В XIX в. в химии было накоплено большое число фактов, необъяснимых с точки зрения существовавшей тогда теории валентности. Многие вещества, в которых элементы, казалось бы, уже полностью использовали свои валентности, сохраняют способность к дальнейшему присоединению различных ионов и молекул. При этом новые, «незаконные» (с точки зрения теории) связи оказываются не менее прочными, чем «обычные» валентные связи. Некоторые из вновь открытых соединений были названы двойными солями (например, 3KF•AlF3), другие — аммиакатами (CuSO4•4NH3 третьи — кристаллогидратами (CuСl2•6Н2О) и т. д.
Необычность поведения подобных веществ можно продемонстрировать на примере соединений «четырёхвалентной» платины: PtCl4•2NH3, PtCl4•4NH3, PtCl4•6NH3 и PtCl4•2KCl. Несмотря на внешнее сходство, они резко различаются по свойствам. Так, первое из них в растворе практически не распадается на ионы (раствор не проводит электрический ток). Отсутствие хлорид-ионов подтверждает и качественная реакция: при взаимодействии раствора с нитратом серебра осадка AgCl не выпадает.
Второе соединение образует растворы с высокой электропроводностью: в воде оно распадается на три иона. Нитрат серебра осаждает из таких растворов только два атома хлора из четырёх.
В третьем соединении все четыре атома хлора осаждаются из водных растворов нитратом серебра; значение электропроводности растворов показывает, что соль распадается на пять ионов.
В четвёртом соединении, как и в первом, нитрат серебра вовсе не осаждает хлора, однако растворы этого вещества проводят ток, причём степень электропроводности указывает на образование трёх ионов из каждой исходной молекулы. А специальными обменными реакциями можно обнаружить ионы калия.
По приведённым «молекулярным» формулам такое поведение предсказать было невозможно. Более того, обнаруживались всё новые факты, не поддававшиеся объяснению с помощью классической теории валентности. Так, соль Пейроне и соль Рейзе одинакового состава PtCl2•2NH3 различались цветом, растворимостью и другими свойствами. Крупнейший русский химик Лев Александрович Чугаев, получивший мировое признание за работы по химии комплексных соединений, писал, что эта область «по своей запутанности, по противоречивости фактических данных и отсутствию какой-либо общей руководящей идеи казалась совершенно безнадёжной для систематической разработки».
Похожие статьи