Обычное оконное стекло — это силикат состава Na2O•СаО•6SiO2. Стекло — аморфный материал, представляющий собой переохлаждённую жидкость. Иногда в стекле возникают области кристаллизации, что приводит к потере прочности. Получают стекло сплавлением кварцевого песка SiO2, известняка СаСО3 и соды Na2CO3:
Na2CO3+CaCO3+6SiO2= Na2O•СаО•6SiO2+2СО2.
Процесс осуществляют в печах при температуре 1100—1600 °С, после чего образовавшуюся стекломассу постепенно охлаждают.
Окрашенные стёкла получают введением в шихту (смесь исходных материалов) различных оксидов: NiO придаёт стеклу разнообразную цветовую гамму — от фиолетовой до жёлтой и серо-коричневой, Сr2О3 сообщает ему травянисто-зелёную окраску, CuО или СоО — синюю, оксиды железа — от голубовато-зелёной (FeO) до красно-бурой (Fe2O3), Mn2O3 — фиолетовую или пурпурную, Cu2O — красную, Sb2O3 —
жёлтую, U3O8 — желтовато-зелёную (урановое стекло), коллоидные растворы меди и золота — рубиново-красную («медный рубин» и «золотой рубин»). Молочное стекло образуется при введении в шихту порошка полевого и плавикового шпатов.
При замене оксида кальция на оксид свинца получается хрусталь — стекло, обладающее способностью сильно преломлять лучи света. Его используют в оптике и для изготовления хрустальной посуды, ваз, подсвечников, люстр и т. д.
Обычное стекло размягчается при температуре 500—600 °С, поэтому в лабораторной практике часто применяют термостойкое боросиликатное стекло (пирекс), содержащее оксид бора В2О3 Такое стекло плавится при температуре выше 800 °С.
Природное вулканическое стекло (обсидиан) и тектиты — стёкла метеоритного происхождения — уже в каменном веке использовались людьми для изготовления примитивных орудий труда. Производство стекла также уходит своими корнями в глубокую древность. Древнее стекло обычно было цветным и непрозрачным. По сравнению с современным оконным, в нём меньше кремнезёма и оксида кальция, но значительно больше натрия. Это связано с тем, что для варки стекла тогда использовали шихту, состоящую из смеси древесной золы с большим количеством соды, поташа K2CO3 и песка, в состав которого наряду с кремнезёмом входили соединения кальция, алюминия и железа. Содержащаяся в кварцевом песке примесь оксида железа Fe2O3 придаёт стеклу жёлтую окраску. Однако если стекло варят при высокой температуре (1450 °С) в восстановительной среде, например в присутствии угля, то соединения железа(III) восстанавливаются до соединений железа(Н): 2Fe2O3=4FeO+O2 (при этом кислород связывается углеродом золы: 2С+О2=2СО), благодаря которым стекло приобретает красивый зеленоватый или голубоватый оттенок. В древности из стекла изготовляли не только посуду (чаши, кубки, кувшины, флакончики для благовоний), но и различные украшения — бусы, перстни, кольца.
В Древнем Риме знали и листовое стекло: его использовали для остекления окон зданий. Римлянам же приписывают изобретение техники выдувания из стекла различных сосудов. В Средние века был разработан способ покрытия стеклянного сосуда тонкими нитями, выполненными из молочного (белого) стекла. Изделия стали украшать росписью, эмалью, гравировкой, филигранью. Центром стеклоделия в Италии в течение многих столетий был остров Мурано — один из многочисленных островов Венецианской лагуны. Изделия из муранского стекла и по сей день высоко ценятся на мировом рынке.
Долгое время считалось, будто производство стекла на Руси началось лишь в XVII в., когда в Московском уезде был основан первый стекольный завод. Однако археологические раскопки, проведённые во многих древнерусских городах — Киеве, Чернигове, Рязани, свидетельствуют о том, что наши предки освоили выплавку стекла ещё в домонгольский период. Оно использовалось для создания мозаик из смальты — разноцветных стеклянных кубиков, закреплённых на известковой штукатурке. Расположенные под разными углами к поверхности, кусочки смальты мерцают, по-разному отражая падающий на них свет. Техника мозаики, а также и технология производства смальты пришли на Русь из Византии вместе с принятием христианства. На территории Киево-Печерской лавры была раскопана целая мастерская по производству смальты. Стекло отливали в форме пластинок, а затем аккуратно раскалывали его на кубики с размером ребра примерно 1 см. Химический анализ этих стёкол показал, что киевские ремесленники в совершенстве владели секретами стекловарения: введение в шихту различных соединений (свинца, олова, меди, железа, марганца) позволяло получать стёкла лимонно-жёлтого, телесного, красного, голубого, синего, фиолетового и чёрного цвета. Золотую смальту изготовляли, покрывая стеклянные плитки тончайшей золотой фольгой, а для её зашиты от повреждений сверху наплавляли дополнительный слой стекла.
Бутыль. Cuрия. Вторая половина I в. н. э. Государственный Эрмитаж.
Фрагмент мозаики мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Италия. Первая четверть V в.
Похожие статьи