Кыпчаки, йемеки и куманы

Наука » История
Кыпчаки – кочевой народ из Южной Сибири, проживал в Монголии и Китае, в степях Енисея, Иртыша. Самоназвание – кыущак, кыпщак, кыпсак, кыпшак. Кыпчаки – результат смешения тюркоязычных племен Сибири (кыу сак – белых саков) и тюркизированных монголоидных тунгусо-манчжурских и монгольских племен. Антропологически кыпчакам не характерны тюркские антропологические типы, т.е. они метисованы монголоидным населением, с которыми издавна входили в контакт восточные представители курганной культуры.

Упоминание в 201 г. до н.э. китайцами некоего народа «цзюеше» конечно не может быть связано с кыпчаками, но до сих пор используется некоторыми историками.

После ухода большой части огузов в мусульманские земли (Хорасан, Балх, Мавереннахр, аль-Джазира / Северный Ирак, Сирия, Закавказье, Рум / Малая Азия), степи восточной части Дешти-Огуза частично обезлюдели, что способствовало удачной войне племен кимакского союза (кимаки / йемеки, куманы, кыпчаки, где главным племенем считались кимаки) против огузского союза. Частично изгнав огузов, частично их подчинив, к XI веку кыпчаки подошли к Хорезму. В XII веке кыпчаки форсировали Волгу и заселили Волго-Донские и Днепровские степи. Огузы были подчинены, частично выдавлены на Дунай к болгарам, на Северный Кавказ (маджары) и Закавказье (Азербайджан и к сельджукам), к русам (черные клобуки), и волжским булгарам (огузы, маджары). Кимаки – самое южное их трех основных племен, главным образом, остались на берегах Сырдарьи и в казахских степях. Куманы, как самое западное из трех племен, заселило Днепро-Донские степи, в основном форсировав Волгу. Кипчаки как самое северное их трех племен, частично осталось в Сибири и казахских степях, часть переселилась в Волго-Донские степи, т.е. были заняты земли сразу за Волгой. Вся огузская степь Дешти-Огуз с тех пор стала называться кыпчакской – Дешти-Кыпчак, по имени самого могущественного племени.

Значительная часть Дешти-Кыпчака разговаривала на смешанном языке – карлуко-кыпчакском / кыпчако-карлукском, огузо-кыпчакском / кыпчако-огузском. Юго-восток Волго-Уралья в районе южноуральских степей, заселенный маджарами и уграми также был заселен некоторым количеством кыпчакских родов, в результате башджары Южного Урала и Зауралья (маджары, башджарды, башгарды) были кыпчакизированы, и в начале XX века именно их язык был принят за основу литературного башкирского языка (язык центральных и западных, северных башкир является булгарским отличаясь от заказанского, нукратского и горного диалекта казанских татар лишь мелкими диалектными особенностями, характерными также и закамскому диалекту современных казанских татар).

Таким образом, кыпчаки в одно время были лишь самым сильным племенем и населяли, вероятно, менее половины кыпчакских земель, контролируя большие пространства. Вся эта разношерстная степь не имела единого центра и царя (т.е. хакана), и эти кыпчакские племена постоянно воевали между собой (ан-Нувайри).

Махмуд Кашгари писал, что языки кыпчаков и булгар похожи, и язык баджанаков (огузов – прим. автора) отличается от них более длинными окончаниями. Мы и сегодня видим как язык современных булгар (волжские татары, западные башкиры) и кыпчаков (казахи, ногаи, зауральские башкиры) похожи, в тоже время язык малоазийских турок, азербайджанцев и туркмен отличается от нашего длинными окончаниями. Конечно, отличия есть и другие, как от языка турок, но так и от языка казахов или ногаев. Но факт, что эти факты про отличия и схожесть, записанные М.Кашгари до сих пор справедливы.

В русских летописях отражены слова князя Всеволода Большое Гнездо, что половцев нельзя брать в поход на булгар, т.к. «булгары и половцы языка и рода едины»). В тоже время Ибн аль-Асир упоминает случай у Аланских ворот (Дарьяльское ущелье) в 1223-м году, когда татаро-монгольское войско Субедея не могло ничего поделать с объединенными силами алан и кыпчаков. После этого «татары пришли к половцам и сказали им: Мы с вами одной крови, а они (аланы) – нет. Не воюйте против нас, и получите свою долю от того добра, что мы захватим у алан». Кыпчаки тогда предали алан и ушли на северные кочевья, а аланы были разбиты, после чего татары со всегда характерной им вероломностью напали и на станы «родных» им кыпчаков,, оставленных теми без присмотра, отобрав у них жен, детей. Кыпчаки бежали к своим союзникам – русам Киева. Русы Киева созвали Рюриковичей и собрали большое войско из нескольких княжеств, после чего произошло сражение на Калке, где объединенное войско русов и кыпчаков было разбито.

После татаро-монгольского нашествия и установления джучидской власти этническая ситуация в Степи изменилась: Рашидаддин написал, что татары расселились среди кыпчаков и растворились среди них, приняв язык и облик кыпчаков. Значит, кыпчаки Восточной Европы и татары по языку и облику отличались друг от друга. Судя по результатам анализам черепов, антропологически население степной части Орды было монголоидным, значит кыпчаки также как и татары (о том, что татары были ярко выраженными монголоидами мы знаем из арабских и кавказских летописей) были монголоидными, но немного отличались друг от друга.

Выше было показано, что кыпчаки в свою очередь состояли из разных племен и народов, не близкородственных друг другу, т.е. и не имели одного кагана или царя. Это была масса племен, временно подчиненная силе кыпчаков, и названная так арабами по имени самого сильного племени. Византийцы назвали всех их куманами по имени племени, граничившего или проживавшего в регионе, входившим в сферу интересов Константинополя (Балканы, Болгария, Крым, Дунай, Днестр). После татарского нашествия этническая ситуация еще более усложнилась: это видно и по записям хронистов Средневековья: Ибн-Халдун писал: «племя Дурут из кыпчаков, а племя Токсоба из татар».

Также кыпчаки часто воевали и за другие народы и страны или нанимаясь как наемники, или вступая в родство с правящей в этой стране династией. Кимаки (бывшие сюзерены кыпчаков) сроднились с Хорезмшахами, воевали с караханидами, газневидами, сельджуками и Аббасидскими халифами. Но наиболее всего кыпчаки воевали на стороне русских князей, вступая с ними в династические связи. Например против Булгарии, или других кыпчакских или славянских племен (Новгородское, Владимиро-Суздальское, Рязанское и другие княжества). Это были самые сильные кыпчакские племена, которые происходили из Центральной Азии. Также они воевали за Грузию (против своих вековых врагов – сельджуков), и на стороне Византии.

Отмечен факт участия кыпчаков в войне Византии с Латинской империей, когда греческое войско ночью налетом захватило спящий Константинополь у франков. Захваченный у греков в 1204 году крестоносцами Константинополь брало смешанное войско Никейской империи (в Никее более полувека скрывались от франков византийские императоры), ядром которой была православная кыпчакская конница.

Таким образом, кыпчаки – это совокупность разных по языку и происхождению (в т.ч. антропологии) тюркских народов, которые в XII веке были самым сильным племенем в Дешти-Кыпчаке. Но спустя века, дабы быстрее колонизировать тюркские земли в Крыму, Кавказе, на Дону, в Поволжье и Волго-Уралье, Петербург начал идеологическую экспансию, связав почти все тюркские народы именно с кыпчаками,пришедшими из Сибири и тюрками Монголии и Алтая. Т.о. о булгарах, аланах, асах и хазарах было велено забыть, историки получили четкие указания называть тюрков Восточной Европы потомками кыпчаков, тогда как булгары были названы предками чувашей (при полной несостоятельности этой теории нижегородского татарина Хусяина Фаизханова, который решил связать язык-р, возникший в 1280-м году в западном Волго-Уралье, с булгарами. Уже доказано языковое родство булгар и кыпчаков, как и то, что чуваши / суас-мари – это результат симбиоза марийцев и булгар.)

Ибн Батута в XIV веке посетивший Золотую Орду, писал, что кыпчаки Крыма являются христианами, а кыпчаки Волго-Донских степей пьют свою водку (спиртной напиток из зерен), как и их хан – Узбек. Ибн Батута назвал его и его гвардию монголами и был свидетелем, как Узбек хан из-за излишнего употребления спиртных напитков опоздал на Джумга-молитву (пятничную).

Современными потомками сибирских кыпчаков являются ногаи и казахи, частично – киргизы и степные узбеки, часть монголов, зауральских (восточных) и оренбургских башкир, а также незначительная часть сибирских татар (т.к. основное количество сибирских татар – это потомки мухаджиров и переселенцев из Волго-Уралья, а также есть еще и «Бухарлы» – мавереннахрские тюрки, в которых течет кровь огузов и карлуков, и лишь незначительно – кыпчаков.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.