашней степи принято называть огузским, и после принятия Ислама первыми огузами, именно он стал литературным языком мусульманских тюрок.
Некоторые современные монголо-татаристы и кыпчако-татаристы путают его с кыпчакским, но и позднее мусульмане кыпчакских степей использовали огузский как литературный. Также это еще связано с тем, что среди племен, вошедших далее в кыпчакскую конфедерацию племен, были и огузские племена, особенно в днепровских, среднеазиатских и северокавказских степях – именно там где еще до татаро-монгольского нашествия и был наиболее всего среди кочевников распространен Ислам.Поэтому огузо-кыпчакский язык Средневековья, совершенно не характерный настоящим кыпчакам или кимакам, ошибочно считают кыпчакским, хотя он более характерен огузам, в отличие от кыпчаков умевших создавать великие централизованные государства – от древнего Тюркского каганата, до Газневидского, Сельджукского и Османского султанатов. Даже великие мамлюки состаяли в том числе и из огузов. Например султан Бейбарс хотя и происходил из кыпчакской степи, т.е. в понимании арабов был он кыпчаком, но по происхождению был огузом, т.к. происходил из племени Бурджоглы.
После того, как большой массив огузов из Казахстанских степей переселился в на юг Ср.Азии, и далее в Хорасан, Афганистан, аль-Джазиру, а степи Дешти-Огуза стали Дешти-Кыпчаком, с донских степей, предгорий Северного Кавказа и Нижней Волги в Закавказье и Иран стали переселяться бывшие роды и племена огузского союза. Эта тенденция существовала еще во времена владытчества Византии в Малой Азии, т.к. к Восточному Кавказу подошли Сельджуки, севернее Кавказа жили родные им племена. После великолепной победы Альп-Арслана над разношерстной армией наемников византийских императоров при Малазгирте, миграция еще более усилилась – огузы Восточной Европы и Средней Азии заселили степи Ирана, аль-Джазиры, Сирии и Малой Азии.
Таким же образом огузами была заселена Албания, т.е. Азербайджан. Хотя и есть предположения ученых о том, что Кавказская Албания до прихода огузов и исламизации также была тюркоязычной (Армения и Албания находились под взаимным влиянием друг друга – почти все староармянские христианские тексты написаны на тюркском языке армянским шрифтом), бесспорно то, что огузизация произошла именно в годы миграций многочисленных племен огузов с Дона, Кубани, Терека и Нижней Волги. Вместе с огузами приходили и роды асов и булгар.
Одним из таких является могущественный булгаро-огузский род Караман Огуллары, поселившимся в Малой Азии в XII-XIII вв., став вассалами Сельджуков. После победы над не менее великой огузской династией Данышмендов, Сельджуки присоединили земли Данышмендидов к землям Караман Огуллары. После ослабдения династии Сельджуков и их окончательного падения, Караман Огуллары заняли Конью и став союзниками новых защитников правоверных – мамлюков, и держа под контролем значительную территорию в Малой Азии, продолжали дело Данышмендов и Сельджуков – воевать против крестоносцев. В союзе с мамлюками Караман Огуллары вытеснили татар-монголов хулагуидов из Малой Азии и Сирии.
Стоит сказать, что род Караман Огуллары связывают с огузским племенем Салар, Салур или Салыр, предком которых был человек по имени Казан, поэтому это племя также часто называли Салар-Казан. Племя Салыр (Салар, Салур) по свидетельству Рашидаддина, получили свое название благодаря своему героизму, название означает «сражающийся мечом и палицей». Сами салары героизировали своего легендарного предка, называя его Казан-Альп (Альп – древнее тюркское обозначение легендарных существ или сильных и больших размерами людей), Казан-альп является одним из главных действующих лиц в древнем тюркском дастане «Горкут-ата».Этот топоним (Казан) наиболее часто встречается именно у огузов, поэтому не является странным появление этого старотюркского имени у булгар в Среднем Поволжье, т.к. огузы после кыпчакского завоевания мигрировали в т.ч. и в земли родственные по крови и Вере земли Волжской Булгарии. Часть огузов осталась на Сырдарье и Волго-Уральских степях, часть вернулась обратно из Ирака и Малой Азии – обратно в Дешти-Огуз их послали эмиры огузов Акман и Караман. Затем эти огузы частично смешались с карлуками (южная часть в Мавереннахре и Сырдарье) и кыпчаками (на Яике/Урале). Так например Бартольд пишет о том, что татаро-монголы напав на Хорезм, обнаружили на Сырдарье огузов.
В Волго-Яицком междуречье огузы смешались с кыпчаками (маджары/башджарды и туркмены) создав новые племена, но сохранив старые огузские этнонимы – башгард и туркмен. У башкир и ныне существует род туркмен-кыпсак, который сохранил предания о легендарном предке Карамане. Память про эмиров Акман и Караман также имеется и у башкирского племени Мин. Туркмен-кыпсаки имеют тамгу «Казаяк», который был наиболее всего распространен в западной части Степи, сначала еще до нашей эры в Боспорском Царстве, затем у сарматов, алан и булгаро-алан. Затме эти тамги попали и к огузам, сохранившись наиболее всего у огузских племен Средней Азии, Ирана и Турции. Некоторые огузские племена, оставшиеся в Степи, носили имя «казаяклы» или «казаяк» – у узбеков, гагаузов, башкир, каракалпаков и даже среди ногаев.
Таким образом, в Дешти-Кыпчаке имелось значительное количество огузских и асских (булгарских) племен и родов, змель. И именно в районах наибольшей концентрации огузов кыпчаки принимали Ислам, исключая Крым, Дунай, Днестр и правобережье Днепра, а также огузов русов (Черные клобуки).
Крым, Дунай-Днепровские степи, населенные огузо-кыпчакскими кочевниками входили в сферу интересов Византии и Генуи. Кодекс-Куманикус – один из примеров того, как велась интенсивная работа по крещению тюрок. Деятельность темника Ногая и далее Мамай мурзы – эмира правого крыла Улуса Джучи также показывает силу генуэзцев и византийцев в низовьях Дона, черноморском побережье Кавказа и Крыму, как и их надежды, возлагавшиеся на правокрыльных татаро-монголов. Генуэзцы и Византия тут нашли понимание у асов и огузов – дотатарского населения западного Дешти-Кыпчака, с их желаниями вернуть запад Степи под их контроль. При этом Генуя и Византия хотели перехватить тюрок из рук булгарских и хорезмских проповедников и использовать их в своих интересах.
Примеров совместной деятельности кыпчаков с христианами предостаточно. Вначале это было связано с тем, что в отличие от огузов, кыпчаки не были мусульманами. Кыпчаки были наиболее всего удалены от стран Ислама, и в силу своей низкой культуры (персидские источники говорят о том, что среди всех племен кимакской федерации наименее культурными были именно кыпчаки) и после того, как ими были захвачены огромные пространства от Волги до Дуная и огузские аральско-сырдарьинские степи, кыпчаки оказались лицом к лицу с византийцами на Дунае и Крыму, на Кавказе.
На Кавказе еще с давних пор присутствовала Византия, опиравшаяся на крещенных в первые века христианства армян и грузин. В раннее средневековье Византия почти безуспешно пыталась крестить кочевников Северного и Восточного Причерноморья – булгар, хазар, баджанаков (печенегов) и алан, но вышло только с аланами Северного Кавказа, тогда как аланы Дона смешавшись с булгарами, креститься отказались. Печенеги потом вообще приняли Ислам, как и булгары, вместе с русами сокрушив Хазарию – союзника Византии в войне против арабов, т.е. мусульман.
В конце IX века на Дону и Днепре происходили интереснейшие события, когда булгары-мусульмане и греки-христиане пытались обратить в свою веру кагана русов (Именно русским каганатом называлось Киевское княжество в арабо-персидских и византийских источниках. Русы – предположительно этот этноним в Днепро-Донских степях произошел от роксоланов – родственных салтовским булгаро-аланам), тогда еще не окончательно славянизировавшихся. В X веке у греков все-таки получилось, и несмотря на принятое мнение, что первым каганом-христианином Руси был Владимир, похоже на то, что им был Святослав, убитый печенегами. Владимир был язычником, далее и его обратили в греческую веру, но затем под влиянием своих булгарских родичей (древний массагетский род Дуло, далее правивший гуннами, булгарами и аланами, со времен Самбата был правящей династией на Руси, славянизированные дулоиды называли себя Рюриковичами по имени независимого правителя Киева. Герб Рюриковичей представляет собой повторение тамги древнего хорезмско-массагетского рода Дуло) он стал мусульманином. Жена Владимира была мусульманкой из Волжской Булгарии, родившая ему Бориса и Глеба – будущих князей, любимых киевлянами. Булгарский эмир уговорил Владимира принять Ислам, что впрочем, не было стерто с летописей русской истории. В русской истории также существует мнение о том, что Борис и Глеб также были мусульманами. Что бы там ни было, русский каган Владимир (именно такой титул он носил согласно византийским и арабским источникам) был многоженцем, а его детей спустя столетия, как ни противились греческие патриархи, лишь кое-как возвели в сан святых.
После захвата кыпчаками огузских степей многие огузы были вынуждены уйти со своих богатой травой степей, в предгорья Кавказа, лесостепи Днепра (к русам, они стали известны как Черные клобуки), к булгарам Дуная и в Волжскую Булгарию, заселив земли буртасов. Далее эта земля получила название Мещерии (мещерские леса), а их обитатели получили название мишар, хотя, по сути это отражает их древнее имя – маджар. Именно маджары входили в древний огузский союз, воевали с кимакским союзом (кыпчаками, куманами, йемеками…). После ухода южных огузов в страны Ислама, и усиления кыпчаков, маджары мигрировали в Паннонию – к своим давним, но уже ассимилированных уграми родичам, часть их осталась на Северном Кавказе, построим там г.Маджар, часть проживала в низовьях Волги, у города Саксин, часть ушла в верховья Дона и бассейн Оки и Суры. Одни из предков мишар – маджары, будучи одним из племен огузского союза, а далее войдя в состав Волжской Булгарии, издавна были мусульманами.
Кыпчаки, после своего прихода на западные границы Степи оказались неготовы к двойным стандартам Византии, и многие были обращены в греческую веру, или же воевали на их стороне будучи их союзниками. Таким образом, кыпчаки были приглашены в Грузию, воевали против сельджуков, т.е. против своих давних врагов – огузов. В Византии после падения Истанбула (греческие названия – Византий и Василеуса Полис, римские названия – Новый Рим, с 395-го – Константинополь) от рук крестоносцев 4-го похода, и бегства византийских императоров в Никею в 120-м году, кыпчаки составляли ударную силу в войсках императоров Никейских. Особенно кыпчаки дружили с русскими князьями, участвуя в их междоусобице. Последний факт союза кыпчаков и русских княжеств – Битва на Калке, объяснившую, почему русы без кыпчаков не смогли контролировать Крым или бороться за власть в Тамья-Тархане (Тмутаракань).
Выше говорилось об обширной миграции докыпчакского тюркского населения степей Восточной Европы в Закавказье и Хорасан, Малую Азию. Однако некоторые роды булгар или асов Дона предпочли остаться на родине, как и многие огузские племена существуя внутри разношерстной кыпчакской степи. Так, русские летописи повествуят нам об асских крепостях на Дону, а далее персидские летописцы также запишут страну асов как одну из стран, завоеванной татаро-монголами.
Одними из таких являлись роды Аргун/Аргын и Ширин. Их также относят то к огузам, то к асами, т.е. булгарам. Ширины контролировали Крым еще до того, как сюда пришли татаро-монгольские завоеватели. Именно они контролировали правое крыло Улуса Джучи, в т.ч. с Ногаем, затем с Мамаем, по-сути надолго становясь независимыми от Орды, и стараясь захватить его столицу – Сарай (левую руку также в основном контролировал другой эмир или хан, например ханы Урус, Тохтамыш). Далее Ширины и Аргуны (род называвшийся еще и Асами, далее за ним закрепилось название Аргун / Аргын) входили в Диваны/правительства независимых от Орды государств (по-мусульмански – султанатов, по монгольски – ханств): Крымского и Казанского (т.е. Булгарии согласно записей Мухаммадьяра).
Таким образом, правительство Булгарии, т.е. Казанского ханства представляло собой Диван из нескольких влиятельных родов: огузо-булгарские роды Ширин, Аргун, татаро-монгольские роды Барын, Кипчак (Рашидаддин писал, что кипчаки джучидской степи смешались с татарскими или монгольскими родами, переселенными из Центральной Азии, поэтому и принимаем, что и род Кипчак был татаро-монгольским), булгарский род Арских князей (далее – Яушевы, Байкеевы, Давлетьяровы и т.д.., которых Марсель Ахметзянов (книжник, не профессиональный историк) почему-то ссылаясь всего лишь на схожесть имен родоначальника арских князей с каким-то ногаем называет ногайскими князьями (как будто все обладатели тюркских или арабских или персидских мусульманских имен должны быть ногаями – с таким же успехом самих ногаев, мангытов, как и других отюреченых монголов можно приравнять к любой другой тюркской нации). Сами же арские князья, не знакомые с выдумками некоторых теоретиков, ведут свой род от булгарского эмира, переселившегося на земли к северу от Камы во времена Тимурова похода).
Монгольский хан (т.е. чингизид) в г.Булгар-Джадиде (согласно записям Мухаммадьяра, народное название же – Казан) не был полноправным хозяином, его сюда лишь приглашали, а если что – выгоняли, или даже убивали. Также поступал в свое время с чингизидами Мамай мирза, или Тимур – эмир Мавереннахра, т.е. Казань тут ничего новогоне придумывала, лишь формально подчиняясь монгольским ханам, на деле же настоящими правителями Булгарии / Казанского ханства были огузо-булгарские и татаро-монгольские рода Ширин, Аргун, Барын, Кипчак. Они же правили в Крыму, но власть хана там была мощнее. Также племя Аргун частично переселилось к ногаям и в Казахстан. Как и маджары и канглы, это когда-то огузское племя входит в состав казахских племен. Помимо этих родов в Крыму был немного другой состав, включавший племена Яшлау и Мансур (Мансуры – беспокойный ногайский род, переселившийся из Большой Орды в Крымское государство. Им было характерно не подчиняться ханам Большой Орды и Крымского ханства, и если им не хватало денег, рабов и женщин, Мансуры даже во время перемирия ханов с сопредельными государствами нападали на поляков и украинцев). Этот ногайское племя, переселенное когда-то монголами из глубин Монголии и отюреченое среди кыпчаков, никогда не считало все эти земли своей родиной, лишь формально подчиняясь ханам Сарая или Бахчисарая. Когда в XVIII веке Россия тщательно подготовила Крымский поход и над Крымом нависла смертельная опасность, большинство ногайских родов покинули Крым, оставив огузов Крыма один на один с врагом. Эти ногаи обосновались в Турции, где назывались татарами. Учитывая их антропологический облик во внутренних областях турецкой Анатолии / Малой Азии до сих пор считают, что татар должен быть похожим на монгола (т.н. «кисик гюз»), снаружи не признавая татар в волго-уральских татарах.
Возвращаясь к теме (огузам), огузы (волго-донские и маджары) влились в ряды булгар и сакалиба, и таким образом, внесли огромный вклад в формирование нации волжских татар.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи