СТЕКЛО

Наука » Химия

Обычное оконное стекло — это силикат состава Na2O•СаО•6SiO2. Стекло — аморфный материал, представляющий собой переохлаждённую жидкость. Иногда в стекле возникают области кристаллизации, что приводит к потере прочности. Получают стекло сплавлени­ем кварцевого песка SiO2, известняка СаСО3 и соды Na2CO3:

Na2CO3+CaCO3+6SiO2= Na2O•СаО•6SiO2+2СО2­.

Процесс осуществляют в печах при температуре 1100—1600 °С, после че­го образовавшуюся стекломассу по­степенно охлаждают.

Окрашенные стёкла получают вве­дением в шихту (смесь исходных мате­риалов) различных оксидов: NiO прида­ёт стеклу разнообразную цветовую гамму — от фиолетовой до жёлтой и се­ро-коричневой, Сr2О3 сообщает ему травянисто-зелёную окраску, CuО или СоО — синюю, оксиды железа — от голубовато-зелёной (FeO) до красно-бу­рой (Fe2O3), Mn2O3 — фиолетовую или пурпурную, Cu2O — красную, Sb2O3

жёлтую, U3O8 — желтовато-зелёную (урановое стекло), коллоидные раство­ры меди и золота — рубиново-красную («медный рубин» и «золотой рубин»). Молочное стекло образуется при вве­дении в шихту порошка полевого и пла­викового шпатов.

При замене оксида кальция на оксид свинца получается хрусталь — стекло, обладающее способностью сильно пре­ломлять лучи света. Его используют в оп­тике и для изготовления хрустальной по­суды, ваз, подсвечников, люстр и т. д.

Обычное стекло размягчается при температуре 500—600 °С, поэтому в лабораторной практике часто применя­ют термостойкое боросиликатное сте­кло (пирекс), содержащее оксид бора В2О3 Такое стекло плавится при темпе­ратуре выше 800 °С.

Природное вулканическое стекло (обсидиан) и тектиты — стёкла метео­ритного происхождения — уже в ка­менном веке использовались людьми для изготовления примитивных орудий труда. Производство стекла также ухо­дит своими корнями в глубокую древ­ность. Древнее стекло обычно было цветным и непрозрачным. По сравнению с современным оконным, в нём меньше кремнезёма и оксида кальция, но значительно больше натрия. Это связано с тем, что для варки стекла то­гда использовали шихту, состоящую из смеси древесной золы с большим коли­чеством соды, поташа K2CO3 и песка, в состав которого наряду с кремнезёмом входили соединения кальция, алюминия и железа. Содержащаяся в кварцевом песке примесь оксида железа Fe2O3 придаёт стеклу жёлтую окраску. Одна­ко если стекло варят при высокой тем­пературе (1450 °С) в восстановительной среде, например в присутствии угля, то соединения железа(III) восстанавливают­ся до соединений железа(Н): 2Fe2O3=4FeO+O2 (при этом кислород свя­зывается углеродом золы: 2С+О2=2СО), благодаря которым стекло приобретает красивый зеленоватый или голубоватый оттенок. В древности из стекла изготовляли не только посуду (ча­ши, кубки, кувшины, флакончики для благовоний), но и различные украше­ния — бусы, перстни, кольца.

В Древнем Риме знали и листовое стекло: его использовали для остекле­ния окон зданий. Римлянам же припи­сывают изобретение техники выдувания из стекла различных сосудов. В Средние века был разработан способ покрытия стеклянного сосуда тонкими нитями, выполненными из молочного (белого) стекла. Изделия стали украшать роспи­сью, эмалью, гравировкой, филигранью.

Центром стеклоделия в Италии в те­чение многих столетий был остров Мурано — один из многочисленных остро­вов Венецианской лагуны. Изделия из муранского стекла и по сей день высо­ко ценятся на мировом рынке.

Долгое время считалось, будто про­изводство стекла на Руси началось лишь в XVII в., когда в Московском уезде был основан первый стекольный завод. Од­нако археологические раскопки, прове­дённые во многих древнерусских го­родах — Киеве, Чернигове, Рязани, свидетельствуют о том, что наши пред­ки освоили выплавку стекла ещё в домонгольский период. Оно использова­лось для создания мозаик из смальты — разноцветных стеклянных кубиков, за­креплённых на известковой штукатурке. Расположенные под разными углами к поверхности, кусочки смальты мерцают, по-разному отражая падающий на них свет. Техника мозаики, а также и техно­логия производства смальты пришли на Русь из Византии вместе с принятием христианства. На территории Киево-Печерской лавры была раскопана целая мастерская по производству смальты. Стекло отливали в форме пластинок, а затем аккуратно раскалывали его на ку­бики с размером ребра примерно 1 см. Химический анализ этих стёкол показал, что киевские ремесленники в совер­шенстве владели секретами стекловаре­ния: введение в шихту различных соеди­нений (свинца, олова, меди, железа, марганца) позволяло получать стёкла лимонно-жёлтого, телесного, красного, голубого, синего, фиолетового и чёрно­го цвета. Золотую смальту изготовляли, покрывая стеклянные плитки тончай­шей золотой фольгой, а для её зашиты от повреждений сверху наплавляли допол­нительный слой стекла.



СТЕКЛО

 

 

 

 

Бутыль. Cuрия. Вторая половина I в. н. э. Государственный Эрмитаж.

Фрагмент мозаики мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Италия. Первая четверть V в.

 



Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторы: Андрей Дроздов, Илья Леенсон, Дмитрий Трифонов, Денис Жилин, Александр Серов, Андрей Бреев, Андрей Шевельков, Вадим Ерёмин, Юлия Яковлева, Оксана Рыжова, Виктория Предеина, Наталья Морозова, Алексей Галин, Сергей Каргов, Сергей Бердоносов, Александр Сигеев, Оксана Помаз, Григорий Середа, Владимир Тюрин, Антон Максимов, Вячеслав Загорский, Леонид Каневский, Александр Скундин, Борис Сумм, Игнат Шилов, Екатерина Менделеева, Валерий Лунин, Абрам Блох, Пётр Зоркий, Александр Кури, Екатерина Иванова, Дмитрий Чаркин, Сергей Вацадзе, Григорий Серела, Анастасия Ростоцкая, Александр Серое, Анастасия Сигеева
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.