Война Гуннской империи с Римской империей

Наука » История
В 395 году гунны ради обогащения напали на восточные провинции Восточно-Римской империи – Сирию, Каппадокию, как ранее на эти земли нападали скифы, сарматы и аланы. После подчинения остготов и алан, гуннский царь подчинил земли до среднего течения Дуная, т.е. до Венгрии, и даже земли нынешней Германии и Скандинавии ему платили налог как верховному царю, не говоря уже о рабах («slaves») лесов Восточной Европы. Т.е. в Европе образовалось два мощных государственных объединения – Гуннская Империя и Римская Империя, разделенная в свою очередь для облегчения управления на две империи – Западную и Восточную. Можно называть это государство Гуннским каганатом, царством, королевством (как было принято у германцев, поэтому об Аттиле очень тепло отзываются в германиских сагах, как например в «Песнь о нибелунгах» он представлен Этцелем). Но после подчинения столь обширных территорий, из страны гуннов в Римскую империю бежало много народу, недовольных новой властью, не только вестготы, но в т.ч. и сами аланы и гунны. Гунны, оказавшись соседями Рима, стали регулярно посылать туда (в Западный Рим) свою конницу для войн Рима с германцами, т.е. гунны частично служили Западному Риму.
После прихода к власти Аттилы все это прекратилось, граница (Дунай) была закрыта, торговля по Дунаю и границе была взята под контроль, дабы избежать невыгодной для гуннов торговли. Гунны нанесли восточно-римским войскам несколько чувствительных поражений, дошли до стен столицы (Константинополь) и восточно-римский император откуплся от них только большой суммой денег в золотых слитках, что составляло примерно 1-2% от бюджета Восточного Рима. Между Гуннской и Восточно-Римской империей был подписан договор о выдаче Константинополем гуннам всех гуннских перебежчиков. Восточно-Римская Империя была ослаблена войной на востоке с Персией, а также с аланами и вестготами, которые в IV в. нанесли сокрушительное поражение восточно-римским легионам под Адрианополем. И в эти годы упадка Восточной Империи гунны были частыми гостями на Балканах.
Через некоторое время Аттила захотел напасть и на Западную Империю и дойти до Рима, и предпринял попытку ослабить Рим захватом самых ее богатых провинции, находящихся в Галлии и Бельгике – житниц Рима. Галлия тогда все еще управлялась Римом, и ее населяли большое количество галло-римлян, но главную роль в Галлии уже тогда играли вестготы, остававшиеся тогда еще союзниками Рима. Последовала отправка послов франкам, живущих по обе стороны Рейна, дабы обеспечить свободный проход гуннов и их союзников – гепидов и остготов, в Галлию. Далее Аттила предполагал встретиться с вестготами и убедить их перейти на его сторону, что окончательно подчинило бы Галлию гуннам. После союза гуннов с франками Рейна и Галлии, Аттила собрал большое войско и форсировав Рейн оказался в Галлии. В войске гуннов было все – и первоклассная гуннская конница, и германская пехота, и осадные орудия, необходимые для штурма римских городов. Аттила послал вестготам письмо о мире и дружбе, такой же как и франкам, но Аэций, встретившийся с вестготами убедил их в том, что Аттила хочет их истребить.
Таким образом, Аэцию удалось собрать антигуннскую коалицию, главную роль в которой играли вестготы, и без которых война с гуннами была бы обречена на провал. Узнав о том, что вестготы выбрали Рим, союзный договор с Аттилой был разорван и франками. Аттила тем временем, брал римские города один за другим, и подошел к Орлеану.
Орлеан не сдавался, и когда Аттила повел своих воинов на последний яростный штурм, и город должен был пасть, разведка гуннов донесла Аттиле, что Аэций, аланы и вестготская армия на марше идет к Орлеану. Мудрый Аттила, всегда стремившийся победить противника не войной и словом и дружбой (за что его и уважали германцы), понял, что вестготы настроены против него, и ему не удасться переманить их в свой лагерь. Он сражу же отдал приказ на отступление, и огромная армия гуннов, гепидов и остготов, так и не приняв сражения с войсками Аэция быстрым маршем двинулась назад – к Рейну. Если бы Аттила не уважал своих германских союзников как себя, то и его не уважали бы так и служили бы ему так преданно, как это было в случае короля гепидов и остготов. Аттила был мудр и умен, и он также был предан своим верным союзникам. Конница гуннов могла быстро уйти за Рейн, но покинуть своих верных друзей Аттила так и не смог. Конница гуннов, отягощеная осадными орудиями своих вассалов и пехотой гепидов и остготов, была нагнана войсками Аэция в Шампани, и Аттила как бы не берег гуннских конников, но так и не смог избежать кровопролития. Произошло грандиознейшшее сражение, которое нужно было Аэцию, и он хотел «поймать двух зайцев» – убить врага Рима Аттилу и ослабить зарвавшихся в Галлии вестготов. Это было время, когда эпоха римских легионов уже прошла, и за Рим воевали лишь федераты, т.е. воины из неримских, т.е. «варварских» наций, в т.ч. сарматы, германцы…
Итак, Каталунское сражение. Произошло в 451 году в Галлии (на территории совр. Шампани), в нем участвовали с одной стороны гунны, гепиды, остготы (командующий – Аттила), и с другой – римляне, вестготы и аланы (командующий – Аэций). Основу войск Аэция составляли вестготы, аланские войска царя Сангибана были не так значительны, ровно как и войска римлян. Сражение продолжавшееся до ночи не привело к поражению той или иной стороны, хотя гунны дали сражение вынужденно, то можно сказать, что римляне так и не смогли помешать им уйти за пределы Галлии – Аттила потерял много лучших своих воинов, но далеко не всех, ровно как и гепиды с остготами не потеряли своих королей. В тоже время аланы во время сражения хотели перейти на сторону гуннов, но предполагавшие такое развитие событий вестготы и римляне изолировали их и не дали усилиться гуннам. В то же время вестготы потеряли своего короля, и даже сам Аэций и сыновья вестготского короля встретили рассвет, по словам готкого историка Иордана, на поле боя, среди гуннских воинов, и только чудом смогли пробраться к своим. Тем временем Аттила уже и так потерявший много воинов, похоже не хотел продолжать сражение, и решил выждать, что будут делать римляне и вестготы.
Факт того, что гунны и их союзники не потеряли своих королей, а лидеры противника потеряли вестготского короля убитым, а выжившие встретили рассвет среди гуннов говорит о многом. Это говорит о том, что ряды вестготов и римлян были смяты и расстроены, иначе короля вестготов, охраняемого самыми доблестными готскими воинами нельзя было бы убить, и Аэций и вестготские принцы, не знавшие к утру своего местоположения, и оказавшиеся без своих воинов среди противника (гуннов) говорит почти о полном поражении Римской коалиции. Только вот это поражение не изменило ничего, т.к. как шел Аттила из Галли, так и он и пошел дальше – за Рейн. Почти разбитый, и чудом не плененный Аэций уговаривал также чудом выживших вестготских принцев напасть на Аттилу и «добить» его окончательно, но кое-как убежавшие от смерти принцы вестготов прекрасно понимали, что еще одно их нападение на гуннов окончательно добьет прежде всего вестготов, а не Аттилу. Возможно, они также поняли, что Аэций их использует, они до этого и так не доверяли Риму, что и покажет последующее время, в результате которого они перестанут подчиняться Риму и этим самым разрушат Римскую Империю на несколько кусков, отхватив Галлию и Испанию.
Таким образом, вестготские принцы ушли в свой удел, а Аттила несмотря на все это, так и не добившийся союза с вестготами и франками, продолжал уходить из Галлии.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.