Идея об эквивалентности теплоты и работы в конце 30-х гг. XIX в., как говорится, витала в воздухе. Как иначе объяснить тот факт, что приоритет открытия этого закона оспаривали, и не без основания, сразу пять человек: Роберт Майер, Джеймс Прескотт Джоуль (1818— 1889), Карл Фридрих Мор (1805— 1879), Людвиг Август Кольдинг (1815—1888) и Марк Сеген (1786— 1875). Трое из них не были даже профессиональными физиками. Так, Майер — врач, Джоуль — владелец пивоваренного завода, а Мор служил аптекарем (химикам он известен как изобретатель «пипетки Мора» и «соли Мора»), В 1837 г., за несколько лет до Майера, Мор в статье «Взгляды на природу теплоты» сформулировал закон сохранения энергии. Однако самые авторитетные в то время журналы «Анналы фармации и химии» и «Анналы физики» отказались публиковать её — ведь автор не был «официальным» учёным, входящим в университетскую корпорацию. В конце концов Мор послал статью в Вену и... забыл о ней. Лишь спустя 30 лет он случайно обнаружил, что его работу всё-таки напечатали! Поэтому неудивительно, что первооткрывателем закона сохранения энергии считают Майера.
«Мысль об этом законе пришла Майеру внезапно в июле 1840 г., — свидетельствует историк физики Марио Льоцци, — она стала для него как бы религиозным откровением, и развитию и защите своей идеи он посвятил всю жизнь, вкладывая в это столько духовных и физических сил, что это привело его в психиатрическую больницу».
Юлиус Роберт Майер.
Количественное соотношение между теплотой и работой — знаменитый «механический эквивалент теплоты» — Майер вывел теоретически. Он приравнял разницу между теплоёмкостями газа при постоянном давлении и постоянном объёме (Ср-Сv) работе, которую совершает расширяющийся газ. Используя экспериментальные (не очень точные) данные по теплоёмкостям газов французского физикохимика Пьера Луи Дюлонга (1785—1838), Майер установил, что одна килокалория тепловой энергии — а именно столько её выделяется при охлаждении одного литра воды на один градус — эквивалентна работе по поднятию массы 365 кг на высоту 1 м (т. е. 365 кГм). Это был поразительный результат! Правда, для этого необходимо перевести в полезную работу всю выделяющуюся теплоту. Невозможность осуществления такого процесса на практике была доказана позднее (см. статью «Быть или не быть реакции? Химическая термодинамика»). Это понимал уже Майер, который писал: «Если с этим результатом сравнить полезное действие наших лучших паровых машин, мы увидим, что лишь очень малая часть подводящегося к котлу тепла действительно превращается в движение или поднятие груза».
Джеймс Прескотт Джоуль
Позднее величина механического эквивалента теплоты несколько раз уточнялась. Джоуль в 1843 г. получил значение 460 кГм, американский физик Генри Август Роуланд (1848—1901) в 1880 г. — 427 кГм, что практически не отличается от точного значения.
В Международной системе единиц (СИ) нет необходимости пользоваться понятием механического эквивалента теплоты, поскольку здесь для измерения как механической работы, так и тепловой энергии принята одна и та же единица — джоуль, названная в честь выдающегося английского учёного. Впервые джоуль был введён на II Международном конгрессе электриков ещё в 1899 г. в качестве единицы работы и энергии электрического тока. В настоящее время его используют для измерения любой энергии — механической, тепловой, энергии звуковых и электромагнитных волн, химических связей, реакций и т. д. Со старой тепловой единицей — калорией, которая была принята в термохимических расчётах, джоуль связан соотношением 1 кал = 4,184 Дж.
Похожие статьи