Поверхностно-активные вещества (ПАВ) получили ныне широкое распространение — промышленность производит их примерно по 3 кг в год на каждого жителя Земли. Используются ПАВ как моющие средства, в качестве эмульгаторов, способствующих образованию эмульсий, флотационных реагентов (для обогащения полезных ископаемых, мелкие частички которых переходят в пенный слой), косметических средств и т. д.
Есть у этих веществ и другое название — сурфактанты (от англ. surface-active agent, или surfactant, — «поверхностно-активный агент»). «Любимое занятие» таких соединений — найти поверхность раздела между жидкостью и газом или между двумя несмешивающимися жидкостями и тут же устроиться на этой границе поудобнее. Подобному поведению способствует двойственная природа молекул ПАВ: с одной стороны, они содержат гидрофильные (т. е. «водолюбивые») группы, например — СООН, которые «тянут» молекулы в воду; с другой — в составе тех же молекул (часто на значительном отдалении) имеются гидрофобные («боящиеся воды») группы, например углеводородные цепочки, которые способствуют растворению ПАВ в неполярных жидкостях. Эта двойственность и объясняет особенности поведения молекул: наиболее «комфортно» они чувствуют себя именно на границе раздела двух фаз, где гидрофильные группы «погружены» в водный раствор, а гидрофобные обращены в сторону неполярной фазы (воздух, масло, бензин и т. п.).
А что получится, если молекулам ПАВ не предоставить границы раздела? Или если их в растворе намного больше, чем может разместиться на конкретной границе? В таком случае десятки, а то и сотни молекул собираются в шарообразные скопления — мицеллы (от лат. micella — «маленькая частичка»). Если это происходит в водной среде, углеводородные цепи ПАВ объединяются в компактное ядро, а полярные группы образуют внешнюю оболочку, обращённую к жидкости. В результате вода не контактирует с углеводородными группами: молекулы ПАВ сами создали нужную им границу раздела.
Мицеллы обладают типичными свойствами коллоидных систем; их образование можно иногда зафиксировать невооружённым глазом. Так, если постепенно добавлять мыло в воду, то при достижении определённой концентрации, называемой критической, светорассеяние раствора увеличивается, он мутнеет. Это верный признак коллоидного раствора, содержащего мицеллы.
Не все поверхностно-активные вещества «умеют» создавать мицеллы — для этого необходимо определённое соотношение между углеводородным «хвостом» и полярной группой. К мицеллообразуюшим относятся, например, натриевые и аммониевые соли жирных кислот с 12—20 атомами углерода в цепи. Так, олеат натрия (соль олеиновой кислоты) способен порождать устойчивые мицеллы диаметром около 5 нм. Одновременно с ними в растворе могут присутствовать также молекулы ПАВ, образующие истинный раствор, однако их концентрация обычно невелика: количество вещества в мицеллярной форме может в тысячи раз превышать его количество в виде раствора.
Механизмы появления и разрушения мицелл важно знать, чтобы улучшать моющие свойства ПАВ. Другое интересное применение мицелл — ускорение химических реакций (мицеллярный катализ). Это происходит благодаря увеличению концентрации реагирующих веществ, молекулы которых входят внутрь мицелл, причём скорость реакции может увеличиться на два-три порядка по сравнению с идущей в растворе. Если же один из реагентов входит в состав мицелл, а другой остаётся в растворе, скорость реакции между ними резко уменьшается.
Джон У. Хилл, преподаватель химии из штата Висконсин (США), поясняет образование мицелл с помощью забавной аналогии. «Вы знаете, — говорит он ученикам, — что в полярных областях Северной Америки обитает овцебык — большое лохматое животное. Его основной враг — волк. При угрозе нападения хищников на стадо взрослые овцебыки образуют защитный круг. При этом они становятся так, что их хвосты обращены внутрь круга, где в безопасности находятся самки и детёныши, а рогатые головы — в сторону враждебного полярного мира. Точно так же прячут свои „хвосты" от полярной водной среды молекулы мыла и других подобных веществ, когда они образуют мицеллы. „Головы" же молекул обращены наружу, в сторону воды — полярного и неприветливого для молекул внешнего мира».
Похожие статьи