В чём же секрет этих замечательных веществ — катализаторов? Давайте разберёмся, почему сахар и другие органические вещества самопроизвольно не превращаются в углекислый газ и воду — гораздо более энергетически выгодные (говорят ещё «термодинамически устойчивые») соединения. Разве это не удивительно? Ведь если положить, скажем, шарик на вершину горки, он тут же займёт более энергетически выгодное положение — скатится вниз. Если же его оградить барьером, он скатиться не сможет. Чтобы оказаться внизу и тем самым уменьшить свою потенциальную энергию, шарику нужно преодолеть барьер, а для этого необходима дополнительная энергия.
Все существующие химические вещества, даже весьма термодинамически неустойчивые, окружены на своих энергетических «вершинах» подобными барьерами. Порой энергия, необходимая для их преодоления, сравнима с кинетической энергией теплового движения молекул. Тогда достаточно простого смешения реагентов — и реакция происходит при комнатной температуре. Нагревая реакционную смесь, можно преодолеть барьер чуть повыше. Но иногда он слишком высок, и в этом случае придётся или искать способы доставки необходимой энергии молекулам реагентов, или попытаться обойти энергетический барьер.
Как это сделать? Оказывается, катализатор может, подобно опытному проводнику, хорошо знающему местность, повести реакцию по совершенно иному пути. При этом её механизм претерпевает сильные изменения. Существует масса способов обойти энергетическую «гору». Каждый катализатор, работающий в конкретной реакции, выбирает для процесса свой путь. При этом новый маршрут может быть гораздо длиннее изначального: число промежуточных стадий и продуктов иногда возрастает в несколько раз. Но зато количество энергии, требуемое на каждой стадии, оказывается существенно меньше, чем в отсутствие «проводника». В итоге, пройдя более длинный путь при помощи катализатора, реакция даёт желаемый результат значительно быстрее.
Однако «постороннее вещество» может воздействовать на ход реакции и противоположным образом: привести её к труднопреодолимому энергетическому барьеру. Тогда процесс замедляется. Такой «отрицательный» катализ называется ингибированием (от лат. inhibeo — «останавливаю», «сдерживаю»), а «катализаторы наоборот» — ингибиторами.
Зачем нужно замедлять скорость реакции? Да ведь если в одних процессах человечество «кровно» заинтересовано, то другие крайне нежелательны, например коррозия металлов, порча пищевых продуктов, случайные взрывы чувствительных к сотрясениям веществ. Кроме того, реакция, всегда приводящая только к определённому продукту, — в химии (особенно в органической) явление довольно редкое. Существует великое множество процессов, дающих целый набор разных веществ. Но и в живых организмах, и в производственных процессах часто необходимо, чтобы получался
только какой-нибудь один продукт. И здесь на помощь тоже приходит катализ. Тщательно подобранный катализатор даёт возможность вести реакцию таким образом, что в результате будет получено одно-единственное вещество. Так работают все ферменты живой клетки, а по их подобию химики научились создавать и производственные каталитические системы.
Немало известных учёных пытались раскрыть тайну каталитического действия. И тем не менее механизм катализа до сих пор во многом остаётся загадкой.
Похожие статьи