ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВОДНЫЕ «ЛУННОГО» И «ЗЕМНОГО» ЭЛЕМЕНТОВ

Наука » Химия

Органические соединения селена и теллура пользуются дурной славой среди химиков. Для работы со мно­гими из них, в особенности с легко­летучими соединениями, требуется специальная техника. Так, в одной из научных публикаций авторы сооб­щали, что для проведения опытов с алкильными производными селена пришлось построить отдельную ла­бораторию. И не из-за особой ток­сичности или взрывоопасности, а из-за запаха! В современной англо­язычной научной литературе соеди­нения селена и теллура удостоились эпитетов «зловонный» и «смрадный». Но невзирая на это химики активно работают с такими веществами — на основе органических производных серы и селена получены полимеры с высокой электропроводностью, на­стоящие «органические металлы»!

Соли типа [TMeTSeF]+BF-4 облада­ют электропроводностью на уровне обычных металлов. Более того, со­противление у них при охлаждении падает значительно быстрее, чем у ме­таллов. Учёные надеялись, что темпе­ратура перехода в сверхпроводящее состояние у них будет достаточно высокой. Однако выяснилось, что при охлаждении до -100 °С сопротивление скачкообразно увеличивается и они становятся изоляторами. Оказалось, что в обычных условиях молекулы «органических металлов» образуют проводящие цепочки. При -100 °С эти цепочки распадаются и проводимость исчезает.

Лишь в 1980 г. был открыт пер­вый настоящий органический сверх­проводник. Им оказался перхлорат [TMeTSeFe]+ClO-4, который становит­ся сверхпроводником при охлажде­нии до 1,2 К (-272 °С).

Теперь обратимся к другой обла­сти научных знаний. В последнее время всё больше учёных приходит к выводу, что процессы старения связаны с накоплением живой клеткой свободных радикалов. Они образуют­ся в процессе дыхания и, будучи весьма химически активными, могут нарушать структуру ДНК, возможно, даже инициируют процесс перерож­дения здоровых клеток в злокачест­венные. Оказалось, что аминодиарилселениды являются одними из наиболее эффективных на сегодняш­ний день антиоксидантов — «лову­шек» для радикалов.

ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВОДНЫЕ «ЛУННОГО» И «ЗЕМНОГО» ЭЛЕМЕНТОВ

К сожалению, из-за высокой ток­сичности использовать их в меди­цинской практике пока невозможно. В других же областях селеновые антиоксиданты находят широкое примене­ние. Так, производные H2N(CH2)6SeO2R применяются для отбеливания бумаж­ной массы. Незначительные добав­ки соединений селена существенно увеличивают светостойкость различ­ных красителей.