Бляшки имели треугольную форму с закругленными углами, их орнаментация состояла из трех строенных кружков Бляшки такого типа хорошо известны. Наиболее близкой аналогией им могут служить золотые бляшки из кургана № 100 с. Синявки и бляшки из Бобрицкого кургана № 35 . В этих курганах подобные бляшки украшали головной убор знатных погребенных — в Синявском кургане вместе с бляшками в виде оленей, в Бобрицком — в виде лошадей. Такие же треугольные бляшки, вместе с бляшками в виде фигурок оленя, происходят из кургана № 407 у с. Журовка , а также из кургана у с. Дарьевка близ Шполы, где кроме них были бляшки в виде фигурок оленя и четырехлепестковых розеток. На Левобережье треугольные бляшки, украшеные строенными кружками, происходят из кургана № 13 у хутора Поповка, из кургана № 2 в уроч. Осняги на Ворскле и других.
В.А. Ильинская полагает, что повторяющееся сочетание «тех же типов золотых блях в виде фигурок коня и оленя, треугольников из трех кружков и четырехлепестковых розеток указывает на то, что они входили в состав определенного раннескифского сакрального убора, связанного с культом солнца» . Мы считаем это предположение вполне вероятным.
Обломок костяного предмета с изображением пантеры найден в 1965 г. во время раскопок Хотовского городища в заполнении землянки на глубине 1,5 м от современной поверхности, т. е. на 0,5 м выше ее пола. Размеры обломка 4,7 × 1,8 см, толщина 0,5 см. На лицевой хорошо отполированной поверхности имеется изображение хищника кошачьей породы .. Изображение исполнено в низком рельефе, детали нанесены нарезной линией и наколами. Обратная сторона гладко отполирована. Края обломка сглажены. Кость, очевидно, под действием огня тонирована в коричневый цвет.
Фигурка животного исполнена в зверином стиле и представляет излюбленный в скифском искусстве образ пантеры или барса. Хищник находится почти в лежащем положении, приготовившимся к прыжку. Такое положение получило название «мотива припавшего к земле зверя».
Животное изображено с опущенной вниз головой и полусогнутыми лапами. Ступня задней лапы округло подогнута (ступня передней выщерблена). Нижняя часть живота сильно втянута.
Ухо, глаз и нос находятся на одной линии. Форма уха, очевидно, была полуовальной, в верхней части оно выщерблено. Глаз нанесен углубленной тонкой линией в виде кружка с точкой посередине. Кончик носа очерчен полукруглой такой же тонкой углубленной линией. Открытая пасть зверя обведена тонкой углубленной линией, в ней виден верхний клык.
Мускулы головы, бедра, плечей, а также лапы и хвост гладкие, округлые. На шее, спине и животе шерсть передана круглыми наколами, очевидно, изображающими имеющуюся у пантер и барсов пятнистость. Загривок выщерблен около обломка, хвост обломан, однако, несмотря на эти повреждения, образ зверя воспринимается четко. Возможно, этот обломок является частью ручки зеркала или костяной ложки.
С территории Скифии нам известно лишь одно подобное изображение кошачьего хищника на костяном предмете. Речь идет о ложке из кургана у с. Дарьевка .
Имеется еще четыре предмета из кости с изображением хищника кошачьей породы, но с согнутой в кольцо фигурой. Они происходят, из кургана Темир-Гора , из Келермесского кургана , из бывшего Роменского уезда на Полтавщине , из упомянутого выше кургана у с. Дарьевки .
Значительно больше изображений барса в позе, близкой Хотовской, известно в металле. Это прежде всего знаменитая Келермесская пантера , затем изображения на золотой пластине и серебряном зеркале из того же кургана , на золотой обкладке ножен из кургана у хутора Шумейко , на золотой бляшке из Ульского кургана , на конце ручки бронзового зеркала с Кавказа , на медной оправе кинжала из кургана близ с. Урус-Мартан , на 11 золотых бляхах от горита из кургана Витовая могила, на 14 золотых бляхах из кургана Опишлянка у с. Деревки на Ворскле и кургана № 2 у с. Воловковцы . Имеется еще одна крестовидная бляха с аналогичными изображениями, происходящая из коллекции Боткина, место ее находки неизвестно . Подобное изображение встречено и на ручке бронзового зеркала из Гавриловского могильника .
На территории Скифии такие изображения были, очевидно, и на каменных предметах216 .
На отдаленной от Скифии территории близкие хотовскому изображения имеются среди луристанских бронз и предметов Саккызского клада. Среди последних упомянут обломок керамического изделия .
Среди предметов савроматского искусства встречается поза, подобная хотовской. Однако этой позой наделены не кошачьи хищники — пантера или барс, как у скифов, а медведь, волк или фантастические животные . Поэтому некоторые изображения подобного плана с Кавказа К.Ф. Смирнов считает близкими савроматским, например, бронзовое зеркало из кургана близ с. Хабаз .
Хотовскую пантеру мы ставим в серию изображений типа келермесской пантеры. Хронологически хотовская находка — несколько более поздняя.
Изображение кошачьего хищника, в том числе и пантеры, у скифов вероятнее всего связано с кругом животных, близких Великой богине .
Вопрос о месте изготовления Хотовской пантеры может ставиться пока только предположительно. Наиболее вероятно думать, что вырезана она местным художником в традиционной, присущей скифским образцам, позе. Связи Скифии с Кавказом и Малой Азией, непосредственное знакомство с животным миром этих территорий во время походов скифов через Кавказ давали возможность их участникам близко наблюдать таких хищников. Поэтому, барсы и пантеры не были уж столь далекими образами для скифских художников. К этому же существует мнение зоологов о проникновении в те времена леопардов в южные районы наших причерноморских степей .
Датировка Хотовской пантеры концом VI в. до н. э. дана на основании наконечников стрел и керамики, найденных вместе с ней в заполнении землянки
В.А. Ильинская полагает, что повторяющееся сочетание «тех же типов золотых блях в виде фигурок коня и оленя, треугольников из трех кружков и четырехлепестковых розеток указывает на то, что они входили в состав определенного раннескифского сакрального убора, связанного с культом солнца» . Мы считаем это предположение вполне вероятным.
Обломок костяного предмета с изображением пантеры найден в 1965 г. во время раскопок Хотовского городища в заполнении землянки на глубине 1,5 м от современной поверхности, т. е. на 0,5 м выше ее пола. Размеры обломка 4,7 × 1,8 см, толщина 0,5 см. На лицевой хорошо отполированной поверхности имеется изображение хищника кошачьей породы .. Изображение исполнено в низком рельефе, детали нанесены нарезной линией и наколами. Обратная сторона гладко отполирована. Края обломка сглажены. Кость, очевидно, под действием огня тонирована в коричневый цвет.
Фигурка животного исполнена в зверином стиле и представляет излюбленный в скифском искусстве образ пантеры или барса. Хищник находится почти в лежащем положении, приготовившимся к прыжку. Такое положение получило название «мотива припавшего к земле зверя».
Животное изображено с опущенной вниз головой и полусогнутыми лапами. Ступня задней лапы округло подогнута (ступня передней выщерблена). Нижняя часть живота сильно втянута.
Ухо, глаз и нос находятся на одной линии. Форма уха, очевидно, была полуовальной, в верхней части оно выщерблено. Глаз нанесен углубленной тонкой линией в виде кружка с точкой посередине. Кончик носа очерчен полукруглой такой же тонкой углубленной линией. Открытая пасть зверя обведена тонкой углубленной линией, в ней виден верхний клык.
Мускулы головы, бедра, плечей, а также лапы и хвост гладкие, округлые. На шее, спине и животе шерсть передана круглыми наколами, очевидно, изображающими имеющуюся у пантер и барсов пятнистость. Загривок выщерблен около обломка, хвост обломан, однако, несмотря на эти повреждения, образ зверя воспринимается четко. Возможно, этот обломок является частью ручки зеркала или костяной ложки.
С территории Скифии нам известно лишь одно подобное изображение кошачьего хищника на костяном предмете. Речь идет о ложке из кургана у с. Дарьевка .
Имеется еще четыре предмета из кости с изображением хищника кошачьей породы, но с согнутой в кольцо фигурой. Они происходят, из кургана Темир-Гора , из Келермесского кургана , из бывшего Роменского уезда на Полтавщине , из упомянутого выше кургана у с. Дарьевки .
Значительно больше изображений барса в позе, близкой Хотовской, известно в металле. Это прежде всего знаменитая Келермесская пантера , затем изображения на золотой пластине и серебряном зеркале из того же кургана , на золотой обкладке ножен из кургана у хутора Шумейко , на золотой бляшке из Ульского кургана , на конце ручки бронзового зеркала с Кавказа , на медной оправе кинжала из кургана близ с. Урус-Мартан , на 11 золотых бляхах от горита из кургана Витовая могила, на 14 золотых бляхах из кургана Опишлянка у с. Деревки на Ворскле и кургана № 2 у с. Воловковцы . Имеется еще одна крестовидная бляха с аналогичными изображениями, происходящая из коллекции Боткина, место ее находки неизвестно . Подобное изображение встречено и на ручке бронзового зеркала из Гавриловского могильника .
На территории Скифии такие изображения были, очевидно, и на каменных предметах216 .
На отдаленной от Скифии территории близкие хотовскому изображения имеются среди луристанских бронз и предметов Саккызского клада. Среди последних упомянут обломок керамического изделия .
Среди предметов савроматского искусства встречается поза, подобная хотовской. Однако этой позой наделены не кошачьи хищники — пантера или барс, как у скифов, а медведь, волк или фантастические животные . Поэтому некоторые изображения подобного плана с Кавказа К.Ф. Смирнов считает близкими савроматским, например, бронзовое зеркало из кургана близ с. Хабаз .
Хотовскую пантеру мы ставим в серию изображений типа келермесской пантеры. Хронологически хотовская находка — несколько более поздняя.
Изображение кошачьего хищника, в том числе и пантеры, у скифов вероятнее всего связано с кругом животных, близких Великой богине .
Вопрос о месте изготовления Хотовской пантеры может ставиться пока только предположительно. Наиболее вероятно думать, что вырезана она местным художником в традиционной, присущей скифским образцам, позе. Связи Скифии с Кавказом и Малой Азией, непосредственное знакомство с животным миром этих территорий во время походов скифов через Кавказ давали возможность их участникам близко наблюдать таких хищников. Поэтому, барсы и пантеры не были уж столь далекими образами для скифских художников. К этому же существует мнение зоологов о проникновении в те времена леопардов в южные районы наших причерноморских степей .
Датировка Хотовской пантеры концом VI в. до н. э. дана на основании наконечников стрел и керамики, найденных вместе с ней в заполнении землянки
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи