Пастер неслучайно упорствовал, не желая сводить брожение к обычному катализу. Дело в том, что ферменты сильно отличаются от небиологических катализаторов.
Во-первых, они чувствительны к температуре, как живые существа. Наиболее распространённый температурный режим промышленных катализаторов — от 200 до 500 °С, а молекулы некоторых ферментов повреждаются уже при 40 °С. При 70 °С большинство ферментов полностью теряют каталитические свойства.
Во-вторых, ферменты чрезвычайно чувствительны к кислотности среды. Каждый фермент работает только в узком интервале рН. Пепсин желудочного сока действует при рН 2—3. Кислая среда обеспечивается соляной кислотой — основным компонентом желудочного сока. Оптимальное значение рН большинства внутриклеточных ферментов — около 7. Это — нейтральная среда, которая обеспечивается кровью. В крови здорового человека рН не отличается от среднего значения 7,4 более чем на 0,2. При рН крови ниже 7,0 или выше 7,8 наступает смерть из-за нарушения деятельности ферментов.
В-третьих, ферменты обладают огромной каталитической активностью: они способны ускорять реакции в 1014—1015 (миллион миллиардов) раз (а многие ферментативные реакции в отсутствие ферментов просто не идут). Возможности обычных катализаторов гораздо скромнее. Например, 1 моль фермента алкогольдегидрогеназы за секунду при комнатной температуре способен превратить в уксусный альдегид 720 моль этилового спирта, в то время как 1 моль медного катализатора при 200 °С справляется лишь с 0,1—1 моль спирта. Правда, 1 моль меди весит 64 г, а 1 моль алкогольдегидрогеназы — примерно 84 кг. Но ведь реакция идёт между частицами, а не между килограммами.
И наконец, невероятная активность ферментов сочетается со столь же невероятной специфичностью их действия. О том, что это такое, хорошо написал немецкий физикохимик Густав Тамман (1861 — 1938): «...Ферменты ускоряют гидролитические реакции так же, как и кислоты, но действие первых отличается от действия вторых... Кислоты ускоряют все гидролитические реакции; ферменты только некоторые. Если одна кислота ускоряет какой-нибудь гидролиз, то и другие кислоты так же действуют. Действие, производимое некоторыми ферментами, в большинстве случаев не может быть вызвано другим ферментом».
Часто один фермент влияет только на строго определённое вещество или связь, причём различает даже оптические изомеры! Природные ферменты, например, действуют лишь на L-аминокислоты, которые составляют природные белки, и не обращают внимания на их «сестёр-близнецов» — изомерные L-аминокислоты
*рН — водородный показатель среды. Он связан с концентрацией ионов Н+ соотношением
рН=-lg[H+]. В нейтральной среде при 25 °С концентрация водородных ионов составляет 10-7 моль/л, при этом рН=7. Если концентрация ионов Н+ превышает 10-7 моль/л, рН<7, среда кислая, в щелочной среде — наоборот.
Рихард Мартин Вильштеттер.
Габриэль Эмиль Бертран.
В обычных химических реакциях оптические изомеры ведут себя практически одинаково, поэтому их почти невозможно отличить друг от друга химическим путём и получить в чистом виде, а не в виде смеси. Один из способов разделить таких «близнецов» — доверить эту работу ферментам.
Похожие статьи