В середине XIX в. английский химик Томас Грэм (1805—1869) обнаружил вещества с загадочными свойствами. При выпаривании их растворов вместо кристаллов получались аморфные студенистые массы. Они имели клеящие свойства. По-гречески клей — «колла», поэтому Грэм назвал эти «аномальные» вещества коллоидами. Он выдвинул гипотезу, согласно которой все вещества делятся на коллоиды и кристаллоиды (при выпаривании раствора они выпадают в виде кристаллов). Во второй половине
XIX в., когда химики открыли много новых коллоидов, казалось, что идея Грэма торжествует. Однако в начале XX в. она была отвергнута.
Как выяснилось, из одного и того же вещества можно приготовить и обычный, и коллоидный раствор. Просто в обычных растворах вещество находится в виде отдельных молекул или ионов, а в коллоидных — в виде значительно более крупных частиц. Например, поваренная соль в органическом растворителе (бензоле) образует типичную коллоидную систему.
Щелевой ультрамикроскоп, с помощью которого можно было разглядеть частицы диаметром менее 0,01 мкм. Они-то и выдвинули идею универсальности коллоидного, или дисперсного (от лат. dispersus — «измельчённый»), состояния вещества. В любом коллоиде выделяются две фазы: сплошная (дисперсионная среда) и дисперсная — мелкие твёрдые частицы, капли жидкости либо пузырьки газа. Фундаментальное значение этих принципов было отмечено в 1925 г. присуждением Зигмонди Нобелевской премии по химии.
Похожие статьи